Блог

Таможенные преференции и льготы рф

Льготы по уплате таможенных платежей в 2019 году

Государства стараются защитить свое экономическое пространство. Поэтому вводят таможенные сборы, увеличивающие стоимость перевозимых товаров. Однако некоторым физическим и юридическим лицам предоставляются льготы по уплате таможенных платежей.

Какие льготы бывают на таможне

У таможенного органа несколько задач. Работники обязаны не только предупреждать ввоз запрещенных товаров. Их полномочия намного шире.

В задачи таможенников входит:

  1. Контроль соблюдения действующего в России законодательства в части перемещения через границу:
    • товаров;
    • личного имущества;
    • багажа.
  2. Сбор пошлины за ввоз определенных вещей в любом объеме.

Некоторые группы населения, юридические лица наделяются особыми правами при пересечении государственной границы. На уровне закона они освобождаются полностью или частично от внесения обязательного платежа.

Определение: таможенная преференция заключается в официальном (на законодательном уровне) послаблении определенным категориям лиц, в том числе юридических.

Перечень таковых в 2019 году зависит:

  • от соглашений между странами;
  • норм действующего российского законодательства;
  • объемов и видов перевозимых товаров.

Для сведения: дипломатическая почта не подлежит таможенному контролю. Все письма и посылки считаются суверенной собственностью государства.

Виды послаблений при пересечении границы

Законодательство предусматривает различные преференции для граждан и предприятий. Они варьируются в зависимости от пункта назначения товаров (вещей). Так, особую зону с большим количеством послаблений представляет собой Сообщество независимых государств (СНГ), создающее много лет собственную экономическую зону.

Выделяют такие виды льгот на таможне:

  1. тарифные, связанные с обязательными платежами:
    • освобождение;
    • уменьшение;
    • возврат;
  2. послабление в порядке оформления грузов;
  3. изменение нормативов осуществления контроля.

Подсказка: каждая льгота описана в соответствующих подзаконных актах. В частности, инструкция содержит информацию о том:

  • какой из категорий, пересекающих границу, лиц она предоставляется;
  • в каком объеме.

Кому предоставляются преференции при пересечении российской государственной границы

Общий перечень лиц, подпадающих под послабления, приведен в параграфах Таможенного кодекса РФ. На его основании созданы действующие подзаконные акты, детализирующие условия и порядок их применения.

Так, более мягкие правила предусматриваются для:

  • иностранных подданных;
  • официальных представителей других держав и делегаций;
  • курьерской службы, работающей с посольствами и консульствами;
  • международных обществ, межправительственных организаций, а также представителей органов, созданных таковыми;
  • дипломатов.

Внимание: вскрыть диппослание любого номинала может только представитель страны-отправителя.

Послабления действуют в отношении таких вещей указанных лиц:

  • личных;
  • багажа любого объема;
  • транспортных средств.

Скачать для просмотра и печати:

Тарифные преференции

Данные преимущества предоставляются производителям из определенных государств. Они выражаются в снижении или отмене обязательного платежа при пересечении кордона.

Использовать тарифную льготу могут предприятия, официально осуществляющие деятельность:

  1. В державах Таможенного союза (ТС), в рамках подписанного межгосударственного соглашения.
  2. Производители из развивающихся стран согласно двусторонним договоренностям.

Подсказка: полный перечень предоставляемых преференций приведен в законе РФ «О таможенном тарифе». Скачать для просмотра и печати:

Послабления по внесению ввозной пошлины

Взносы при пересечении кордона делятся на две большие группы. Они призваны создать благоприятные условия для экономики страны, вводящей ограничения. Пошлины делятся на:

  • Экспортные (ввозные). Эта мера применяется довольно редко. Целевое назначение — защита собственного производителя от недобросовестной конкуренции.

Подсказка: правилами Всемирной торговой организации (ВТО) подобные средства воздействия на производителей разных стран запрещены или сильно ограничены.

  • Импортные пошлины взимаются за вывоз предметов и товаров из страны. Они используются значительно чаще. Плату за импорт обязаны вносить предприятия, транспортирующие произведенную продукцию за рубежи государства.

Для сведения: во многом благодаря высоким импортным пошлинам на редкоземельные металлы власти Китая смогли привлечь в страну западных инвесторов. Были приняты законы, благодаря которым электронику стало дешевле производить в Поднебесной и импортировать в готовом виде.

