Блог

Признак о прошение

О прощении: что дает прощение и его признаки

Достижение прощения, преодоление груза обиды часто является одной из самых трудных задач для клиентов в рамках консультирования. Проработка темы прощения занимает, как правило много времени, требует дополнительных ресурсов для возможности взглянуть на ситуацию обиды по-новому.

Хочу поделиться с понравившимися выдержками из статьи о прощении:

«Успокойся с миром» Андрея Гусева

Несколько важных свойств прощения.

Во-первых, прощение – это всегда вещь односторонняя, зависящая только от воли самого человека. В чем, собственно, и заключается его величие и… удобство в применении.

Во-вторых, прощение – это восстановление картины собственного внутреннего мира. Прекращение войны с самим собой. Потому как благодаря хитросплетению психологических закономерностей жертва часто страдает от чувства вины за произошедшее.

В-третьих, это возможность избавиться от тягостной «привязки» к обидевшему вас человеку. Потому что чувство обиды и жажда мести накрепко привязывает вас к обидчику, лишая не только свободы выбора, но и элементарной самостоятельности. Недаром месть – это то, чему жизнь «посвящают».

В-четвертых, избавление от негативного эмоционального «заряда», состоящего часто из смеси агрессии, обиды и самообвинений. Собственно говоря, основа прощения и строится на механизме «вынимания» из себя негативного «эмоционального заряда», полученного в момент нанесения обиды.

КАК ПРОЩАТЬ ПРАВИЛЬНО?

Как же поступить, если вас незаслуженно обидели, оскорбили, попросту «подставили» или, чего хуже, совершили против вас преступление? Наступает момент, когда отношения уже прояснены и даже восстановлена справедливость, а вот «осадочек остался». Перестать страдать, циклично возвращаясь к одному и тому же происшествию, можно.

ВОТ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА «РАБОТЫ» С ПРОЩЕНИЕМ:

1. Помните, что прощение не равно забыванию.

Это, скорее, особая форма памяти, когда вы отлично все помните, но способны относиться к произошедшему травматическому событию спокойно.

2. Примите тот факт, что ваша жизнь изменилась.

Важным тут является то, насколько сильные изменения принесла нанесенная вам душевная травма. Если вас просто обидели, то, скорее всего, можно будет рассчитывать на «лечебные свойства времени» в надежде забыть неприятное происшествие. Но если травмирующее событие по масштабам воздействия сравнимо с катастрофой (измена, предательство, преступление и тому подобное), то жизнь ваша изменилась навсегда. И уже никогда не будет прежней. Она будет другой, той, в которой всегда будет присутствовать этот факт.

3. Избавьтесь от чувства вины за произошедшее (если оно есть).

Со временем человек начинает допускать, что обстоятельства могут быть сильнее его и он стал «жертвой обстоятельств».

4. Обязательным элементом является еще и признание факта нанесения вам психологической травмы обидчиком.

Скажите себе, что вас действительно обидели и осознайте эту фразу.

Прощение плотно связано с облегчением. И если дело касается близкого человека, то понять природу этого облегчения нетрудно – она в сохранении значимых отношений, которых вы на время лишились.

Да и таскать в себе «сгусток» негативных эмоций – занятие неблагодарное, если не вредное. Масса душевных сил, которые могут быть потрачены на что-то полезное, оказываются скованными и обращенными фактически против вас.

РАЗРЕШИ СЕБЕ ОБИЖАТЬСЯ

. прощение первоначально связано прежде всего с осознанием самого факта нанесения обиды и с разрешением себе обижаться.

ИТАК, ВЫ ПРОСТИЛИ, ЕСЛИ:

— можете спокойно обсуждать травмировавшие вас события; — признаете, что у человека, нанесшего вам обиду, могли быть на то свои основания;

— увидели в обидчике реального человека со своими проблемами, горестями и жизненной историей, а не шаблонный образ «негодяя, подлеца, предателя и прочее»;

— имеете запас душевных сил, чтобы прощать, то есть вы снова стали сильным настолько, чтобы быть способным простить обидчика;

— ощущаете себя хозяином своей жизни;

— ничего не испытываете к обидчику, а иногда даже испытываете сострадание;

— чувствуете себя свободным от травматических воспоминаний, ситуация больше не «удерживает» вас».

Просить прощения «по-взрослому»

Умение признавать свою неправоту и просить прощения, если наши слова и поступки причинили кому-то боль или вред, — то, что отличает зрелого, взрослого человека. Как научиться извиняться? Пять предостережений, которые помогут избежать ошибок.

