Блог

Договор о приемной семье трудовой договор

ДОГОВОР О ПЕРЕДАЧЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ: ТРУДОВОЙ, СЕМЕЙНЫЙ ИЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ?

Приемная семья создается с заключением договора о создании приемной семьи. Поэтому сложным является вопрос о том, в каких правоотношениях состоят приемные родители и органы опеки и попечительства. Семейный кодекс (СК) не дает на него прямого ответа.

В юридической литературе сложилось четыре точки зрения по данному вопросу:

  • первая точка зрения – договор носит трудовой характер;
  • вторая точка зрения – договор является семейно-правовым;
  • третья точка зрения – договор является разновидностью гражданско-правовых договоров;
  • четвертая точка зрения — смешанная правовая природа договора о передаче ребенка в приемную семью.

        Носит ли договор трудовой характер?

В статье 152 СК используюся такие термины, как «труд», «размер оплаты труда», — значит, что между органом опеки и попечительства и родителем-воспитателем складываются трудовые правоотношения. Воспитание ребенка в приемной семье является определенной трудовой функцией. Причем такая работа производится приемными родителями по найму за вознаграждение, выплачиваемое им органами опеки и попечительства, которые выступают в данном случае в качестве работодателя.

Согласно статье 56 Трудового кодекса (ТК) трудовой договор — соглашение, по которому «работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка». Однако особенность деятельности родителя-воспитателя состоит в том, что на него возлагается чрезвычайно широкий круг обязанностей: воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Таким образом, он выполняет по отношению к приемному ребенку те же обязанности, что и родитель по отношению к своим детям. При этом он свободен в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня не связан. Все это не позволяет выделить конкретную трудовую функцию родителя-воспитателя, а также время его труда и отдыха в приемной семье.

Кроме того, трудовая функция заключается в выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности. В случае же с приемными родителями говорить об их образовании, стаже работы нельзя, поскольку СК и Положение о приемной семье не предъявляют к ним такого рода требований.

Личный характер исполнения обязанностей родителя-воспитателя в приемной семье исключает возможность его замены другим лицом, но и не позволяет органу опеки и попечительства заменить приемного родителя другим работником. Более того, по смыслу действующего законодательства о приемной семье родители-воспитатели не имеют трудового отпуска, приемный родитель не может воспользоваться правом на предоставление отпуска по уходу за ребенком (статья 256 ТК) в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет.

Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в их трудовой стаж, в перечне документов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не говорится о необходимости предоставления трудовой книжки, тогда как в силу статьи 65 ТК при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю помимо иных документов также и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в порядке статьи 70 ТК, а для приемного родителя он не предусмотрен.

Таким образом, эти особенности правового статуса приемных родителей позволяют сделать вывод о том, что отношения между ними и органом опеки и попечительства не являются трудовыми.

        Договор является гражданско-правовым

Сторонники семейно-правовой природы рассматриваемого договора указывают на то, что договор о передаче ребенка в приемную семью не следует рассматривать как разновидность гражданско-правовых договоров, поскольку исследуемый договор имеет свои особенности в силу своей специфики и целей.

Поэтому источники, регулирующие правовое положение приемной семьи, не содержат отсылок к ГК, в отличие от норм о брачном договоре и соглашении об уплате алиментов.

Более того, обязательственный характер данных правоотношений и возмездность выполнения приемными родителями своих обязанностей, все же не позволяют относить их к гражданско-правовым отношениям.

Представляется, что одним из основных критериев разграничения опеки (попечительства) и приемной семьи является возможность получения приемными родителями встречного удовлетворения в виде вознаграждения. Так, опекуны (попечители) берут на себя заботу о ребенке, как правило, из сострадания, любви к ребенку или желания создать семью.

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью имеет смешанную семейно- и гражданско-правовую природу.

Правоотношения между приемными родителями и органом опеки и попечительства в том виде, в котором они существуют на данный момент, следует рассматривать как гражданско-правовые, а не как семейно-правовые или смешанные.

Правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, квалифицируются как гражданско-правовые, поскольку в них ярко выражено обязательство, возникающее из договора возмездного оказания услуг, заключаемого на определенный срок.

С учетом того что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью не предусмотрен Гражданским кодексом (ГК), он является непоименованным договором. Система гражданских договоров постоянно развивается, появляются новые виды и подвиды договоров.

Направленность договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью выражается в принятии на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, то есть цель договора заключается в оказании всего комплекса воспитательных и иных тесно связанных с ними услуг. Из этого следует, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью относится к договорам, направленным на оказание услуг. В эту группу входят договоры подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, доверительного управления имуществом.

По нашему мнению, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью следует отнести к непоименованному виду договора возмездного оказания услуг. Это следует из характерной особенности договоров возмездного оказания услуг, которая заключается в отсутствии результата, отделимого от процесса работы. Соответственно, и предметом договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью является не конкретный овеществленный результат, а действия приемных родителей, направленные на воспитание и защиту прав и законных интересов приемных детей.

Данной точки зрения придерживается и Министерство образования и науки РФ, которое в своих разъяснениях по вопросу оформления трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства предлагает договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью регулировать по аналогии с договором возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 779 ГК по договору возмездного оказания услуг исполнитель (услугодатель – приемные родители или родитель) обязуется по заданию заказчика (орган опеки и попечительства) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность в интересах приемного ребенка), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, отдельные из которых материального результата не имеют: в рамках оказания приемными родителями услуги по воспитанию осуществляется представление интересов приемных детей в отношениях с любыми лицами, организация питания, отдыха, обучения приемных детей.

Таким образом, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью является непоименованным видом договора возмездного оказания услуг.

Приёмные родители будут воспитывать детей по трудовому договору

Госдума рассмотрит соответствующий законопроект на ближайших пленарных заседаниях

В России 71,4 тысячи детей-сирот. Это на 18 процентов меньше, чем год назад. Несмотря на кризис, россияне стали чаще усыновлять детей и брать под опеку. Иногда в приёмных семьях воспитываются несколько детей, и мама не может совмещать их воспитание и работу. Парламентарии считают, что с приёмными родителями нужно заключать трудовой договор, в соответствии с которым воспитание детей будет включено в трудовой стаж. Законопроект об этом, вносящий поправки в Семейный кодекс, планируется рассмотреть в первом чтении на ближайших пленарных заседаниях.

