Блог

Пособие составляем предложение

Урок русского языка «Как мы строим предложения?» по программе «Гармония» (2-й класс)

Цель:

  • закрепить умения составлять предложение из слов, оформлять предложение в письменной речи, выделять с помощью интонации в устной речи;
  • развивать орфографическую зоркость, память, речь учащихся;
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Оборудование: памятки о построении предложения, иллюстрации об осени, Доктор Айболит, Леший, Лесовичок, осенние листья с записанными на них правилами. Солнышко, круги, облако в конверте (для рефлексии), презентация к уроку (Приложение 1)

-Посмотрите, дети, солнце заглянуло к нам в оконце, своим лучиком играет, на урок русского языка нас приглашает!
-Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте им улыбнемся и с интонацией радости поприветствуем их словами: «Доброе утро!»
-Ребята, покажите, какое у вас настроение, как солнышко или как тучка?
-Я желаю, чтобы хорошее настроение сопровождало вас в течение всего урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Тема нашего урока: «Как мы строим предложение». Сегодня мы продолжим работу с предложениями. Пользуясь памяткой, будем учиться составлять предложения и грамотно их записывать. (На доске прикреплена памятка).

  • Вырази в предложении мысль и чувство.
  • Расположи слова так, чтобы было понятно: о чём и что хочешь сказать.
  • Большой буквой обозначь начало, а точкой, восклицательным знаком или знаком вопроса его конец.
  • Произнеси предложение с интонацией конца мысли.

-К тайнам построения предложений мы отправимся на паровозике «Пыхчу», будем путешествовать по станциям. Для этого нам нужно составить пассажирский состав. Мне кажется, что он похож на предложение. Проверим? Из чего состоит состав поезда? (Из вагонов).

-А предложение? (Из слов).

-Представьте, что вагончики – это слова. С чего начинается построение поезда? (С паровозика).

-Это будет началом пассажирского состава. А у предложения есть начало? (Да).
-С какой буквы будем писать начало предложения?
-Вагончики связаны между собой? (Связаны специальным креплением)
-А слова в предложении как связаны? (По смыслу)
-Вместе или отдельно пишутся слова в предложении? (Отдельно).

(Построение пассажирского состава из паровозика и трёх вагонов, и чертим схему предложения, сравниваем).

-Вы согласны с моим предположением, что пассажирский состав и предложение похожи? (Согласны).
-Теперь паровозик « Пыхчу» приглашает вас в путь. «Пыхчу, пыхчу, ворчу, ворчу, стоять на месте не хочу!», — говорит он нам.
-Кто знает правила поведения в поезде? (Повторение правил поведения в поезде).

«Торопится поезд, колеса стучат.
А в поезде этом ребята сидят»

Первая станция «Проверяй-ка».

  1. Проверка домашнего задания стр. 83 упражнение № 187.

-Сколько у вас получилось предложений? (Три: о дожде, о ветре, о кошках)
-Давайте вспомним, что мы еще знаем о предложении?
-Что выражает предложение?
-Как мы произносим предложение? (С интонацией)
-Для чего в устной речи нужна интонация? (Украшает речь, показывает конец предложения)
-А как на письме обозначаем конец предложения? (Ставим точку, восклицательный знак, вопросительный знак).

-Молодцы, хорошие знания показали о предложении, а теперь посмотрим, как грамотно вы умеете писать.

Работа в тетради.

Каллиграфическая строка. Словарная работа.

«Торопится поезд, бежит паровоз.
Наших ребят в огород он привез».

-Какое время года сейчас?
-Главное достоинство осени – урожай. Доктор Айболит, житель этой станции решил проверить, знаете ли вы тех, кто на огороде и в лесу растет, и здоровье всем несет.
-На партах у вас лежат карточки, прочитайте слова и распределите их по группам:

  • 1 вариант – выпишите слова, обозначающие овощи;
  • 2 вариант – выпишите слова, обозначающие фрукты.

-Кто затрудняется в выполнении этого задания, выпишите любые 8 слов.

На карточках: К..ртофель, астра, м. рковь, ябл. ко, яг. да, г. рох, п. мидор, груш. к. пуста, ап. льсин, м. ндарин, л. мон, . гурец, р. диска, ананас.

-Кто справился с заданием, разгадайте кроссворд.
-Узнайте, какие ягоды положили в ведёрочко? (У детей на партах лежат нарисованные ведерочки – кроссворды с окончаниями –-ика. Дети записывают отгадки: земляника, голубика, ежевика, черника, брусника, костяника.)

Взаимопроверка. Один человек диктует, остальные проверяют.

-Ребята, а за что человек ценит овощи, фрукты и ягоды? (Много витаминов)
-Доктор Айболит даёт вам совет такой:

«Всегда хорошо мой
Овощи, фрукты и ягоды перед едой.
Да и руки нужно с мылом мыть,
Чтоб микробов победить».

Рефлексия. Оцените свою работу.

(Дети показывают кружки: красный, синий или зелёный).

-Паровозик наш не может на месте стоять, отправляемся дальше в «тайны русского язык».

  1. Физкультминутка

«Пыхчу, пыхчу, ворчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу.»

Вдох, «Ту – ту» — выдох, вдох, «Ту – ту!» — выдох.
Бег, высоко поднимаем колени.

-Бежит, несётся паровоз в осенний лес, на станцию «Составляй-ка» нас привёз. Спокойная ходьба, руки поднимаем вверх, опускаем».