Никому не нравится просить прощения. Это совсем не весело. Даже взрослые произносят «Прости, пожалуйста» так, словно это извинение из них три часа вытягивали клещами, или, наоборот, краснее и бледнея, стеснительно шепчут его, уткнувшись глазами в пол. Никому не нравится оказываться неправым, ведь из этого следует, что я плохой человек. И мы делаем все, что в наших силах, чтобы избежать этого чувства. Ведь мы хорошие люди, правда? Заботливые, любящие. Мы слушаем голос совести, не обижаем маленьких, заступаемся за слабых, заботимся об окружающей среде и жертвуем на благотворительность. Мы хорошие люди! А хорошим людям не за что просить прощения.

А потом внезапно оказывается, что есть.

Наше нежелание попросить прощения зачастую приносит больше вреда, чем сам плохой проступок. Мы спорим, мы передергиваем. Мы вынуждаем человека, которого мы задели, раз за разом доказывать, что он имеет право быть оскорбленным, и в итоге все равно отказываем ему в этом праве. Мы начинаем воспринимать его как врага, и вот уже мы — оскорбленная сторона; мы требуем извинений за то, что нас вынудили ощутить себя хуже, чем мы про себя думаем. И мы ничему не учимся.

На то, чтобы примириться с необходимостью просить прощения, уходит много лет. И это постепенное привыкание к мысли, что я тоже могу оказаться неправ и кого-то задеть, что за это нужно просить прощения, составляют важную часть взросления.

Итак, пять советов, которые помогут овладеть этим взрослым навыком.

1. Забудьте про «я знаю, что ты чувствуешь»

На самом деле представить себя в чужой шкуре и почувствовать, что испытывает другой человек, — невозможно. Мы все переживаем и ощущаем мир по-разному. Мы можем догадываться и предполагать, что творится на душе у нашего собеседника, но не знать наверняка. Более того, нам и не нужно уметь почувствовать чужую боль как свою, чтобы верить в ее искренность. Если эта конкретная ситуация кажется нам нормальной, это еще не значит, что и другим тоже. «Я бы на такое не обиделся», — говорим мы себе. Ну и что? Речь вообще не о нас.

2. Просите прощения за поступок

Откажитесь от «Мне жаль, что это тебя задело», забудьте про «Прости, я не думал, что ты это так воспримешь». Извинение выглядит так: «Я сделал ________, из-за этого ты ______. Мне жаль. Извини». Если вы не понимаете, чем именно обидели человека, либо приложите больше усилий, чтобы понять, либо честно признайтесь, что вам все равно.

И если вам все равно, просто признайте это. Скажите об этом вслух. Бывает, что мы обижаем людей и чувствуем себя виноватыми. Бывает, что мы не испытываем по этому поводу ни малейших угрызений совести. В любом случае мы отвечаем за наши действия. Более того, даже если мы не чувствуем себя виноватыми, человек, которого наши действия задели, все еще имеет право чувствовать себя оскорбленным.

3. Если вы чувствуете себя виноватым, подумайте, как исправить ситуацию или как не дать ей повториться

Сообщите о своем желании тому, кого вы обидели (если вас хотят слушать). Извинения ничего не стоят, если через пару минут вы уже забыли о том, что сделали.

Извинения взрослого человека предполагают, что он хочет компенсировать последствия своих действий или хотя бы вынести из своего проступка урок на будущее. Также стоит иметь в виду, что человек, которого мы задели, совершенно не обязан никак нам помогать в наших попытках исправить положение дел. Это наше личное дело, а если вдруг он все же идет нам навстречу — мы должны быть за это благодарны.

«Прости, но…» — после такого начала фразы нам стоит остановиться и окатиться ледяной водой, чтобы прийти в себя. Так не просят прощения. Так спорят. Если же мы просим прощения, речь идет только о нашем поступке и о чувствах человека, которого этот поступок обидел. Наши мысли и переживания в этот момент не имеют к делу никакого отношения.

«Но он тоже меня обидел. » Пусть так. Отложите это на секунду. Извинитесь. Дайте человеку принять извинения. И только потом, в подходящий момент, заговорите с ним о ваших оскорбленных чувствах. А если собеседник не желает просить прощения в ответ, что ж, его дело. Это не дает нам права забрать свои извинения обратно. Мы взрослые ответственные люди.

5. Никто не обязан нас прощать

Человек, которого мы обидели, ничего нам не должен. Он имеет право не слушать наших извинений. Он имеет право не принимать их. Он имеет право не любить нас. Он имеет право в ответ на все наши извинения сказать: «К черту твои извинения. Ты ужасный человек».