Спасение для тех, кого не успели усыновить

Приёмные родители заключают договор с органами опеки и попечительства и берут ребёнка под опеку до 14 лет и под попечительство — с 14 до 18 лет. В обязанности приёмных родителей входят воспитание и образование детей, защита их прав и интересов. В приёмной семье не может быть более восьми детей. За ребёнком, переданным в приёмную семью, сохраняется право на алименты, пенсию по случаю потери кормильца или инвалидности. Эти и другие социальные выплаты и компенсации перечисляются на счёт, открытый на имя ребёнка в банке. В отличие от опекунов-родственников, приёмные родители получают зарплату. При устройстве ребёнка в семью выплачивают единовременное пособие в размере 14 500 рублей. Размер оплаты труда, а также льготы, которые предоставляются приёмной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Федерации. Минимальное ежемесячное пособие составляет 2700 рублей на одного ребёнка. Приёмным родителям также выплачивается заработная плата в размере трёх МРОТ на каждого принятого в семью ребёнка. С 2016 года МРОТ равен 6204 рубля. Кроме того, ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, игрушек, книг. Ежемесячное пособие на содержание ребёнка может увеличиваться за счёт региональных коэффициентов или регулироваться законодательством региона. Например, в Московской области выплаты могут варьироваться от 15 до 25 тысяч в зависимости от возраста и состояния здоровья ребёнка.

Трудовой договор даст право на пенсию и отпуск

Законопроект взят из жизни

«Те, кто занимается возмездной опекой и другими видами опеки, должны быть в одинаковом положении», — считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Законопроект решает и ещё одну проблему, сказал сенатор. Около 27 миллиардов рублей расходуется ежегодно на улучшение жилищных условий детей-сирот, при этом очередь практически не уменьшается, а увеличивается. Семейное устройство детей-сирот отчасти решает квартирный вопрос.

Один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Сенаторова в ходе подготовки документа встречалась с приёмными мамами и представителями органов социальной опеки в своём регионе — Белгородской области. «Мамы, которые воспитывают детей дома и не работают, жалуются на то, что им не начисляют трудовой стаж, — сказала Елена Сенаторова. — В итоге у них маленькая пенсия. Так что законопроект взят из жизни, его очень давно ждали приёмные родители». Депутат назвала законопроект о возмездной опеке одной из самых важных инициатив комитета в шестом созыве Госдумы.

Но не у всех положительное отношение к идее заключать трудовой договор с приёмными родителями. «Не могу сказать, что поддерживаю законопроект, пока не увижу нормативные документы, которые должны к нему прилагаться, — сказала председатель «Союза женщин России», член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Екатерина Лахова. — Не понимаю, почему с семьёй нужно заключать именно трудовой договор. Законопроект «сырой» и требует доработки». По её словам, лучше бы Министерство образования анализировало ситуацию с сиротством и усыновлением в России. «Почему в одном регионе занимаются профилактикой сиротства, редко лишают родительских прав, а в другом регионе — наоборот? — рассуждала сенатор. — В Калужской области, например, часто берут в семьи детей-инвалидов, потому что областной бюджет доплачивает за это приёмным родителям. Дело не в нехватке законов, а в правоприменении».

Договор о приемной семье трудовой договор

3.3 Правовой статус участников правоотношений приемной семьи / Правовое регулирование института приемной семьи

Правовой статус участников правоотношений приемной семьи определяется исходя из действующего федерального и регионального законодательства, и в разных субъектах федерации регулируется по разному.

Как упоминалось выше, одной из существенных особенностей приемной семьи является оформление договорных отношений между приемным родителем и органом опеки и попечительства посредством заключения договора о передаче ребенка в приемную семью. Обзор региональной законодательной базы, посвященной рассматриваемому вопросу, позволяет сказать, что на сегодняшний день субъекты РФ выработали и практически реализуют различные варианты оформления отношений с родителями-воспитателями. В данном случае это свидетельствует об отсутствии единого понимания природы таких правоотношений.

Первая модель оформления отношений между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями реализуется с помощью заключения двух договоров — договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и трудового договора (контракта). Такая модель функционирует, например, в Пермском крае. Из содержания Закона «О приемной семье» данного региона следует, что в первом договоре определяется порядок передачи ребенка в семью приемного родителя, длительность его пребывания в семье, а также вопросы материального обеспечения несовершеннолетнего. В свою очередь трудовой договор является основанием для выплаты родителю-воспитателю заработной платы. Помимо этого в договоре устанавливается обязанность работодателя, в роли которого выступает орган опеки и попечительства, по обеспечению требований охраны труда и государственного социального страхования. Приемному родителю предоставляются льготы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, включая право на отпуск. Его деятельность по воспитанию приемного ребенка именуется трудом, который приравнивается к педагогическому труду (должность воспитателя). Оплата производится в соответствии с Единой тарифной сеткой [1] .

Представляется, что все перечисленные пункты трудового договора имели бы право на существование, если бы не одно обстоятельство. Действующее законодательство, и прежде всего трудовое, не рассматривает деятельность родителей-воспитателей как выполнение ими определенной трудовой функции, а потому указанный порядок оформления отношения несостоятелен.

Вторая модель действует в Ивановской области. Законом от 18 мая 2000 г. N 13-ОЗ «Об оплате труда приемных родителей и иных социальных льготах, предоставляемых приемной семье» органам опеки и попечительства предписывается оформлять трудовые отношения с родителями-воспитателями «в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде». Как и в предыдущем случае, возникает вопрос: о каких конкретно нормах трудового законодательства в данном случае идет речь? Это дает возможность полагать, что указанное положение исследуемого закона не до конца продумано и вызывает значительное количество вопросов в силу размытости используемой формулировки.

Третья модель предполагает также заключение двух договоров, а именно договора о передаче ребенка в приемную семью и договора гражданско-правового характера. Такой вариант предложен Законом Тульской области от 11 марта 1999 г. N 118-ЗТО «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» [2] .

При этом «договор гражданско-правового характера» призван регулировать исключительно вопросы, касающиеся оплаты труда приемного родителя. Сам термин «договор гражданско-правового характера» имеет достаточно широкое содержание и включает в себя любой договор, предусмотренный частью второй Гражданского кодекса РФ. Скорее всего, региональный законодатель подразумевал либо договор возмездного оказания услуг, либо договор подряда. Какой из них имеется в виду, а соответственно подлежит применению, остается неясным. Более того, отметим, что отношения между органами опеки (попечительства) и приемными родителями именуются гражданско-правовыми. В этой связи непонятно, по какой причине в Законе Тульской области используется термин «оплата труда» и почему труд родителя-воспитателя приравнивается к труду воспитателя детского дома с оплатой в соответствии с Единой тарифной сеткой.

В законах ряда регионов России (Белгородской, Курской, Омской областей и др.) прямо не говорится о необходимости заключения трудового договора, но тем не менее указывается право приемного родителя на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня (Закон Белгородской области от 14 июля 1997 г. N 124 «О приемной семье» [3] ); 56 календарных дней (Закон Курской области от 10 июня 1997 г. N 11-ЗКО «Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье» [4] ).

Другие публикации:  Заявление на укомплектование

А Законом Камчатской области от 6 ноября 1997 г. N 113 «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемным семьям, на территории Камчатской области» [5] установлено, что период, в течение которого приемные родители были заняты воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисляется им в трудовой стаж для последующего назначения пенсии.

