Блог

Пенсия по результатам соут

Теряют ли работники право на льготный стаж, если по результатам спецоценки присвоен класс 2?

Что в Вашем понимании «льготный стаж»?
Если речь о досрочной пенсии, то так: если условия труда безопасные (это класс 1 и 2 — оптимальные и допустимые условия труда), то право на досрочную пенсию у работника нет.
До того, как был принят закон о спецоценке, условий выхода на досрочную пенсию было два:
Наличие профессии в списках 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
Наличие необходимого стажа работы по этой профессии.

Спецоценка ввела еще одно необходимое условие: установление на рабочем месте вредного (3) или опасного (4) класса условий труда.
Для многих работников это условие стало препятствием: если условия труда по факту спецоценки не обозначены как вредные или опасные, они лишаются права на досрочную пенсию даже если их профессии включены в упомянутые списки.
Накопление «вредного» стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1 или 2 класса вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос.

У Вас это должно быть прописано в результатах СОУТ по каждому рабочему месту.

Посмотрите такой документ, который называется сводная ведомость, в которой также предоставлены классы или подклассы уровня вредности с указанием того, какие льготы полагаются тем людям, которые работают на этих местах. Про пенсию там тоже графочка есть.

Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда»Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Гарантии и компенсации по результатам СОУТ

С 2014 года дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда предоставляются на основании Трудового Кодекса и согласно результатам, проведенной специальной оценки условий труда.

Объем предоставляемых льгот и компенсаций напрямую зависит от класса условий труда:

Класс условий труда

Гарантии и компенсации

Выдача молока и лечебно-профилактического питания Статья 222 ТК РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н

Досрочная трудовая пенсия по старости Статья 27 173-ФЗ

Постановление Правительства РФ № 537 от 18.07.2002

Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 01.01.2014, а также лицам, трудоустроившимся после 1 января 2014, гарантии и компенсации будут предоставляться в том же виде, установленном результатами аттестации рабочих мест, до проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.

Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день:

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней.

Максимальная продолжительность сокращенного рабочего времени для составляет 36 часов в неделю.

На основании статей 92 и 117 ТК РФ величина сокращенного рабочего времени и величина дополнительного отпуска могут устанавливаться трудовым договором отдельно для каждого работника на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Также работодателю предоставляется возможность компенсировать работнику часть дополнительного отпуска, которая более семи минимально положенных календарных дней, или же часть увеличенной продолжительности рабочего времени, но не более 40 часов в неделю, в денежной форме.

Для этого необходимо чтобы:

  • работодатель был участником отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда;
  • отраслевое (межотраслевое) соглашение по охране труда предусматривало порядок, размер и условия предоставления компенсаций, положенных 92 и 117 статьями ТК РФ, в том числе – в денежной форме;
  • условия о сокращении рабочего времени/продолжительности дополнительного отпуска были отражены непосредственно в коллективном договоре между работниками и работодателем;
  • имелось письменное согласие работника (в виде доп.соглашения к трудовому договору).

Доплаты за вредные условия труда:

Минимальный размер повышения оплаты составляет 4 процента тарифной ставки (оклада).

На основании статьи 147 ТК РФ фактические размеры повышенной оплаты труда могут устанавливаться или коллективным, или трудовым договором.

Льготное пенсионное обеспечение:

В соответствии с действующей редакцией статьи 219 ТК РФ работникам, рабочие места которых, включены в списки, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, начисления «вредного» стажа может быть приостановлено, если по результатам СОУТ на рабочем месте работника, входящего в Списки, установлен 1 или 2 класс условий труда.

Исчисление «вредного» стажа может быть продолжено даже через некоторое время в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда.

В настоящее время стаж за «вредность» засчитывается при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в Пенсионный Фонд страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ;
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

Выдача молока или других равноценных продуктов

Выдача молока и лечебно-профилактического питания, с возможностью их замены на денежную компенсацию, осуществляется на основании статьи 222 ТК РФ. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, а также перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых полагается выдача молока определены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

Применение документов бывшего СССР для установления гарантий и компенсаций

На основании статьи 423 ТК РФ, применение нормативных правовых актов СССР для предоставления гарантий и компенсаций возможно, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Обратите внимание, что использование Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22 для установления продолжительности дополнительного отпуска, по результатам проведенной СОУТ, должно быть отражено в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре.

