Блог

Ктс трудовой спор

Ктс трудовой спор

Комментарий К. Я. Ананьевой

Компетенция КТС – это правовая сфера ее деятельности по разрешению трудовых споров. В компетенцию входит правомочие КТС по принятию подведомственного ей спора к рассмотрению, восстановление пропущенного по уважительной причине срока для обращения для защиты нарушенного права, правомочие рассматривать подведомственные ей трудовые споры и принимать по ним решения, а также выдавать удостоверения на принудительное исполнение решения КТС, восстанавливать срок его действия.

КТС рассматривает трудовые споры работников, работающих в организации по трудовому договору (в том числе и временных работников, совместителей, лиц, работающих на дому по поручению организации), как членов профсоюза, так и не членов профсоюза по применению законов и иных нормативных правовых актов и соглашений, коллективных договоров, за исключением индивидуальных трудовых споров, подлежащих непосредственному разрешению в суде.

В КТС организации вправе обратиться работник, уволившийся из этой организации и поступивший на новое место работы, если индивидуальный трудовой спор относится к его прошлой трудовой деятельности и если они не отнесены к непосредственной компетенции суда.

КТС является обязательным органом по рассмотрению споров об оплате труда, рабочем времени, времени отдыха, дисциплинарной ответственности и других споров, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов о труде и соглашений о труде.

Вопрос о подведомственности решается КТС на ее заседании. Установив, что спор не входит в ее компетенцию, комиссия выносит об этом соответствующее решение, которое заинтересованный работник может обжаловать в суде.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. Компетенция КТС – это правовая сфера ее деятельности, отражающая различные ее функции в области трудовых споров. В компетенцию входит как правомочие КТС по принятию подведомственного ей спора к рассмотрению, включая восстановление пропущенного работником по уважительной причине искового срока, т.е. срока обращения за защитой нарушенного права, так и правомочие КТС рассматривать подведомственные ей трудовые споры и принимать по ним решения, а также правомочие КТС выдавать удостоверения, имеющие силу исполнительного листа на принудительное исполнение решений КТС, когда они не выполняются в установленный срок добровольно. Подведомственность же спора затрагивает лишь первое из указанных правомочий КТС, т.е. ее правомочие принять к рассмотрению именно ей подведомственный трудовой спор.

§ 2. Подведомственность – это определение в зависимости от свойства и содержания трудового спора первоначального органа, в котором должен решаться этот спор. Таким свойством трудового спора, указывающим его подведомственность, является характер спора и то правоотношение сферы трудового права, из которого он возник, а в некоторых случаях – и объект спора, и субъект, т.е. конкретный работник.

Все индивидуальные трудовые споры по их первоначальной подведомственности можно разделить на следующие группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, начиная с КТС. Так рассматриваются трудовые споры, вытекающие из трудового правоотношения. Иные, производные от трудового правоотношения трудовые споры в общем порядке не решаются, так как КТС они не подведомственны;

2) рассматриваемые непосредственно судом;

3) рассматриваемые вышестоящим органом.

Таким образом, для индивидуальных трудовых споров закон определяет три юрисдикционных органа. Но в общем порядке спор работника с работодателем рассматривается в КТС, а затем по инициативе одной из спорящих сторон — в суде. В последнее время возникла и расширяется альтернативная подведомственность некоторых споров – по выбору истца в суде или в вышестоящем органе. Следовательно, КТС их не рассматривает.

§ 3. Поскольку Трудовой кодекс не выделяет по подведомственности в отдельную группу индивидуальные трудовые споры об установлении работнику новых условий труда, а именно об удовлетворении его законных интересов, то, следовательно, они рассматриваются, как и споры о применении трудового законодательства, т.е. споры о праве, в том же общем порядке, начиная с КТС.