И это нормально. Возможно, вы действительно ужасно себя повели. И он имеет право так думать. Никто не обязан с нами дружить. Никто не обязан нас прощать. И даже если вы каетесь каждый день, а вам опять говорят: «Не-а, ты не прощен», — это тоже нормально. Из этого не следует, что вы должны каяться всю оставшуюся жизнь, но отказ принять ваши извинения не должен вас оскорблять. Вы поступили плохо. Так что человек, по отношению к которому вы поступили плохо, имеет полное право вас презирать. И это не означает, что не надо просить прощения.

Другие публикации:  Как узнать по номеру птс штраф

Как ни крути, пусть сказать «извини» тягостно и неприятно, это все равно лучше, чем краснеть и прятать глаза, встретив человека, которого мы обидели.

Подробнее см. на женском сайте XoJane.com

За каждым страхом прячется желание

«У меня есть список под названием «То, чего я страшно боюсь». При одном упоминании о том, что там написано, меня бросает в жар — как в школе, когда навстречу по коридору идет тот самый мальчик. Впрочем, этот список можно легко переименовать. Зачеркнуть красным маркером и написать: «Список того, что я хочу больше всего на свете». Журналист Джен Глантц о том, как она преодолела страх перед публикой.

Найти то, что мешает жить своей жизнью

Не так давно одна любопытная студентка спросила Фердинандо Саламино: «Кто решает, что является патологией, а что — нет? Кто определяет, что один образ жизни хорош, а другой — плох? Если человек счастлив, рисуя панцири черепах на пляже, какое мы имеем право говорить, что у него функциональный дефицит в социальной и рабочей сферах?»

«Помоги мне найти способ простить тебя»

Гектор Блэк и Айван Симпсон: реальная история преступления и прощения, которое казалось невозможным. Режиссер спектакля Black&Simpson рассказывает, чему его научила переписка отца убитой девушки с ее убийцей, а психотерапевт Светлана Кривцова предлагает четыре пути к прощению обидчика для тех, кто к этому готов.

14 секретов счастливых пар

«Почему вы столько лет вместе?» Журнал Bridalguide спросил об этом у пар cо стажем от 10 до 60 лет. Выяснилось, что ключ к семейному счастью у всех свой: кому-то важна рюмка текилы и плохая память, а кто-то предпочитает никогда не давать мужу советов за игрой. И это все? Конечно нет, главный секрет долгой и счастливой семейной жизни — делать то, что важно именно для вас двоих.

Извинительная терапия: зачем просить прощения?

О том, почему мы не любим приносить извинения и как научить ребёнка просить прощения (и надо ли?).

Как часто мы извиняемся в течение дня? Сказали грубость любимому человеку из-за плохого настроения; случайно наступили на ногу соседу в метро; хотели уточнить дорогу у прохожего — и примирительно начали фразу с «прошу прощения».

Австрийский лингвист Р. Ратмайр замечает: «Извинения служат для того, чтобы представить говорящего как вежливого человека, признающего общественные нормы». Казалось бы, зачем добавлять «извините», когда мы обращаемся к кому-то на улице? Чтобы автоматически не отнести извинения к разряду словесного мусора, следует признать, что даже при такой банальной бытовой ситуации мы вторгаемся в сферу личного и отвлекаем человека. Да и нейтральная вежливость в любом случае — хороший помощник в установлении коммуникации.

Райтмар также считает, что «извинения — это процедура восстановления порядка и, следовательно, они в то же время являются признаком нарушения нормы». Но кто из нас любит признавать, что был не прав?

Бытует мнение, что, если мы попросим прощения у человека, которого обидели, нам станет легче. Однако исследование социального психолога Тайлера Джи Окимото опровергает эту точку зрения.

Это можно понять: я приношу перед тобой извинения — соответственно, осознаю, что я не прав, следовательно, ты во власти либо простить меня, либо осудить. Я жду твоего решения, и я не свободен. Принося извинения, я, независимо от исхода, обречён на чувство вины.

Несмотря на то, что многие не любят просить прощения, мы осознаём, что извинения — конструктивная практика. Извиниться — значит предотвратить возможный конфликт: меня обидели, но принесли извинения, и мне незачем обижаться.

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Психология. Философия. Мудрость. Книги. Добро. Гармония. Духовность.

Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог. Личный блог для души. Журнал саморазвития.

Простить. Цитаты про прощение.

Священник Алексий Потокин

Священник Константин Камышанов

Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их.
Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Прощение не меняет прошлого, но освобождает будущее.

