Блог

Транспортный налог 2011 в бензин

Транспортный налог: платим дважды и непонятно за что

Российское правительство рассматривает вопрос об отмене налога с владельцев транспортных средств. За его отмену выступают и сами автовладельцы – с такой просьбой к премьер-министру Владимиру Путину обратилась общественная организация автомобилистов «Свобода выбора». Так что делать с налогом? С мнениями экспертов и блогеров ознакомились Вести.Ru.

Вопрос транспортного налога активно обсуждают в блогосфере. Многие блогеры уверены, что транспортный налог в нынешнем его виде несовершенен. Например, пользователь «Живого журнала» под ником mamoruu задается вопросом, почему тот, кто пользуется дорожной инфраструктурой больше, да при этом еще и загрязняет окружающую среду, должен платить меньше. Вот что он пишет в своем блоге: «Мне не понятно, почему у соседа дяди Жоры, у которого старая древняя «Волга», с движка которой постоянно течет масло, которая своим выхлопом может убить не только лошадь, но и слона, которая намотала по дорогам уже больше 200 тысяч километров, налог составляет каких-то 700 рублей. А за нашу современную машину, которая отвечает всем евро-нормам и которая истоптала дорогу всего на 40 тысяч, мы должны платить больше 17 тысяч рублей?«

Отменить транспортный налог предлагалось, в том числе, включив его в акцизы на ГСМ, однако этого не произошло. Включать транспортный налог в стоимость бензина или не включать – мнения блогеров по этому вопросу разделились. Например, жж-пользователь cashey2 считает, что делать этого ни в коем случае нельзя: «Перенос транспортного налога в акциз на бензин увеличит затраты владельцев мало- и среднелитражек в 4-5 раз. (а тем кто вынужден ездить много – и того больше). И это относится не только к владельцам «жигулей», но также и «нексий», «акцентов», «логанов», всех без исключений бюджетных автомобилей и большей части автомобилей для среднего класса. Посчитайте, сколько вы тратите в год бензина в литрах и умножьте эту цифру на 3 (3 рубля, на которые подорожает бензин) и вы получите сумму своего убытка«.

Есть и те, кто считает, что включение налога в акциз будет весьма справедливым. Вот, например, комментарий пользователя Mikhail Nechaev в одном из обсуждений в ЖЖ: «Я за отмену транспортного налога. Как минимум потому, что машина может стоять в гараже зимой, а ездить я буду на другой, зачем платить за обе? Если учитывать в акцизах на бензин, то будет честно: много ездишь – плати. Есть надежда, что кто-то совсем экономный пересядет на метро, и будет меньше пробок. И да, у меня больше 200 лошадей, налог огромный«.

О том, что же все-таки делать с транспортным налогом, Вести.Ru спросили у вице-президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимира Александрова. Он отметил, что эта тема широко обсуждалась весь прошлый год. «Обсуждался вопрос отмены транспортного налога и включения его в акцизы на бензин. И потом, после всех этих обсуждений, приняли решение и налог оставить, и акциз повысить. Это просто не укладывается в голове!» – сказал он.

«Я – за акциз. Потому что человек, приобретая автомобиль, за него уже как минимум один налог заплатил, – продолжает эксперт. – Кто-то говорит, что старые автомобили потребляют много бензина, поэтому у них будет и больший налог. Так это стимул к тому, чтобы автомобили были более современные, более экологичные, менее прожорливые. Поэтому я однозначно за то, чтобы транспортный налог был полностью ликвидирован и включен в акцизы».

Это, по мнению Владимира Александрова, будет абсолютно справедливо: много ездишь – плати больше. «Я могу ведь и на мопеде ездить, но если я езжу каждый день и помногу, я должен уплатить за то, что дороги порчу и наношу какой-то урон экологии», – пояснил он.

Ситуация с налогообложением автовладельцев, которая сложилась сейчас, действительно несправедлива, отметил в интервью Вестям.Ru заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин. По его словам, платят автомобилисты сейчас мало того, что дважды, так еще и не понятно, куда идут эти средства.

«Акцизы уже приняли и есть закон, по которому будут отчисляться эти средства, – отметил он. – Но еще остается налог с владельцев транспортных средств, который идет в общий котел. Мы платим, а за что платим – не понимаем. На дорожную инфраструктуру этот налог не идет по нашему законодательству. И отчета нет никакого».