Законодательный орган Ростовской области (Закон Ростовской области от 19 ноября 1998 г. N 11-ЗС «Об установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области» [6] ) определил надбавку «за систематическую переработку сверх нормативной продолжительности рабочего времени». Как уже отмечалось, вопрос о предоставлении родителю-воспитателю отпуска, а также об иных трудовых правах и льготах не может ставиться до тех пор, пока в соответствующие федеральные нормативные акты, и прежде всего в Трудовой кодекс РФ, не будут внесены определенного рода дополнения.

Большая часть региональных законов ориентирует органы опеки и попечительства на заключение с приемными родителями договора о передаче ребенка в приемную семью в соответствии с Положением о приемной семье (Краснодарский и Хабаровский края, республики Башкортостан, Карелия, Коми, Белгородская, Владимирская, Липецкая, Ростовская, Смоленская, Тверская, Тюменская, Ульяновская области и некоторые другие).

Многочисленность вариантов решения поставленного вопроса свидетельствует о неразберихе, царящей в вопросе определения природы отношений, складывающихся между органами опеки и попечительства и родителями-воспитателями. С точки зрения действующего федерального законодательства одни из предлагаемых моделей не имеют законного основания на существование, другие — недостаточно продуманы, а общие формулировки законов вызывают значительное количество вопросов в процессе их реализации на практике. Совершенно очевидно, что необходимо выработать единый подход к решению этой проблемы.

Важным, но довольно болезненным является вопрос о размере оплаты труда приемных родителей. В субъектах Российской Федерации разработаны и практически применяются несколько способов его определения. Их можно разделить на три варианта. Одни регионы приняли за основу различные ставки оплаты труда работников бюджетной сферы, другие — исходят из минимального размера оплаты труда, и, наконец, третьи рассчитывают размер оплаты труда в кратном исчислении от установленной базовой суммы [7] .

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, тарифная система оплаты труда определяется как совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. Основными элементами тарифной системы являются тарифные ставки (оклады), тарифная сетка и тарифные коэффициенты. Единая тарифная сетка (далее — ЕТС) используется для определения заработной платы работникам бюджетных организаций; была установлена Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». В ЕТС содержится 18 разрядов. Сложность выполняемых работ и квалификация работника являются основными критериями, на основе которых производится их тарификация. Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ, тарифная ставка первого разряда ЕТС не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Различные регионы берут за основу следующие четыре разряда ЕТС: 7-й (Республика Хакасия), 11-й (Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская область и др.), 12-й (Хабаровский край, Республика Бурятия, Удмуртская Республика, Омская, Оренбургская, Тамбовская области и др.) и 14-й (Краснодарский край, Республика Адыгея, г. Санкт-Петербург, Камчатская, Кемеровская, Ленинградская, Новосибирская, Пензенская, Тульская области и др.).

Сложность, а отчасти и парадоксальность ситуации состоит в том, что, как справедливо отмечает И.Н. Половцев, при приравнивании уровня оплаты труда родителей-воспитателей к тому или иному разряду ЕТС региональные законодатели берут во внимание исключительно размер самого денежного содержания и совершенно упускают из виду квалификационные требования, предъявляемые к работникам других отраслей народного хозяйства, отнесенным к тому же разряду [8] .

Для наглядности отметим, например, что размер оплаты труда учителя, осуществляющего преподавание в школе, соответствует 12-му разряду. При этом квалификационными требованиями являются: высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или высшее дефектологическое образование и стаж работы по профилю свыше 10 лет. В области высшего образования интересующим нас разрядам соответствуют: ассистент, преподаватель 12-го разряда при наличии высшего образования и ученой степени кандидата наук, старший преподаватель 14-го разряда — высшее образование, ученая степень кандидата наук и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет.

Применение рассмотренного выше способа установления оплаты труда родителей-воспитателей необоснованно. Данное суждение базируется на положении о том, что основное предназначение ЕТС заключается в установлении оплаты труда работников в зависимости от их квалификационных характеристик. Налицо прямая зависимость размера оплаты труда от таких показателей, как наличие или отсутствие образования, ученых званий и степеней, стажа работы по специальности. В случае же с приемными родителями говорить об их образовании, стаже работы невозможно, поскольку ни Семейный кодекс РФ, ни Положение о приемной семье не предъявляют к ним подобных требований.

Следующая группа регионов — те, в которых оплата труда приемных родителей устанавливается исходя из минимального размера оплаты труда. В зависимости от субъекта РФ размер заработной платы родителей-воспитателей колеблется в диапазоне от 1 до 4 МРОТ за воспитание одного приемного ребенка. Так, к примеру, оплата в размере 1 МРОТ предусмотрена в Республике Марий Эл, Архангельской и Воронежской областях; 2 МРОТ — в Ставропольском крае, Ивановской, Костромской, Мурманской областях; 3 МРОТ — в Республике Мордовия, Калужской, Кировской, Липецкой, Нижегородской, Ярославской областях; 4 МРОТ — в Московской области [9] .

В отличие от ранее рассмотренного способа установления размера оплаты труда данный представляется более обоснованным применительно к родителям-воспитателям, поскольку в таком случае не возникает никаких дополнительных вопросов относительно их квалификации. Полагаем, что именно он должен быть принят за основу.

И наконец, третий вариант установления размера оплаты труда приемных родителей действует в Смоленской области, где ежемесячная плата за их труд устанавливается в кратном исчислении от базовой суммы, которая определена Законом Смоленской области от 26 февраля 2001 г. N 12-з «О размерах оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» [10] . Размер оплаты труда за воспитание одного приемного ребенка составляет четыре базовые суммы.

В любом случае уровень оплаты труда приемных родителей чрезвычайно низок. По мнению многих, это объясняется прежде всего тем, что бремя по материальному обеспечению приемных семей (включая выплату заработной платы родителям-воспитателям) ложится на региональные бюджеты. В связи с этим была высказана идея ввести федеральное финансирование приемных семей, «поскольку возложение подобных обязанностей на местные бюджеты в значительной степени тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать своевременное и достаточное денежное обеспечение приемных семей» [11] .

