Блог

Продление срока выплаты пособия по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего возраста

Оглавление:

Пособие на ребенка до 3 лет может вырасти в 60 раз

На рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект №478277-7, предусматривающий увеличение срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет — до 3 лет. Авторами инициативы являются депутаты от партии «Справедливая Россия». Кроме увеличения срока выплаты пособия депутаты предлагают установить возможность нахождения для матерей или отцов в отпуске по уходу за ребенком с сохранением рабочего места до 7 лет. Поправки должны быть внесены в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Цель — улучшение демографии

Авторы инициативы в пояснительной записке к законопроекту отметили, что в последние годы в России начала падать рождаемость. Как показывает опыт «демографической ямы» 90-х годов, это приводит в дальнейшем к значительному уменьшению количества трудоспособного населения и росту числа пенсионеров. Последний раз рождаемость в России превышала смертность в 2016 году. Даже существующие меры поддержки семей с детьми, в частности материнский капитал, как отмечают депутаты, уже не дают нужного эффекта. Поэтому срочно необходимы новые меры для поддержки рождаемости. В частности, гарантии для матерей, что они будут получать в декрете достойные деньги.

Законопроект, внесенный парламентариями, предполагает продление срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Эта мера логически следует из норм Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым один из родителей, усыновителей или опекунов ребенка имеет право на отпуск по уходу на три года. Размер пособия авторы инициативы изменять не собираются, сохранив принципы начисления, предусмотренные действующим законодательством для детского пособия до 1,5 лет. Кстати, сам отпуск по уходу законодатели также хотят продлить до 7 лет.

Новые получатели пособия по беременности и родам

Также законопроектом предложены поправки к перечню возможных получателей пособия по беременности и родам, или, как его называют в обиходе, декретных выплат. Депутаты отмечают в пояснительной записке, что:

Женщинам, которые не работают, пособие по беременности и родам не выплачивается вообще. Например, домохозяйки, которые никогда не работали и не служили, либо же трудились неофициально и не имели отчислений в ФСС, не получают указанных выплат. Кроме того, аналогично не получают указанные выплаты лица, проходящие очно-заочную и заочную форму обучения.

Они считают это несправедливым, ведь такие женщины также рождают детей. В перечень получателей декретных выплат авторы инициативы предлагают включить:

  • будущих мам, которые обучаются по любой форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
  • женщин, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий обращению за пособием по уходу за ребенком, но сейчас не работают и не состоят на учете в качестве безработных.

Если инициатива парламентариев будет поддержана их коллегами, то женщины, уволившиеся по собственному желанию, смогут получать декретное пособие.

Примечательно, что этот законопроект его авторы вносят в Госдуму уже не в первый раз, но в прошлые разы он не прошел даже первого чтения и был отклонен на уровне профильного комитета. Сейчас шансов у инициативы больше, ведь об увеличении детского пособия до 3 лет задумались в Правительстве РФ, и предложения об установлении размера этой выплаты аналогично размеру пособия до 1,5 лет от чиновников также звучали.

Законопроект зарегистрирован в профильном комитете по вопросам семьи, женщин и детей. Дата его рассмотрения пока не определена.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет — размер, порядок получения

Многие молодые семьи сталкиваются с финансовыми трудностями после появления в семье ребёнка, ведь затраты на содержание увеличиваются в десятки раз, поэтому государство оказывает посильную помощь в таких случаях. В силу отсутствия специальных знаний некоторые молодые мамы пользуются ежемесячными выплатами для обеспечения малыша только до полутора лет, однако исходя из, законодательства Российской Федерации можно продлить сроки выплат до трёх лет. Денежные средства на содержание детей до 3 лет выплачиваются из бюджета. В России размер пособия по уходу за ребёнком до 3 лет является минимальным, в отличие от пособия до 1.5 лет, размер которого зависит от зарплаты.

Статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации время отпуска по уходу за ребёнком ограничено трёхлетним периодом. Несмотря на этот факт, пособия из Фонда социального страхования и бюджета работодателя выплачиваются в полной мере только до 1.5 лет.

Размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет в 2019-2020 г.

На 2019 и 2020 год размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до трёх лет составляет только 50 рублей в месяц плюс региональный коэффициент, эта сумма установлена законодательно ещё указом Президента РФ от 30 мая 1994 года за № 1110. Естественно данные денежные средства просто смехотворны и не смогут покрыть расходов на содержание, поэтому чиновники и общественные деятели периодически выдвигают на рассмотрение законы позволяющих продлить срок выплат. Во многих субъектах Российской Федерации самостоятельно продлён срок ежемесячных выплат, и финансируются эти средства из местного бюджета регионов.

Кто имеет право на получение пособия на детей до 3 лет

На компенсацию по уходу за ребёнком до трёх лет претендовать могут далеко не все молодые пары, поэтому необходимо внимательно ознакомится с требованиями и пакетом документов для оформления пособия. Компенсация имеет постоянный характер до наступления трёхлетнего возраста ребёнка, однако сумма выплачивается непосредственно матери в силу того, что она не может выйти на рабочее место. На сегодняшний день правом получения компенсации могут воспользоваться следующие категории населения:

  • Женщины, состоящие на государственной службе, военнослужащие и служащие по контракту.
  • Матери – инвалиды 1 и 2 группы;
  • Молодые мамы, обучающиеся в высшем учебном заведении на заочном отделении;
  • Безработные, получившие официальный статус безработной в связи с ликвидацией предприятия, а также безработные проходящие переподготовку;
  • Женщины, ухаживающие за детьми-инвалидами 1-й группы или пожилыми людьми в возрасте старше 80 лет.
  • Отец ребёнка, бабушка или дедушка, непосредственно обеспечивающие воспитание и уход за ребёнком;
  • Опекуны и усыновители.

Если, Вы относитесь к одной из вышеуказанных групп населения, то вполне можете рассчитывать на пособие по уходу за ребёнком. Чтобы документально оформить пособие необходимо собрать пакет документов и направить его работодателю или в органы социальной защиты по месту регистрации. Подать документы на данную выплату можно сразу после наступления ребёнку 1.5 лет, данное право сохраняется за родителями в течение 6 месяцев после наступления срока получения пособия. Если Вы не успеете воспользоваться своим законным правом, выплата будет произведена с момента подачи заявления.

Документы для получения пособия

Пакет документов представляет собой следующий перечень:

  • Заявление установленного в организации образца или свободной форме на имя руководителя предприятия.
  • Копию приказа о назначении отпуска по уходу за ребёнком с датой начала и окончания отпуска.
  • Свидетельство о рождении ребёнка.
  • Копию трудовой книжки.
  • Копию паспорта гражданина Российской Федерации.
Другие публикации:  Заявление в прокуратуру от юрлица

Если, Вы планируете получать компенсацию от органов местного самоуправления или социальной службы нужно представить:

  • Справку из службы занятости, подтверждающую, что пособие по безработице не выдаётся.
  • Свидетельство о рождении ребёнка и копию паспорта получателя компенсации.
  • Заявление с указанием способа перечисления денежных средств, по средствам почты или на счёт в банке.

Передать документы в соответствующие органы можно лично или с помощью законного представителя, также можно воспользоваться услугами почты России. В условиях современного мира и развития инновационных технологий документы можно направить через единый портал государственных и муниципальных услуг. С момента поступления документов к работодателю или в органы социальной защиты и до принятия решения о выплатах проходит не более 10 дней. В решение уточняется сумма ежемесячной компенсации с учётом всех коэффициентов, а также срок, за который данные денежные средства будут получены.

Как рассчитывается размер пособия

Расчёт ежемесячной выплаты по уходу за ребёнком до 3 лет не требует особых знаний и навыков, в соответствии с законодательством принята фиксированная сумма выплат в размере 50 рублей. В зависимости от региона проживания сумма может быть увеличена на региональный коэффициент. Бухгалтеру организации или социального органа необходимо рассчитать стоимость одного дня и умножить её на количество дней, оговоренных в решение.