  1. Письмо по памяти

-Радуются люди хорошему урожаю, но осенью приходит грусть – впереди долгая зима. А.С. Пушкин писал: (Учитель открывает доску, запись слов перепутана).

  • «Дышало, небо,
  • Уж, осенью,
  • блистало, реже,
  • Уж, солнышко».

-Ребята, проказник Леший перепутал слова, давайте восстановим предложения, для этого используйте памятку.
-О чём говорится в первом предложении?
-О чём говорится во втором предложении?
-На этой станции живёт ещё Лесовичок, он следит за порядком в лесу, давайте посмотрим, правильно ли мы составили предложения?

На доске запись:

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало …»).

-Молодцы, хорошо справились с заданием. А какие орфограммы встретились в тексте, объясните их написание? (Правописание разделительного мягкого знака, парной согласной, правописание окончаний — подставляем местоимение оно- солнышко, небо».

  1. Письмо по памяти.

Рефлексия. Дети оценивают свою работу.

-Ребята, а сейчас узнаем, все ли слова, группы слов, которые начинаются с большой буквы и заканчиваются точкой, предложения?

  1. Работа по тетради— задачнику (страница 51 упражнение № 195).

-Соблюдая интонацию конца мысли, прочитайте тексты в синих овалах и подумайте, предложения это или группа слов?
-Что должно быть выражено в предложении? (Мысль, чувство).
-Ребята, прочитайте предложение, состоящее из одного слова? (Тихо.).
-А какие бы вы ещё составили предложения к этому тексту?
-Исправьте написанное так, как показано на странице тетради — задачника внизу.

Самостоятельная работа. Проверка.

-Сколько у вас получилось предложений? (4).

Запись одного предложения в тетрадь. Обобщение. Чтение памятки на странице 84 учебника.

-Большая буква и точка сами не превращают слова в предложение. В предложении о ком-то или о чём-то говорится, выражается какая-то мысль.

-Осенью всё в природе преображается: птицы улетают, листья опадают. А как же готовятся к холодам звери, узнаете из упражнения № 196 на странице 52.
-Прочитайте текст, найдите границы предложений: начало, конец, пользуйтесь изученной памяткой построения предложений.

  1. Творческая работа

(На доске иллюстрации об осени).

— Прекрасен осенний лес, так и хочется рассказать о нём, составьте предложения. (Дети составляют предложения)
— Ребята, одно предложение рассыпалось, давайте его соберём.

(На доске карточки со словами В, УБОРЕ, ЗОЛОТОМ, СТОЯТ, БЕРЁЗЫ). В этом нам помогут вопросы: В каком? В чём? Что делают? Что?

Запись предложения под диктовку.

В золотом уборе стоят берёзы.

  1. Подведение итогов

-Молодцы ребята, порадовали Лесовичка, ведь он нас в лесу сопровождал и совет такой нам дал: «Вы, ребята, приходите, но деревья не губите. Украшает землю лес. Чистит воздух до небес! Лес – лучший наряд земли!»
-А вот нашу речь украшают правильные, грамотно составленные предложения.
-Давайте вспомним правила, которые мы должны знать при построении предложений.

(На четырёх осенних листочках записано:

  • Начало предложения пишется с большой буквы.
  • В конце предложения ставь точку, восклицательный или вопросительный знаки.
  • Слова в предложении пишутся отдельно, связаны между собой по смыслу.
  • Предложение выражает законченную мысль).

«Бежит, несётся паровоз,
В 7 школу нас привёз».

-Понравилось вам путешествие?
-Комфортно или не комфортно чувствовали себя на уроке?
-Покажите, какое настроение было у вас во время урока? (дети показывают солнышко или тучку)
-Какую бы вы поставили себе оценку за работу на уроке?
-А какую бы оценку за ведение урока поставили мне?
-Спасибо всем за хорошую работу!

Пособие составляем предложение

На вводных занятиях подготовительного этапа учитель познакомит детей с их первым школьным учебником, объяснит его название. Учитель скажет, что и у нас в стране, и в других странах живет много разных народов и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику, который почти везде называют букварем или азбукой. С самых далеких времен в алфавите многих языков каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском алфавите. Вот как назывались в нем буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Когда-то не было печатных станков, книги переписывались от руки специальными людьми — переписчиками. Каждая книга представляла собой особую ценность не только из-за своего содержания, но и из-за затрат на ее изготовление. Переписчик старался сделать книгу привлекательной, красивой. Особое внимание он уделял той букве, с которой начиналось первое слово каждой новой части текста: главы, параграфа, абзаца. Вот и в вашем учебнике изображены такие две буквы, заглавные, большие. Они и являются первыми буквами древнерусского алфавита. Попробуйте громко прочитать, назвать одну букву за другой. Что у вас получилось? Не напомнило ли это звучание какое-то хорошо всем известное слово? Правильно, азбука. Так в старину называли учебники по обучению грамоте. Была в те времена и пословица сочинена: «Сперва аз да буки, а там и науки». В чем ее смысл?

Одновременно с названием «азбука» у первых школьных учебников появилось и другое название — «букварь». Слышите ли вы в этом названии что-то знакомое? Правильно, слово «буква». Всего в современном русском алфавите 33 буквы. Алфавит — это все буквы сразу. Кстати, само слово «алфавит» произошло от древнегреческого, где первая буква называлась «альфа», а вторая — «бета». Эту вторую букву произносили как «вита», вот и получилось — алфавит. Напоминает ли вам это наше русское слово? (Азбука.)