Субъекты Российской Федерации, безусловно, имеют различные финансовые возможности. Некоторые из них не обладают достаточными средствами, необходимыми для обеспечения приемных семей, создаваемых на их территории. Мало того, они не способны обеспечить необходимую финансовую поддержку различным программам в области образования, здравоохранения и прочих важнейших сферах жизнедеятельности человека. Но данное обстоятельство совершенно не означает, что обязанность по их финансированию должна быть целиком и полностью возложена на федеральный бюджет. Напротив, другие субъекты Федерации способны изыскать из собственных бюджетов средства необходимые, а главное — достаточные для полноценного функционирования приемных семей. В этом смысле передача функций по их обеспечению на федеральный уровень в известной степени лишит многих приемных родителей возможности получать более высокую оплату своего труда, нежели при федеральном финансировании. С целью упорядочения ситуации представляется возможным урегулировать на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда приемных родителей с указанием на право субъектов РФ устанавливать более высокую плату за их труд, но не ниже суммы, установленной федеральными органами. При наличии необходимых финансовых ресурсов региональные власти не только вправе, но и обязаны (это следует особо обозначить) устанавливать более высокий размер оплаты труда приемных родителей. Данное предложение позволит, с одной стороны, обеспечить родителям-воспитателям минимальный стандарт их денежного содержания, а с другой — даст возможность избежать ситуаций, когда отдельные регионы могут предусмотреть более низкий уровень их заработной платы, нежели тот, который они в действительности могут обеспечить.

Согласно ст. 152 Семейного кодекса РФ, размер оплаты труда приемных родителей находится в прямой зависимости от количества принятых на воспитание детей. В то же время многие региональные законы устанавливают доплаты также за воспитание ребенка до трех лет (Хабаровский край, Архангельская область — 20% МРОТ, республики Бурятия и Марий Эл, Воронежская, Костромская, Псковская области, Республика Карелия, Мордовия, Камчатская, Курская области — 50% МРОТ, Ивановская область — 30, Республика Удмуртия — 100, Ярославская область — 30% минимального размера оплаты труда) [12] .

Доплаты за воспитание детей с отклонениями в физическом или умственном развитии и детей-инвалидов предусмотрены в Адыгее, Чувашии, Омской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Тюменской областях. Законом Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 1999 г. N 137-II «О приемной семье и семейном детском доме» предусмотрено ограничение по количеству детей с ослабленным здоровьем или с отклонениями в развитии, которые могут быть переданы на воспитание в одну приемную семью. В некоторых субъектах РФ в качестве дополнительных условий увеличения платы за труд предусмотрены и иные обстоятельства. Например, в Законе Белгородской области «О приемной семье» указывается, что размер оплаты труда приемных родителей находится в зависимости не только от количества взятых на воспитание детей, но и от уровня образования родителей-воспитателей. Деление происходит на приемных родителей, не имеющих соответствующего профессионального образования (6-13-й разряды ЕТС), имеющих начальное или среднее профессиональное образование (7-14-й разряды ЕТС) и имеющих высшее профессиональное образование (9-15-й разряды ЕТС). А в Омской области таким обстоятельством выступает наличие стажа работы в качестве приемного родителя от 3 до 5 лет. Законом Республики Адыгеи от 12 ноября 1997 г. N 56 «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах предоставляемых приемной семье» закреплены доплаты «за выполнение обязанностей по уходу за детьми», аналогичные тем, которые получают повара, машинисты и подсобные кухонные рабочие [13] .

Следует отметить, что законодательные акты как федерального, так и регионального значения о приемной семье не должны навязчиво ориентировать приемных родителей на «погоню» за количеством воспитанников с целью увеличения своей заработной платы. Стремление же взять на воспитание хотя бы одного ребенка должно приветствоваться и соответствующим образом оплачиваться.

Следующий вопрос, на способах решения которого имеет смысл остановиться подробнее, состоит в том, как производить оплату труда, если приемную семью создает супружеская пара.

Региональные законодатели выработали четыре варианта решения:

· нормативные акты о приемной семье не регулируют данный вопрос (Республика Адыгея, Воронежская, Камчатская, Ленинградская, Ростовская, Тюменская, Томская области и др.);

· нормативные акты о приемной семье предусматривают оплату труда только одному приемному родителю (республики Бурятия и Карелия, Хабаровский край, Ивановская, Кемеровская области и др.);

· нормативные акты о приемной семье предусматривают оплату труда обоим приемным родителям (Костромская, Московская, Оренбургская области и др.). Некоторыми региональными законами устанавливается условие относительно количества принятых на воспитание детей, выполнение которого дает право на оплату труда каждому родителю-воспитателю. Например, в Курской и Калужской областях необходимо принять на воспитание 4 и более приемных детей, в Иркутской области — от 4 до 8, в Белгородской области — 5 и более, а в Республике Чувашия — 6 и более воспитанников;

· нормативные акты о приемной семье устанавливают совокупную оплату труда родителей-воспитателей. Такой вариант, к примеру, применяется в Мурманской и Пензенской областях.

В ряде регионов приемные семьи обеспечиваются жильем (Курская, Мурманская, Ивановская, Ростовская области), автотранспортом (Мурманская область), предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг (Амурская, Новосибирская, Мурманская, Тверская области, Республики Бурятия, Удмуртия, Адыгея). Приемные семьи, создавшие крестьянские (фермерские) хозяйства, наделяются правом на получение беспроцентных ссуд для строительства или расширения жилья (Мурманская область) или, к примеру, освобождаются от уплаты местных налогов (Курская область, Республика Адыгея).

Анализ регионального законодательства позволяет отметить, что в ряде случаев ограничиваются права граждан, желающих стать приемными родителями, посредством самовольного расширения перечня лиц, которые не могут заниматься воспитанием приемных детей (п. 1 ст. 152 Семейного кодекса РФ). Так, например, Законом Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 1999 г. N 137-II «О приемной семье и семейном детском доме» установлен предельный возраст для родителей-воспитателей — 45 лет, а также указывается, что приемными родителями не могут быть лица, имеющие неснятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость [14] .

По-разному разрешается вопрос и о количестве детей, подлежащих передаче в одну приемную семью.

Так, например, законами о приемной семье Республики Мордовия, Ставропольского края, Архангельской, Кировской, Калужской областей предусмотрено, что в приемную семью может быть передан минимум один ребенок, а максимальное количество не определяется. А в Республике Карелия, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Пермской, Смоленской, Оренбургской областях действует иное правило, согласно которому в приемной семье может одновременно воспитываться не более восьми несовершеннолетних детей. Есть регионы, где в одной приемной семье может оказаться и более восьми воспитанников (Белгородская, Воронежская, Иркутская, Ленинградская области).

Подобная ситуация объясняется тем, что в п. 2 Положения о приемной семье содержится норма, согласно которой число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек. Употребляемое словосочетание «как правило» и дает столь многочисленные варианты практической реализации приведенной нормы.

Следующим положением, особо обращающим на себя внимание, является указание на то, что возможно сохранение оплаты труда приемного родителя и после достижения воспитанником 18 лет при соблюдении ряда условий, а именно: при обучении последнего в учебных заведениях среднего или высшего профессионального образования; при сохранении семейных отношений между ним и родителем-воспитателем (Закон Удмуртской Республики от 9 июля 2001 г. N 33-РЗ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье»). В Законе Кемеровской области от 16 марта 2001 г. N 26-ОЗ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» [15] как условие предусмотрено получение приемным ребенком профессионального образования только при очной форме обучения.