В комиссии по трудовым спорам подлежат рассмотрению те разногласия, которые перерастают в трудовой спор, решаемый юрисдикционным органом, т.е. если работник самостоятельно или с участием профкома как представителя его интересов не урегулировал эти разногласия при непосредственных переговорах с администрацией. Поэтому КТС, принимая спор к рассмотрению, должна выяснить, пытался ли работник переговорить об этих разногласиях непосредственно с администрацией.

§ 4. КТС является обязательным первичным органом рассмотрения всех трудовых споров, возникающих из трудового правоотношения, кроме тех, для которых установлен иной порядок их рассмотрения. Ей подведомственны споры, рассматриваемые в общем порядке, а первичным органом она называется потому, что для споров, решаемых в общем порядке, КТС является обязательной досудебной стадией рассмотрения данных трудовых споров. После КТС эти споры могут рассматриваться по инициативе любой спорящей стороны в суде. КТС не должна рассматривать не подведомственные ей споры, решаемые или непосредственно судом, или вышестоящим органом. Иначе ее решение будет незаконным.

В КТС обращается работник, работодателю такого права закон не предоставляет.

§ 5. Все заявления работников в КТС обязан регистрировать в журнале их регистрации работник, выделенный администрацией для организационно-технического обслуживания КТС. В этом журнале указываются срок поступления заявления по трудовому спору, предмет спора и срок принятия решения КТС по данному спору.

Комментарий С. А. Панина

1. Комиссия по трудовым спорам выступает органом, рассматривающим большинство индивидуальных трудовых споров. К ее компетенции относятся споры о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда, премии, об изменении существенных условий трудового договора, об оплате сверхурочных работ, о применении дисциплинарных взысканий, о выплате компенсаций при направлении в командировку, о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения ущерба, причиненного работодателю; споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке и др.

Комиссия не имеет права принимать к своему рассмотрению споры, которые отнесены к компетенции суда (ст. 391 Кодекса). В комиссии не рассматриваются споры государственных служащих и других категорий работников, для которых установлен особый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (см. комментарий к ст. 383 Кодекса).

2. В том случае, когда работник обратился в комиссию по трудовым спорам за рассмотрением спора, ей неподведомственного, комиссия, рассмотрев заявление, может отказать в разрешении спора по существу. Работнику разъясняется порядок рассмотрения возникшего у него индивидуального трудового спора.

3. Комиссия по трудовым спорам структурного подразделения рассматривает споры работников данного цеха, отдела, лаборатории, возникающие по поводу вопросов, отнесенных к компетенции конкретного структурного подразделения.

4. Разногласия, возникшие по поводу применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора, становятся индивидуальным трудовым спором лишь с момента обращения в соответствующий орган по рассмотрению споров (ст. 381 Кодекса).

До обращения в комиссию по трудовым спорам работник должен попытаться урегулировать разногласия путем проведения переговоров с работодателем. Переговоры могут проводиться самим работником или по его просьбе представителем профсоюза (первичной профсоюзной организации) или иного представительного органа работников (см. комментарий к ст. 29 Кодекса). Возможно привлечение к урегулированию разногласий и иных представителей, например, законными представителями интересов несовершеннолетнего являются его родители или лица, их заменяющие. В качестве представителя работника может выступать приглашенный им адвокат.

От имени работодателя выступает обычно единоличный исполнительный орган юридического лица – руководитель или уполномоченные им лица (см. комментарий к ст. 20 Кодекса).

Если переговоры не привели к урегулированию разногласий или руководитель (уполномоченные им лица) уклоняется от их проведения, у работника возникает право подать заявление к комиссию по трудовым спорам.

Разрешение трудового спора: КТС или суд?

Индивидуальные трудовые споры работника и работодателя могут рассматриваться в следующих инстанциях: в комиссии по трудовым спорам (КТС), трудовой инспекции, у мирового судьи, в районном суде общей юрисдикции.

Подведомственность судебных решений по трудовым спорам определена в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции от 28.09.2010). Так, мировой судья рассматривает (в качестве суда первой инстанции) все споры, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе. Это означает, что обжаловать решение мирового судьи надо в суде общей юрисдикции.

