Блог

Федеральный закон о иностранцах

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 6 января, 1, 4 декабря 2007 г., 6 мая, 23 июля 2008 г., 8 мая, 3, 28 июня, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 23, 27 июля, 28 сентября, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 21 апреля, 1, 18 июля, 16, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 28 июля, 12 ноября, 3, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 20 апреля, 5 мая, 23 июня, 21 июля, 24, 29 ноября, 1, 22, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 23 мая, 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 1 мая, 3 июля 2016 г., 7 марта, 17 апреля, 7 июня, 29 июля, 5, 31 декабря 2017 г., 27 июня, 19 июля, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 г.

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

25 июля 2002 года

Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения иностранных граждан с органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами органов власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Законодатель в понятие «иностранный гражданин» включает понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Новый Закон определяет три правовых режима пребывания иностранных граждан на территории РФ: режим временного пребывания на территории РФ, режим временного проживания на территории РФ, режим постоянного проживания на территории РФ.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранный гражданин прибыл в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания не может превышать девяноста суток, за некоторыми исключениями. В частности, если такой гражданин заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок его временного пребывания продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня его въезда.

Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан.

Перечисляются основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования разрешения на временное проживание. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство, дающий право на постоянное проживание в РФ. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на пять лет. Основания отказа в выдаче (либо аннулирования) вида на жительство те же, что и в случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Федеральный закон регулирует также порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию, порядок регистрации иностранных граждан, въехавших на территорию РФ, порядок передвижения иностранных граждан в пределах Российской Федерации, избирательные права иностранных граждан, условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок замещения иностранными гражданами государственных должностей, отношение иностранных граждан к военной службе.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 июля 2002 г. N 144, в «Российской газете» от 31 июля 2002 г. N 140, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3032

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения подпункта 13 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ и пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 28-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 129-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 466-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 508-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ

Другие публикации:  Мти договор

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 74-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 164-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением абзацев седьмого — девятого пункта 4 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 384-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 386-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 2 статьи 32.2, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г., за исключением изменений в статью 13 (пункт 4.6), вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 6 мая 2008 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 января 2007 г. N 2-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 15 января 2007 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новые крепостные

8 июля миллионы мигрантов и студентов-иностранцев в России разом лишатся права на свободное передвижение: что происходит?

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

27 июня Владимир Путин подписал Федеральный закон №163-ФЗ, в котором уточняются понятия миграционного учета в России. Согласно новому тексту, более четкие формулировки получают термины «место пребывания иностранного гражданина» и «сторона, принимающая иностранного гражданина». Большая часть СМИ описали это событие как облегчение жизни мигрантов, поскольку в документе говорится о том, что можно регистрировать иностранных работников в вагончиках, — и это вызвало ворчание среди жителей толерантной России: понаедут еще, займут все наши вагончики.

Видео: Глеб Лиманский / «Новая газета»

На деле ситуация совершенно другая. Новые правила поставили под удар всех законопослушных трудовых мигрантов и почти всех студентов из других стран. Вне закона может оказаться любое юридическое лицо, пытающееся позвать к себе на работу или на обучение представителя другой страны.

Вне правового поля окажутся даже те люди, у кого уже есть все разрешающие пребывание в России документы.

Закон от восьмого-седьмого

Когда иностранный гражданин приезжает в Россию, он обязан встать на миграционный учет и зарегистрироваться. Сам он зарегистрироваться при этом не может: обязанность возлагается на принимающую сторону. В случае частного визита — это хозяин арендуемой квартиры или гостиница, в случае учебы — вуз, в случае работы — фирма, в которой работает иностранец (последнее вариативно, поскольку на учет компания сотрудника ставить обязана, а регистрировать можно вроде как по желанию). С частниками разговор отдельный, а вот юридические лица поступали просто: закон допускал зарегистрировать студента или сотрудника просто на адрес главного здания вуза или компании. Сам иностранец при этом мог жить в другом месте, но подразумевается, что, если полиция или другие компетентные органы будут его искать, связаться с ним можно через тот адрес, где он зарегистрирован.