Поэтому, по мнению Вячеслава Субботина, благодаря включению налога в акцизы мы хотя бы будем знать, что эти средства пойдут в новообразованные дорожные фонды, а там будут распределяться на дорожное строительство, согласно законодательству.

Возвращение в дорожный фонд

Транспортный налог отменят уже в следующем году. Зато акцизы на бензин повысятся. Такие решения были приняты правительством, отметил вице-премьер Сергей Иванов на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи.

Кроме того, начнут взымать плату за проезд большегрузов свыше 12 тонн. За счет нее и повышенных акцизов будет пополняться Федеральный дорожный фонд. Деньги из него будут направляться на ремонт, содержание и строительство федеральных автодорог, уточнил Иванов.

По его мнению, новая система сбора средств на дороги будет объективней, чем взымание транспортного налога. Сейчас тем, кто редко ездит на машине, приходится платить налог наравне с заядлыми автолюбителями и профессионалами. А со следующего года расходы на содержание автомобиля будут определяться, в первую очередь, количеством потребляемого топлива. Те, кто пользуется своим железным конем один раз в неделю, будут платить меньше, отметил Иванов.

Другие публикации:  Договор о предоставлении права на оказание услуг

Но, по прогнозам экспертов аналитического агентства «Автостат», чтобы компенсировать выпадающие при отмене транспортного налога доходы бюджета, стоимость бензина надо поднять на 10 процентов. По подсчетам редакции, его цена окажется на уровне около 30 рублей за литр А-92.

Принципиально важным вице-премьер считает решение о закреплении минимального объема наполнения фонда на уровне не ниже ассигнований, которые выделены на содержание и строительство автодорог в 2010 году из федеральной казны. Это даст возможность не уменьшать расходы на дорожное хозяйство «ни в коем случае, ни при каких сценариях экономического развития», подчеркнул вице-премьер. Ранее «РГ» уже сообщала, что на текущее содержание дорог федерального значения в 2010 году планируется выделить 17 миллиардов рублей, а на строительство 274 миллиарда рублей. По расчетам минтранса, федеральная часть дорожного фонда может пополняться и за счет акцизов на импортные бензин, дизельное топливо и моторные масла плюс акцизы на автомобили и мотоциклы, НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории России и импортных. Это позволит за год аккумулировать в фонде до 475 миллиардов рублей. Этих денег должно хватить на содержание и ремонт автодорог, считают в ведомстве.

Дело осталось за малым: за полгода подготовить и внести изменения в кодексы, законы и нормативы. А также прояснить некоторые социальные вопросы. Например, на данный момент пенсионеры освобождены от уплаты транспортного налога. А будут у них льготы при покупке бензина при новой системе?

Минфин в целом поддерживает идею о переходе от транспортного налога к топливным акцизам. Ведомству поручено правительством просчитать финансовые перспективы отмены транспортного налога и компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы. На проработку данного вопроса минфину дан месяц.

Глава минфина Алексей Кудрин предлагает отходить от транспортного налога поэтапно. «О темпах введения акцизов и отмены транспортного налога сейчас говорить рано. Какими именно этапами и какими ставками будет сопровождаться этот переход, пока сказать тоже нельзя», — сказал Кудрин.

По предварительной информации минфина, для компенсации отмены транспортного налога может потребоваться увеличение акциза на ГСМ в среднем в 2 раза. Как сообщил «Интерфакс», по мнению начальника отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Алексея Сорокина, транспортный налог маневренный в отношении ставок и льгот. Что же касается акциза, «если его повысят, то уже никто льгот не получит». «Здесь есть социальный фактор, поэтому вопрос требует обсуждения», — отметил чиновник, пояснив, что получить конечному потребителю какую-либо льготу по стоимости покупаемого им бензина будет невозможно. Сорокин также сообщил, что за 2009 год поступления транспортного налога составили 62 миллиарда рублей, на 2010 год ожидается еще большая сумма поступления налога. И напомнил, что сейчас транспортный налог платят миллионы, а акциз берется с тех, кто перерабатывает нефть и продает бензин.

Замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что после замены транспортного налога акцизом собираемость средств будет лучше. Левого бензина станет меньше. Однако следить за техническим состоянием своего авто придется больше, ведь если карбюратор плохо отрегулирован, то он больше требует топлива, констатировал Удалов. Акциз будет стимулировать покупку более экономичных современных машин, у которых расход меньше, чем у старых моделей с большим объемом двигателя.

