Блог

Гражданский кодекс республики беларусь 2019

Гражданский кодекс республики беларусь 2019

Законы не мешали бы каждому жить, как ему удобно,
если бы один не вредил другому (Демокрит)

  • 13 ноября 2018 г. – круглый стол «Изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь: реформа гражданского законодательства?» (в рамках работы научного кружка по Гражданскому праву, части первой)
  • Вы тут:
  • Галоўная
  • Новости
  • новости научных кружков
  • 13 ноября 2018 г. – круглый стол «Изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь: реформа гражданского законодательства?» (в рамках работы научного кружка по Гражданскому праву, части первой)

13 ноября 2018 г. – круглый стол «Изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь: реформа гражданского законодательства?» (в рамках работы научного кружка по Гражданскому праву, части первой)

Приглашаем всех принять участие в заседании научного кружка по Гражданскому праву, части первой, который состоится в формате круглого стола.

Время и место:

13 ноября 2018 г., 15:00, ауд. 104 (читальный зал периодики).


Тема заседания:
Изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь: реформа гражданского законодательства?

Цель: в рамках работы научного кружка по Гражданскому праву, части первой осветить и дать оценку основным прогнозным изменениям в рамках регулирования гражданских отношений на уровне основополагающего законодательного акта в рамках раздела 1 «Общие положения» (ноябрь 2018) и раздела 3 «Общая часть обязательственного права» (февраль 2019).

Правовые основания:

— Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»;
— проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (Гражданский кодекс, Банковский кодекс);

— проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон о хозяйственных обществах».

Содержание:

  1. Гражданское законодательство и нормы международного права (в срезе с новым Законом о нормативных правовых актах и новой редакцией Закона о международных договорах) // Виктор Шатерник, Александр Сенько,2 курс
  2. Правовое положение физических лиц (дееспособность несовершеннолетних, ограничение граждан в дееспособности, признание недееспособными) // Молокович Кирилл,2 курс
  3. Виды объектов гражданских прав. Токен как объект гражданских прав // Саман Негареш, магистрант
  4. Корпоративные отношения как предмет гражданско-правового регулирования. Акционерные соглашения // Николай Артемьев,исследователь права
  5. Сделки (общие положения). Недействительность сделок. Концепция недействительности сделок в гражданском праве в контексте гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС // Анастасия Моргун, Дарья Сарбай,магистранты
  6. Представительство и доверенность (основания представительства, безотзывная доверенность, срок действия доверенности) // Дмитрий Носач,магистрант

Ждем всех интересующихся гражданским правом!

Cтароста кружка А. Моргун
Обработка – Л.В.Беляева

Гражданский кодекс Республики Беларусь: текущие изменения и новеллы договорного и обязательного права в рамках планируемой реформы

Для кого: Юрисконсульты, начальники юридических отделов, руководители.

Дата проведения семинара будет согласована по мере формирования группы

Практическое применение гражданского законодательства нередко вызывает сложности даже у опытных юристов. Обладание знаниями о текущих, а также планируемых изменениях в законодательстве позволяет быть всегда в курсе событий, принимать правильные решения и чувствовать себя уверенно. Закон от 17.07.2018 N 135-З внес ряд изменений в Гражданский кодекс, стоит обратить внимание на важные изменения в части сделок, а также залоговых отношений. Проектом Закона о «реформе» ГК запланированы еще более существенные и многочисленные поправки в Гражданский кодекс по вопросам договорного и обязательственного права.

Посетив семинар, вы будете в курсе тонкостей и основных текущих и планируемых изменений гражданского законодательства, а также получите ответы лектора на вопросы.

пр-т Победителей, 19, гостиница «Юбилейная», 2-й этаж, конференц-зал

20% С учетом НДС и скидки пользователям Консультант Плюс и ilex

Проект изменений в Гражданский кодекс вынесен на общественное обсуждение

Законом «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь» будут внесены изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь и Банковский кодекс Республики Беларусь.