Тем более что это ничего не стоит.

Нужно уметь прощать. Многие считают, что прощение – это признак слабости. Но слова «я прощаю тебя» вовсе не означают — «я слишком мягкий человек, поэтому не могу обижаться и ты и дальше можешь портить мою жизнь, я не скажу тебе ни единого слова», они означают – «я не позволю прошлому портить свое будущее и настоящее, поэтому прощаю тебя и отпускаю все обиды.

В прощении есть магия… Магия исцеления. Как в прощении, которое даруешь ты, так и в том, которое сам получаешь.

Умение прощать спасает нас от гнева, ненависти и пустой растраты душевных сил.

Если люди осуждают или критикуют вас, помните, что чаще всего в тот самый момент, когда они порицают вас, они думают исключительно о себе. Не сердитесь и не обижайтесь на них, просто поймите, что людям больно, когда они не могут ничего противопоставить тому, в чём вы их превосходите.

Умение прощать и просить прощения — фундамент для прочных отношений. Важно научиться искренне и всем сердцем говорить друг другу «Прости» вместо того, чтобы ранить друг друга иголками упреков и претензий.

Как только человек заболевает, ему надо поискать в своем Сердце кого надо простить.

Сильнее всех побед — прощение.

Один маленький мальчик, когда его спросили, что такое прощение, дал чудесный ответ: «Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут.»

Самая необходимая наука — это наука забывать ненужное. Антисфен.

Твоя способность любить других. и самого себя. прямо пропорциональна твоей готовности прощать других и себя.
Например, вместо того чтобы любить таких родителей, каких ты хотел бы, попытайся научиться любить тех родителей, которые у тебя есть.
Чтобы излечиться от полученной в прошлом травмы, тебе придется сперва разозлиться, оплакать потери и, наконец, простить их все.
Ты не сумеешь никого полностью простить, пока ты не пожелаешь добровольно отказаться от права на месть и возмещение. — навсегда.
Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их.
Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Возможно, нам нужно научиться прощать себя, прежде чем мы сможем позволить другим простить нам зло, которое мы им причинили, или прежде, чем мы сами сможем (в душе или лицом к лицу) простить им зло, которое они причинили нам.

А вы ЛЮБИТЕ! И вам зачтётся!

Умение не придавать значения – ещё ценнее, чем умение прощать. Ибо прощать мы вынуждены то, чему уже успели придать значение.

А еще — творите добрые дела!

Прощение бережет наше сердце
Иногда мы прощаем обидчика, иногда держим горькое чувство в себе, печалясь или придумывая способ отомстить. А как это отражается на нашей сердечно-сосудистой системе? Сначала участники эксперимента должны были восстановить в памяти случай, когда их жестоко обидели. Их попросили представить себе, что они мстят обидчику, а чтобы подогреть обиду, вспомнить о том, как они страдали, какую испытали боль. Затем им предложили простить своего обидчика, попытаться найти объяснение его поступку, признать, что у всех людей есть свои слабости… Кардиограммы и показания томографа не оставили никаких сомнений: отрицательные эмоции и обида усиливают сердцебиение и повышают артериальное давление, а проявление эмпатии немедленно смягчает стресс. Так что теперь научно доказано: обижаться вредно.

Вы уже знакомы с Хо’опонопоно? Это очень простая духовная практика, дающая невероятные результаты. Суть практики заключается в том, что Вы открываете своё сердце, и создаете реальность полную любви и гармонии со словами:
1. «Я люблю тебя.»
2. «Прости меня.»
3. «Мне очень жаль.»
4. «Благодарю тебя.»
Принципиальным моментом Хо’опонопоно является принятие на себя 100% ответственности за всё, происходящее в мире. Т.е. не только за свои действия, а вообще за все, о чем мы знаем или даже не догадываемся.

Выступление на заседании Общественного совета ЕХБ 4 декабря 2007 г. в Москве.

«. как и мы прощаем должникам нашим» (Матф. 6:12).

Возможной ли будет наша жизнь в мире без прощения; где будет зло ответом на зло, неправда на неправду, равнодушие на равнодушие, обида на обиду, презрение в ответ на презрение, где будет кровная месть, око за око, зуб за зуб, смерть за смерть, и т. д.?

Там, где само понятие прощения крайне презирается и считается слабостью или отсутствует вовсе?

Как долго просуществует такой мир, в котором снисхождение, великодушие, сострадание, милосердие, терпение, доброта, прощение, любовь и другие человеческие и христианские добродетели не найдут себе места?