Итак, первый школьный учебник грамоты, по которому учатся хорошо и правильно читать и писать, называется или «Азбука», или «Букварь». Ваш учебник назван «Русская азбука», т. е. такой учебник, по которому обучают именно русской грамоте.

Учитель предложит детям перелистать учебник и рассмотреть его, потом расскажет первоклассникам об основных правилах поведения в классе, о том, что 1 сентября во всех школах страны начинаются занятия. Этот день отмечается как всенародный праздник, который назван «День знаний».

Учитель спросит у детей, какие они знают буквы, стихотворения; выслушает вместе с классом несколько учеников, пожелавших прочитать наизусть то, что было заучено ими до школы; наконец, может предложить всем вместе выучить одно из стихотворений, посвященных 1 сентября. (Какое-то из них, разумеется, есть в запасе у каждого учителя-профессионала.)

Завершит этот самый первый, вводный урок беседа о том, что надо делать каждому ученику, чтобы хорошо учиться. Учитель расскажет и покажет, как надо размещать учебные вещи и принадлежности, как ими пользоваться (доставать, убирать, аккуратно брать и т. д.).

Следующий урок можно провести уже непосредственно по материалам учебника, конкретно по с. 6 и 7, которые напомнят детям о содержании первого урока. Детям предлагается выполнить задание на развитие логического мышления. Внизу страницы даны рисунки. Просим детей назвать каждый предмет отдельно, указать, для чего он предназначен, а затем вспомнить, каким одним словом можно назвать их все, — игрушки, школьные принадлежности (или вещи). Привлекаем внимание детей к большому вопросительному знаку, помещенному среди рисунков. Этот знак как бы задает ученикам вопрос: «А какой еще другой предмет можно отнести к разделу «игрушки» и «учебные вещи»?» Например, автомобильчики, домики, дудочка, юла, ручка, линейка, ластик и др.

Основную часть урока желательно посвятить уточнению общего представления о речи. Учитель объяснит: «Все, что говорят люди, — это устная речь. Она служит для выражения мыслей и чувств». Дает задание внимательно слушать своих товарищей и запоминать, о чем они рассказывают. По вызову учителя ученики говорят, о чем сообщалось в прослушанных рассказах, и таким образом подчеркивается содержательная сторона речи. Будут заслушаны рассказы детей о своих любимых занятиях, животных, о помощи маме и папе в домашних делах и т. д.

По рисункам учебника (с. 7) дети вспомнят содержание народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». Можно задать детям вопросы: что изображено на рисунке? Что находится на переднем плане (впереди)? Что изображено на заднем плане (позади)? Что можно увидеть справа, слева, внизу, наверху?

Подведя итоги урока, учитель скажет примерно так:

— Вы отвечали на вопросы — это речь, рассказывали, используя иллюстрации, — это тоже речь.

Любой рассказ, выступление, разговор — все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи. Учитель предлагает ученикам еще раз пролистать «Русскую азбуку» и ответить, что можно увидеть на страницах учебника, кроме рисунков.

— В азбуке, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. На уроках чтения и письма вы будете учиться читать и писать.

Дети, которые до школы научились читать, прочитывают для всего класса слова, написанные крупными печатными буквами на доске: МАМА, МОСКВА, МИР, РОССИЯ.

— Скоро вы все, — говорит учитель, — научитесь читать. В этом вам поможет первый школьный учебник — «Русская азбука».

Представление о предложении.

Учитель говорит, что речь состоит из предложений, что в каждом предложении выражается какая-либо мысль, и приводит, скажем, такой пример: Ученик рисует на доске домик.

Ученики делают вывод о том, что они узнали на уроке: речь состоит из предложений; в каждом предложении выражается определенная мысль; между предложениями делается остановка (пауза).

Обозначение предложения схемой.

Объясняется, что каждое предложение, даже если дети не знают букв, можно записать, обозначить его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. Учитель показывает, как можно обозначить предложение.

На доске учитель изображает такую схему:

Пояснит, что начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской или линией слева, а конец предложения обозначен точкой справа от полосы или линии.

Дети должны найти и показать схематическое изображение предложения в учебнике.

Проводится упражнение по определению количества предложений в тексте — на слух. Примерный текст рассказа может быть таким:

Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок. Одного ученика вызвали к доске.

Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, а вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений заранее заготовленными карточками со схемами, последовательно выставляя их на классном наборном полотне. Учащиеся определяют, что в этом рассказе четыре предложения. Соответственно на наборном полотне выставлены четыре карточки.

Одновременно все ученики выполняют аналогичную работу на индивидуальных наборных полотнах или «записывают», вычерчивают линии в тетрадях.

С этого урока целесообразно начать задавать детям домашние задания по чтению. Первое из них: придумайте рассказ из 4—5 предложений и запишите его линиями.

Попутно заметим, что бытующее мнение о вредности домашнего задания в начальной школе глубоко ошибочно. Домашнее задание может принести вред только в одном случае: когда учитель перекладывает на плечи учеников то, что он должен был объяснить, растолковать на уроке. Но, когда домашнее задание способствует повторению и закреплению изученного, развивает мыслительные способности ученика, формирует внутреннюю дисциплинированность, оно крайне необходимо и полезно.