Не смотря на то, что компенсация зачастую выплачивается работодателем, для бюджета организации подобные выплаты не наносят серьёзного вреда. Данный вид компенсации не облагается налогами, начисления выполняются за весь срок отпуска по уходу за ребёнком. Даже если в Вашей организации не были предусмотрены подобные выплаты, в соответствии с законодательством работодатель обязан делать перечисления.

Выплата компенсации по уходу за ребёнком согласно части 3 статьи 256 Трудового кодекса РФ и пунктом 17 приказа Президента РФ от 3 ноября 1994 года за № 1206, прекращаются в случае наступления одного из событий:

  • Достижение ребёнком трёхлетнего возраста.
  • Увольнение сотрудника по собственному желанию.
  • Сотрудник приступил к трудовым обязанностям до истечения срока отпуска по уходу за ребёнком. Компенсация сохраняется, если сотрудник работает на дому или неполный рабочий день.
  • В силу различных обстоятельств ребёнок был переведён на полное государственное обеспечение.
  • Лишение родительских прав на ребёнка, за которым осуществлялся уход.
  • Возникновение различных обстоятельств, не оговоренных законодательными актами.

Проанализировав ситуацию в России с выплатой детских пособий можно сделать вывод, что в полном объёме получить пособие можно только для детей в возрасте до 1.5 лет. Компенсация в размере 50 рублей в месяц довольно низкая, поэтому многие молодые мамы по достижению ребёнком 1.5лет выходят на работу и получают заработную плату, установленную трудовым договором. Для неработающих групп населения подобные выплаты не предусмотрены, однако получить компенсацию можно если удастся доказать тяжёлое материальное положение и отсутствие кормильца в семье. Законодательные акты и размеры выплат постоянно пересматриваются, возможно, в будущем срок выплат пособия по уходу за ребёнком будет продлён до 3лет. В некоторых регионах Российской Федерации подобные эксперименты уже проводятся и имеют отличные результаты. Прежде чем подавать документы на оформление денежных компенсаций внимательно изучите нормы и добавочные показатели своего региона, чтобы в заявлении указать точные цифры.

Срок выплаты «детских» хотят продлить до 7 лет

Поступивший в Госдуму законопроект № 278518-7 об увеличении периода выплаты детских пособий, порадует будущих мам. И это главное. А то, что создаст дополнительные проблемы руководству компаний и кадровикам – так это, согласитесь, такие мелочи по сравнению с улучшением демографической ситуации.

Поправки предлагается внести в статью 14 закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Авторы инициативы предлагают продлить период выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (сейчас оно выплачивается до 1,5 года и составляет 40 процентов от заработной платы родителя до ухода в декрет). А в некоторых случаях – обязать работодателей и органы ФСС оплачивать матери отпуск по уходу за ребенком до семи лет. Это будет происходить, если ему не будет своевременно предоставлено место в детском саду. Родители должны будут предоставить работодателю документ об отсутствии возможности предоставить место в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования.

Депутаты уверены, что предложенные ими дополнительные меры социальной поддержки будут способствовать решению семейных, социальных проблем, а также улучшению демографической ситуации в России. Таким образом, картина в скором времени будет следующая: большинство сотрудниц, родивших ребенка, будут уходить в отпуск по уходу до достижениям им трех лет. А некоторые – исчезать из поля зрения (без возможности их уволить) – на 7 лет. Мест в детских садиках действительно не хватает, к тому же, учитывая размах нашей коррупции, нельзя исключить возможность получения справки об отсутствии мест в саду и при их наличии. Кадровикам придется искать им замену на этот период.

В помощь маме: выплаты пособия по уходу за ребёнком предлагают продлить до семи лет

Выплаты пособия по уходу за ребёнком могут продлить до достижения им трёхлетнего возраста. Соответствующий законопроект (есть в распоряжении RT) разработан депутатом комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергеем Вострецовым.