Документом будут усовершенствованы нормы Гражданского кодекса с учетом практики его применения, а также закреплены новые институты гражданского права, унифицировано гражданское законодательство государств — членов Евразийского экономического союза.

Свои замечания и предложения касательно Закона «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь» можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси , или направить их до 22 июля 2018 года включительно на электронную почту center@pmrb.gov.by .

Больше информации про нормотворчество — по ссылке .

Гражданский кодекс республики беларусь 2019

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что правильное и единообразное применение судами норм процессуального законодательства, регулирующих отнесение гражданских и экономических дел к ведению суда первой инстанции, является важным условием реализации гражданами и юридическими лицами конституционных гарантий на судебную защиту прав и охраняемых законом интересов.

Изучение судебной практики показало, что суды в основном правильно разрешают вопросы, связанные с возбуждением производства по гражданским и экономическим делам.

Вместе с тем суды еще допускают ошибки в применении правил подсудности, установленных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ГПК) и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК).

Так, отдельные судьи не всегда учитывают, что с образованием единой системы судов общей юрисдикции при разграничении компетенции по рассмотрению дел между районными (городскими) и экономическими судами необходимо руководствоваться не правилами подведомственности, а подсудности. В случае возбуждения дела, ошибочно принятого к производству, вместо передачи дела на рассмотрение в соответствующий экономический или районный (городской) суд еще допускается необоснованное прекращение производства по делу на основании пункта 1 части первой статьи 164 ГПК или абзаца второго статьи 149 ХПК.

В некоторых определениях об отказе в возбуждении дела (о возвращении искового заявления), вынесенных в связи с неподсудностью дела данному суду, не разъясняется, в какой суд необходимо обращаться заявителю.

В ряде случаев в нарушение требований статьи 51 ГПК и статьи 53 ХПК дела передаются в другой суд без вынесения соответствующего определения, что препятствует участникам процесса обжаловать принятое решение.
У судов имеются сложности в разграничении подсудности между экономическими судами и судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, в разрешении вопроса о порядке принятия к производству дела, переданного по подсудности из другого суда, а также в определении компетентного суда при рассмотрении жалоб на действия судебного исполнителя.

В целях устранения недостатков в работе судов Президиум Верховного Суда Республики Беларусь

постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения норм процессуального законодательства, регулирующих отнесение гражданских и экономических дел к ведению суда первой инстанции. Считать недопустимым как необоснованный отказ в возбуждении дела по мотивам неподсудности данному суду, так и принятие к производству дел, подсудных другим судам.

2. Судам надлежит иметь в виду, что подсудность дел районным (городским) и экономическим судам определяется на основании норм ГПК, ХПК, а также иных законодательных актов (например, Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 года «Об общественных объединениях», Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).

Другие публикации:  Куда платить госпошлину за апелляционную жалобу в областной суд

В тех случаях, когда законодательный акт не позволяет разграничить компетенцию судов, подсудность дела определяется с учетом субъектного состава участников спора и характера возникшего спорного правоотношения.
По общему правилу, районным (городским) судам подсудны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин (статья 37 ГПК). Экономическим судам подсудны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных), в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели (статьи 39 и 41 ХПК).

3. Разъяснить судам, что дела, в которых сторонами (стороной) являются индивидуальные предприниматели, однако сам спор не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, подсудны районным (городским) судам. Районным (городским) судам также подсудны дела по спорам, вытекающим из деятельности физических лиц, которая хотя и направлена на получение прибыли, однако в силу указания в акте законодательства не является предпринимательской (например, часть четвертая пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»).

В то же время споры с участием граждан, ранее обладавших статусом индивидуального предпринимателя, если спорное правоотношение возникло из осуществляемой ими предпринимательской деятельности, подсудны суду, рассматривающему экономические дела.
Кроме того, к ведению экономического суда относятся иски индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности независимо от того, являются ответчиками по таким делам юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели или граждане (статья 47 ХПК).

4. Необходимо учитывать, что в соответствии с частью второй статьи 45 ГПК дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, перечисленных в статье 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь, относятся к исключительной компетенции Верховного Суда Республики Беларусь (судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности) независимо от субъектного состава участников споров.