Новый урок можно начать с краткого повторения ранее пройденного и проверки выполнения домашнего задания.

Основную часть урока дети самостоятельно составляют и говорят предложения об учебных вещах, указывая их назначение и некоторые другие признаки, например: Карандашами мы рисуем. Карандаши хранят в коробке (в пенале). Карандаши бывают разных цветов и т. п.

Обобщение 1 .

Ученики делают вывод о том, что они узнали на уроке: речь состоит из предложений; в каждом предложении выражается определенная мысль; между предложениями делается остановка (пауза). Кроме того, дети учились делить речь на предложения.

Повторение сведений о схематическом изображении предложений.

Учащиеся вспоминают, как можно схематически «записать» сказанное предложение, показывают небольшие индивидуальные карточки с изображением схем предложений — полосок или на доске чертят линии.

Учитель произносит два предложения: У девочки в руках мяч; Мальчик перевозит на машине песок, а ученики должны на индивидуальном наборном полотне показать с помощью карточек со схемами, сколько предложений они услышали.

Составление рассказа по заранее заданным схемам.

Учитель предлагает детям рассказать, как они провели лето, что увидели нового и что узнали интересного, где побывали. При этом оговаривается, что в рассказе должно быть столько предложений, сколько обозначено схемами на доске. (Например: Летом мы гостили у бабушки в деревне. Там мы ловили рыбу. Или: Летом наша семья ездила отдыхать к морю. Мне очень понравилось купаться в теплом море.)

Учитель может его провести по специально подобранным предметным рисункам, расположив их на классном наборном полотне, или по материалу учебника. Дети называют каждый предмет в отдельности, а потом общим словом — «инструменты». По образцу предыдущего урока проводится игра «Замени знак вопроса картинкой» (топор, клещи, лом, вилы и т. д.).

Дети самостоятельно составляют и произносят предложения об игрушках и играх (о мяче, кукле и т. п.).

Упражнение можно провести в форме игры «Скажем как можно больше». Об одной из игрушек дети говорят предложения, одновременно фиксируя каждое карточками со схемами, которые выставляются на классном наборном полотне. Вариант: за каждое сказанное предложение ученик получает от учителя карточку со схемой. В конце игры подсчитывается, сколько всего предложений придумал класс (например, о мяче: Мяч круглый. Мой мяч разноцветный. Мяч высоко подскакивает. У моего брата есть футбольный мяч и т. п.).

Даем общую схему построения в целом урока обучения грамоте на подготовительном этапе (безбуквенная ступень).

Урок по теме
«Повторение и закрепление пройденного материала».

Работа по рисунку на с. 8.

— Что нарисовано на рисунке? Чем кто занят? Что это за персонажи, где их можно было встретить? (В сказках «Теремок» и др.)

Учитель замечает, что для понимания смысла речи и каждого предложения, из которых она состоит, надо говорить четко, ясно, неторопливо, с паузой в конце каждого предложения.

Работа по рисунку завершается составлением рассказа по нему, который строится в соответствии со схемами из трех предложений, например: «Я вижу зайца (мышонка, ежа). Это сказки. Здесь нарисована лягушка». Учитель просит ответить на вопросы: какое предложение было сказано первым? Какое вторым? Какое предложение в рассказе было последним?

Другие публикации:  Требования переводчику

Учитель предлагает детям узнать сказку, посмотрев на рисунки (с. 9), вспомнить ее и рассказать. (Сказка «Репка».)

Занятие внеклассным чтением.

Урок по теме «Предложение и слово».

Составление устного рассказа.

По рисунку на с. 10 учащиеся составляют рассказы о животных, которые там изображены. Например: Медведь принимает гостей. Они пришли с подарками.

Учитель говорит детям, что рассказывать надо с паузами между предложениями, чтобы весь класс мог легко определить на слух количество сказанных предложений. Ученики слушают рассказы своих товарищей и отмечают на индивидуальных наборных полотнах с помощью карточек со схемами количество предложений в каждом рассказе.

Деление предложений на слова.

Из прослушанных рассказов учитель выбирает несколько предложений, состоящих из двух-трех слов (предложения, в состав которых входят предлоги, для анализа не используются).

Учитель отчетливо произносит предложение и спрашивает учеников, сколько слов они слышат в этом предложении. Какое слово первое? второе? Анализируются 2—3 предложения.

Делается вывод: предложение состоит из слов.

Работа со схемами.

— Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.

Здесь одна полоска обозначает одно слово. В схеме две полоски, значит, в предложении два слова. Как вы думаете, почему в этом предложении первое слово обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди? Как можно узнать, что предложение закончено?

По схемам, которые изобразит учитель на доске линейками, ученики составляют предложения, состоящие из двух или трех слов: Медведь принимал гостей. Он увидел зайца и ежа. Медведь был доволен. Они принесли гостинец.

Упражнение в записи слов полосками или линиями (на с. 10). Ученик называет нарисованного животного и показывает на схему, чертит полоску или линию. Там, где стоит вопросительный знак, дети сами называют какого-либо зверя и говорят, как можно «записать» его название (полосками или линейками).

Учитель вывешивает на доске предметные рисунки (пила, молоток, мастерок, кисть) и спрашивает детей, знают ли они назначение этих предметов, какую работу выполняют с их помощью. Затем он просит назвать все эти предметы одним общим словом (инструменты). При затруднении дети возвращаются к с. 8.