Многие ли из нас действительно захотели бы жить в таком, свободном от божественных правил и морали, «высокоразвитом», обществе?

А ведь мир без Бога именно таким и будет, всё дальше и дальше уходя только лишь от одного, такого простого, но чрезвычайно важного понятия как — прощение ближнему.

Жизнь и судьба отдельного человека, и всего человечества, по-настоящему зависит от обретённой милости Божьего прощения, и от того, как мы прощаем друг друга.

По определению святого и безгрешного Бога каждый человек должен быть либо прощён и освобождён от греха, либо осуждён навечно. Невозможно оценить чрезвычайную важность личного, осознанного покаяния перед Богом и получение прощения от своих грехов. Но даже после этого мы не становимся безгрешными. Да мы перестаём грешить и любить грех, познаём и учимся повиноваться воле Господней, растём духовно. Сам Господь поощряет нас стремиться к совершенству, под водительством Духа Святого.

Другие публикации:  Какой налог за шиномонтаж

Апостол Иаков пишет: «Все мы согрешаем» (Иак 3:2). Иоанн как бы дополняет: «Если говорим, что не имеем греха — обманываем самих себя и истины нет в нас». Сама практика жизни показывает нам, что мы ежедневно нуждаемся в Божьем прощении. Всякий грех должен быть прощён или наказан. «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:9-10).

У «живого» христианина из сердца и души исходит молитва покаяния о прощении допущенных грехов, которые иногда всё-таки прорываются в его жизнь. «Если исповедуем, грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9).

Любящий наш Господь снова и снова прощает искренно кающихся и оставляющих грех и даёт силу для духовного роста и укрепления в вере. Если не будет постоянно действующего Божьего прощения для каждого из нас, то мы обречены на Его справедливый гнев.

Идея и суть Божьего прощения так и осталась бы непонятой и недосягаемой нами, если бы это не установил и не осуществил для нас сам Бог через Иисуса Христа, Спасителя нашего. Мы знаем из Его слова, что без пролития крови не бывает прощения. Прощение за наши грехи стало возможным, так как пролилась драгоценная кровь Иисуса Христа Сына Божьего. Прощение не наша заслуга, это Его дар, это Его милость к нам, превознесенная над судом. Прощение Господне лежит за пределами нашего понимания и наших рассуждений, оно происходит из великого источника Божьей любви.

Ещё в Ветхом Завете Бог установил и заповедал людям тоже делать прощение и практиковать его постоянно в своих взаимоотношениях с окружающими. (Втор 15 гл)

Это было великое Божье предписание, а не решение людей при определённых обстоятельствах.

Чтобы быть прощёнными Богом, надо было и самому прощать окружающим людям. Более того, нельзя было получить прощение от Бога для себя, если ты раньше этого не простил человеку сам. Прощение не только затрагивало моральную сферу, но также финансовую и имущественную.

Удивительной взаимосвязью Бог связал Свое прощение нам и наше прощение другим. Получалось своего рода прощение через прощение или «прощай, чтобы быть прощённым»! В молитве, которой Иисус Христос учит молиться своих учеников, Он подчёркивает тему прощения: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И далее: «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешения ваших» Матф 6:12; 6:14-15

Мы не можем и не имеем права прощать людям их грехи против Бога, т.к. это Его абсолютное право. Но мы обязаны, по Его повелению, прощать людям так называемые грехи (согрешения) против нас. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф 18:15). Эти грехи вбирают в себя всё то, что сделано или направлено против нас, что нас оскорбляет, унижает, обижает, причиняет печаль, боль, страдания, приносит горе и лишения. Всё это может лишить нас покоя и мира, ранить и рушить веру, убивать любовь, лишать здоровья, имущества, положения, а может и самой жизни. Эти, и многие другие преступления в глазах Бога и есть наши грехи против окружающих нас людей. Но Бог хочет, чтобы мы прощали любой из этих грехов сделанный против нас.

Легче прощать тому, кто, понимая свою вину, просит прощения. Гораздо труднее это сделать к тому, кто не понимает, не кается и продолжает делать нам зло. Распятый на кресте Христос молился о таких: «Прости им, ибо не знают, что делают!» Когда Стефана побивали камнями, то он такой же молитвой молился о своих убийцах.