5. Следует иметь в виду, что подсудность дел по жалобам на действия судебного исполнителя определяется с учетом норм того процессуального кодекса, на основании которого осуществлялась выдача и предъявление к исполнению исполнительного документа. Если исполнительный документ выдан и предъявлен к исполнению в порядке, установленном нормами ГПК, дело подсудно районному (городскому) суду, если в порядке, установленном нормами ХПК, – экономическому суду.

6. На стадии возбуждения производства по делу судам надлежит тщательно изучать поступающие исковые заявления (заявления, жалобы) и не допускать возбуждения дел, подсудных другому суду. В определении об отказе в возбуждении дела (о возвращении искового заявления) в связи с неподсудностью его данному суду необходимо указывать, в какой другой суд общей юрисдикции следует обращаться истцу (заявителю).

Дело, ошибочно принятое к производству суда с нарушением правил подсудности, подлежит передаче на рассмотрение в другой суд. При этом необходимо обеспечить вынесение о том соответствующего определения и соблюдать порядок передачи дела, установленный статьей 51 ГПК либо статьей 53 ХПК.

После поступления дела, переданного на основании пункта 3 части 2 статьи 51 ГПК или абзаца 2 части 2 статьи 53 ХПК, судья обязан принять его к производству. В этом случае вынесения определения о возбуждении дела (о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу) не требуется.

7. Областным (Минскому городскому) судам, апелляционным инстанциям экономических судов областей (города Минска) принять меры к обеспечению единообразного применения норм процессуального законодательства, регулирующих отнесение дел к ведению суда первой инстанции, своевременно исправлять допускаемые судами первой инстанции ошибки в применении правил подсудности при возбуждении гражданских и экономических дел.

Гражданский кодекс республики беларусь 2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ф» на решение экономического суда Гродненской области от 19.09.2018 и постановление апелляционной инстанции Гродненской области от 30.10.2018 по делу № 98-4/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ф» о признании недействительным решения региональной таможни от 08.08.2017 № 11/17923,

Решением экономического суда Гродненской области от 19.09.2018 по делу № 98-4/2018 ООО «Ф» отказано в признании недействительным решения региональной таможни от 08.08.2017 № 11/17923.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гродненской области от 30.10.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

ООО «Ф» обратилось с кассационной жалобой на указанные судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить и удовлетворить заявленные требования.

Представители заявителя доводы кассационной жалобы поддержали в полном объеме. Представители таможни с доводами кассационной жалобы не согласились, просили в ее удовлетворении отказать.

Рассмотрев дело, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.

Согласно статье 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Из материалов дела усматривается, что учредителями ООО «Ф» у W.(Польша) был приобретен «грузовой автомобиль MERCEDES-BENZ ACTROS, VIN: WDB9500351K481603, у T.(Польша) – «седельный тягач DAF FT 95XF430, VIN: XLRTE47XS0E596907, у T. (Польша) – «полуприцеп автомобильный KOGEL SNC024, VIN: WKOSNC024X0726674, впоследствии помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларациям на товары с регистрационными номерами выпуска товаров 16457/22014935 от 29.12.2012, 16457/22014966 от 31.12.2012, 16457/32000004 от 01.01.2013 с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС на основании подпункта 1.9 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).

Гродненской региональной таможней проведена внеплановая выездная таможенная проверка ООО «Ф» по вопросу соблюдения условий и ограничений по пользованию и распоряжению товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных платежей в соответствии с Декретом № 6 за период с 29.12.2012 по 01.05.2017.

По результатам таможенной проверки составлен акт от 28.06.2017 № 16811/28067/32000054, из которого усматривается нарушение ООО «Ф» подпунктов 4 и 5 статьи 188, пункта 2 статьи 200 и подпункта 2 пункта 3 статьи 211 ТК ТС, выразившееся в неуплате ООО «Ф» в установленный срок ввозной таможенной пошлины и НДС в связи с использованием указанных транспортных средств обществом с ограниченной ответственностью «П».