Спецоценка: что нужно помнить кадровику

С 1 января 2014 года начал действовать Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Мероприятия по его реализации не могут не отразиться на деятельности кадровиков. О том, как изменятся и чем дополнятся функциональные обязанности кадровика в связи с действием закона, рассказывает представитель СРОО «Народная инспекция труда» Николай Орлов.

Организации, проводящие спецоценку условий труда

Если на предприятии не аттестованы рабочие места, то работодатель обязан организовать проведение спецоценки условий труда, которую необходимо выполнять раз в пять лет. Для этого на сайте Роструда из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, требуется выбрать эксперта для проведения СОУТ. От того, внесена организация, проводящая спецоценку, в реестр или нет, во многом зависит качество исследований. И нужно помнить, что даже если уже была проведена спецоценка или аттестация рабочего места, но условия труда изменились, то требуется внеплановая СОУТ.

Но прежде всего работодатель должен издать приказ, утверждающий состав специальной комиссии, которая несет ответственность за качество СОУТ. В состав комиссии должно быть включено нечетное количество лиц, в том числе специалист по охране труда, делегат от профсоюзной организации (если в организации есть профсоюз). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Состав и порядок деятельности комиссии необходимо утвердить приказом по организации. До начала спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Очень часто вопросы спецоценки затрагивают интересы бухгалтерии. Главный бухгалтер очень следит за этим, поскольку результаты спецоценки в том числе влияют на составление отчетов в ФСС, ПФР. Поэтому, если есть возможность, можно согласовать вопрос включения в комиссию представителя бухгалтерии.

Поскольку сама по себе СОУТ имеет несколько размытые критерии, то какие-то факторы можно истолковать как вредные, а какие-то как допустимые. Такие спорные моменты необходимо заранее обговаривать с тем лицом, которое будет выполнять измерения и составлять заключение.

Результаты спецоценки работодатель имеет право оспорить, поскольку некоторые организации могут недостаточно качественно ее провести: завысить либо занизить класс вредности условий труда. Эти данные напрямую влияют на льготы организации, на затраты работодателя при осуществлении выплат в ФСС и ПФР. Для того чтобы результаты СОУТ были признаны недостоверными, необходимо провести экспертизу. Ее выполняют специалисты отдела социального партнерства департамента труда и занятости населения и дают заключение, которое используется в качестве доказательства в суде.

Другие публикации:  Он считал что революционер имеет право для своих целей

Границы ответственности кадровика

Несмотря на то, что в первую очередь закон № 426-ФЗ касается деятельности работников охраны труда, без кадровиков не обойтись. При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.

В частности, необходимо, чтобы в организации был выпущен локальный нормативный акт, который разграничивает обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового отдела, в котором следует отразить обязанности кадровиков в части спецоценки. Либо, если такое положение уже есть, внести в него соответствующие изменения.

И второй локальный нормативный акт, который надо принять, — это положение о персональных данных. В нем необходимо отразить вопросы обработки, хранения и безопасности персональных данных и указать ответственных за эти процессы лиц. Так, например, комиссия вместе с кадровиками решает, кто будет хранить сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах, о том, каким образом будут предоставляться льготы и компенсации. Информация, касающаяся спецоценки, — это персональные данные. Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение. Данные на электронном носителе необходимо защитить с помощью технических средств. В каких-то организациях эти обязанности могут быть отданы на откуп экономистов и бухгалтеров, в других этим будут заниматься кадровые подразделения. Именно поэтому я советую кадровикам принимать участие в обсуждении перечня обязанностей, во избежание разногласий в дальнейшем.

В составлении регламента проведения СОУТ требуется участие кадровика. Он совместно с инженером по охране труда должен предоставить сведения с учетом штатного расписания о количестве обследуемых рабочих мест и о том, какие именно это будут рабочие места. Если спецоценке подлежат места, находящиеся в разных цехах либо в разных отделах, то кадровик должен согласовать, в каком порядке будут проводиться исследования.