В районных судах рассматриваются дела о восстановлении на работе (независимо от оснований прекращения трудового договора), об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула, о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.

КТС в соответствии с Трудовым кодексом РФ может рассматривать дела, связанные:

  • с изменением условий трудового договора;
  • оплатой труда, предоставлением отпуска, в том числе дополнительного и учебного;
  • выплатой заработной платы и премий,
  • установлением режима работы;
  • предоставлением льгот, гарантированных Трудовым кодексом РФ и локальными документами;
  • правомерностью применения дисциплинарных взысканий.
Другие публикации:  Взыскание долгов крым

КТС может быть создана в любой организации по инициативе работников и (или) работодателя. Одна из сторон, получив письменное предложение о создании КТС, обязана в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Представители работодателя назначаются приказом руководителя организации, представители работников выбираются общим собранием. Комиссии могут быть созданы и в структурных подразделениях организации.

В составе комиссии должно быть равное число представителей работников и работодателя. Присутствие работника, подавшего заявление, на заседании комиссии обязательно.

КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры работника и работодателя в самые короткие (по сравнению с другими инстанциями) сроки — в течение десяти календарных дней с даты подачи заявления работником. Заверенные печатью КТС копии принятого решения передаются работодателю и работнику в течение трех дней с даты принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано в суде.

Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных для обжалования решения. Если в установленный срок решение КТС не выполнено, работнику выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом, на основании которого судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке. Таким образом, от подачи заявления работником в КТС до выполнения или передачи решения исполнительному приставу для его исполнения отведено не более 26 дней.

Главное преимущество обращения в КТС — оперативность принятия решения. Но есть и другие преимущества. Решение принимают те, кто хорошо разбираются в производстве, управлении предприятием и знают особенности личности работника, подавшего заявление. Принимаемое решение, основанное на реальном положении дел, будет наиболее объективным. Другие работники организации могут принять участие в процессе рассмотрения КТС трудового дела: высказать свое мнение о разногласии между работником и работодателем, причинах его возникновения. Представители работодателя могут объяснить свою позицию, что позволит объективно разрешить индивидуальный трудовой спор.

Работодателю выгодно наличие КТС в организации, поскольку споры могут быть разрешены без вмешательства государственных органов, что уменьшит затраты предприятия. Кроме того, рассмотрение в КТС ряда споров поможет работодателю избежать нарушения сроков давности при обращении по каким-либо вопросам в суд. Велика вероятность прекращения конфликтной ситуации, что не всегда происходит при исполнении судебного решения. Решение КТС не может быть обжаловано государственными органами, в том числе прокурором.

При обращении в суд по трудовым спорам работник не должен уплачивать госпошлину. Ее оплачивает работодатель, если суд признает его виновным.

Законодатель установил для различных категорий дел предельные сроки обращения в суд:

  • три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, — по делам, вытекающим из трудовых отношений;
  • месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки на руки — по делам об увольнении и восстановлении на работе;
  • год со дня обнаружения причиненного ущерба — по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю;
  • десять дней с даты вручения работнику копии решения КТС — по делам об обжаловании решения КТС работником или работодателем.

Таким образом, создание КТС — дело добровольное.

Комиссия не является первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Предварительное рассмотрение спора в КТС не обязательно. Работник может обратиться сразу в суд. Кстати, организационно-техническое обеспечение деятельности КТС ложится на плечи работодателя.

55. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

— наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

— даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

— фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

— существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Статья 387 ТК РФ. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам (действующая редакция)

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

Другие публикации:  Судебная практика ст 1851 гк рф

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 387 ТК РФ

1. На практике регистрация заявлений работников производится в журнале. С записью, произведенной в журнале о регистрации поданного заявления, работник вправе ознакомиться. Регистрация возможна также на карточках, в компьютере.