Другие публикации:  Договор ремонта дорог в снт

У такой схемы были свои преимущества и недостатки. «Есть фирмы, у которых в штате пять-шесть тысяч иностранных сотрудников. Им удобно регистрировать людей на свой адрес, чтобы отслеживать своевременность выплат трудовых патентов и вовремя продлевать работникам сроки пребывания», — рассказывает миграционный эксперт Светлана Саламова. Обратная сторона медали кроется в условиях жизни таких работников (не всех: чаще всего это относится к мигрантам из Средней Азии). «Иногда работодатель селил сотрудников в вагончики по 15 человек, в тяжелые условия для проживания. К тому же найти людей по юридическому адресу часто очень сложно», — объясняет правозащитник Андрей Бабушкин.

Чтобы решить в том числе и эти проблемы, были изменены формулировки терминов в миграционных законах. Вот только по факту положение мигрантов и их работодателей в России существенно ухудшилось, а не улучшилось. Подписанные 28 июня поправки гласят, что местом пребывания иностранного гражданина является жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха). Если его регистрирует организация, иностранец должен фактически жить в принадлежащем компании помещении — при этом само помещение должно быть оборудовано под обычную жизнь.

теперь иностранный работник, если он хочет, чтобы его регистрировала компания, обязан все время жить в жилых помещениях этой компании.

Загвоздка в том, что у большинства юридических лиц просто нет жилых помещений. Проще всего будет строительным компаниям — они действительно теперь могут регистрировать работников в вагончиках и бытовках, — а всем остальным фирмам разместить своих сотрудников из других стран негде. Диван и микроволновка не являются показателем того, что помещение — жилое. «С точки зрения законодательства жилым помещением является то, которое зарегистрировано в таком статусе, — говорит Светлана Саламова. — Кабинет с диваном — это помещение нежилое, но если компания позволит там поставить свои чемоданы, плиту, холодильник, то теоретически вас там на учет поставить можно. Однако в таком случае сотрудник кадровой службы, который будет регистрировать вас в МВД, должен предоставить органам миграционного контроля документ о том, что это помещение зарегистрировано как жилое».

Будут ли компании заниматься этим и отдавать свои кабинеты под спальни? Ответ очевиден.

Крупные агентства, работающие в сфере аудита и консалтинга (в этой отрасли много иностранцев — не только экспатов, но и выпускников российских вузов с паспортами стран СНГ), уже начали предупреждать своих сотрудников о необходимости искать место, где их могут зарегистрировать. Директор по маркетингу и PR компании AT Consulting Виктория Плотинская рассказала «Новой», что иностранные сотрудники организации должны до 9 июля зарегистрироваться по месту своего фактического проживания (раньше их регистрировала фирма на свой юридический адрес), а сама компания готова «помогать юридическими консультациями». Как полагает Плотинская, сложностей у их сотрудников возникнуть не должно, поскольку зарегистрироваться в арендуемой квартире — «не проблема».

Однако насколько известно «Новой»,

некоторые сотрудники крупных компаний уже подумывают об увольнении или переводе в свои страны

в связи с тем, что регистрировать их хозяева квартир не намерены.

«Компании теряют возможность контролировать миграционный учет своих иностранных работников, а иностранные граждане, проживающие в арендованных квартирах, будут вынуждены договариваться с собственниками жилых помещений о постановке на учет, — констатирует директор отдела налогов и юридических услуг Ernst & Young Роман Гусев (эта компания сокращений персонала не планирует). — На практике мы видим, что многие арендодатели отказывают в этой процедуре, не желая брать дополнительную административную нагрузку. В таких случаях иностранцам придется в срочном порядке искать новое жилье. Те же арендодатели, которые согласятся выполнять новые требования, будут вынуждены жестко контролировать все въезды своих иностранных жильцов на территорию Российской Федерации, поскольку ставить их на миграционный учет необходимо после каждого такого въезда.