Также необходимо учитывать, что спецоценка проходит в два этапа: в теплый и холодный периоды. То есть постоянное присутствие эксперта на предприятии не требуется: он устанавливает наличие вредных факторов или их отсутствие и вторично появляется только в следующий период.

Спецоценка труда и деятельность кадровика

После проведения СОУТ возникает необходимость направления работников на первичный и периодический медосмотр, а также ознакомления имеющихся и вновь принимаемых работников с картой специальной оценки. Сотрудник обязан поставить подпись о том, что он ознакомлен. При проверке ГИТ обращает на это внимание. Законодательно рекомендуется ознакомить работников с картой спецоценки в тридцатидневный срок с момента проведения СОУТ. В этот срок не включается время нахождения работника на больничном, в отпуске и в командировке. Если работник отказывается ознакомиться с картой спецоценки, то необходимо составить об этом акт в присутствии комиссии. Все это входит в обязанности кадровика.

Кроме того, кадровик должен следить, категории каких работников в каких условиях работают. Например, недопустимо, чтобы во вредных или опасных условиях труда работала беременная женщина. Как правило, о таких ситуациях кадровики узнают одними из первых. Они обязаны незамедлительно обеспечить перевод беременной. Для этого требуется взять согласие на перевод у работника.

Также результаты спецоценки используются при учете рабочего времени и формирования графика сменности, установлении количества часов в смену. Предусмотрена возможность увеличения рабочей смены за счет предоставления денежной компенсации, что должно оформляться дополнительным соглашением. На отдельных предприятиях можно вести суммированный учет рабочего времени, но не более определенного количества часов, указанного законодательством, и в зависимости от класса вредности.

Обращаю внимание кадровиков, что изменилась ситуация с предоставлением дополнительного отпуска. Если он предусматривался за работу во вредных условиях класса 3.1, то сейчас с таким показателем предоставление дополнительного отпуска уже невозможно в соответствии с требованием ТК РФ. Но такой отпуск может быть предусмотрен на предприятии локальным нормативным актом (как поощрение работника).

Сегодня дополнительный отпуск не менее семи календарных дней предусматривается отдельным пунктом в трудовом договоре либо дополнительным соглашением за работу во вредных условиях с классом вредности 3.2 и выше. По законодательству работодатель обязан предоставить семь календарных дней дополнительного отпуска, но возможно и большее количество дней, если это предусмотрено дополнительным соглашением, межотраслевым соглашением или коллективным договором.

Дополнительные дни отпуска, которые предоставляются сверх того, что требует ТК РФ, могут быть заменены денежной компенсацией.

По некоторым профессиям существуют требования о предоставлении большего количества дней. Эксперты, проводящие СОУТ, в отчете обязательно отметят, что для работника, который трудится на определенном рабочем месте, дополнительный отпуск будет длиннее, и укажут норматив, который обуславливает это.

Кадровым работникам следует помнить о том, что от результатов спецоценки зависит досрочное назначение пенсии по старости. Существуют и действуют списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, но их можно применять, только если по указанным в списке профессиям спецоценкой выявлено наличие вредных условий труда.

Если по каким-либо причинам аттестация или спецоценка условий труда 2015 года труда не проводились, то ПФР не назначит таким работникам досрочную пенсию. Также работник лишается права на досрочную пенсию, если в результате спецоценки условия труда были признаны вредными, но работодатель не перечислял взносы в ПФР.

Ответственность за непроведение спецоценки

За нарушение Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено несколько видов ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, имущественная и административная.