2. Обязанность комиссии разрешить спор по существу в 10-дневный срок обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенного права работника. Дата проведения заседания определяется КТС. Работник и работодатель об этом своевременно информируются.

3. Работник может взять свое заявление обратно или отказаться от предъявляемого к работодателю требования на заседании КТС.

Работнику трудовым законодательством не предоставляется свободное от работы время для присутствия на заседании комиссии в связи с рассмотрением трудового спора. Поэтому заседание комиссии проводится в свободное для него время.

Работник, подавший заявление, может в силу объективных причин в течение длительного срока отсутствовать на работе (например, командировка, болезнь). Трудовое законодательство не предусматривает продление срока рассмотрения спора в связи с наличием объективных причин, препятствующих работнику присутствовать на заседании комиссии. На этом основании следует полагать, что заявление работника по истечении 10-дневного срока снимается с рассмотрения. Это не лишает работника права после возвращения вновь обратиться с заявлением в комиссию.

4. Заседание КТС проводится публично, чтобы работник и все желающие могли присутствовать при разрешении спора.

Правило об обязательности разрешения спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, активно участвовать в обсуждении и исследовании доводов работодателя.

5. Работник может не присутствовать на заседании комиссии. При наличии его письменного заявления трудовой спор рассматривается в его отсутствие. Работник вправе поручить представлять его интересы представителю первичной профсоюзной организации, иного представительного органа работников.

6. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления переносится на другое время в течение 10-дневного срока, установленного для рассмотрения трудового спора в КТС. О переносе даты рассмотрения трудового спора своевременно информируются работник и работодатель. Если работник вновь не явился на заседание комиссии, то выясняется причина, по которой он отсутствовал. Наличие уважительной причины влечет перенесение рассмотрения его заявления. Отсутствие уважительной причины предоставляет возможность КТС не рассматривать поданного заявления и вынести решение о снятии трудового спора с рассмотрения.

В пределах установленного трехмесячного срока обращения в КТС работник вновь может обратиться в комиссию.

7. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских проверок, представителей профсоюзов, избранных в организации. Проведение заседания комиссии в рабочее для них время обязывает работодателя на основании ст. 170 ТК освободить их от выполнения трудовых обязанностей.

В срок, установленный комиссией, по ее требованию работодатель обязан представить необходимые документы и расчеты.

8. ТК не закрепляет права работника заявить отвод членам комиссии. Однако на практике это имеет место. Работник может заявить отвод по следующим основаниям: непосредственная подчиненность работника одному из членов комиссии, наличие неприязненных отношений и т.д. Заявление работника об отводе члена комиссии подлежит рассмотрению на ее заседании.

9. Требование паритетности, установленное законодателем при ее формировании, может не соблюдаться при вынесении КТС решений. Заседание комиссии правомочно при участии в ее работе не менее половины членов, представляющих интересы работников, и не менее половины членов, представляющих интересы работодателя. Таким образом, число работников с той и другой стороны может быть неодинаковым.

10. Заседание КТС оформляется протоколом. В нем указываются: дата проведения заседания; сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов, их показания; дополнительные заявления, сделанные работником; представление письменных доказательств и др. Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной. Председатель комиссии подписывает протокол, заверяет его печатью. В случае отсутствия председателя протокол подписывает его заместитель.

Ктс трудовой спор

Комиссия по трудовым спорам — внесудебный орган, действующий в организации. Он формируется из одинакового числа представителей работодателей и работников для разрешения трудовых конфликтов.

В крупных организациях могут действовать несколько комиссий по трудовым спорам, если по решению общего собрания трудового коллектива решено создавать комиссии в структурных подразделениях организации.

Трудовой кодекс в статье 382, как и КзоТ, предусматривает, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.