Что приходится пережить мигранту, чтобы добраться до России и получить здесь все необходимые документы. Исследование

И здесь есть риски для добросовестных арендодателей — если иностранец въедет на территорию РФ и забудет сообщить об этом арендодателю, то последний окажется нарушителем закона, сам того не подозревая. С другой стороны, иностранцы также могут оказаться в затруднительном положении, если арендодатель вдруг откажется ставить их на миграционный учет или не сможет физически выполнить требования закона, например, по причине отъезда».

Плохо то, что у новых правил, судя по всему, есть обратная сила. То есть все, у кого текущая регистрация на юридический адрес действует и после 8 июля, с ближайшего понедельника становятся вне закона.

Если, конечно, не смогут в срочном порядке уговорить хозяев квартир зарегистрировать себя. Но в этом случае никто не гарантирует, что арендодатель будет делать это бесплатно: договор аренды предполагает, что за сдачу жилья хозяин платит налоги, а регистрация и аренда «по дружбе», вне налогового поля, может привести к тому, что цены на съем квартиры для иностранцев в России вырастут.

Формально об обратной силе закона в подписанных Путиным поправках ничего не сказано, однако еще до 8 июля правозащитники получают сигналы о попытках депортации мигрантов за то, что они живут не там, где зарегистрированы. По сути, такое право теперь закреплено за МВД официально: если человек с нероссийским паспортом будет обнаружен инспектором не по месту регистрации (вечером в другой квартире), это уже может стать причиной депортации.

Фото: Виталий Кавтарадзе, специально для проекта «Москвичи» / «Новая газета»

Так произошло 4 июля с гражданами Узбекистана в Омской области, рассказывает правозащитник Валентина Чупик. Иностранцы пришли в миграционный центр с регистрацией у посредника-легализатора, а их отправили на депортацию, поскольку они якобы не живут там, где зарегистрированы.

по новому закону мигрант не имеет права даже ночевать там, где он не зарегистрирован.

Отметим также, что по Конституции закон обратной силы не имеет — об этом говорит 54-я статья, и на это, в частности, напирают специалисты компании Alliance Legal Migration с офисом в Петербурге. Так что, по идее, все регистрации, сделанные до 8 июля, должны действовать и далее до окончания срока действия. Однако доказать это можно только через суд, а он на сторону мигрантов встает в редчайших случаях.

Заложники общежитий

Сотрудники российских фирм с паспортами другой страны — это полбеды: они в крайнем случае могут доплатить арендодателям за регистрацию. Под ударом оказываются все иностранные студенты в России. Раньше их регистрировали вузы на свои главные корпуса. Теперь всех иностранных студентов учебные заведения обязаны будут регистрировать в здании общежитий. Но количество мест в них не соответствует количеству иностранных студентов (в общежитиях к тому же должны жить и иногородние россияне), а к тому же есть люди, которые не хотят жить в общежитиях и могут снимать квартиры, — те же студенты с детьми, например. Раньше они могли надеяться на регистрацию от вуза, теперь же о регистрации им придется позаботиться самостоятельно.

Это действует и в отношении тех студентов, которые уехали на каникулы домой, не зная, что осенью им придется въезжать по новым условиям. Кроме того,

зарегистрированные в общежитиях студенты становятся, по сути, их заложниками.

Любое университетское нарушение или, например, поход на митинги создает для руководства университетов возможность лишать регистрации «неудобных» иностранных студентов, что автоматически означает нарушение режима пребывания и депортацию на родину. Учитывая, что многие иностранные студенты с крепостным правом никогда не сталкивались, они себя ведут как свободные люди. Теперь их свобода будет резко ограничена часами закрытия входной двери в общежитие.

Сами вузы, кажется, еще не знают, что им теперь делать: для большинства из них новые правила стали большой неожиданностью, а главный вопрос, который им предстоит решать, как теперь принимать иностранных студентов, если всех их зарегистрировать по закону будет невозможно.