Увы, эксперты отмечают и отрицательные моменты повышения акциза и, как следствие, роста стоимости топлива. В конечном счете цены на бензоколонках отражаются на стоимости всех продуктов на прилавках. Растет в цене топливо — дорожает и хлеб. Кроме того, введение платы за проезд большегрузов тоже отразится на ценах товаров первой необходимости. Поскольку владельцы фур просто поднимут цены на перевозку, чтобы компенсировать свои потери.

Возможно, часть грузов, которые сейчас перевозят по автотрассам, после повышения акцизов на топливо будет выгоднее отправлять по железной дороге. И в электричках станет больше народу, ведь междугородние автобусные перевозки тоже подорожают.

В 2009 году автомобильным транспортом России было потреблено 30,67 миллиона тонн бензина и 20,46 миллиона тонн дизельного топлива, подсчитали в «Автостате».

Транспортный налог 2011 в бензин

По мнению министра транспорта Игоря Левитина, которое он озвучил на прошлой неделе на обсуждении во время круглого стола по дорожным проблемам в Госдуме, дорожные фонды обязательно должны появиться уже в бюджете на 2011г. Министр отметил, что с момента ликвидации фондов в 2001г. финансирование отрасли сократилось к 2005г. почти вдвое — с 600 млрд руб. до 315 млрд руб. В наибольшей степени это коснулось регионального дорожного хозяйства, на которое денег стали выделять почти вчетверо меньше. При этом за прошедшее десятилетие количество автомобилей в стране выросло в 1,5 раза.

В соответствии с проектными планами на 2011-2013гг. разрыв между потребностями дорожного хозяйства и реально выделяемыми ему средствами может стать трехкратным. Хотя в 2011г. на содержание и ремонт трасс федерального значения необходимо 193,5 млрд руб., в бюджетном плане предполагается выделить 56,8 млрд руб. «30% от необходимого — это увеличение количества раненых и смертей на дорогах», — подчеркивает И.Левитин.

В регионах ситуация еще хуже. При потребностях местного дорожного хозяйства в следующем году в 650 млрд руб. все регионы находят примерно 119 млрд руб. По данным генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игоря Старыгина, в 42 регионах нормативам не соответствует 50-80% местных дорог, а еще в 18 регионах — свыше 80% трасс. «Мы имеем возможность отремонтировать одну яму из семи», — резюмирует специалист.

Для удовлетворения всех потребностей запущенного дорожного хозяйства Минтранс предлагает заменить транспортный налог повышенным акцизом на топливо с увеличением ставки в среднем на 3 руб. за литр и на 4 руб. за килограмм ГСМ. Половину собранных акцизов передадут в регионы. Средняя цена бензина в России в результате вырастет до 26 руб. за литр (при нынешних 23 руб.). По расчетам министерства, сделанным с привлечением экспертов из числа транспортных компаний, цена конечной продукции за счет повышения топливного акциза и транспортных расходов повысится не более чем на 0,4-0,6%. Стоимость проезда в общественном транспорте в зависимости от региона вырастет на 0,5-1 рубль.

Другие публикации:  Полномочия судов рф в конституции

Кроме того, Минтранс предлагает перечислять в дорожные фонды плату за присоединение объектов дорожного сервиса к автодорогам, штрафы за нарушение правил дорожного движения, ввести налог с продаж нефтепродуктов. Еще одним источником пополнения дорожных фондов должны стать сборы с автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. Этот сбор будет вводиться в России вслед за Европой в 2013-2014гг. по мере обустройства основных федеральных трасс измерительным оборудованием.

Минтранс рассматривает различные варианты поэтапного повышения топливных акцизов: по 1 руб. в год за три года; по 1,5 руб. в год за два года или сначала на 1 руб., а затем еще на 2 руб. Соответственно, поэтапной может быть и отмена транспортного налога. В частности, министерство склонно поддержать предложение некоторых регионов с 2011г. отменить этот налог только для владельцев автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил.

Одолжите на заправку

Президент Владимир Путин в конце ноября заявил, что России необходимо уходить от транспортного налога. Компенсировать отмену поборов с автомобилистов глава государства предложил за счет увеличения акцизов на бензин. По мнению президента, стране пора жить по принципу «сколько едешь, столько платишь».