«После распада СССР очень много помещений детсадов отдали под коммерческие нужды. Когда пошёл бум рождаемости, оказалось, что регионы не могут обеспечить всех нуждающихся яслями, — говорит он. — По состоянию на 1 мая 2016 года очерёдность в ясли составляет около 193 тыс. детей в возрасте от полутора до трёх лет. В связи с этим значительное количество матерей вынуждено находиться в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Нужно, чтобы у этих людей была возможность работать».

Сейчас пособие по уходу за ребёнком прекращают выплачивать после полутора лет. Его размер составляет около 40% от среднего заработка и зависит от факта трудоустройства, размера зарплаты до ухода в отпуск, а также региона, в котором проживает получатель. В некоторых случаях выплачивается фиксированная сумма. Средний минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком составляет около 2,9 тыс. рублей, за вторым и последующими детьми — 5,8 тыс. рублей, а средний максимальный — около 11,6 тыс. рублей. При этом отпуск по уходу за ребёнком предоставляется до достижения им трёх лет. В период от полутора до трёх лет выплачивается уже не пособие, а ежемесячная компенсация в размере 50 рублей.

По экспертным оценкам, около 40% ухаживающих за детьми по достижении ими полутора лет не выходят на работу. Примерное число получателей пособия, на которых будут распространяться нормы указанного проекта федерального закона, составит около 77 тыс. человек, отмечает депутат.

По словам депутата, сейчас в ряде регионов трудно получить место не только в яслях, но и в детских садах для детей от трёх лет. Такая проблема наиболее остро стоит в больших городах.

«Существуют регионы, где очереди в дошкольные учреждения непомерно велики. Речь идёт в основном о городах-миллионниках, таких как Москва и Санкт-Петербург. Дело в том, что они разрастаются слишком быстро, а инфраструктура не поспевает за этим процессом, — рассказывает RT депутат, — наша задача заключается в предотвращении этих пробелов в реализации детской программы дошкольного образования».

Законопроект также предусматривает выплаты для ухода за детьми постарше — в возрасте от трёх до семи лет, но только в том случае, если ребёнку не досталось место в детском саду. Предлагается установить ежемесячное пособие в фиксированном размере — 3 тыс. рублей на каждого ребёнка. Для того чтобы его получить, нужно будет просто предъявить справку из РОНО о том, что вам не могут предоставить место в детском саду.

Другие публикации:  Договор дальспецстрой

Молодая мама Мария Шаталова в разговоре с RT отметила, что выплаты в размере 3 тыс. рублей в месяц не позволят родителям отдать ребёнка в частный сад или же нанять няню.

«Сейчас моей дочери два годика. Я получаю всего 50 рублей в месяц от государства, но эти деньги даже не проверяю на счету — это смешно. Ребёнку предоставили место в садике в группе кратковременного пребывания на два часа — за это время я не успеваю ничего, только в магазин заехать, — жалуется молодая мама, — компенсация даже в 3 тысячи неадекватна тому факту, что мама не может выйти на работу — или может, но она будет вынуждена отдавать всю свою зарплату на оплату частного сада или няни».

При этом Мария полагает, что продление выплат не будет лишним.

«До полутора лет ребёнка я получала пособие по уходу. Поскольку уходила в декрет с работы, сумма моего пособия отличалась от стандартного государственного в большую сторону — около 10 тыс. рублей, — отмечает Мария Шаталова, — этой суммы полностью хватало на подгузники на весь месяц, а также на бытовые мелочи для малыша: бутылочки, соски, мелкие игрушки, средства по уходу».

Член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты Юлия Зимова поддерживает инициативу. Однако считает, что вместо выплат пособий по уходу за детьми в возрасте от трёх до семи лет разумнее было бы предоставлять сертификат на обучение ребёнка в детском саду, соответствующий реальной стоимости.

«Пребывание ребёнка в детском садике в Москве стоит примерно 10 тыс. рублей в месяц. Если для государства содержание ребёнка обходится в 10 тыс., то почему оно должно выплачивать только 3 тыс.? — возмущается Зимова. — Нужно выдавать сертификат в размере 10 тыс. рублей за каждый месяц, чтобы родитель смог отдать ребёнка в тот сад, который он сам считает нужным. Если государство не может выделить место, то можно определить ребёнка в частное учреждение, покрыв часть расходов этим сертификатом».