Подобного рода положения весьма интересны и с практической точки зрения чрезвычайно ценны. Тем не менее в свете действующего федерального законодательства о приемной семье они подлежат критической оценке. Прежде всего Семейный кодекс РФ и Положение о приемной семье прямо указывают на то, что договор о передаче ребенка в приемную семью прекращает свое действие по достижении воспитанником 18 лет. Родитель-воспитатель утрачивает все права и обязанности, составляющие его правовой статус, включая право на оплату своего труда. Орган опеки и попечительства более не обязан выплачивать денежные средства на содержание приемного ребенка, а также оказывать такой семье какую-либо иную помощь. С этого же момента государство гарантирует бывшему воспитаннику приемной семьи право на предоставление жилья, поступление в учебные заведения на льготных условиях и ряд иных прав, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(10). Более того, характер и сущность отношений, связанных с передачей несовершеннолетнего в приемную семью, а также с последующим его воспитанием, образованием и содержанием, полностью отличны от тех, которые могут возникнуть между совершеннолетним молодым человеком и лицом (лицами), выполнявшим функции родителя-воспитателя.

Совершенно очевидно, что регулирование таких отношений посредством договора о передаче ребенка в приемную семью невозможно. Вместе с тем реализация такого правила гарантирует бывшему воспитаннику возможность продолжать жить в семье, в уже привычной для себя среде, до тех пор пока он не приобретет профессию, что, безусловно, соответствует политике, проводимой в настоящее время государством, в области оказания помощи и поддержки бывшим воспитанникам, в частности, в приемных семьях.

Другие публикации:  Договор между нанимателем и агентством

Однако одного декларирования намерений недостаточно, поскольку необходимо внедрить соответствующие механизмы реализации подобной помощи. Для этого прежде всего необходимо ответить на следующие вопросы: какие права и обязанности кроме права на оплату труда сохраняются у приемного родителя; какими правами и обязанностями наделяется бывший воспитанник, поскольку договор о передаче ребенка прекращается; каково правовое основание для последующих выплат денежного содержания родителям-воспитателям; на какие льготы может претендовать такая семья?

Подводя итог, хотелось бы отметить, что первые положительные шаги на пути к становлению и признанию приемной семьи как самостоятельной модели, способной решать проблемы сиротства вообще и социального сиротства в частности уже сделаны как на федеральном, так и на региональном уровне. В дальнейшем в качестве первоочередной задачи видится принятие мер, направленных на унификацию федеральных и региональных актов нормотворчества, касающихся статуса субъектов правоотношений приемной семьи. От этого в значительной степени зависит интенсивность, с которой данная форма заботы о детях будет развиваться во всех без исключения регионах России.

[1] Фетисова О.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о приемной семье // «Гражданин и право», 2007, N 2. С. 25-29.

[2] Сборник нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи / Под общ. ред. Е.Е. Чепурных. М., 2004.

[3] Сборник нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи / Под общ. ред. Е.Е. Чепурных. М., 2004.

[6] Закон Ростовской области от 19 ноября 1998 г. N 11-ЗС «Об установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области» // «Наше время» от 25 ноября 1998 г.

[7] Приемная семья по семейному праву России. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Шукуров Раф — Белгород, 2004. С. 95.

[8] Половцев И.Н. Краткий комментарий к Закону Санкт-Петербурга «О размере оплаты труда приемных родителей». СПб, 2001. С. 11.

[9] Приемная семья по семейному праву России. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Шукуров Раф — Белгород, 2004. С. 96.

[10] Сборник нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи / Под общ. ред. Е.Е. Чепурных. М., 2004.

[11] Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемных семей как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / В кн.: Защита прав ребенка в современной России / Отв. ред. проф. А.М. Нечаева. М., 2004. С. 163.

[12] Шелютто М.Л. Регулирование семейных отношений в законодательстве субъектов Российской Федерации // Законодательство. 1997. N 7. С. 35-36.

[13] Фетисова О.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о приемной семье // «Гражданин и право», 2007, N 2. С. 25-29.

[14] Фетисова О.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о приемной семье // «Гражданин и право», 2007, N 2. С. 25-29.

[15] Сборник нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи / Под общ. ред. Е.Е. Чепурных. М., 2004.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Договор как основание возникновения приемной семьи

О.В.Фетисова, аспирант Московского государственного социального университета.

Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспита­нии своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребенок лишился роди­тельского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмо­сфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей. Этому служат семейные формы устройства несовершеннолетних детей, од­ной из которых является приемная семья.

Приемная семья как форма устройства таких детей, как показы­вает практика, в любом случае себя оправдывает. Тем не менее она в России создается редко. Так, по официальным данным Минобразова­ния России, по состоянию на 1 января 2003 г. всего в устройстве ну­ждались более 140 тыс. детей, из них лишь 1041 ребенок (что состав­ляет 0,7%) были переданы на воспитание в приемные семьи. И это в то время, как институт приемной семьи в Российской Федерации су­ществует уже более семи лет и назвать его абсолютно новым нельзя. Незначительное количество существующих приемных семей можно объяснить многими причинами. В их числе, во-первых, наличие про­белов в законодательных актах федерального значения, регулирую­щих отношения, связанные с приемной семьей; во-вторых, наличие противоречий по вопросам организации и деятельности приемной семьи в нормативных актах РФ и ее субъектов; в-третьих, отсутствие во многих субъектах РФ правовых актов о приемной семье; в-четвертых, недостаточная полноценная правоприменительная прак­тика в этой области.

При создании приемной семьи наибольший интерес вызывает процесс ее организации, в котором, как представляется, можно выде­лить два тесно взаимосвязанных этапа: преддоговорный и непосред­ственно касающийся заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Преддоговорные отношения складываются между будущими участниками договора о передаче ребенка в приемную семью еще до его заключения. В конечном счете именно эти отношения предопре­деляют успешность воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в так называемых замещающих семьях. Скла­дывающиеся на этом этапе отношения подчинены определенным правовым требованиям, сформулированным в Семейном кодексе РФ и Положении о приемной семье 1. Здесь можно выделить следующие основные общие правила:

  • в п. 1 ст. 153 СК РФ и п. 6 Положения о приемной семье установлен перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут выступать в качестве приемных родителей;
  • в п. 2 ст. 153 и п. 2 ст. 154 СК РФ, а также в п. 11 и 12 Положения о приемной семье определен порядок подбора родителей воспитателей и детей, передаваемых на воспитание в приемную семью;
  • в п. 3 ст. 153 СК РФ и п. 12 и 16 Положения о приемной семье регламентируются права и обязанности будущих участников договора на стадии преддоговорных отношений;
  • в п. 1 ст. 152 СК РФ и п. 15 Положения о приемной семье даны общие параметры содержания заключаемого договора.

В связи с этим следует обратить внимание на несколько важных моментов.