Это означает не предъявить счёт, не требовать воздаяния или компенсации, а не только не мстить. Прощение снимает все претензии, все требования, словом все «если». Простить, значит милость поставить выше возмездия, выше суда, выше долга, выше пользы или выгоды. Прощение выше всяких условностей, правил, инструкций и кодексов. Закон прощения абсолютен. Прощение это особая, уникальная, предписанная Богом форма взаимно расчёта способная убить даже врага, сделав его другом. Простить значит объявить невиновным виноватого, вменяя ему праведность как презумпцию невиновности. Прощающий должен не только просить, но и забыть навсегда причинённый ему ущерб и т.о. освободить себя и своё сердце от воздействия зла и его последствий.

Простить это значит замкнуть реакцию зла на себе и не противиться злу насилием. Это значит победить зло добром. Возлюбить ближнего можно только после того, как вы его от души простили.

«Когда оставив свой престиж
И зло, что сердце рвёт на части,
Ты от души врагам простишь,
То, безусловно, будешь счастлив!»

«Когда любишь легко прощаешь,
Когда любишь — не мыслишь злого,
На обиды не отвечаешь
Колким взглядом и едким словом»

Прощение — это победа и торжество милости и любви. Однако всё это невозможно сделать человеку самому, без Бога. Ведь без Него мы вообще не можем делать ничего, по-настоящему хорошего. Но силой Божьей и во имя Его Он хочет, чтобы мы делали это. Он не только мотивирует нас, но и даёт достаточно силы для осуществления Своего повеления. Без Бога и Его силы, подвиг евангельского прощения, на практике, окажется нам под силу.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лук.6:31).

Осмысление, а тем более готовность к прощению непроста сама по себе. Христианская жизнь часто преподносит полезные уроки, которые, к сожалению, тяжело и медленно усваиваются нами. Такие уроки очень полезны и для служителя, в том числе, чтобы увидеть, как это происходит и работает в его жизни. На самом деле непрощение это всегда «маленькая смерть», хотя оно может быть наглядно и не проявится и даже сразу не осознаётся. Это тот липкий, незаметно растущий и нетающий сам по себе «багаж», разрушающий душу изнутри до тех пор, пока мы однажды не развяжем и не свергнем с себя это бремя. Непрощение это запинающий грех, так или иначе препятствующий тому, чтобы нас снова прощал наш Господь.

При внимательном рассмотрении себя и окружающих в свете этой проблемы, начинаешь с печалью замечать повсеместно рецидивы непрощения.

Как правило, благоприятной почвой для развития непрощения является обычная зависть. С раннего детства мы способны завидовать и не прощать успеха или первенства даже самым близким.

По сути дела зависть является скрытым, замаскированным непрощением чужого благословения, чужой удачи, благосостояния, превосходства или первенства.

Особенно быстро очаги непрощения возгораются в душах от справедливого замечания, обличения, а тем более от упрёка, оскорбления, колких нападок и различных, явно враждебных по отношению к нам проявлений. Чаще всего наличие некоего осадка в душе от общения или восприятия другого человека есть характерный признак растущего непрощения. Как правило, мы трудно прощаем чью-то независимость, исключительность, одарённость, привлекательность, чью-то категоричность, прямолинейность, требовательность, щепетильность. Случаи открытого соперничества (и не только при выборе спутника жизни) наблюдаются нередко среди нашей верующей молодёжи, что естественно перерастает в стойкое непрощение.

В среде служителей зачастую взаимная практика и осуждение ведёт к непрощению и неприязни. А непрощение, как причина, опять порождает новую критику, новый, очередной виток неприязни и следующее дистанцирование.

Таким образом, непрощение это замкнутый круг на котором в круговой обороне располагаются все остальные «законные» претензии к оппонентам. Оно подобно ползучему, горькому корню проползает от человека к человеку, через все группы людей неумолимо разъединяя их навсегда. Родителей и детей, братьев и сестер, родственников и соседей, товарищей по работе и по учёбе, подчинённых и начальников, граждан и власть, верующих и неверующих, молодых и пожилых, духовных и плотских — день и ночь, явно и тайно разъедает, как рак, недуг взаимного непрощения. Грех непрощения накапливается и прогрессирует потому, что мы очень часто не прощаем, друг друга и не признаёмся себе в этом. Это страшный груз, который несёт всё человеческое общество в целом. Взаимное непрощение «надёжный щит» от Божьего прощения. Из-за непрощения ближним, и даже врагам, любой из нас и все мы вместе можем оказаться без Божественного спасительного прощения. Непрощение безжалостно ставит нас за границы милости Божьей и за пределы Его прощения.

Если мы не будем прощать от всего сердца каждый ближнего своего, то тем самым утратим возможность получать прощение от Бога для себя. Через нашу искреннею молитву к Господу, Он обязательно покажет нам наше непрощение и чёрный список непрощённых. Возможно, там будут даже те, кого мы хотели, но не успели простить.