Также она считает, что нужно убрать максимальный размер выплат пособий по уходу за детьми до полутора лет, так как он делает просто невыгодным уход в декрет для людей с высокой зарплатой.

«Если ты работал менеджером высшего звена, у тебя зарплата 100 тыс. рублей, то ты не получишь 40% от неё в виде 40 тыс. рублей, потому что есть ограничение в виде максимального размера пособия по уходу. В Москве он составляет около 19 тыс. рублей, больше этой суммы даже при очень высокой зарплате получать нельзя», — говорит Зимова RT.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2019 году

Материнство и детство практически во всех странах мира являются наиболее значимыми ценностями общества, поэтому повсеместно действуют государственные финансовые программы поддержки рождаемости.

Выплата помощи молодым матерям осуществляется как компенсация временной нетрудоспособности женщины, пока она ухаживает за младенцем. В стареющих европейских странах такая государственная помощь имеет крайне привлекательные условия, а в Арабских Эмиратах на рожденного нового гражданина страны даже выделяется собственная жилплощадь.

Срок, на протяжении которого женщина может пользоваться льготным положением, в России ограничен тремя годами, по достижению этого возраста малыш оформляется в детский сад, а мама выходит на работу.

В идеале, сумма начислений для матери и ребенка должна отвечать среднему прожиточному уровню страны, однако на практике не все так радужно, как хотелось бы.

Стоит оговорить, что компенсационные выплаты на ребенка или иначе «детские деньги» имеют право получать все родители, которые ухаживают за новорожденным – это обязательный вид государственной помощи. Ограничение или запрет начислений пособий на ребенка касается только родителей-отказников или лишенных родительских прав. В этом случае «детские деньги» получает лицо или учреждение, являющееся опекуном малыша (родственники, детский дом, приют и т.д.). Для получения выплат родители должны обратиться в органы ФСС и предоставить установленный пакет документов, вместе со свидетельством о рождении.

Размер пособий по уходу за ребенком в 2019 году

Что касается размера суммы выплат по уходу за ребенком, то тут законодательство разделяет два вида пособия:

  • по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • по уходу за ребенком до 3 лет.

Минимальная ежемесячная выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2017 году составляла 2 718 рублей на первого ребёнка (в 2018 году – 2856) и 5 436 рубля (5676 рублей в 2019 году) на второго и последующих детей.

Как и в прошлом и позапрошлом году, в 2019 данное пособие рассчитывается исходя из среднего заработка лица, получающего начисления, и составляет примерно 40% от средней зарплаты, но в любом случае она (средняя зарплата) не должна быть ниже МРОТ. В 2019 году он составляет 5965 рублей, что на 7,4% больше прошлогоднего уровня. Все детские ежемесячные выплаты до 1,5 лет также проиндексированы в 2019 году на 5-5,5%:

  • минимальное пособие по уходу за первым ребенком – 2718 рублей/месяц;
  • минимальное пособие по уходу за вторым и каждым последующим ребенком – 5436 рублей/месяц.

При этом коэффициент расчета пособия в минимальном размере для каждого региона России может быть разным, он так и называется «районный коэффициент» и узнать его можно на сайтах органов самоуправления.

Что же касается «детских денег» (пособий) от полутора до трех лет, то сумма тут ничтожно мала и совершенно нежизнеспособна как финансовая помощь – 50 (пятьдесят) рублей в месяц на одного несовершеннолетнего.

Право на получение пособия по уходу за ребенком имеют родители или родственники, осуществляющие уход за малышом (при этом все лица подлежат обязательному социальному страхованию кроме случаев, смерти матери и/или отца или лишения их родительских прав). Если проще, то получает пособие тот, кто находится в отпуске по уходу за ребенком.