По российским правилам от внесения платы за импорт освобождаются:

  • продукция морского промысла, если ее добыли россияне;
  • личный багаж иностранцев;
  • все виды валют;
  • гуманитарные грузы;
  • транзитные товары и лизинговые грузы;
  • изделия, используемые для проведения пожарно-технических работ;
  • багаж в любом объеме, принадлежащий исполнителям социально-экономических программ.

Налоговые преференции при пересечении границы

Продукция, отправляемая в иные государства, является объектом налогообложения. Однако на определенные товары, приносящие в страну валюту, ставки по налогам снижаются в законном порядке. Речь идет о таких сборах:

В 150-м параграфе Налогового кодекса (НК) Российской Федерации приведен перечень товаров, освобождаемых от НДС . К ним относятся:

  1. материальные взносы в уставной капитал юрлиц:
    • техоборудование;
    • комплектующие и запасные части;
  2. медицинские аппараты;
  3. хлопок-сырец;
  4. продукция, произведенная российскими предприятиями на территориях иных государств;
  5. материалы, ввозимые по соглашению о разделе продукции;
  6. технические средства реабилитации инвалидов и многое другое.
  1. Образовательной и научной литературы (с целью реализации);
  2. Лекарственных средств;
  3. Товаров:
    • лечебных;
    • продовольственных;
    • детских.

Важно: льгота при перевозке может быть получена при соблюдении всех требований к оформлению, а также установленных сроков. Скачать для просмотра и печати:

Данный налог предназначен для ограничения товарооборота между странами, а также потребления определенных групп товаров (алкоголя и табака, к примеру). Государство взимает акцизный сбор в том числе и с ввозимой продукции.

Освобождаются от него в любой ситуации:

  • грузы гуманитарного характера;
  • объекты полной комплектации;
  • личный багаж дипломатов;
  • любые предметы, стоимость которых не превышает 100 евро;
  • вещи, от которых отказался на границе декларант.

Для сведения: существует еще и таможенный сбор. Это плата за проведение обязательного оформления того или иного вида имущества (работу таможенной службы).

Послабления для соотечественников, переезжающих в Россию

Переселенцы в рамках государственной программы также получают ряд льгот. Они распространяются на все страны ТС . Так, соотечественники, решившие навсегда вернуться на Родину, могут не выплачивать пошлины:

  1. За личные вещи (касается также беженцев):
    • приобретенные до получения статуса;
    • а также до даты пересечения границы;
  2. Если они вернулись за рубеж и опять пересекают границу, то от пошлины освобождаются все личные предметы, совокупная стоимость которых не превышает 5 тыс. евро.

Важно: за наследство, полученное в ином государстве, можно также не вносить пошлину, если имеется официальное свидетельство.

Нанятое лицо (перевозчик) может привезти из-за рубежа вещей на 1000 евро, общим весом в 31 кг. Остальной багаж подлежит взносообложению.

Особенности передвижения товаров в рамках ТС

Россия, Беларусь и Казахстан образуют особую межгосударственную зону. Называется она Таможенным союзом. Правительства стран разработали комплекс правил и мероприятий для улучшения циркуляции на всем пространстве:

Комиссия разработала классификатор послаблений, включающий:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Правила предоставления преференций внутри пространства ТС определяются тремя сторонами. Они зависят от развития страны в той или иной отрасли. Чтобы поднять уровень товаропроизводителей наиболее слабый контрагент пользуется скидкой до 75% по тарифам. Кроме того, освобождаются от внесения обязательной платы предприятия, не выдерживающие конкуренции с партнерами в той же отрасли из союзных государств.

Существует целый ряд процедур, облегчающий пересечение кордонов внутри ТС :

Как происходит оформление

На границе необходимо предоставить документы, подтверждающие право на конкретное послабление. Перечень зависит от вида объекта, статуса перевозящего, страны ввоза и иного. Например, такие:

  • наследство необходимо подтвердить сертификатом;
  • личное имущество должно сопровождаться документами, доказывающими дату приобретения и стоимость (чеками);
  • если оборудование является долей уставного капитала нужны учредительные документы;
  • для неуплаты акциза достаточно декларации;
  • беженцы предоставляют соответствующий документ;
  • производители — сертификат и так далее.

Внимание: гражданам Украины с 2015 года преференции при пересечении межгосударственной границы не предоставляются.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Тарифные льготы и преференции

В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.