«Знай всегда вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать повсюду не спеши.

Может друг твой, чуть поторопился
И тебя обидел невзначай,
Повинился друг и извинился,
Ты ему греха не поминай.

Если верный конь, поранив ногу
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил
В слабости, усматривая зло
Сколько в жизни я друзей оставил
Сколько от меня друзей ушло!

После было всякого немало
И бывало, на путях крутых,
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

Другие публикации:  Передача материальных ценностей бланк

И теперь, я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною непрощенные однажды,
Или непростившие меня».

У нас, новозаветных верующих, не остаётся никакого оправдания за непрощение другим. Иисус Христос простил всех нас уже раньше, благодаря Своей великой жертве на Голгофе, поэтому и мы обязаны прощать как и Он, а не хранить обиды и огорчения. «Как и Бог во Христе простил, не вменяя людям преступления их».

Настоящие должники перед Богом это все мы люди, а наши ближние и даже враги, всё-таки наши мнимые должники.

Нередко кто-то из них даже не догадывается или не знает, что вольно или невольно попал в наш тёмный список непрощённых. Он или она из-за неведения не мучится в совести своей и соответственно не просит прощения, но тяжесть и мучения, как наше личное приобретение, мы всегда и всюду носим в себе. Непрощение часто страшное, одностороннее обременение и каяться в этом надо нам самим, иначе оно будет возмездием самому себе; оно несёт в себе самом мучение и возмездие.

«Когда изменяемся мы, изменяется мир;
Светлеет душа переменами неозлобимая,
Друзей, не понявших и даже предавших — прости».

Иногда нам всё-таки легче простить человека и забыть обиду, когда он далеко и прошло много времени. А если вдруг он и вовсе умер, то, как правило, в след умершему прощают все грехи.

Даже есть пословица на Руси: «О мёртвых говори или хорошо или никак» А некролог, как известно, самая тёплая характеристика.

Один поэт писал: «В России жалеют лежачих, в гробу безответно лежащих». Как печально, что запоздалое прощение умершим, у последней черты, нам дается легче, чем своевременное живым. Смерть, таким образом, оказывается достаточной причиной, для того чтобы простить и реабилитировать человека посмертно. Наверное, мы яснее понимаем, оказавшись на кладбище, рядом со смертью, что наше субъективное так относительно, ничтожно и бренно.

Похоронить непрощение!

Немало тёплых слов, неожиданно пришлось услышать и мне, из уст тех, кто никогда этого не делал раньше, в связи с кончиной Г. К. Крючкова.

Братство Совета Церквей посетило особое, по своему характеру, переживание. Скорбь и боль, как правило, делает человека мягче, снисходительнее, добрее, отзывчивее. Именно это, мне показалось, затронуло сердце одного из ответственных служителей, члена СЦ, с которым мы расстались и не виделись более тринадцати лет. Я уверен, что возможно несознательное, скрытое непрощение друг ко другу, все эти годы было у нас взаимным.

Мы встретились неожиданно в конце лета, на похоронах его родственницы, члена нашей церкви, пожилой сестры Нины Степановны Куликовой.

Это была скромная, добрая, примерная христианка, практически никогда не пропускающая собраний, в том числе и молитвенных по пятницам.

По дороге домой, в одну из пятниц, Господь призвал её в вечный дом на небеса. Благословенная кончина — после богослужения последняя дорога — прямо домой на небеса к Господу!

В тот день, этот брат служитель и я, вместе совершали похороны и соответствующее служение. Меня не покидала мысль, что мы должны похоронить здесь, сегодня и тот наш несчастливый отрезок времени, размером в тринадцать лет. После погребения у нас оказалось немного времени по дороге через кладбище к выходу и автостоянке.

Я сказал ему, что благодарен Богу за нашу встречу в этих особых обстоятельствах, на границе жизни и смерти. Сокрушался о том, что все эти годы мы с ним не общались, как братья во Христе и как служители.

Просил его простить меня за колючие и не дружелюбные слова и чувства в его адрес в прошлом. Сказал, что холодность, взаимная критика, отстранённость и неприязнь, как признаки холодной войны, разделяют не только отдельных братьев, но, к большому сожалению и целое братство ЕХБ.

«А что скажем Господу нашему мы с тобой», — говорил я ему, «если Он сейчас, прямо отсюда призовет нас к Себе, как сестру Нину Степановну? Допустимо ли, позволительно ли, братьям и служителям вообще, иметь не братские, равнодушно- холодные и даже враждебные отношения между собой?!»!