Если мама или другое лицо, получающее пособие по уходу за детьми, были трудоустроены на нескольких предприятиях, то они имеют право выбора основы расчета для получения ежемесячного пособия.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2019 году

В 2019 году в получении пособия по уходу за ребенком изменилась только сумма, порядок начисления выплаты остается прежним. Нетрудоустроенные родители могут получать пособие в органах социальной защиты по месту проживания. Для оформления пособия необходимо обратиться в отделение ФСС с соответствующим заявлением в срок не позднее шести месяцев с момента исполнения малышу полутора лет.

Если родитель, получающий пособие трудоустроен, то начисление производится в бухгалтерии по месту работы, пакет документов и срок подачи заявления при этом неизменны:

  1. заявление о получении пособия;
  2. справка о рождении ребенка, выданная ЗАГСом;
  3. свидетельство о рождении или копия;
  4. справка с места работы второго родителя или ФСС о том, что пособие второму родителю на момент подачи документов не назначалось.

Для нетрудоустроенных пакет документов расширяется трудовыми книжками родителей, справкой из ЗАГСа о втором родителе (для одиночек) и аттестатами/дипломами об образовании.

Пособие начисляется в течение шести месяцев с момента рождения ребенка и может быть выдано единовременно в течение 10 дней после подачи документов.

Если в семье несколько детей до 1,5 лет, то сумма всех пособий не может превышать 100% среднего заработка лица, его получающего.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет

Выплата «детских денег» от 1,5 до 3 лет регулируется в большей мере местными начислениями, чем общегосударственной программой. Так, федеральное законодательство предусматривает символическую выплату в размере 50 рублей в месяц, но при этом в некоторых регионах существует собственный коэффициент перерасчета. Для примера, в Москве матери получают по 2000 — 2200 рублей на детей в возрасте 1,5 — 3 года.

Другие публикации:  Требования iphone 6

Основанием местных перерасчетов является несколько факторов:

  1. количество детей в семье;
  2. средняя заработная плата по региону;
  3. средний доход лица, получающего компенсацию.

В Думе уже неоднократно поднимался вопрос о пересмотре начислений родителям детей до трех лет, однако пока ни одна из программ не принята за основу. Так, чуть больше года назад, 11 ноября 2013 года в Госдуме зарегистрирован законопроект, предусматривающий внесение изменений в установленные законодательством размеры и сроки выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

На основании данного предложения существует практика продления выплаты пособия от полутора до трех лет, но она не повсеместная, а применяется в некоторых отдельных регионах: Москве и Санкт-Петербурге, Чукотском АО, в Пермском и Хабаровском краях, республиках Коми, Чеченской, Чувашской, Мордовии, а также в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и ряде областей России, в числе которых Амурская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Калужская, Кировская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Тамбовская, Тульская, Тюменская и Челябинская.

Напомним, что право на получение компенсационных выплат по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста также имеют:

  • родители или лица (опекуны, бабушки и дедушки или иные родственники), фактически осуществляющие уход за малышом;
  • матери, которые проходят военную службу по контракту, в том числе в органах внутренних дел;
  • матери, которые входят в состав гражданского персонала воинских формирований РФ, на территории иных государств;
  • матери, которые на момент родов были нетрудоустроенными или уволенными в связи с сокращением штата и/или ликвидацией организации, но при этом не получают пособие по безработице.

Продлят ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет малоимущим

В 2015 году Премьер-министр РФ дал поручение Правительству рассмотреть возможность введения с 2016 года социальных выплат матерям, которые воспитывают детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, на основе принципов адресности и нуждаемости.

Отвечая на вопросы участников форума, Премьер высказался о необходимости нововведений в сфере государственной поддержки матерей с детьми до 3-х лет. Медведев отметил необходимость следующих шагов:

  • выделение категорий семей, которые нуждаются в адресной помощи — малообеспеченные (малоимущие), неработающие и т.п.;
  • стимулирование работодателей на создание подходящих гибких условий занятости для таких женщин;
  • логическое завершение программы по созданию достаточного количества мест в детсадах и переход на строительство и развитие ясельных учреждений.