Распределение компетенции между КТС и судом таково, что защитой прав работника в трудовых отношениях в первую очередь занимается КТС. На суд возложена задача защиты самого права по трудовому договору и рассмотрение других трудовых споров после или вместо КТС или когда КТС отсутствует.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС установлен настоящим Трудовым кодексом (ст. 387-389), а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется ст. 390-394 Трудового кодекса РФ , а также положениями гражданского процессуального законодательства, Гражданским процессуальным кодексом РФ. ГПК РФ определяет подведомственность гражданских дел судам, в том числе дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений, состав лиц, участвующих в деле, порядок производства в судах, исполнения принимаемых решений и др.

Для отдельных категорий работников предусмотрены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Так, государственные служащие в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [1] вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения и государственной службы и др. Особенность, о которой идет речь в статье 383 Трудового кодекса РФ, заключается в том, что в органах государственной власти комиссии по трудовым спорам не создаются.

Прокурорские работники решения руководителей органов прокуратуры по вопросам прохождения службы могут обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд (п. 4 ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2] ).

Статья 384 Трудового кодекса РФ определяет порядок образования комиссий по трудовым спорам.

Согласно ст. 203 КЗоТ комиссия по трудовым спорам избиралась общим собранием (конференцией) трудового коллектива организации с числом работающих не менее 15 человек. Этот порядок новый Трудовой кодекс изменил.

Комиссии по трудовым спорам (КТС) образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

В соответствии со ст. 29-32 Трудового кодекса РФ представителей работников в КТС вправе делегировать профсоюзные организации или иные представительные органы работников, например совет трудового коллектива. Делегированные лица после их утверждения на общем собрании (конференции) работников организации становятся полноправными членами КТС данной организации.

Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.

По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Например, трудовой спор, связанный с переводом работника из одного структурного подразделения в другое, может рассматриваться в КТС организации, так как вопрос входит в полномочия организации, а не структурного подразделения.

КТС организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем.

КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. На них возлагается подготовка и созыв очередного заседания, вызов (при необходимости) свидетелей, экспертов и иных лиц, которые могут способствовать правильному разрешению возникшего спора. Протокол заседания КТС ведет секретарь.

Статья 385 Трудового кодекса определяет компетенцию комиссии по трудовым спорам.

Трудовой кодекс в отличие от КЗоТ (ст. 204) не называет КТС первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы. Работник может обратиться в суд, минуя комиссию. Инициаторами образования КТС выступают сами стороны трудового спора — работник и работодатель. На рассмотрение комиссии трудовой спор поступает, когда работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем, КТС в данном случае является арбитром между сторонами в споре. И если стороны обращаются к этому арбитру, то они обязаны соблюдать определенный порядок спора и подчиняться решению, которое будет принято.

Другие публикации:  Купля продажа квартиры в бобруйске

КТС, как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, разрешает все споры о труде, если для некоторых из них закон не устанавливает иных форм рассмотрения. КТС рассматривает споры о переводах на другую работу и об изменении иных условий трудового договора, об использовании полагающегося работнику отдыха, о наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие, связанные с применением к данному работнику норм и правил, установленных законодательством, соглашениями, коллективным договором, положением об оплате труда, иными актами, принятыми в организации, а также иные споры, связанные с соблюдением условий трудового договора.

В КТС не могут рассматриваться споры по вопросам установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов, присвоения тарифных разрядов.

Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции только суда или иных органов.

Статья 386 Трудового кодекса РФ определяет срок обращения в комиссию по трудовым спорам 3 месяца.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Данные положения закреплены статьёй 14 Трудового кодекса.

Например, работник 5 февраля получил заработную плату за январь и обнаружил, что ему начислено меньше, чем заработано. Срок, установленный для подачи заявления в КТС, исчисляется начиная со следующего дня после обнаружения нарушения права работника, т.е. с 6 февраля и истекает 5 мая. В 2002 г. 5 мая воскресенье — нерабочий день. Окончание исчисляемого срока приходится на 6 мая.