Решением региональной таможни от 08.08.2017 № 11/17923 ООО «Ф» предписано произвести уплату таможенных платежей и пеней согласно прилагаемому к решению расчету, произвести корректировку деклараций на товары 16457/22014935 от 29.12.2012, 16457/22014966 от 31.12.2012, 16457/32000004 от 01.01.2013.

Другие публикации:  Приказ 215 н от 24052019 года

С решением не согласилось ООО «Ф», обратившись с заявлением о признании его недействительным, которое правомерно оставлено без удовлетворения судебными инстанциями в силу следующего.

Условия пользования и распоряжения товарами, ввезенными на территорию Республики Беларусь до 01.12.2013 в соответствии с частью 1 подпункта 1.9 пункта 1 Декрета № 6, подлежат определению согласно требованиям пунктов 2 и 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 11.09.2013 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6» (далее – Декрет № 5). В частности, если в течение пяти лет со дня помещения товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь с предоставлением льгот, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления коммерческой организацией указанные товары переданы во временное пользование иным лицам, НДС и таможенные пошлины уплачиваются (взыскиваются) в соответствии с законодательством.

Вместе с тем, согласно информации, предоставленной филиалом Транспортной инспекции по области, действие лицензии, которая была выдана ООО «Ф» на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта (составляющий вид деятельности – международные автомобильные перевозки грузов), прекращено с 01.07.2016.

В материалах таможенной проверки ООО «Ф» содержатся договор доверительного управления имуществом от 03.08.№ 1; договоры безвозмездного пользования от 03.08.2016 №№ 07/16, 04/16, 03/16; акт приема-передачи имущества в доверительное управление № 1 от 14.09.2016; путевые листы, выписанные от имени ООО «П»; CMR-накладные, в графах 16 и 23 которых, имеется оттиск печати ООО «П»; информация, согласно которой водителем указанных транспортных средств выступал Б., являвшийся согласно трудовому договору работником ООО «П».

Кроме того, 12.08.2016 ООО «П» обратилось с заявлением в Транспортную инспекцию о выдаче лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта. К заявлению был приложен список транспортных средств, принадлежащих ООО «Ф», что также подтверждает факт использования ООО «П» транспортных средств, выпущенных с предоставлением льгот согласно положений Декрета № 6. Основанием выдачи лицензии являлось требование о наличии у лицензиата на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории (п. 121 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 450 от 01.09.2010).

При этом в соответствии с положениями главы 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него. При совершении сделок с имуществом доверительный управляющий обязан указывать, что он действует в качестве такового. В противном случае он обязывается перед третьими лицами лично (ст.895 ГК). Следовательно, доверительный управляющий помимо соблюдения требований к обособлению имущества, переданного в доверительное управление (ст.901 ГК), обязан был сообщать контрагентам, что при осуществлении перевозок действует как доверительный управляющий, что не нашло подтверждения в материалах дела.

Материалы дела, напротив, свидетельствуют об использовании ООО «П» переданных заявителем транспортных средств как перевозчиком, а не в качестве доверительного управляющего, поскольку факт невыполнения директором ООО «П» ряда обязательных условий при заключении договора доверительного управления имуществом, незнание им действующего законодательства относительно информирования налогового органа о заключении договора доверительного управления, постановки на учет в налоговую инспекцию, подачи отдельных налоговых деклараций по договору доверительного управления, открытия банковского счета, отсутствия в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего знака «Д.У.». Это подтверждает выводы судебных инстанций относительно правомерности решения таможенного органа.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии со ст. 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции относятся на лицо, подавшее кассационную жалобу в связи с отсутствием оснований для ее удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

решение экономического суда Гродненской области от 19.09.2018 и постановление апелляционной инстанции Гродненской области от 30.10.2018 по делу № 98-4/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ф» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Гражданский кодекс республики беларусь 2019

// Материал подготовлен коммерческой практикой SBH Law Offices при поддержке PR-службы

В наступившем году запланирован ряд изменений в действующее законодательство, которые могут изменить привычные правила ведения бизнеса, и, соответственно, их необходимо будет принять во внимание при осуществлении предпринимательской деятельности. Настоящий обзор подготовлен коммерческой практикой SBH Law Offices, руководитель – адвокат Анастасия Малахова.