С 1 января 2015 года изменениями статьи 5.27 КоАП РФ ужесточается и дифференцируется система штрафов и санкций. Предусмотрен отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ и медицинских осмотров, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

С 2015 года за непроведение СОУТ штраф для руководителя составит 5–10 тысяч рублей, для организации — 60–80 тысяч рублей. Если в течение года со дня уплаты первого штрафа работодатель вновь допустил нарушение, связанное со спецоценкой, то санкции ужесточаются:

  • для организации или ИП — штраф в сумме от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностного лица — штраф в сумме от 30 до 40 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Поскольку, как показывает практика, фактически осуществить в режиме реальной работы предприятия плановую и тем более внеплановую СОУТ на всех рабочих местах невозможно, а количество санкций увеличилось, год предстоит непростой. Рекомендую при проверке ГИТ не бояться вступать в диалог и обжаловать постановления. Как правило, половину постановлений ГИТ суды отменяют.

СОУТ/Охрана Труда

По данным Росстата, в России около 10% всех получателей трудовых пенсий по старости составляют мужчины моложе 60-ти лет и женщины моложе 55-ти лет. Это люди, которые получили право на пенсию раньше общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в особых условиях труда.

Законом о трудовых пенсиях предусмотрено более 20-ти оснований для его снижения, а соответствующие списки работ и профессий, дающие право на досрочную пенсию, содержат около 300 наименований. Выплаты этой категории граждан, получающих пенсии на 5-10 лет раньше или вообще без ограничения возраста, чем остальные работники, обеспечиваются из общего источника – бюджета Пенсионного фонда.

Действующая система досрочного пенсионного обеспечения сложилась в нашей стране еще в середине прошлого века. В условиях социалистической экономики это было оправдано, так как все работали на государство, а само пенсионное обеспечение осуществлялось за счет государственного бюджета.

Однако, с переходом к рыночной экономике ситуация кардинально поменялась. Большинство отраслей, где используется труд работников в тяжелых и вредных условиях труда — добыча и переработка полезных ископаемых, металлургия, химическое производство, оказались в руках частных владельцев. Они получают немалые доходы от своих предприятий, привлекая рабочую силу благодаря возможности предоставления права на льготную пенсию, и не утруждая себя заботой об улучшении условий труда работников.

При этом, обеспечение права на льготную пенсию работодателям ничего не стоит – за все платит ПФР, а точнее — все работающее население.

Вторая причина, по которой государство вынуждено приступить к реформированию системы досрочных пенсий – это безнадежно устаревшие Списки производств, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Они были приняты еще в 1956 году и практически не изменились до настоящего времени. Тогда как другими стали содержание и наименование многих производств, изменились условия труда, исчезли старые профессии и появились новые.

Специальная система оценки условий труда

Начало новому порядку финансирования пенсий было положено в 2013 году, когда были введены дополнительные тарифы уплаты страховых взносов в ПФР для работодателей, использующих труд работников, имеющих право на досрочные пенсии.

Для тех, чьи работники выходят на пенсию по Списку 1 – они составили 4%, в 2014 году – 6% и далее 9%. Для использующих труд работников, выходящих на пенсию по Списку 2 и «малым спискам» — 2,4 и 6% соответственно.

С 1 января 2014 года вступил в силу закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предписывающий всем работодателям провести такую оценку не позднее 31.12.2018 года. Все необходимые сопутствующие документы уже утверждены: Методика оценки, Классификатор условий труда, Перечень рабочих мест. Закон стимулирует работодателей к проведению такой оценки, равно как и к проведению мероприятий по улучшению условий труда, так как законом предусмотрена прямая связь между размером уплачиваемых дополнительных взносов и результатом специальной оценки, по итогам которой тариф уплаты страховых взносов может быть снижен.

Другие публикации:  Требования к должностной инструкции работника доу

Итогом всей работы стало разделение условий труда на следующие группы:

· вредные (4 подкласса);

В зависимости от отнесения рабочего места к классу и будет устанавливаться тариф дополнительных страховых взносов за работника, занятого на этом производстве.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса (%)

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

3 класс условий труда подразделяется на подклассы:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Согласно «Санитарно-гигиенической характеристике вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России» (1997 года) и аттестации рабочих мест проводимых ранее установлено. Летный труд характеризуется воздействием на организм вредных, опасных, напряженных, тяжелых условий труда (3 класс 3-4 степени), предопределяющих риск развития выраженных изменений в организме и создающих постоянную угрозу для жизни, что соответствует требованиям списка №1 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10, Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.74г. №298/II-22 (ред. 22.10.90г.) «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». Специфичность летного труда (в полете) состоит в том, что неустранимые факторы риска являются следствием вредных, опасных, напряженных, тяжелых условий производственной среды и непрерывности трудового процесса.