Также в рамках проведенного форума Дмитрий Медведев выделил ключевые направления партийной социальной политики. Среди них были отмечены развитие господдержки семей с детьми, защита интересов матерей и необходимость внедрения новых направлений соцпомощи.

Премьер призвал членов кабинета министров разработать предложения по изменению законодательства о детских пособиях в рамках проводимой антикризисной программы.

Проблемы содержания матери ребенка до 3 лет

В настоящее время России начала выравниваться демографическая ситуация (в последние годы даже наблюдается естественный прирост населения), решаются проблемы с соцподдержкой граждан, в том числе семей с детьми, и строятся детские дошкольные учреждения. Однако в социальном законодательстве и его практическом применении имеются ряд недостатков, которые не позволяют полноценно обеспечить интересы матерей с детьми возрастом 1.5-3 года.

В частности, на упомянутом выше форуме соцработников был озвучен ряд проблем, с которыми в текущих условиях сталкиваются матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Среди них:

  • чрезвычайно малый размер пособия (компенсации) по уходу за ребенком между 1.5 и 3 годами, которое составляет 50 рублей (меньше $1 по среднему курсу 2015 года) и выплачивается работодателем;
  • недостаточность региональных выплат матерям на содержание детей;
  • недостаток мест в социальных яслях, куда мама могла бы отдать ребенка младше 3-х лет при желании выйти на работу.

Даже при условии выделения средств из федерального бюджета на организацию новых ясельных учреждений и создание достаточного количества мест, маленькие дети не смогут беспроблемно посещать эти учреждения: ребенок в этом возрасте должен пройти период адаптации и переболеть всеми «коллективными» болезнями прежде, чем у него установится иммунитет. Вряд ли даже самым терпеливым работодателям захочется держать на работе сотрудницу, которая будет постоянно уходить на больничный.

Некоторые дети до 3 лет из-за особенностей здоровья вообще не смогут ходить в ясли, то есть часть женщин будут не способны выйти на работу. Осложняет ситуацию социальный статус матери-одиночки, неполучение от отца ребенка алиментов на его содержание или невозможность переложить часть забот по уходу на бабушек или дедушек для того, чтобы пойти работать.

Продлят ли пособие на ребенка с 1.5 до 3 лет нуждающимся?

В июне 2015 года состоялся круглый стол представителей «Единой России», посвященный реализации поручений вышеупомянутого форума социальных работников. Присутствующие вновь высказались за крайнюю необходимость продления срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3-х лет. В условиях демографического подъема даже устранение нехватки яслей не решит проблемы всех женщин с маленькими детьми. Инициативу, касающуюся поддержки матерей, одобрили и через Общественную палату РФ направили на рассмотрение в Госдуму и федеральное правительство.

Члены Общественного совета при Минтруде обсудили законопроект, разработанный по заданию Премьера и касающийся определения критериев нуждаемости. Полномочия выделить категории граждан, нуждающихся в соцподдержке, планируется возложить на регионы, поскольку в каждом субъекте федерации свои показатели уровня жизни, не позволяющие установить «усредненные» общероссийские стандарты.

Топилин также отметил важность применения принципа адресности при перераспределении финансов. Ведь далеко не все женщины, воспитывающие детей до 3-х лет, по мнению чиновников в Правительстве нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки.

Пособие до 3 лет принципу адресности и нуждаемости

Члены Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты отреагировали на представленный проект закона понимающе, но с целым рядом озвученных опасений. Несмотря на заявление Топилина о перераспределении денежных ресурсов в пользу граждан, у представителей Совета свое мнение на этот счет:

  • в создавшейся экономической ситуации отдавать регионам право определять порог нуждаемости неоправданно;
  • «оптимизация» средств в дефолтных и преддефолтных регионах может не только не обеспечить интересы нуждающихся семей, но и наоборот — ухудшить их уровень жизни.

Озвученные Топилиным 50 миллиардов рублей ежегодно — сумма немалая. Станет ли она подъемной для бюджета в 2016 году и к чему в конечном итоге приведут предложенные министерством инициативы на фоне социальной политики «Единой России»?