Транспортный налог в России является региональным, и его размер определяется индивидуально в каждом субъекте страны. Однако метод его расчета остается единым: чем мощнее автомобиль, тем выше налог. В Москве с января 2013 года налог вырастет в среднем на 13 процентов и для машин мощностью от 70 до 100 лошадиных сил составит 12 рублей за каждую «лошадь». Для самых мощных автомобилей (свыше 250 лошадиных сил) налог составит 150 рублей за каждую лошадиную силу.

Владельцам кроссоверов BMW X6 мощностью 381 лошадиная сила, к примеру, придется заплатить 57150 рублей налога. «АвтоВАЗовская» Lada Granta мощностью 97 лошадиных сил обойдется москвичам в 1164 рубля. И тем не менее, многие жители столицы не ленятся ради экономии регистрировать свои машины в других регионах, где транспортный налог ниже.

В Федерации автовладельцев России (ФАР) принцип расчета налога из количества лошадиных сил считают неверным. «Сегодня по факту владельцы грузовых автомобилей платят меньший налог, чем мотоциклисты, а владельцы дорогих автомобилей меньший, чем владельцы более мощных, но дешевых автомобилей. Это нонсенс», — заявлял руководитель ФАР Сергей Канаев.

По мнению активиста, налог необходимо рассчитывать не из мощности машины, а из ее стоимости. Кроме того, современные автомобили при сравнительно большей мощности расходуют все меньше топлива и меньше загрязняют окружающую среду.

Законность транспортного налога Канаев намеревался оспорить в Конституционном суде. В начале ноября ФАР также объявила о том, что собрала 100 тысяч подписей, необходимых для внесения законопроекта об отмене налога в Госдуму. «Кроме этого, с аналогичным предложением мы обратимся к президенту России», — уверял Канаев.

И, похоже, президент автовладельцев услышал. Однако вместо перехода к иному принципу расчета налога (исходя из стоимости машин) глава государства счел достаточным поднять акцизы на топливо. Подобные предложения звучали и ранее: за повышение акцизов на бензин и отмену транспортного налога выступали некоторые депутаты Госдумы и активисты автомобильных движений. С тех пор акцизы неоднократно поднимались, но налог на машины по-прежнему остается в силе.

Владимир Путин. Фото РИА Новости, Алексей Дружинин

Об очередном росте акцизов Минтранс объявил в конце ноября. Предлогом для повышения сборов стал недостаток средств в дорожных фондах. Правительству ведомство предложило две схемы повышения акцизов: плавную и агрессивную. В первом случае акциз на бензин «Евро-5» в 2013 году вырастет на 457 рублей за тонну — до 5,6 тысячи рублей. Таким образом, в 2015 году литр бензина в среднем обойдется в 32-34 рубля. Вторая схема предлагает рост акциза на 957 рублей — до 6,1 тысячи рублей за тонну к 2013 году. При этом бензин класса «Евро-5» подорожает к 2015 году до 33,1-36,5 рубля.

Сейчас основные продажи топлива приходятся на бензин более низких классов — «Евро-4», «Евро-3» и «Евро-2». При этом от менее экологичного топлива планируется постепенно отказываться. Изначально «Евро-2 планировалось запретить в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстане) с 2013 года, однако в конце ноября стало известно, что в срок от бензина этого класса скорее всего отказаться не получится. «Евро-3», как ожидается, перестанут продавать с 2015 года. Таким образом, повышение акцизов на более современные классы топлива позволит сохранить поступления в бюджет.

Впрочем, не стоит забывать, что стоимость бензина в России и безо всяких акцизов растет как на дрожжах. К примеру, с июня 2011 года по июнь 2012 года бензин подорожал почти на два рубля за литр, притом что ставки акцизов не менялись.

Из чего же строится рыночная стоимость бензина в России? По данным Федеральной службы государственной статистики за 2011 год, около 45 процентов стоимости литра бензина приходится на цену сырой нефти. Примерно 12,5 процента — это стоимость переработки нефти в бензин. Еще на 14 с лишним процентов топливо дорожает из-за посредников и продавцов (торговая надбавка). Оставшиеся почти 28 процентов приходятся на различные налоги и акцизы.

Другие публикации:  Заявление об изменении способа и порядка исполнения решения суда

Для сравнения, в США, которые в отличие от России практически всю нефть импортируют, стоимость сырья составляет почти 70 процентов от стоимости бензина. Стоимость перегонки нефти и торговая надбавка в США, в целом, сравнимы с российскими. Налоги же увеличивают конечную цену топлива лишь на 11,5 процента.