Все эти вредные, опасные факторы летного труда отражены также в «Медицинском обосновании права на повышенное и досрочное пенсионное обеспечение летного состава гражданской авиации России в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности под влиянием опасных, вредных и напряженных условий труда» (1997 год).

Эти документы о вредности и опасности летного труда никем не оспорены и не отменены. Они утверждены Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации и директором ФАС России. Одобрены ученным советом Ассоциации авиационной и космической медицины России и согласованы с ПЛС России. В соответствии с реалиями и требованиями сегодняшнего времени, эти документы необходимо переутвердить, а если требуется провести дополнительные исследования.

«Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство»
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003)

Таблица 1.3.1. Классы условий труда, категории профессионального риска и требуемые меры профилактики

*Индекс профзаболеваний, учитывающий категории их риска и тяжести (Н.Ф. Измеров с соавт., 1993г.).

**Специальные (ведомственные, отраслевые или профессиональные) регламенты работ с дорабочим и/или непрерывным мониторингом функционального состояния организма.

+, ++, +++ — условные обозначения интенсивности проведения мероприятий.

ОТМ – организационно-техническое мероприятие, СИЗ – средства индивидуальной защиты, ЛПМ – лечебно-профилактические меры, ПМО – периодические медицинские осмотры, РТО – режим труда и отдыха, СРД – сокращенный рабочий день, ДО – дополнительный отпуск, ДПО – досрочное пенсионное обеспечение.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ С РАБОТОЙ

(ПО ДАННЫМ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Примечание. Для ряда нарушений здоровья, прогрессирующих даже после прекращения экспозиции, например бронхолегочной патологии, их считают профессионально обусловленными (связанными с работой) уже при этиологической доле 25 — 40%, учитывая их неблагоприятный медицинский прогноз.

EF — этиологическая доля.

RR — относительный риск.

Если предприятие успело провести аттестацию рабочих мест до 01 сентября 2013 года, она приравнивается к спецоценке. Ее результаты будут действовать до 2018 года.

До тех пор, пока специальная оценка не проведена, работодатель будет уплачивать взносы по тарифам, установленным в 2013 году.

В свою очередь, вступавший в силу с 2015 года, закон о страховых пенсиях увязывает право работника на досрочную пенсию с отнесением условий его труда к вредному или опасному классу. С 2013 года только при этом условии работа будет засчитываться в специальный стаж, дающий право на льготы.

В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии (дополнительный тариф не предусмотрен).

Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера (дополнительный тариф не предусмотрен).

Таким образом, проблему финансирования досрочных пенсий предполагается решить двумя методами: сокращением количества работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также путем взыскания дополнительных средств с работодателей, которыми созданы рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

Неоднократные попытки реформирование системы досрочного пенсионного обеспечения, выражавшиеся во введении законодательных норм, прекращающих учет специального стажа для назначения пенсии через систему ПФР, установлении дополнительного тарифа страховых взносов, перевода получателей досрочных пенсий на весь период до достижения общеустановленного пенсионного возраста в так называемые профессиональные пенсионные системы, в конечном итоге потерпели неудачу.

Максимум, что удалось сделать на сегодняшний день, — ввести дополнительный тариф для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, направляемый в бюджет ПФР, который, однако, никоим образом не увязан ни с пенсионными правами самих получателей досрочных пенсий, ни с продолжительностью периода получения досрочной пенсии и ее размером. Гораздо более эффективные результаты были достигнуты в ходе проведения давно запланированной аттестации рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (СОУТ), которая позволила сократить их число и, соответственно, в будущем уменьшить численность претендентов на получение досрочных пенсий.