Гражданский кодекс: заключение договоров по-новому

В феврале 2019 года вступят в силу изменения в Гражданский кодекс в части порядка совершения сделок в письменной форме, что позволит заключать договоры не только путем собственноручного их подписания каждой из сторон, но и путем подписания с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан лицом или лицами, совершающими сделку.

Налоговый кодекс: новая редакция и новые нормы

С 1 января 2019 года излагается в новой редакции Налоговый кодекс. В числе наиболее значимых для бизнеса можно отметить следующие изменения:

— Сроки для зачета и возврата налогов увеличиваются с 3 до 5 лет.

— Ограничивается размер пеней, начисляемых за неуплату налога: размер пени не будет превышать размер налогового обязательства (сейчас размер пени не ограничен и по факту может превышать сумму неуплаченного налога в несколько раз).

— Устанавливается возможность уплаты сумм налогов за счет средств дебитора-должника индивидуального предпринимателя. Ранее такая возможность была только в отношении юридических лиц.

— Для иностранных компаний, оказывающих для физических лиц на территории Беларуси услуги в электронной форме, вводится обязанность ведения специального налогового и бухгалтерского учета по деятельности на территории Беларуси.

— Для белорусских организаций вводится обязанность предоставлять в налоговые органы сведения не только об открытии счетов в иностранных государствах, но и отчетность о движении денежных средств по этим счетам.

— Размер инвестиционного вычета для организаций-налогоплательщиков налога на прибыль увеличивается в полтора раза.

— Предусматривается снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов, выплачиваемых за счет нераспределенной прибыли: в течение трех лет – до 6%, в течение пяти лет – до 0%.

— Вводятся нормируемые затраты для целей налога на прибыль, которые могут учитываться в составе затрат в сумме не более 1% от выручки с учетом НДС за предыдущий год;

— контролю ТЦО (трансфертное ценообразование) будут подлежать сделки с взаимозависимыми лицами или с организациями (индивидуальными предпринимателями), применяющими особые режимы налогообложения. Кроме того, исключено 20%-ное отклонение от рыночных цен, что соответствует международным подходам.

Другие публикации:  Льготы в системе налогообложения доходов физических лиц

— С 1 января 2019 года крупные плательщики смогут заключать с Министерством по налогам и сборам соглашения о ценообразовании (продолжительностью до трех лет), в котором применительно к контролируемой сделке будет согласовываться методика определения рыночной цены.

Указ №488: реинкарнация в Налоговом кодексе

Нормы отменяемого Указа №488 включены в Налоговый кодекс (пп. 1.16 п. 1 ст. 22 и 33 НК), при этом основания для доначисления сумм налогов расширяются. В частности, суммы налога могут быть доначислены не только при признании первичного учетного документа не имеющим юридической силы (как это было в Указе №488), но и по факту направленности операции на уклонение от уплаты налогов (неуплату/неполную уплату, необоснованный зачет/возврат налогов). Вывод о направленности операции будет делаться налоговым органом в ходе проверки и может быть оспорен налогоплательщиком в судебном порядке.

Правила проведения валютных операций: без разрешения Нацбанка

С 1 марта 2019 года будут изменены правила проведения валютных операций. Валютные операции, которые ранее могли совершаться только с разрешения Национального банка, будут совершаться в регистрационном порядке без необходимости предварительного получение разрешения. При этом регистрации будут подлежать все займы, привлекаемые резидентом от нерезидентов независимо от условий договора займа.

Закон «Об инвестициях»: защита инвестора

В 2019 году возможно изменение Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» с целью определения размера компенсации, подлежащего выплате инвестору в случае национализации или реквизиции имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций. Вносимые изменения направлены на защиту прав инвестора при заключении инвестиционного договора и в ходе его исполнения.