Из требований Семейного кодекса РФ и Положения о приемной семье можно заключить, что точкой отсчета, свидетельствующей о начале преддоговорных отношений, надлежит считать подачу в орган опеки и попечительства потенциальными родителями-воспитателями заявления с просьбой дать заключение о возможности быть прием­ными родителями (п. 7 Положения о приемной семье). Именно с это­го момента стороны вступают в правовые отношения друг с другом, направленные в конечном счете на создание приемной семьи. Фор­мирование намерения взять на воспитание ребенка, лишенного роди­тельской заботы, остается за пределами данных отношений, хотя мо­тивы, которыми в каждом конкретном случае руководствуется по­тенциальный родитель-воспитатель, имеют немаловажное значение.

На стадии преддоговорных отношений орган опеки и попечи­тельства проверяет соответствие качеств кандидатов в приемные ро­дители требованиям, предъявляемым СК РФ и Положением о приемной семье к их личности, возрасту, состоянию здоровья. В данном случае все существующие правовые запреты и ограничения служат необходимой гарантией соблюдения и обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей, подлежащих передаче в при­емную семью.

В соответствии со ст. 153 СК РФ приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Из данного достаточно общего положения вытекает следующее:

  • Родителем-воспитателем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста. Для того чтобы в полном объеме осуществлять функции по воспитанию детей, он должен отвечать требованиям ст. 21 ГК РФ о полной дееспособности гражданина. А дееспособность, как правило, возникает только по достижении совершеннолетия. Соответственно, лицо, не достигшее 18 лет, но ставшее полностью дееспособным в результате эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетия, не приобретает права стать родителем воспитателем приемных детей.
  • По смыслу закона, приемными родителями могут быть как 18-летние юноши и девушки, так и лица преклонного возраста. Это утверждение основано на нормах СК РФ, устанавливающих лишь нижний возрастной предел для приобретения статуса родителя воспитателя и не упоминающих о возрасте, с наступлением которого лицо не может создать приемную семью. Представляется необходимым дополнить действующее законодательство о приемной семье положением, определяющим возрастные границы для лиц, намеревающихся создать приемную семью. Это объясняется тем, что деятельность родителей-воспитателей по воспитанию приемных детей требует полной самоотдачи, больших физических усилий, определенного жизненного опыта, а также специальных навыков и знаний. Кроме того, установление четких возрастных показателей позволит избежать ситуаций необъективной оценки своих возможностей в силу возрастных особенностей того, кто хочет заменить родителя. Поэтому наиболее оптимальным вариантом представляется разрешение стать приемными родителями лицам в возрасте от 30 до 60 лет.

Принять ребенка на воспитание разрешается гражданам, кото­рые не только этого хотят, но и в состоянии надлежащим образом исполнять возлагаемые на них обязанности, создать в семье необхо­димые условия для физического и нравственного развития своего воспитанника. Этому служит установленный ст. 153 СК РФ перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут выступать в качестве приемных родителей. К их числу отнесены: лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанно­стей; лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, которые по состоянию здоровья не мо­гут выполнять обязанности по воспитанию ребенка .

Приведенный перечень является исчерпывающим. Однако в на­стоящее время назрела потребность в его. расширении. Необходи­мость введения новых правовых запретов и ограничений обусловлена в первую очередь интересами несовершеннолетнего (ребенка) в це­лях ограждения его от «недобросовестных» взрослых, способных ухудшить и без того тяжелую жизнь ребенка.

К числу таких ограничений можно, в частности, отнести отсут­ствие у лица, желающего стать приемным родителем, постоянного места жительства и постоянного дохода. Под местом жительства гражданина традиционно понимают место, где он постоянно или преимущественно проживает, т.е. жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение и пр.

Что же касается дохода семьи приемных родителей, то он по меньшей мере должен быть равен прожиточному минимуму, уста­новленному в субъекте РФ, на территории которого создается прием­ная семья 2.

Материальное вознаграждение за деятельность по воспитанию приемного ребенка, на наш взгляд, не должно быть единственным источником дохода семьи родителей-воспитателей. В связи с этим если приемную семью создает супружеская пара, то договор о пере­даче ребенка в приемную семью должен заключаться с одним из суп­ругов, а другой супруг может трудиться по договору найма, зани­маться предпринимательской либо иной деятельностью, приносящей постоянный доход.

Препятствием для заключения договора о передаче ребенка в приемную семью несомненно будет:

— виновное ненадлежащее выполнение бывшим родителем-воспитателем возложенных на него обязанностей;

— совершение потенциальным родителем-воспитателем тяжкого или особо тяжкого умышленного преступления;

— невозможность для одного из супругов стать родителем-воспитателем в силу имеющихся у него противопоказаний, установленных законодательством РФ о приемной семье.

На вопрос о том, могут ли стать приемными родителями лица, проживающие совместно, но не состоящие в официальном браке, возможен, по нашему мнению, только один ответ: нет. Несмотря на то что между родителями-воспитателями и их питомцами не возни­кают тесные правовые связи, как, например, при усыновлении, тем не менее основным здесь является семейное воспитание детей, лишен­ных родительской заботы, на протяжении длительного промежутка времени. Для «гражданских» же браков, как правило, характерна не­долговременная, основанная лишь на личных отношениях связь. По этой причине существование приемной семьи может быть поставлено под угрозу.

Возникает и иной вопрос: могут ли создать приемную семью од­нополые пары? Все чаще этой проблеме посвящаются многочислен­ные дискуссии у нас в стране и за рубежом. В России данный вопрос пока еще остается открытым, в то время как многие государства уже определили свою позицию. Так, можно констатировать, что в Вели­кобритании, Канаде, Австралии, штате Нью-Джерси (США) гомосек­суальные пары получили право на усыновление (удочерение), опеку, создание приемных семей. И хотя для таких лиц наибольший интерес представляет возможность усыновления ребенка (детей), однако тео­ретически можно предположить, что кто-нибудь из них захочет соз­дать приемную семью.

Решение поставленного вопроса, на наш взгляд, не лежит, да и не может лежать в плоскости права. СК РФ не содержит прямых ука­заний на то, что гомосексуальная ориентация является преградой на пути к созданию приемной семьи. Думается, что эта проблема отно­сится к проблемам нравственности и морали, а ее решение зависит от того, насколько общество готово к «признанию» (в правовом смысле) такой категории лиц и наделению их правами супругов, родителей. Кроме того, не следует забывать о ребенке, его психологическом и

духовном благополучии. Ведь у ребенка, попавшего в семью однопо­лых родителей, может сформироваться искаженное представление о семье, о предназначении мужчины и женщины, матери и отца.