Закрепление представлений о слове.

Ученики один за другим называют изображенные (внизу с. 11) рисунки. Учитель сообщает: «Когда мы называем какой-то предмет, то мы произносим слово: голубь, гусь, белка, лиса, волк».

Учитель предлагает отгадать загадку: «Два конца, два кольца, а в середине гвоздик». Дети говорят отгадку: ножницы. Затем учитель обращает внимание детей на то, что сказано одно слово.

Учитель напоминает, что каждое слово можно записать короткой полоской или линией. Затем дети отгадывают еще одну загадку: «Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб». (Пила.) Выставляют на индивидуальном полотне одну короткую полоску.

Домашнее задание: подобрать 2—3 слова и «записать» их полосками или линиями.

Урок по теме «Предложение и слово».

Повторение и проверка домашнего задания.

По рисункам на с. 8—9 учащиеся вспоминают, какие две сказки они рассказывали, какие другие сказки они знают. Одну из сказок дети рассказывают.

Повторяется, что речь состоит из предложений, а предложения — из слов.

Учитель спрашивает, не забыли ли дети сказку «Репка», и предлагает кому-нибудь рассказать ее классу. Ответ выслушивается.

Пересказ по серии рисунков (с. 9).

Деление предложений на слова.

Проводится работа по первому рисунку (с. 9). Учитель отчетливо, с паузами между словами, произносит предложение: «Посадил дед репку» и обозначает его схемой на доске.

Ученики отвечают на вопросы: сколько слов в этом предложении? Какое слово первое? Какое второе слово? а третье?

Учащиеся соотносят с этой схемой произнесенное предложение.

С помощью учителя дети делят на слова предложения, составленные по оставшимся рисункам на с. 9.

Выросла репка большая (3).

Позвал дед бабку (3).

Позвала бабка внучку (3).

Позвала внучка Жучку (3).

Позвала Жучка кошку (3).

Позвала кошка мышку (3).

Правильность определения количества слов проверяется по схеме, написанной на доске. (Три слова в предложении обозначены тремя полосками).

Особое внимание обращается на предложение к последнему рисунку: Вытянули репку! Здесь всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками. Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения.

Дети отгадывают загадки: «Сто одежек, и все без застежек». (Капуста.) «Красный хвост в землю врос, а зеленый хвост снаружи». (Морковь.) «Сидит дед в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». (Лук.) «Ни окон, ни дверей, полна горница людей». (Огурец.)

Дети должны назвать отгадку и произнесенное слово обозначить на наборном полотне полоской.

— Сколько загадок отгадали? (Четыре.) Сколько отгадок сказали? (Четыре.) Сколько произнесли слов? (Четыре.) Как это обозначили? (Четырьмя полосками.)

В конце урока учитель просит детей подумать и сказать предложения о разных овощах (о капусте, луке, огурцах и т. д.).

Ответы детей сопровождаются записью на доске схем.

Домашнее задание: вспомнить содержание сказки «Колобок», составить 3 предложения и записать их схемами.

Урок по теме «Предложение и слово».

Повторение и проверка домашнего задания.

Учитель открывает запись на доске, сделанную печатным шрифтом:

Кругла, а не луна,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.

Он говорит, что здесь записана загадка, это — письменная речь. Дети пытаются прочитать написанное на доске. С этим могут справиться лишь отдельные ученики. Тогда учитель сам читает загадку, а дети ее отгадывают. (Репа.) Дается новое задание: кто сможет записать отгадку на доске? Выясняется, что письменной речью все или почти все ученики еще не владеют. Делается вывод, что дети постепенно научатся не только читать, но и писать. Для этого надо уметь выполнять много разных упражнений. Одно из них доступно уже всем — обозначить слово-отгадку в индивидуальном наборном полотне схемой. Ученики выставляют на своих полотнах по одной полоске и, глядя на нее, произносят слово репа.

Составление рассказа по сюжетному рисунку (с. 12).

Ученики составляют рассказ по вопросам учителя: куда пришли дети? Что они там делают? Кто с ними был? Кто их встретил? Как?

Составление предложений по схемам.

Учитель предлагает детям составить предложение из трех слов о мальчике (Мальчик принес машину), о девочке (Девочка несла куклу), придумать предложение из 2 слов о папе (Папа открыл багажник). Составленные предложения соотносятся со схемами и анализируются: сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

По рисункам (на с. 10—11) детям предлагается назвать отдельно диких и домашних животных. (Корова, собака — домашние животные; за ними ухаживает человек. Медведь, ежик — дикие животные. Дикие животные живут в лесу, в поле, сами добывают себе еду.)

Помещаем на доске какой-либо предметный рисунок, а на нем полоску (схему). Дети должны догадаться, что так обозначаются отдельные слова — названия изображенных предметов.

Детям предлагается придумать предложение из двух слов о бабушке. Предложение анализируется и соотносится со схемой (Бабушка рада).

Составляется предложение про дедушку из трех слов (Дедушка встречает внука).

Составленное предложение анализируется: сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое третье?

Урок по теме «Слог, ударение».

По серии рисунков (с. 11) дети вспоминают содержание сказки «Колобок». Составляется предложение — ответ на вопрос: «Кого первым встретил Колобок?» (Колобок встретил зайца.) Учитель спрашивает, сколько слов в этом предложении.

Ученики поднимают одну из двух заранее подготовленных карточек:

Обсуждается правильность выбора. (В этом предложении 3 слова.)