Он слушал внимательно и я видел, что он соглашается со мной, и хотя сам не извинялся в ответ, но в целом реагировал тепло, по-братски. Неожиданно для меня он, который в своё время осуждал Г. П. Винса и отстранялся от него, с неподдельной теплотой отозвался о нём, как о верном брате и служителе Христовом. Я очень был рад этому и заметил, что становятся мягче и меняют мнение и те, кто был принципиально непримирим.

Так обычно бывает: «что имеем, не храним; потеряем — плачем»! Часто мы не успеваем принести цветы и признательность живым, а ведь известно, что «Венки всегда дешевле, чем любовь».

Почему так происходит и у нас, братья? Даже в личной и семейной жизни, по иронии судьбы, как в строках у одного поэта:

«Мы совесть сделали нарочно глуховатой,
Мы совести забили уши ватой,
Так легче ей прослыть невиноватой.
Смерть вынет вату, но ушей не будет,
Не слышат черепа, их Бог рассудит.
Любимая, пока жива, к ней — глухи,
Услышим лишь предсмертный хрип старухи».

Я думаю, что многие беды наши оттого, что мы как-то туго и тяжело прощаем, что мы живём в каком-то дефиците взаимного прощения. Мы это делаем вяло, порой вынужденно и неохотно, частично, неполно, недостаточно и, конечно, от этого терпим большой урон сами. Мы совершенно не на том и не там «экономим».

А что если Господь Иисус Христос будет действительно прощать нам ровно столько, сколько прощаем мы? Если так будет, то я лично банкрот! Я точно нуждаюсь в Его прощении, по объёму и качеству большему, чем я это делаю на практике, по отношению к моим должникам.

Проверьте себя сейчас: вам действительно хватит меры и уровня Его прощения соответствующего вашему прощению другим? Уверен, что нет, поэтому Он нужен нам, наш Христос Спаситель, иначе мы обанкротимся, не прожив и одного дня. Чтобы однажды заплатить за нас, Он умер ради нас и очень желает, чтобы в нашем сердце обитало полноценное прощение Христово, ко всем окружающим. Иногда, кажется, что мы забываем или вовсе не думаем об этом.

Какая, чья же, смерть достаточна, чтобы мы остановились в своём непрощении и простили и прощали бы всем и всегда по-христиански, по-братски, без упрёков, без условий или требований?

Порой кажется, что это не будет происходить в обычном жизненном ритме относительного благоденствия и покоя.

Неужели только боль, горе или смерть способны иногда ставить нас лицом к лицу, чтобы мы увидели и бренность жизни и глаза и лицо другого, брата, ближнего?

Мне кажется, что нужна скорая смерть всех наших амбиций, притязаний личных и коллективных, смерть нашего впечатления собственной святости исключительности и неповторимости, личного и «ведомственного» эгоизма, и. наконец, нашего хронического непрощения.

«Других не прощать это тоже братоубийство!
. Каин во всех таится,
И может вырасти тайно.
Единственное убийство священно —
Убить в себе Каина»!

Нам необходимо срочно отыскать всех своих должников и незамедлительно вернуть им, как учит Христос, весь наш накопившийся долг полного и сердечного прощения. На самом деле, мы должны всегда и везде прощать им больше чем они нам, ведь так поступает с нами Христос, а мы, как Его ученики, обязаны Ему подражать.

Обычно прощение и молитва, за тех, кому прощаем, дополняют и развивают друг друга, становясь добрым плодом в жизни христианина, укрепляя его самого. Наш Спаситель заповедал нам прощать даже врагов и конечно это предполагает особую, сердечную молитву о них.

Интересно, что после расстрела последней царской семьи (июль 1918) в Екатеринбурге, во дворце Ипатьевых, на следующий день, нашли стихотворение, написанное рукой княгини Ольги и там, в конце, были такие строки:

«И у придверия могилы,
Вдохни в сердца Твоих рабов,
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов».

Искренняя молитва за «своих должников» ведёт к прощению, а оно вновь к благодарственной и горячей молитве.

За настоящим прощением следует настоящая, действенная любовь и настоящие, живые братские отношения.

Всё это становится неоспоримым доказательством того, что мы правильно поняли и практикуем в своей жизни настоящее, евангельское прощение, не по принципу «как они нам», а по Его правилу, т. е. «Как и Он простил нам грехи наши»!

Пастор церкви «Воскресение» А. Горянин
С-Петербург , декабрь 2007