Так, например, по данным Росстата, в 2015 году численность таких работников составила 2,099 млн. чел., в том числе по Списку №1 – 537 тыс. чел., по Списку №2 – 1,243 млн.чел., в условиях дающих право на получение досрочных страховых пенсий по прочим условиям труда – 318,7 тыс.чел. В 2014 году заняты в аналогичных условиях были, по данным Росстата, 2,194 млн. чел.

Численность получателей досрочной страховой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2016г. составила 11,4 млн. чел., в то числе 8,6 млн. чел. тех, кто уже достиг общеустановленного пенсионного возраста. Получателей досрочных страховых пенсий по старости, не достигших 55/60 лет (женщины / мужчины соответственно), насчитывается в настоящее время 2,8 млн. чел. (6,6%). Ранее, цифры озвучивались совсем другие.

Окончательная цель реформирования государственных льготных пенсий – это перевод в корпоративную (негосударственную) систему. Модель досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (ДНПО) изложена в Федеральном законе от 07.05.1998г. (в редакции 2013г.) №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Суть новации, работодателю дается право создавать собственную программу по ДНПО и перечислять дополнительные страховые взносы не в общий котел ПФР, а на личный счет работника в НПО, с которым заключается договор о ДНПО. Из этих накопленных средств и будет производится выплата досрочных пенсий в период от получения права на ДНПО до общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсии будет определятся путем деления, накопленных средств (с учетом инвестирования) на период выплаты (5-10 лет в зависимости от списка). Программа ДНПО утверждается коллективным договором предприятия. Присоединение работника к ней добровольное. Если работник не захотел участвовать в этой системе, то будет получать досрочную пенсию из ПФР, а работодатель будет уплачивать за него взносы в ПФР в большем размере, чем в корпоративной системе. В этом и состоит стимул для работодателей внедрять систему ДНПО. Взносы в эту систему должны поступать из трех источников:

Другие публикации:  Штраф за утерю удостоверения личности казахстан

— Работодатель уплачивает 2% за вредные условия труда (список №2 и малые списки) и 4% за опасные условия труда (список №1).

— Работник уплачивает личные взносы в тех же размерах, что и работодатель в зависимости от условий труда.

— Предусмотрено софинансирование государства в размере 1:4, то есть на каждый рубль, внесенный работником в систему ДНПО, федеральный бюджет добавляет 4 рубля (не более 10 лет).

Софинансирование дифференцируется в зависимости от того, выработан уже специальный стаж или не выработан. Подробно это изложено в законопроекте «О государственной поддержке формирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам ДНПО». Система ДНПО должна начать работать с 2017 года.

Доплата за вредные условия (льготы и компенсации)

(журнал «Социальная защита» №6 2015г. заметка Марины Краснорудской, секретаря ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ)

В соответствии с новой редакцией ст. 92 Трудового кодекса РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается только для тех работников, рабочие места которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 3-й или 4-й степени (3.3, 3.4.) или опасным. Продолжительность рабочего времени, как и ранее, не может превысить 36 часов в неделю. Таким образом, права работать менее общеустановленной нормы лишились лица, на рабочих местах которых условия труда отнесены к вредным 1-й или 2-й степени 3.1 и 3.2 подкласс вредных условий труда).

Новеллой действующего трудового законодательства является возможность установления денежной компенсации за увеличение продолжительности рабочего времени работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным. С согласия самого работника продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю (ч. 3 ст. 92 Трудового кодекса РФ), для медицинских работников не более 39 часов (ст. 350 ТК РФ).

Компенсационная выплата может устанавливаться при соблюдении следующих условий: условия труда на рабочем месте работника отнесены к подклассу 3.3, 3.4 или 4; организация является участником отраслевого (межотраслевого) соглашения, которое предусматривает увеличение продолжительности рабочего времени и устанавливает порядок, размеры и условия выплаты компенсации; в организации заключен коллективный договор, предусматривающий увеличение продолжительности рабочего времени, а также порядок, размеры и условия выплаты компенсации; есть письменное согласие работника об увеличении продолжительности рабочего времени, оформленное в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.

Без соблюдения этих условий выплата компенсации будет рассматриваться как не предусмотренная законодательством.