Важно подчеркнуть, что пропуск работником трехмесячного срока, предусмотренного ст. 386 Трудового кодекса РФ, не может служить основанием для отказа КТС рассматривать заявление по существу. Одновременно КТС обсуждает причины пропуска срока давности. Придя к выводу о том, что срок пропущен работником по неуважительной причине, КТС отказывает в удовлетворении его требований, а не в рассмотрении поступившего заявления.

Статья 387 Трудового кодекса РФ определяет порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам.

Трудовой кодекс РФ подробно регламентирует порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.

Прежде всего заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации, что имеет большое значение в случае спора о сроке давности и времени рассмотрения заявления, поступившего в комиссию.

КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. При вторичной неявке работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом (см. ст. 386).

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. Закон не предусматривает специальной формы протокола. Она может быть произвольна.

Говоря о процедуре работы КТС, Трудовой кодекс РФ не регулирует возможность отвода членов КТС. По общепринятым правилам, по аналогии с гражданско-процессуальным правом, ни одна из сторон не может быть лишена права заявить отвод конкретному члену комиссии, заинтересованному, по мнению заявителя, в принятии того или иного решения. Что же касается отвода всего состава КТС, вряд ли это целесообразно, поскольку на практике проще передать рассмотрение спора по существу в судебные органы.

Статья 388 Трудового кодекса РФ определяет порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание.

Старый КЗоТ допускал любую форму голосования при принятии решения КТС. Новый Трудовой кодекс РФ предусматривает, что решение КТС принимает тайным голосованием.

Решение КТС должно быть мотивированным и основанным на законодательстве, соглашении, коллективном договоре, иных нормативных правовых актах, трудовом договоре, фактических обстоятельствах. Оно должно быть сформулировано четко и категорично. В решениях по денежным требованиям указывается точная сумма, причитающаяся работнику. Если при подсчете комиссией денежной суммы допущена ошибка и в результате спор остается неразрешенным, КТС вправе вернуться к рассмотренному спору для уточнения суммы, подлежащей взысканию.

Копия решения КТС в 3-дневный срок со дня его принятия вручается работнику и руководителю организации.

Решение КТС может быть обжаловано в суд сторонами трудового спора в 10-дневный срок со дня получения ими копий.

Статья 389 Трудового кодекса РФ определяет порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам.

В удостоверении, выданном КТС, указываются наименование организации, КТС которой приняла решение по спору; даты его принятия и выдачи удостоверения; фамилия, имя и отчество работника; существо решения по спору. Удостоверение заверяется подписью председателя КТС или его заместителя и печатью комиссии (при ее отсутствии удостоверение может быть заверено печатью организации).

Решение о выдаче удостоверения рассматривается на заседании КТС.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратились в установленный (десятидневный со дня вручения копии решения) срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) суд.

При потере удостоверения по заявлению работника выдается дубликат. Вопрос о выдаче дубликата рассматривается на заседании КТС в присутствии работника и представителя работодателя.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение решений КТС возлагается на службу судебных приставов [3] .

Статья 390 Трудового кодекса РФ определяет порядок обжалованиея решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд.

Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения. Если же жалоба не подана, то решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней, по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

Трудовой кодекс сохранил норму ст. 208 КЗоТ о том, что в случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник вправе передать его рассмотрение в суд. Столь короткий срок объясняется тем, что само обращение в суд ограничено трехмесячным сроком (см. ст. 392 ТК).

Право сторон на обращение в суд с жалобой на решение КТС не ограничивается какими-либо условиями. По любому основанию как работник, так и работодатель вправе оспаривать в суде решение КТС.

Таким образом, можно отметить, что основная масса индивидуальных трудовых споров за некоторым исключением может рассматриваться в комиссиях по трудовым спорам, при этом законодатель полагает, что перед рассмотрением индивидуального трудового спора в КТС, предварительно должны быть проведены переговоры между работником и работодателем по его существу.