В РУДН «Новой» отказались комментировать измененные правила. В Высшей школе экономики заявили, что находятся «в процессе отработки механизма учета по новым правилам» (при этом в распоряжении «Новой» есть переписка студентов с миграционным отделом ВШЭ: там в категорической форме заявляется, что регистрация может быть только по месту фактического проживания). В МГУ «Новой» заявили, что «вопросы организации своевременной постановки на миграционный учет и продления визы иностранным обучающимся, проживающим на съемных квартирах, в настоящее время прорабатывается руководством Московского университета с целью поиска оптимального решения». «Никаких ограничений по приему иностранных абитуриентов в связи с принятием 163-ФЗ от 27.06.2018 Московский университет не рассматривает», — добавили в МГУ. Другие учебные заведения к моменту сдачи материала в печать на запросы «Новой» не ответили.

Фото: Юрий Козырев, специально для проекта «Москвичи» / «Новая газета»

«Если у вуза нет общежития или его не хватает, студент может попросить у учебного заведения ходатайство для арендодателя, что вуз просит поставить его на учет по месту фактического проживания. И тогда хозяин квартиры может, если захочет, его зарегистрировать», — объясняет миграционный эксперт Светлана Саламова.

Все под колпаком

Не стоит думать, что все вышеперечисленное — головная боль иностранцев, которая вас не коснется.

По новым правилам россияне, которые сдают квартиру иностранцам, автоматически становятся «принимающей стороной» — то есть они обязаны зарегистрировать их на своей жилплощади и несут за них ответственность.

«Для тех, кто сдает квартиры иностранцам, тоже будут повышенные проверки и штрафы в случае несоблюдения законов», — прогнозирует Саламова. Справедливости ради эти штрафы существовали и раньше, однако они почти никогда не выписывались. По информации «Новой», сразу после окончания чемпионата мира полиция начнет усиленно обходить дома на предмет незарегистрированных иностранцев.

Более того, сейчас россиянин несет ответственность за иностранного гражданина, даже если тот уехал, но миграционный учет еще действует. В Госдуме готовится ко второму чтению законопроект от Ирины Яровой, по которому можно снять мигранта с учета самостоятельно и мгновенно через интернет. Но этот же законопроект фактически позволит арендодателям в любой момент снять жильца с учета по своему собственному желанию (например, утверждая, что с мигрантом «потерян контакт»). В этом случае человек просто будет привязан к прихоти хозяина: тот может повысить арендную плату просто так, угрожая в противном случае лишить иностранца регистрации. К тому же если мигрант не живет в той квартире, в которой он зарегистрирован, он может оказаться без документов в любой момент, поскольку, согласно еще одной поправке, мигранта можно выписать из квартиры без его собственного ведома. В таком случае постовые на улице могут, остановив иностранца, автоматически его оштрафовать и депортировать.

Другие публикации:  Украина защита прав потребителей сайт

Кулаки и погоны. Ксенофобия и коррупция делают Россию все менее привлекательной для мигрантов из Средней Азии

В середине июня в Госдуме одобрили во втором чтении еще один законопроект. По нему организация, пригласившая иностранца, несет за его поступки полную ответственность: например, если он помимо этой организации работает где-то еще или «промышляет темными делишками» (цитата депутата Госдумы Виктора Карамышева), придут потом к первичной организации. Кроме того, компании же должны будут позаботиться о том, чтобы мигрант после окончания срока трудового договора мгновенно выехал из страны — в противном случае сама организация будет оштрафована.

Тогда же был одобрен новый перечень штрафов за несоблюдение всех этих правил и со стороны организаций, и со стороны простых россиян.

По новым нормам КоАП за нарушения, связанные с мигрантами, физические лица будут платить до 4 тысяч рублей, должностные лица — до 50 тысяч, юридические лица — до 500 тысяч рублей.