    Тарифные льготы (освобождения от уплаты таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации либо решениями международной организации, в частности,

  • статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании»
  • пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» полномочием по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза


Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров.

Другие публикации:  Образец договор купли продажи нежилого помещения с рассрочкой платежа

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены

  • Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
  • Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
  • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г.

Помимо тарифных льгот и преференций участниками внешнеэкономической деятельности широко используются таможенные процедуры, установленные таможенным кодексом Таможенного союза, в частности, Таможенная процедура временного ввоза (допуска) это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 утверждены

  • Перечень категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза таких товаров
  • Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза.

Специальная таможенная процедура Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 329 Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободных (специальных, особых) экономических зон или на части ее территории.

Свободные (специальные, особые) экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств — членов Таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при их создании.

Вопросы свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

Таможенная процедура свободного склада таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза

Вопросы свободных складов и таможенной процедуры свободного склада регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

  • Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»
  • Случаи освобождения от таможенных платежей товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами, установлены Приложением 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
  • Таможенно-тарифные льготы и преференции

    Таможенные налоги и сборы всегда находятся в динамике касательно различных товаров, происходящих из разных стран. Одним из средств регулирования внешнеэкономической деятельности являются тарифные льготы и преференции. Такая экономическая политика содействует становлению и процветанию наименее развитых государств и тех, которые развиваются.

    Тарифные льготы – порядок предоставления

    Имеющие законную силу таможенные льготы Таможенного союза, помимо освобождения от взимания таможенных пошлин и налогов, предполагают еще применение упрощенной процедуры пересечения таможенной границы. Тарифные льготы, проявляющиеся в отмене уплаты таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу, применяются согласно международным договорам РФ или межправительственным решениям и соглашениям. Такие товары должны применяться исключительно в целях, которые соответствуют условиям оказания таможенных льгот.

    Положениями для предоставления тарифных льгот при ввозе являются:

    • цель импорта товара;
    • его стоимость;
    • страна-импортер;
    • вид таможенного режима;
    • виды ввозимой продукции;
    • специальная таможенная процедура.

    Порядок освобождения от взимания таможенных платежей при ввозе товара на единую территорию ТС утвержден решением комиссии ТС № 728/15.07.2011. К вывозимым из России товарам, освобождаемым от уплаты таможенных пошлин, относятся:

    • гуманитарная или техническая помощь для ликвидации последствий катастроф, аварий;
    • средства материально-технического обеспечения рыболовных судов;
    • товары, обеспечивающие международную исследовательскую деятельность по использованию космического пространства;
    • вывозимая продукция, произведенная согласно соглашению о ее разделе.

    Новая тарифная льгота позволяет исключить ввозную таможенную пошлину на оборудование, запасные детали, сырье и комплектующие для внедрения инвестиционных проектов.

    Определенным категориям товаров ставки таможенных пошлин снижаются.

    Таможенные преференции

    С начала 2010 года в России стали применяться таможенные тарифные преференции – преимущества в уплате ввозных таможенных пошлин, зависящих от страны происхождения импортируемой продукции. Такие страны входят вместе с РФ в зону свободной торговли (ЗСТ) или выразили согласие на создание такой зоны, а также являющиеся развивающимися или наименее развитыми странами в мире.

    Комиссией Таможенного союза утверждены перечни:

    • наименее развитых стран – их 49;
    • стран, которые развиваются, в количестве 103 государств.

    Такие перечни являются едиными для всех стран-членов Таможенного союза. Товарные группы (в количестве их – 49) включены в единый перечень товаров, к которым применяются тарифные преференции.

    Преференции применяются только при соблюдении определенных условий:

    1. Предоставление претендующей на преимущество стороной сертификата происхождения. При этом документ должен быть переведен на национальный язык импортирующей стороны с подтверждением его подлинности. Время действия сертификата ограничивается 12 месяцами.
    2. Импортная поставка должна осуществляться без провоза через другую страну, если имеется на это географическая возможность и целесообразность из экономических соображений.
    3. Продавцом товара может быть лицо, зарегистрированное в наименее развитой или развивающейся стране.

    Особенностью предоставления преимуществ является незначительное (на ±5%) отклонение фактически поставляемого количества товара от заявленного в сертификате происхождения.

    Таможенные преференции и льготы рф

    Понятие тарифных льгот и порядок их применения определен разделом VI Закона РФ «О таможенном тарифе» (далее Закон). В соответствии со ст.34 Закона под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

    Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и не могут носить индивидуального характера. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ.