Деление слов на части (слоги).

На доске вывешиваются рисунки с изображением лисы, белки и ежика.

Учитель сообщает, что и слова тоже могут делиться на части:

— Посмотрите на первый рисунок. Кто на нем нарисован? Скажем хором слово лиса. Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же. Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.) Вот я и покажу, что в этом слове две части. (Учитель мелом чертит на доске полоску и посредине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.)

Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям. (Задание можно адресовать и отдельным ученикам.)

Теперь посмотрите на соседний рисунок. Кто здесь изображен? (Белка.) Скажите это слово хором. Как мы это сказали — сразу или нет? Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? Какая вторая? Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги. (К рисунку с белкой также чертится на доске схема .) Теперь догадайтесь, почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы. (Это схемы слов, состоящих из двух слогов.)

Таким же образом разбирается слово ёжик (ё-жик).

Деление слов на слоги.

Учитель просит отдельных учеников назвать свое имя. Каждое из них произносится хором по слогам. Делается вывод, что в словах может быть и два, и три слога (Маша, Наташа и т. п.) и более.

Учебная работа детей в классе увлекательное, но и отчасти утомительное для них занятие. Поэтому время от времени учитель может снимать это утомление так называемыми физкультминутками. Помимо них, в этой роли может выступать пение. Вот что по этому поводу советовал К. Д. Ушинский: «Прекрасное, освежающее и гармонирующее класс свойство есть классное пение. Вы заметили, что класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости: заставьте пропеть какую-нибудь песенку — и все придет опять в порядок, энергия возродится, а дети начнут работать по-прежнему.

Если учитель не умеет петь, пусть приучит детей произносить целым классом какие-нибудь молитвы, стихотворения, пословицы: это может заменить отчасти пение как средство, освежающее утомленный и расстроившийся класс» ( Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. — Т. 6. — С. 262).

Определение количества слогов в словах.

Проводится беседа о зверях и птицах, обитающих в данной местности. Уточняются знания детей о внешнем виде животных, их повадках и образе жизни.

Предлагается загадка: «Рыжая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла». Дети отгадывают загадку и объясняют, как они догадались, что она о лисе.

Беседа завершается логическим упражнением. Надо отличить птиц от зверей. Рассматриваются предметные рисунки на с. 10 и 11.

— Назовите, кто нарисован. Назовите только птиц. Как одним словом можно назвать остальных? (Звери.)

Устанавливается слоговой состав слов чайка, ворона, гусь.

Слова произносятся по нескольку раз целиком и по слогам и, наоборот, сначала по слогам, потом целиком.

Произносится слово чайка и соотносится со схемой.

По второму рисунку работа проводится более детально: учитель отчетливо проговаривает по слогам слово ворона, предлагает детям вслушаться, чтобы узнать, сколько в нем слогов:

— Кто может произнести это слово так, чтобы всем стало понятно, сколько в нем слогов? Какой первый слог? второй? третий? Какая схема под рисунком? Почему? Сколько же слогов в слове ворона? Как это можно доказать? (Произнести слово по частям. Сосчитать количество частей слова на схеме.)

Учитель предлагает детям посмотреть на третий рисунок:

— Кто это? (Это гусь.) Определите, сколько слогов в слове гусь.

Учитель произносит слово без пауз. Делается вывод: в этом слове один слог.

Аналогично проводится работа над остальными тремя рисунками.

Домашнее задание: определить, сколько слогов в словах воробей, голуби.

Урок по теме
«Повторение и закрепление пройденного материала».

По рисунку (с. 12 и 14) составляется рассказ «В семье». Некоторые из предложений, легко расчленяемые на слова, анализируются. (Семья отдыхает. Мальчик читает книгу. Девочка слушает брата. Вторая девочка разливает чай.) Анализ предложений сопровождается составлением схем.

Повторно рассматривая рисунок (с. 12), учащиеся называют слова, состоящие из трех слогов (газета, картина, машина, кубики), из двух слогов (мама, мальчик, дети, внуки, капот, кубик, книга, носок), из одного слога (сын, дочь, внук, стол, стул).

Понятие об ударении.

Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Вася; с этим словом учитель проводит такую работу:

— Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый громко произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог. (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)

Какой же это слог? (Первый: Ва.)

Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный.

Посмотрите на схему этого слова:

Сколько в ней выделено частей? (Две.)

Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)

Какая из частей этого слова — первая или вторая — произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)

Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.

Соотнесение слов и схем.

По предметным рисункам дети произносят четыре слова (машина, газета, кубики, картина) и соотносят их с двумя схемами, особое внимание обращая не только на слоговой состав, но и на место ударения.

Нахождение ударного слога в слове.

— Вы, наверно, обратили внимание на то, что на схемах слов под рисунками на с. 11, кроме поперечных черточек, которыми обозначены границы между слогами, есть еще одна черточка, которая находится сверху над словом. Что она обозначает? (Ударение.)

Сейчас будем определять, какой слог в словах ударный.

При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесенному слову, чтобы нейтрализовать неверное звучание слова, например: «Лиса. Произнесите с ударением на первом слоге: ли́са. Так говорят? Нет. Правильно надо сказать: лиса́. Теперь произнесите слово с ударением на последнем слоге: лиса. Так правильно».