Насколько вырастет акциз на топливо в случае отмены транспортного налога, пока неясно. В Москве в 2014 году (после повышения транспортного налога) с примерно четырех миллионов машин планируется собрать свыше 21 миллиарда рублей. В целом в России только легковых автомобилей зарегистрировано свыше 35 миллионов единиц. В 2010 году объем собранного по стране транспортного налога по стране превысил 75 миллиардов рублей, а в 2011 году — 83 миллиарда рублей.

Таким образом, в случае отмены транспортного налога правительству, без учета грузовиков и коммерческого транспорта, придется за счет акцизов компенсировать свыше десятка миллиардов рублей в год.

В предложенной Путиным схеме важно понять, что принцип «сколько едешь, столько платишь» будет касаться не только автомобилистов (доля которых в России составляет около 27 процентов населения), но и всех остальных граждан. Оценить перемены можно будет в ближайшем магазине, поскольку с ростом цен на бензин в стране вырастет и инфляция. А в цену любого товара так или иначе закладывается стоимость его транспортировки до потребителя.

Что касается автомобилистов, то для них предложенную Путиным схему тоже сложно назвать подарком. Налицо очередной парадокс: в богатой нефтью России бензин станет дороже, чем в США. При этом тем же американцам машины обходятся почти в два раза дешевле, чем россиянам, которым с сентября приходится платить еще и сбор за утилизацию.

Ставки транспортного налога на 2011 год

Несмотря на разговоры в правительстве о том, что транспортный налог может быть радикально снижен или даже отменен, а компенсировано это будет некоторым повышением цен на бензин, сейчас мы наблюдаем совсем иную картину. Ставки налога растут, цены на топливо тоже. Так, за 2010 (и также 2011) год автолюбитель из Санкт-Петербурга, имеющий машину с двигателем до 100 л.с. должен заплатить транспортный налог из расчета 24 рубля за 1 лошадиную силу. А если взять базовые ставки этого налога (см. здесь), то мог бы платить 5 рублей или даже меньше.

Ниже мы публикуем ставки транспортного налога на 2011 год. Напоминаем, что налог за 2011 год мы платим в 2012 году. То есть, те квитанции, которые будут приходить нам в течение следующего года, будут рассчитаны по нижеприведенным ставкам.

Путин: транспортный налог не отменили по просьбам губернаторов

Премьер-министр России Владимир Путин в рамках очередного, десятого по счету разговора с населением страны, отметил и на волнующий многих автовладельцев вопрос: почему так и не отменили транспортный налог, хотя руководство страны говорило об этом.

Премьер-министр России Владимир Путин в рамках очередного, десятого по счету разговора с населением страны, ответил и на волнующий многих автовладельцев вопрос: почему так и не отменили транспортный налог, хотя руководство страны говорило об этом.

«Транспортный налог не отменили по просьбам губернаторов», — сказал глава российского правительства, добавив, что этот налог составляет большую часть для пополнения региональных бюджетов. Транспортный налог пойдет также в «копилку» региональных дорожных фондов, которые начали формироваться в России и начнут в полной мере действовать со следующего года.

Пополнять дорожные фонды будут также за счет повышения акцизов на автомобильное топливо. Намечается повышение акцизов на топливо на 1 рубль. «Часть фондов будет направлено на дорожное строительство на селе», — заявил премьер-министр, отвечая на вопрос о сельских дорогах.

В середине текущего года Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) заявило, что на строительство сельских автомобильных дорог будет направлено в общей сложности 6,8 млрд рублей. Большая часть — 4 млрд 170,872 млн рублей – будет предоставлена на сооружение дорог с твердым покрытием федеральным бюджетом. Еще 2 млрд 614,659 млн рублей на эти же цели выделят бюджеты субъектов РФ.

Вопрос транспортного налога обсуждается давно. Еще в 2010 году власти говорили о возможной отмене этой меры взамен на повышение акцизов на бензин. Последнее было притворено в жизнь (в течение трех лет, начиная с текущего, акцизы на бензин будут расти на рубль в год). Но несмотря на различные предложения, транспортный налог так и не отменили. С 2011 года по поручению Дмитрия Медведева транспортный налог был снижен вдвое, правда, коэфицентные ставки большинства регионов тут же возрасли, фактически оставив сумму, выплачиваемую водителем за личный транспорт, на прежнем уровне.