    Случаи полного освобождения от пошлины определены ст.35 Закона:

    • — транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
    • — предметы материально технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию РФ;
    • — товары, ввозимые на таможенную территорию РФ или вывозимые с этой территории для официального пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международного соглашения РФ или законодательства РФ;
    • — валюта РФ, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами РФ;
    • — товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений и др.

    При осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:

    • — происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза (примером таких стран являются страны, входящие в СНГ);
    • — происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференции РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один раз в пять лет, Правительством РФ.

    В настоящее время имеются две группы стран, пользующихся такого рода преференциями:

    • — развивающиеся страны — при ввозе товаров происходящих из таких стран уплачивается пошлина в размере 75 % от ставки;
    • — недостаточно развитые страны — при ввозе товаров происходящих из этих стран пошлина не платится.

    Перечни таких стран — пользователей преференций РФ определен приложениями 3 и 4 к Приказу ГТК РФ № 258 от 26.04.1994 г. Этим же приказом определен и перечень товаров, в отношении которых такие преференции могут быть применены.

    Другие публикации:  Здоровый коллектив залог

    Указанные преференции применяются только в случае выполнения условий, предусмотренных «Соглашением об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предос-тавлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций».

    В соответствии с этим Соглашением тарифные преференции предос-тавляются на товары, происходящие из стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, при непосредственной закупке в этих странах.
    Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в стране, на которую распространяется преференциальный режим.

    Товары, происходящие из стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, предоставляющую тарифные преференции. Правилам прямой отгрузки отвечают товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.

    В случае невыполнения хотя бы одного из указанных условий таможен-ная пошлина начисляется по максимальным ставкам, если не будет досто-верно установлено, что страна из которой товар происходил, входит в перечень стран, пользующихся в РФ режимом наибольшего благоприятст-вования.

    Кроме того, в целях повышения эффектности работы таможенных орга-нов по определению страны происхождения товаров ГТК РФ Приказом № 484 утвердил «Порядок подтверждения таможенным органам страны происхождения отдельных товаров» (далее Порядок). В соответствии с этим Порядком, при ввозе различных товаров, перечни которых приведены в приложениях 1,2 и 3 к Порядку, тарифные преференции предоставляются при условии подтверждения достоверности сертификатов происхождения товаров.

    При осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров. Например, для ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий предусмотрено полное освобождение от таможенных пошлин.

    Пособие для дистанционного обучения по курсу «Международные перевозки» ©2003 НФ РГОТУПС



    В 2014 году будут проиндексированы тарифы на перевозку отдельных видов грузов в пределах полномочий ОАО «Российские железные дороги»

    Тарифные льготы и тарифные преференции

    Возможность предоставления тарифных льгот и тарифных преференций устанавливается ТК ТС и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Они не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, особо оговоренных в законе.

    Под тарифной льготой понимается предоставляемая льгота в отношении товаров, перемещаемых через границу. Она может выступать в виде возврата ранее уплаченной пошлины, в виде освобождения от оплаты пошлины, или в виде снижения ставки пошлины. Таможенным законодательством РФ установлено большое число тарифных льгот. Приведем некоторые из них.

    От уплаты таможенной пошлины, в частности, освобождаются товары, ввозимые и вывозимые в качестве гуманитарной и безвозмездной помощи; в благотворительных целях, в целях ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

    Нс облагаются таможенной пошлиной товары, перемещаемые через границу физическими лицами в личных целях и не предназначенные для производственной или другой коммерческой деятельности.

    Не взимается таможенная пошлина также при ввозе на территорию РФ учебных пособий для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений, периодические печатные издания и книжная продукция.

    Тарифные преференции – это разновидность тарифных льгот в виде специальных преимуществ, предоставляемых при обложении пошлиной товаров, происходящих из отдельных стран или группы стран. Естественно, что установленные для этих стран преференции не распространяются на такие же товары из других стран. Тарифные преференции устанавливаются в виде освобождения от оплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на ввоз или вывоз в отношении отдельных товаров.

    Тарифные преференции касаются товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Распространяются они и на товары, происходящие из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ.

    Одновременно с этим Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные тарифные льготы.

    Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины

    Расчет сумм подлежащей уплате таможенной пошлины производится по следующим формулам.