Делается вывод: в слове обычно бывает только одно ударение независимо от того, сколько в нем слогов; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах; если ударение сделать неверно, то слово просто трудно узнать, нельзя понять, что оно обозначает.

Занятие внеклассным чтением. Домашнее задание: напишите печатными буквами свое имя и фамилию, поставьте ударение. Попробуйте сделать ударным каждый слог.

Урок по теме «Слог, ударение (закрепление)».

Проверка домашнего задания.

Составление рассказов по рисунку.

Учитель предваряет рассматривание рисунка (с. 13) сообщением, что он создан к сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», кратко поясняет его содержание. Ученики составляют рассказ и дают ему название («Богатыри», «Как обедали богатыри», «Скоро обед» и т. п.). Учитель приводит отрывок из сказки, который изображен на рисунке:

Дети рассказывают, как они помогают родителям дома по хозяйству.

Предложения Царевна приготовила обед; Богатыри довольны царевной и т. п. делятся на слова. Количество слов в предложении обозначается на схеме.

По предметным рисункам (с. 13) дети перечисляют все предметы подряд, уточняют, что посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.

Деление слов на слоги и определение ударения.

По предметным рисункам (с. 13) дети сначала называют трехсложные слова (тарелка, кастрюля), потом — двухсложные. С опорой на схемы они определяют, какой слог ударный. Учитель ставит вопросы: почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? (Слова двухсложные, первый слог ударный.)

Чем отличается слово стакан от этих слов? (Местом ударения.)

Подбор слова к заданной схеме.

Работа проводится в виде игры: на стол, за которым сидят гномики, надо поставить вместо знака вопроса только такую посуду, название которой соответствует схеме (чашка, ваза, блюдце).

Примечание . Если дети назовут ложку, вилку, ножик, то ответ признается неверным, так как это не посуда, а столовые принадлежности.

Урок по теме «Звуки в речи».

Проверка домашнего задания.

Подбор слов к заданной схеме проводится в форме игры «Кто больше назовет таких слов?». На доске чертится схема:

Примерные ответы: окно, стена, диван, тетрадь, ковер, портфель, футбол и т. д.

По верхнему рисунку (с. 14) составляются предложения о детских играх. Предварительно детям, изображенным на рисунке, даются имена. Указывается количество слов в предложении.

По аналогии составляется рассказ об игре в шофера и машинистов. Проводится инсценировка: дети выстраиваются цепочкой, а ученик в роли машиниста дает гудок (У-у-у!).

Представление о звуке.

Учитель предлагает участникам игры погудеть так же, то есть произнести звук [у] 2 :

— Когда еще произносят «у»? (Когда удивляются, когда пугают кого-нибудь.)

По нижнему рисунку (с. 14) дети выясняют, какой звук произносит девочка, укачивающая куклу. (Звук [а].)

— Когда еще так говорят? (На приеме у врача. Говорят, когда что-либо вспомнят, когда обрадуются и т. д.)

Делается вывод: звуки мы произносим и слышим.

Составление предложений по рисункам.

Учащиеся осмысливают содержание предметных рисунков (с. 15) и составляют предложения из двух слов: Пчелы жужжат; Комары звенят; Воздух шипит; Собака рычит.

Произнесение и распознавание на слух звуков.

Дети отвечают на вопрос: «Какие слышатся звуки, когда жужжат, свистят, звенят?» Затем упражняются в изолированном произнесении звуков [ж], [з], [с], [р], [ш].

Изображение изолированного звука схемой.

Рассматриваются схемы под нижними рисунками (с. 15). Составляются предложения по вопросам учителя: как жужжат пчелы? (Пчелы жужжат: ж-ж-ж.) Как звенят комары? (Комары звенят: з-з-з.) Как шипит воздух? (Воздух шипит: ш-ш-ш.) Как рычит собака? (Собака рычит: р-р-р.) Произнося предложения Воздух шипит: ш-ш-ш и Собака рычит: р-р-р, ученики проводят указками под схемами на с. 15. Учитель объясняет, что на схемах отдельный звук изображается в виде квадратика.

Закрепление понятия об изолированных звуках.

Дети упражняются в отчетливом произнесении изолированных звуков, отвечая на вопросы учителя:

Как гудит сильный ветер? (У-у-у.)

Как шумят листья на деревьях? (Ш-ш-ш.)

Как шуршат листьями под ногами? (Ш-ш-ш.)

Как воет волк? (У-у-у.)

Как фыркает ежик? (Ф-ф-ф.)

Какой звук издает мотор трактора? (Р-р-р.)

Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике? (С-с-с.)

Какой звук слышится, когда шипит масло в сковороде на огне? (Ш-ш-ш.)

Другие публикации:  Договор до 100 тысяч рублей 44 фз

Одновременно с произнесением изолированных звуков ([у], [ш], [ф], [с], [р]) на наборное полотно выставляются карточки с изображением квадратиков.

С этого урока и в течение всего последующего периода обучения грамоте нужно все более придерживаться установки, некогда выдвинутой К. Д. Ушинским: «Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющий слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главное основание правописания» ( Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Т. 7. — С. 324).

Уроки по материалам страниц 16—23 можно посвятить повторению и обобщению всего изученного детьми на уроках первой ступени (безбуквенной) подготовительного периода, что явится переходом к усвоению материалов второй ступени (изучения пяти гласных звуков и букв) подготовительного периода.