Закон «Об авторском праве и смежных правах»

В 2019 году возможно изменение Закона «Об авторском праве и смежных правах». Может быть скорректирован порядок заключения и исполнения лицензионных договоров на объекты авторского права (в том числе программное обеспечение), в том числе на условиях открытых лицензий. Изменения будут способствовать развитию IT-отрасли, но потребуют от IT-компаний выработки политик, определяющих правила работы с открытыми лицензиями, и их использование при разработке собственных продуктов.

Закон «Об охране труда»

В 2019 году планируются изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране труда», в том числе введение государственной экспертизы условий труда, расширение положений об обучении, стажировке, инструктажу и проверке знаний по вопросам охраны труда. Планируемые изменения направлены на сокращение контрольных полномочий органов государственной экспертизы, часть функций в сфере охраны труда относится к исключительной компетенции нанимателя (реализуются нанимателем самостоятельно). Планируется разрешить в отдельных случаях выдавать заключения для принятия работодателями решений о применении труда женщин на работах, включенных в список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых в настоящее время запрещено применение труда женщин (могут разрешить применять женский труд). Планируется исключить обязанность нанимателя содействовать в обучении лиц, уполномоченных на охрану труда в организации (это становится персональной обязанностью соответствующих лиц), при этом проверку знаний осуществляет наниматель.

Кодекс об административных правонарушениях: незаконный аудит

В 2019 году планируются изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, будут внесены изменения в статью 12.31 КоАП, устанавливающую ответственность за уклонение от обязательного аудита. Должностные лица органов Министерства финансов Республики Беларусь и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов наделяются правом составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность», поскольку в соответствии с проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» осуществление аудиторской деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не включенным в Государственный реестр аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, будет являться незаконным.

Уголовный кодекс: клевета, взятки и выманивание кредитов

20 декабря 2018 года одобрен проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь и Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь. В соответствии с планируемыми изменениями ужесточается уголовная ответственность за клевету и оскорбление, в том числе за совершение таких действий в глобальной компьютерной сети Интернет. В части привлечения к уголовной ответственности в связи с совершением преступлений против собственности (кража, мошенничество, хищение) предусматривается замена конфискации имущества на штраф. Изменяется формулировка статьи 237 УК РБ с «Выманивание кредита или субсидии» на «Незаконное получение кредита или субсидии», при этом к ответственности индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица будет привлекаться только при условии фактического получения кредита или субсидии по заведомо ложным документам.

Уточняется ответственность за совершение деяния, квалифицируемого как служебная халатность (ст.428). Получением взятки (ст.430) будет считаться принятие должностным лицом материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера для себя или для третьих лиц (в том числе если такие материальные ценности передаются, а выгоды имущественного характера предоставляются третьим лицам в качестве вознаграждения должностного лица), при этом конфискация заменена на штраф.

К Уголовно-процессуальному Кодексу предусматривается введение Приложения, которым устанавливается перечень имущества, на которое не может быть наложен арест в целях обеспечения возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, взыскания дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий. В частности, предусматривается исключение наложения ареста на жилые дома, в которых постоянно проживает лицо, на имущество которого налагается арест, и его семья; земельные участки, на которых расположены дом и хозяйственные постройки.

Таким образом, в 2019 году сохранится направленность на упрощение правил ведения бизнеса и защиты его интересов, а также совершенствование законодательства с целью максимального использования IT для развития предпринимательства и экономики страны.

Справка:

«Сысуев, Бондарь, Храпуцкий» (SBH Law Offices) – одна из крупнейших в Беларуси команда адвокатов и юристов с двадцатишестилетним опытом профессиональной практики. Офисы в Минске и Киеве оказывают высококачественную юридическую помощь в таких сферах как: разрешение споров, слияния и поглощения, международный арбитраж, банки, финансы, страхование, недвижимость и строительство, транспорт и логистика, IT, финтех, hardware и др. Экспертиза SBH Law Offices подтверждена международными юридическими рейтингами IFLR1000, Chambers and Partners, The Legal 500, WWL, Best Lawyers и др.