Важной во всех отношениях проблемой на стадии преддоговор­ных отношений является проблема, связанная с порядком подбора и обучения лиц, желающих создать приемную семью. В СК РФ и в По­ложении о приемной семье определен наиболее общий подход к ее решению. В свою очередь субъекты РФ в своих нормативных право­вых актах зачастую дублируют положения федеральных актов о при­емной семье. Такой подход представляется необоснованным. Здесь требуется дополнительная детальная регламентация на местном уровне, с учетом особенностей субъектов Федерации .

Подбор приемных родителей осуществляется органом опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших желание и способных взять на воспитание ребенка (де­тей) в свою семью. Процесс подбора родителей-воспитателей состоит из нескольких этапов. Это обусловлено тем, что прежде всего необ­ходимо выявить наличие или отсутствие у кандидата на роль прием­ного родителя способности воспитывать детей. Именно на данном этапе происходит установление мотивов, побуждающих человека к занятию такой деятельностью. Вот почему кандидаты на должность приемного родителя заполняют анкеты, проходят психологическое тестирование и тренинг.

Подготовка будущего родителя-воспитателя к работе по воспи­танию приемных детей включает в себя комплекс мероприятий, про­водимых органами опеки и попечительства в целях приобретения приемными родителями навыков и приемов по воспитанию, обще­нию с детьми, лишенными родительской заботы, что может выра­жаться в ознакомлении приемных родителей с законодательством о приемной семье, с особенностями ее деятельности. Для приемных родителей могут быть организованы лекции по педагогике, детской и подростковой психологии.

Согласно п. 2 Положения о приемной семье, количество детей, передаваемых на воспитание в приемную семью, как правило, не мо­жет быть более восьми человек, включая родных детей и усыновлен­ных. Словосочетание «как правило» указывает на то, что данное по­ложение не является императивным, т.е. в одной приемной семье мо­гут воспитываться как менее, так и более восьми детей. Представля­ется, что было бы правильнее, если бы количество детей было четко определено, а именно от одного до пяти, а их общее число, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Чис­ленность подопечных приемной семьи должна быть разумной с точки зрения возможности осуществления полноценного семейного воспи­тания в отношении каждого ребенка. Приемная семья — это прежде всего семья, поэтому думается, что по данному признаку не следует отождествлять ее с детским домом семейного типа, где количество детей может быть сколь угодно большим.

Другие публикации:  Что объединяет богатство знание наследство и насилие

В отношении качества детей, передаваемых в семью приемных родителей, ни СК РФ, ни Положение о приемной семье не содержит никаких ограничений и запретов. И это несомненно правильно. Тем самым предоставляется возможность обрести семью, получить навы­ки полноценного семейного общения и воспитания любому нуждаю­щемуся в этом ребенку. Главное, чтобы он мог максимально прибли­зиться к условиям семейного воспитания. Но на практике в приемных семьях часто оказываются дети с отклонениями в умственном или физическом развитии, а также дети более старшего возраста, т.е. те, которые лишены возможности быть усыновленными. Это не препят­ствует устройству таких детей в приемную семью, если потенциаль­ный родитель-воспитатель предупрежден о действительном положе­нии дел. И если он согласился взять больного ребенка, ему следует помочь при решении проблем бытового, медицинского и педагогиче­ского характера.

Стадия преддоговорных отношений не ограничивается только решением вопросов относительно подбора, проверки кандидатов в приемные родители. Она ценна еще и тем, что будущие стороны до­говора о передаче ребенка в приемную семью — орган опеки и попе­чительства и потенциальные родители-воспитатели — наделяются ря­дом прав и обязанностей, реализация которых ведет к заключению указанного договора. Как следует из п. 12 Положения о приемной семье, гражданин — будущий приемный родитель вправе:

1) посещать воспитательные, лечебно-профилактические учреж­дения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, где находится ребенок, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;

2) подобрать себе ребенка и познакомиться с ним, а также полу­чить исчерпывающую и достоверную информацию о несовершенно­летнем.

В свою очередь орган опеки и попечительства вправе:

  • дать положительное или отрицательное заключение о возможности быть приемными родителями;
  • способствовать подбору ребенка для последующей передачи в конкретную приемную семью.

Орган опеки и попечительства обязан:

  • дать направление будущим родителям-воспитателям для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения);
  • предоставить исчерпывающую, достоверную информацию о физическом и умственном развитии ребенка.

Следующим, наиболее важным и ответственным этапом созда­ния приемной семьи является заключение договора о передаче ре­бенка (детей) в приемную семью, которым оформляются договорные отношения между сторонами. Их суть состоит в том, что стороны вступают друг с другом в отношения, основанные на правовых и до­говорных нормах, определяющих их правовой статус, а также берут на себя обязательства в отношении ребенка, подлежащего устройству в семью. Правовой предпосылкой заключения договора о передаче ребенка в семью служит заявление лица, желающего взять его на воспитание в свою семью (п. 14 Положения о приемной семье). Та­кое заявление подается в орган опеки и попечительства гражданином лично.

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью заключается между юридическим лицом — органом опеки и попечи­тельства, и физическим лицом — приемным родителем. Ребенок, пе­редаваемый в семью, независимо от возраста участия в заключении договора не принимает.

Общепринятым в теории права является определение договора как соглашения двух или нескольких лиц об установлении, измене­нии или прекращении каких-либо прав и обязанностей. Из этого оп­ределения вытекает два важных следствия: во-первых, любой дого­вор — это прежде всего соглашение, под которым понимается совпа­дение воль сторон, направленных на достижение единой для них це­ли; во-вторых, договор представляет собой только взаимное согла­шение, поскольку в нем участвуют как минимум две стороны.

Безусловно, договор о передаче ребенка в приемную семью так­же является соглашением. Оно представляет собой совместную дого­воренность сторон (родителя-воспитателя и органа опеки и попечи­тельства), выражающую их общую волю на установление прав и обя­занностей по поводу передачи ребенка, лишенного родительского попечения, в семью, а также последующего его (их) воспитания и содержания.

Данному договору присущ ряд специфических черт, позволяю­щих выделить его из массы иных, в том числе и гражданско-правовых, договоров. Первым признаком договора о передаче ребен­ка в приемную семью является его определенный субъектный состав. Заключить такой договор могут не любые лица, а лишь те, которые указаны в ст. 151 СК РФ. Индивидуальные особенности этого дого­вора состоят и в особом круге регулируемых им отношений. Сфера его действия ограничена отношениями, связанными преимуществен­но с вопросами организации приемной семьи, передачей ребенка на воспитание в семью приемных родителей, условиями его воспитания и содержания, оплатой труда приемных родителей. Иными словами, содержание договора о передаче ребенка в приемную семью предо­пределено СК РФ и Положением о приемной семье.

Говоря об отличительных особенностях рассматриваемого дого­вора, нельзя не сказать о том, что его исполнение тесно связано с личностью участников и поэтому стороны при его заключении не могут прибегнуть к помощи представителя или совершить необходи­мые действия по доверенности. В соответствии с действующим зако­нодательством РФ от приемных родителей требуется личное испол­нение взятых ими на себя по договору обязательств. Поэтому ни при каких обстоятельствах они не могут передать свои права и обязанно­сти по договору другим лицам.