В силу положений ст. 164 ТК РФ предусмотренная ст. 92 денежная компенсация является именно компенсацией, а не гарантией.

Такой вывод важен для понимания порядка налогообложения рассматриваемой компенсации, выплачиваемой за увеличение продолжительности рабочего времени. Так как компенсация предусмотрена законодательством и должна рассматриваться именно как компенсация (а не гарантия), она не должна облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Для иного порядка необходимо, чтобы соответствующие нормативные правовые акты напрямую предусматривали необходимость налогообложения рассматриваемой компенсации. Речь идет о положениях ст. 217 Трудового кодекса РФ и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Компенсация призвана восполнять затраты труда работника, который выполняет свои трудовые обязанности сверх установленной законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени. В связи с этим она в данном случае заменяет оплату труда. То есть соответствующие часы должны оплачиваться именно в виде компенсации, а не оплаты труда. В противном случае законодательство содержало бы нормы о повышенной оплате труда соответствующих часов.

Для того чтобы обеспечить выплату компенсации, организация должна обеспечить отдельный учет часов, которые отработаны сверх установленной сокращенной продолжительности рабочего времени, но в пределах общеустановленной 40-часовой рабочей недели (для медицинских работников — 39 часов).

При этом следует учитывать, что порядок, размеры и условия выплаты компенсации за увеличение продолжительности рабочего времени для работников, занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, определяются прежде всего отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. В этих документах могут предусматриваться и иные правила предоставления компенсации.

Увеличение работникам с вредными условиями труда продолжительности рабочего времени может предусматриваться и путем увеличения продолжительности рабочей смены (ежедневной работы).

В общем порядке согласно ч.2 ст. 94 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

— при 36-часовой рабочей неделе

— при 30-часовой рабочей неделе

Эта норма с 2014 года не изменилась, в связи с чем может по-прежнему применяться организациями. Согласно же введенной с 1 января 2014 года ч. 3 ст. 94 при соблюдении определенных условий продолжительность рабочей смены (ежедневной работы) может быть несколько увеличена.

В частности, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с приведенными значениями для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до следующих значений:

— при 36-часовой рабочей неделе

— при 30-часовой рабочей неделе

Дополнительным условием увеличения продолжительности смены (рабочего дня) является соблюдение нормы рабочего времени для таких работников, установленной в соответствии со ст. 92 ТК РФ. Даже при письменном согласии работника и при выполнении других условий должна быть соблюдена норма рабочего времени, исчисленная из расчета 40-часовой рабочей недели (для медицинских работников — 39 часов).

Одновременно с этим изменениям подвергнуты и положения ст. 104 ТК РФ о порядке установления учетного периода в рамках применяемого режима суммированного учета рабочего времени.

В новой редакции части первой этой статьи особо отмечено, что суммированный учет рабочего времени может устанавливаться и в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такую норму можно было применять и ранее.

Изменениям же подвергнута максимальная продолжительность учетного периода, устанавливаемого в рамках суммированного учета рабочего времени. Если в общем случае учетный период, как и ранее, не может превышать 1 год, то для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, максимальная продолжительность учетного периода теперь составляет 3 месяца. Это существенное ограничение по применению учетного периода, которое должно быть учтено всеми без исключения работодателями.

Принятые изменения касаются всех без исключения работников, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными (всех без исключения подклассов — 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) или опасными.

В связи с вступлением в силу с января 2014 года новой редакции ч.1ст. 104ТК РФ организации должны внести изменения в локальные нормативные акты, устанавливающие применение режима суммированного учета рабочего времени. В обязательном порядке продолжительность учетного периода для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, не может превышать трех месяцев.

Слишком жесткая привязка установления класса (подкласса) вредности и опасности труда к величине уплаты дополнительного тарифа взносов, возможности сокращения отпусков и увеличения рабочего времени заставляет работодателей всеми возможными методами не обоснованно снижать класс вредности на этапе подготовки документов и проведения СОУТ в ущерб безопасности полетов и здоровья членов экипажей.

Согласно подпункта 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при наличии мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников, они имеют право требовать проведения внеплановой специальной оценки условий труда.