    Формула 1. Используется в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по ставкам в евро за единицу товара. В этом случае основой для исчисления является соответствующее количество товара:

    где Пи – размер таможенной пошлины; Вт – количество товара; Си – ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; Кэ – курс евро, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации; Кв – курс валют, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный Банком России на дату принятия таможенной декларации.

    Организация – участник ВЭД ввозит на таможенную территорию РФ 8 тыс. бутылок коньяка емкостью 0,5 л каждая. Таможенная стоимость товара заявлена декларантом в долларах США.

    Установленные Банком России курсы валют на дату принятия таможенной декларации составляют:

    • 43,8 руб. за 1 евро;
    • 29,2 руб. за 1 долл. США.

    Вначале рассчитаем налоговую базу. Она равна 4000 л (8000 х 0,5). Сумма таможенной пошлины, подлежащей уплате в бюджет, при ставке таможенной пошлины 2 евро за 1 л составляет:

    4000 × 2,0 × 43,8 : 29,2 = 12 000 долл. США.

    Формула 2. Используется в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по ставкам в процентах к таможенной стоимости товара:

    где Пн – размер таможенной пошлины; Ст – таможенная стоимость товара; Си – ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

    Организация, участник ВЭД, ввозит на таможенную территорию РФ упаковочные пакеты. Объявленная таможенная стоимость товара – 12 тыс. долл. США. Сумма таможенной пошлины, подлежащей уплате в бюджет, при ставке таможенной пошлины 5% составляет 600 долл. США (5% от 12 000 долл.).

    Формула 3. Данная формула используется в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по комбинированным ставкам.

    В этом случае применяются две предыдущие формулы: сначала исчисляется размер пошлины по ставке в евро за единицу товара, затем исчисляется размер пошлины по адвалорной ставке. Для определения окончательного размера таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных величин, определенная по каждой формуле.

    Организация, участник ВЭД, ввозит на таможенную территорию РФ 850 кассовых аппаратов. Объявленная ее таможенная стоимость всей партии указанных товаров составляет 357 тыс. долл. США.

    Установленные Банком России курсы валют на дату принятия таможенной декларации составляют:

    • 43,8 руб. за 1 евро,
    • 29,2 руб. за 1 долл. США.

    Ставка таможенной пошлины составляет 20% от таможенной стоимости, но не менее 60 евро за 1 шт.

    Определим сумму таможенной пошлины:

    • а) по специфической ставке – 76 500 долл. (850 × 60 × 43,8: 29,2);
    • б) по адвалорной ставке – 71 400 долл. (20% от 357 000).

    Таким образом, рассчитанная по адвалорной ставке сумма таможенной пошлины оказалась меньше, чем рассчитанная по специфической ставке. В связи с этим организация должна заплатить таможенную пошлину в сумме 76 500 долл. США.

    В отличие от других налогов таможенные платежи уплачиваются непосредственно таможенному органу и уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

    В случаях, когда участник ВЭД активно осуществляет внешнеторговые операции, то для упрощения его работы предусмотрена авансовая форма оплаты таможенных платежей.

    Таможенная пошлина может уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России.

    ТК ТС предусмотрена возможность предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных платежей. Срок этой рассрочки или отсрочки платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

    Виды тарифных льгот и объекты освобождения от пошлин

    Главная > Закон >Таможенная система

    1.2. Объекты освобождения от пошлин…………………………….…….6

    Глава 2. Преференции………………………………………………….……..10

    2.1. Общая системы преференций……………………………….………10

    2.2. Национальная система преференций……………………………….12

    2.3. Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ……. ………….14

    2.4. Предоставление тарифных преференций, в отношение товаров, ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП………..…………..18

    Таможенным кодексом, Законом «О таможенном тарифе», Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», постановлениями Прави­тельства РФ, а также рядом ведомственных актов, принятых в их раз­витие, предусматривается предоставление в определенных случаях таможенных льгот при перемещении товаров через российскую тамо­женную границу. При этом таможенные льготы либо предоставляют­ся отдельным категориям граждан и юридических лиц, либо действу­ют в отношении конкретных видов товаров.

    Если подвести итог, то можно дать краткое определение преференциям. Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

    Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.

    Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

    Глава 1. Тарифные льготы

    Следует различать понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т. д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.

    Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название — тарифная льгота).

    Другие публикации:  Возрастная анатомия и физиология учебное пособие

    Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

    Статья 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. Формулируя его, законодатель исходит из того, что тарифная льгота является разновидностью налоговых льгот. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, — конкретное проявление льготного налогообложения.

    Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом «О таможенном тарифе» и предоставляются они исключительно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в форме указа или распоряжения).

    Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных в ст. 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот) Закона «О таможенном тарифе». Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

    Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). В соответствии со ст. 38 указанного выше Закона норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.

    1.1. Виды тарифных льгот.

    В Законе «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:

    а) возврат ранее уплаченной пошлины;

    б) освобождение от уплаты пошлины;

    в) снижение ставки пошлины;

    г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

    Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ «О таможенном тарифе», не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам налогового кредита и характеризуется возвратностью и платностью. В соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса за предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.

    Решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление.

    Эта льгота не может применяться по отношению к лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины физическим лицам. Максимальный срок отсрочки или рассрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

    Еще одна форма таможенно-тарифной льготы — применение единых ставок таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств — участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования.

    Статья 35 занимает особое место в правовом механизме российской таможенной политики — в ней перечислены предусмотренные законом тарифные льготы в виде освобождения от пошлины.

    1.2. Объекты освобождения от пошлин.

    Объектами освобождения от пошлины являются:

    а) транспортные средства, осуществляющие междуна­родные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также пред­меты материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

    б) предметы материально-технического снабжения и сна­ряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории России для обес­печения деятельности российских и арендованных (зафрах­тованных) российскими лицами судов, ведущих морской про­мысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию России;

    в) товары, ввозимые на таможенную территорию России или вывозимые с этой территории для официального или лич­ного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный вывоз таких предметов на основании международных согла­шений или законодательства Российской Федерации;

    г) валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

    д) товары, подлежащие обращению в собственность го­сударства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    е) товары, ввозимые на таможенную территорию России и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катас­троф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплат­ных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

    ж) товары, ввозимые на таможенную территорию Рос­сии и (или) вывозимые с этой территории в качестве безвоз­мездной помощи и (или) на благотворительные цели по ли­нии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;

    з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран;

    и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предна­значенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК.

    Полный перечень дан в статье 35 Закона «О таможенном тарифе».

    Законодательством регулируется порядок предоставле­ния тарифных преференций. В статье 36 урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торговополитических отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

    Под преференциями (от лат. praeferre — предпочитать) понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

    Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. В рамках ЮНКТАД с 1971 года начала складываться Общая система преференций, нацеленная на ускорение экономического роста развивающихся стран.

    Основной формой торговых преференций являются тарифные льготы. Наряду с ними могут использоваться и другие формы — льготное кредитование и страхование внешнеторговых операций, специальный валютный режим и льготный валютный курс, привилегированные условия выдачи лицензий на ввоз товаров и т. д. В Законе РФ «О таможенном тарифе» предусматривается установление преференций в виде: 1) освобождения от оплаты таможенной пошлиной; 2) снижения ставок таможенной пошлины; 3) установления таможенных квот.

    Под режим преференциального ввоза могут помещаться, во-первых, товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз, и, во-вторых, товары, происходящие из развивающихся стран — бенефициаров российской национальной системы преференций.

    Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (то есть льгот по уплате таможенной пошлины) применительно к ряду категорий товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и вывозимых с нее.

    Цель предоставления тарифных льгот, предусмотренных ст. 37, успешная реализация торговой политики Российской Федерации.

    Поскольку данный Закон был принят раньше Таможенного кодекса, в данной норме не уточняется, о каких конкретно таможенных режимах идет речь. Вышеприведенному определению соответствуют следующие таможенные режимы: реимпорт, транзит, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной территории, реэкспорт.

    При осущест­влении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошли­ны, снижения ставки пошлины и освобождения в исключи­тельных случаях от пошлины в отношении товаров:

    ввозимых на таможенную территорию Российской Фе­дерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможен­ных режимов, установленных ТК;

    вывозимых в составе комплектных поставок для соору­жения объектов инвестиционного сотрудничества за рубе­жом в соответствии с межправительственными соглашения­ми, участником которых является Россия;

    вывозимых с таможенной территории Российской Фе­дерации в пределах объемов поставок на экспорт для феде­ральных государственных нужд, определяемых в соответст­вии с законодательными актами;

    ввозимых на таможенную территорию Российской Фе­дерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотрен­ных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством или уполномоченным им государственным ор­ганом в соответствии с законами Российской Федерации.