С учетом ныне действующего законодательства о приемной се­мье, а также вышесказанного можно утверждать, что договор о пере­даче ребенка в приемную семью представляет собой соглашение ор­гана опеки и попечительства и гражданина (приемного родителя) о передаче ребенка, который является сиротой или по другим причи­нам лишен родительского попечения, на воспитание в семью прием­ного родителя на определенный срок за вознаграждение в виде зара­ботной платы.

Вопрос о правовой природе договора о передаче ребенка в при­емную семью является дискуссионным. В научной литературе суще­ствуют три основных мнения на этот счет. Сторонники первого отно сят исследуемый договор к семейно-правовым соглашениям (догово рам); сторонники второго мнения полагают, что этот договор является разновидностью гражданско-правовых договоров: наконец, сторонники третьего мнения говорят о трудовом характере договора о передаче ребенка в приемную семью.

Официальные нормативные правовые акты, регулирующие дан­ный вопрос, не вносят никакой ясности на этот счет. Так, Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 30 января 1997 г. № 15/438-6 «О порядке введения в действие Постанов­ления Правительства РФ о приемной семье» органам опеки и попечи­тельства рекомендовано заключать договор подряда с приемными родителями. Несколько позже в Письме Минобразования России и Минтруда России от 9 июля 2001 г. № 846/28-5 «О порядке оформле­ния трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью» такие отношения называются договорными: в основе их лежит договор возмездного оказания услуг. При этом в са­мом названии документа речь идет о трудовых отношениях. Можно дать лишь одно из двух объяснений подобного несоответствия: либо налицо редакционная ошибка, либо государственные органы в лице федеральных министерств не знают ответа на этот вопрос.

Очевидно, договор о передаче ребенка в приемную семью под­чинен общим требованиям гражданского права, основополагающие нормы и принципы которого могут быть применены для регулирова­ния отношений, входящих в частноправовую сферу в субсидиарном (вспомогательном) порядке. В семейном праве такое положение по­лучило законодательное закрепление в ст. 4 СК РФ. Так, исследуе­мый договор подчинен основополагающему принципу договорного права — принципу свободы договора. Его можно рассматривать с точ­ки зрения принятой в гражданском праве классификации сделок. Из этого следует, что договор о передаче ребенка в приемную семью есть взаимное, возмездное и двустороннее соглашение.

Вместе с тем совершенно очевидно, что договор о передаче ре­бенка в приемную семью не имеет прямых аналогов среди граждан­ско-правовых договоров, предусмотренных в действующем ГК РФ. В связи с этим возникает вопрос: можно ли ставить знак равенства ме­жду рассматриваемым договором и договором подряда или договором возмездного оказания услуг?

Согласно ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказ­чик обязуется принять результат работы и оплатить его. Основными признаками данного договора являются:

  • предмет договора — выполнение работ, но главное конечный
    результат труда (деятельности), например построенный дом, сшитое
    в ателье платье и пр. Мало того, можно отметить, что, во-первых, со­
    гласно ст. 703 ГК РФ, результат деятельности подрядчика материален (осязаем) и индивидуально определен, а во-вторых, ГК РФ привязывает окончание действия договора к передаче результата работы». Так, при бытовом подряде устанавливается ответственность подрядчика (ст. 737 ГК РФ) за недостатки, обнаруженные во время приема результатов работы, а также ответственность заказчика (ст. 738 ГК РФ) в случае его неявки за получением результата выполненной работы. Что же касается договора о передаче ребенка в приемную семью, то ударение делается не на результате воспитательного процесса, а на самом процессе по воспитанию ребенка. А итог деятельности приемного родителя не облечен, да и не может быть облечен, в материально-определенную форму;
  • сторонами договора подряда являются заказчик и подрядчик, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица. Однако, если гражданин занимается подрядной деятельностью без образования юридического лица систематически, он обязан пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Как отмечалось выше, сторонами договора о передаче ребенка в приемную семью являются органы опеки и попечительства и гражданин — приемный родитель. При этом деятельность приемных родителей вряд ли можно назвать профессиональной;
  • оплата за труд подрядчика осуществляется в порядке ст. 709
    ГК РФ и определяется соглашением сторон. Приемные родители по­
    лучают заработную плату в размере, установленном законом субъек­
    та РФ об оплате труда приемных родителей. Следовательно, подрядчик получает вознаграждение в силу договора, а родитель — воспитатель — в силу специального закона;
  • договорные отношения прекращаются после сдачи подрядчи­
    ком результата своего труда и приемки его заказчиком. Договор же о передаче ребенка в приемную семью прекращается, как правило, по истечении срока, на который он был заключен.

Из сказанного следует, что договор подряда и договор о переда­че ребенка в приемную семью не аналогичны: договор подряда — ти­пичный так называемый имущественный договор, а договор о передаче ребенка в приемную семью. В то же время нельзя отри­цать, что между этими двумя договорами есть определенное сходст­во. Так, для трудового договора, как, впрочем, и для догово.ра о пере ­даче ребенка в приемную семью, важен не результат выполняемой работы или оказываемой услуги, а сам процесс ее выполнения или оказания. И в том, и в другом случае работнику и приемному родите­лю выплачивается ежемесячная заработная плата. По трудовому до­говору работодатель обязуется обеспечить условия труда работника (рабочее место, спецодежда и пр.). По договору о передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства обеспечивает прием­ную семью денежными средствами на питание, приобретение одеж­ды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг (п. 29 Положения о приемной семье). В обоих случаях отношения прекращаются по истечении сро­ка действия договора. Вместе с тем можно отметить и отличия дого­вора о передаче ребенка на воспитание в семью от трудового догово­ра. Так, приемные родители не имеют трудового отпуска. Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в трудовой стаж родителей-воспитателей, в перечне необходимых до­кументов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не значится трудовая книжка, тогда как в силу ст. 65 ТК РФ при заклю­чении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю помимо иных документов и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испы­тательный срок в порядке ст. 70 ТК РФ, а для приемного родителя он не может быть назначен.

Представляется, что наиболее близким по своему характеру к труду приемных родителей является труд надомников (гл. 49 ТК РФ). Так, согласно ст. 310 ТК РФ, надомниками считаются лица, за­ключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из мате­риалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем, либо приобретенных надомником за свой счет. Как надомник, так и приемный родитель свободны в выборе времени ис­полнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня они не связаны.

На основе изложенного можно утверждать, что помимо договора о передаче ребенка в приемную семью следует заключать еще один специальный договор — трудовой, который закреплял бы права и обязанности органа опеки и попечительства и родителей-воспитателей по поводу осуществления последними трудовой деятельности, связанной с семейным воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Новости Минпросвещения

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»