Выгодополучатели

По большому счету, пакет законов, принятый и еще рассматриваемый (МВД, например, создает экспертную группу для разработки Миграционного кодекса), должен был быть как минимум отправлен на доработку, поскольку, как говорит правозащитник Андрей Бабушкин, «количество вреда от него превышает количество пользы». Но кулуарность принятия этих правил — не было ни общественной экспертизы новых правил, ни, насколько известно «Новой», даже консультаций с независимыми миграционными юристами — говорит о том, что новые репрессивные правила в отношении мигрантов выгодны именно в таком виде.

Вопрос — кому? К примеру, Ирина Яровая считает, что некоторые изменения — та же возможность снимать мигранта с учета самостоятельно — в интересах простых россиян: об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту, которую в ответ на просьбу «Новой» о комментарии прислали помощники депутата. Правозащитники же считают, что МВД, в ведение которого полностью перешла миграция, получило еще один инструмент для вымогательства взяток. Любого мигранта могут остановить на улице и угрожать ему депортацией (а откупиться проще), любого хозяина квартиры можно запугать штрафами.

К тому же угроза депортации — удобный инструмент для расправы с неугодными.

Фото: Виталий Кавтарадзе, специально для проекта «Москвичи» / «Новая газета»

«Новая» рассказывала о семье Гулчехры Алиевой, которую вместе с сыном закрыли на пять дней в отделении полиции в Раменках без еды и воды, выпуская раз в два дня в туалет. Полицейские, по словам Алиевых и правозащитников, вымогали деньги, в противном случае обещая депортировать их в связи с усилением мер перед чемпионатом мира по футболу. После вмешательства правозащитников Алиевых отпустили, и было даже заведено уголовное дело по факту пыток. «Однако когда их вызвали на допрос, выяснилось, что их намерены депортировать за то, что они зарегистрированы по месту работы, а не там, где живут на самом деле (закон при этом еще не начал действовать.«Новая»), — говорит Валентина Чупик. — Мы фактически спаслись из отделения бегством».

В зоне спортивного режима. Россия готовится к ЧМ по футболу: освящает арены, учится сбивать дроны, воюет с саранчой и мигрантами

Еще один бенефициар нового закона — спецслужбы. Как стало известно «Новой» от источника в университетской среде, сотрудники спецслужб имеют отношение к некоторым миграционным отделам в российских вузах.

По сути, это возвращение советской системы «работы» с иностранцами в университетах: при абсолютной неизбежности нарушений со стороны студентов-мигрантов их можно склонять к «дружбе» и «сотрудничеству» при необходимости.

Кроме того, иностранцы как таковые теперь без официальной регистрации просто не смогут сделать малейшего шага в стране. Под раздачу, правда, попадут дружественные Кыргызстан и Казахстан — но это уже побочные эффекты.

Фан или пропал. Студенты МГУ, не желавшие принимать у себя гостей футбольного праздника, столкнулись с прессингом руководства вуза и спецслужб

Наконец, выгоду от этого закона приобретут фиктивные регистраторы мигрантов, поскольку вся индустрия уйдет в теневой сектор. Уже сейчас мигранты, приезжающие в ММЦ в Сахарово, не могут там зарегистрироваться на время оформления других документов, того же патента (у ММЦ, говорят правозащитники, больше нет на это прав из-за нового закона). «Все идут толпой на Казанский вокзал, регистрироваться у тех, кто делает это фиктивно», — констатирует Валентина Чупик. В районе Казанского вокзала, насколько известно «Новой», крупнейшая точка таких «услуг»: при этом действуют люди фактически на глазах у представителей силовых структур, но те не делают ничего (возможно, знают нечто большее). Стоимость такой фиктивной регистрации составляет 7–8 тысяч рублей — значимые для мигрантов деньги.

МВД упорно продолжает молчать о том, как вообще будет действовать этот закон, — никаких официальных пояснений опубликовано не было. «Новая» отправила запрос в министерство, но к моменту публикации материала ответа от ведомства не поступило.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 7 июня 2018 года

Одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 2:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;»;

б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;»;

2) в части 1 статьи 20 слова «обязан встать» заменить словами «подлежит постановке»;

3) статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Основание для учета по месту пребывания

1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.».