По содержанию рисунков, помещенных на этих страницах, дети смогут составлять небольшие и несложные рассказы, отдельные предложения, выделять из них слова, делить на слоги, выявлять ударные и безударные слоги. Дети упражняются и усовершенствуются в таком произнесении звуков, которое рекомендовал К. Д. Ушинский (см. с. 13 нашего пособия), заучивают стихотворения классической детской литературы (по рекомендации учителя), разучивают и поют песни и т. д.

Вторая ступень (изучение пяти гласных звуков и букв) подготовительного периода начнется с урока, посвященного теме «Звуки в словах: гласные и согласные звуки».

Откроется беседой по рисунку «Аист» (с. 24—25).

Дети составляют рассказ по картинке, можно перейти к беседе об аистах. Те из учеников, кто знает, рассказывают о других птицах, которые любят селиться вблизи жилья человека. Ведется разговор о бережном отношении к природе. Дети рассказывают, как они заботятся о птицах — друзьях человека.

Затем проводится слого-звуковой анализ. Для этого на доске учитель вывешивает рисунок с изображением аиста. Он предлагает детям произнести слово аист хором и записать на доске схему этого слова: . Потом дети произносят слово повторно и определяют, сколько в нем слогов. (Два.) Учитель просит детей произнести первый слог слова аист и ответить, сколько звуков они слышат в этом слоге. Дети протяжно произносят несколько раз первый слог и убеждаются, что он состоит из одного звука.

На доске чертится схема первого слога, равного одному звуку а — квадратик, клеточка.

Затем произносится (хором и индивидуально) второй слог — ист. Учитель просит вслушаться в звучание этого слога и определить, сколько в нем звуков (один или несколько). Дети говорят, что несколько. Чтобы выявить количество и порядок звуков в слоге ист, слуховые наблюдения подкрепляются протяжным, замедленным произнесением слога: иииссст. Учитель спрашивает:

— Какой первый звук? Какой второй? Какой третий? (иии; ссс; т.) Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.) Сколько в первом слоге? (Один.) Сколько во втором? (Три.)

Учитель рисует на доске вторую часть схемы слова, объясняет, что каждый звук обозначен клеточкой, клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяется один слог от другого.

— Какой слог ударный? (Первый.) Обозначим и это на схеме:

Теперь, глядя на схему, произнесем слово, которое на ней обозначено (Аист.) Что же подсказывает нам эта схема? (В слове аист два слога; первый слог ударный; всего в слове четыре звука; в первом слоге один звук; во втором слоге три звука; первый звук в слове [а], второй звук [и], третий звук [с], четвертый звук [т].)

Представление о гласных и согласных звуках.

Учитель предлагает детям вновь произнести слово аист и понаблюдать, чем, по их мнению, отличается первый звук слова от последнего. Выслушав различные ответы, учитель сам разъясняет:

— При произнесении звука [а] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть — язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, называются гласными. В слове аист мы выделяли еще два звука — [и], [с]. Какой из них является гласным? Почему?

В слове аист назовите гласные звуки (Звуки [а], [и].) Назовите согласные звуки. (Звуки [с], [т].)

Делается вывод, что те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.

Работа со схемами.

Учитель говорит: «Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом». Учитель вызывает к доске ученика, который на наборном полотне под нарисованной схемой выставляет два красных квадратика — обозначение гласных звуков [а] и [и]. Другой ученик добавляет к ним два белых квадратика — обозначение согласных звуков [с] и [т].

Распознавание на слух и выделение гласных звуков из слов.

Для анализа берутся имена детей: Ира, Оля, Аня, Ася, Уля, Игорь, Алеша, Алик. Ученики называют первый слог этих слов и убеждаются, что он равен одному гласному звуку. Дети доказывают, что звуки [а], [о], [и], [у] — гласные.

Сообщается еще один признак гласных — гласные образуют слог.

Выделяя начальные звуки во всех перечисленных выше словах, ученики выставляют на индивидуальных наборных полотнах карточки с изображением красных квадратиков.

Распознавание на слух и выделение согласных звуков из слов.

Подвергаются анализу такие имена, в которых согласный звук находится в удобной для выделения и наблюдения позиции (Тарас, Антон, Алик, Егор, Алексей, Сергей, Вадим, Роман, Тимур, Максим и т. п.). Каждый раз учащиеся доказывают, что ими выделен именно согласный звук.

Выделяя конечные звуки во всех этих словах, школьники ставят на наборном полотне карточки с белыми квадратиками.

Урок по теме «Слияние согласного звука с гласным».

Повторение.

Повторно предлагается для анализа слово аист.

Учащиеся отвечают на вопросы: сколько слогов в слове аист? Сколько звуков в первом слоге? Как это обозначить на схеме?

Какой это звук — гласный или согласный? Почему вы так думаете?

Докажите. (Указывается признак гласных звуков: при их произнесении во рту нет преград выдыхаемому воздуху.) Какой в этом слове еще гласный звук? Как это обозначить на схеме? (Красным квадратиком, клеточкой.)

— Назовите согласные звуки в слове аист, — говорит учитель. — Докажите, что звук [с] согласный. (При его произнесении язык и зубы образуют преграду выдыхаемому воздуху: слышен шум.) Можно ли звук [т] считать гласным? (Нет, это согласный звук.)

Составление предложения по рисунку.

Дети рассматривают правый сюжетный рисунок (с. 16—17), отвечают на вопросы: где были гуси? Куда они бегут? Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

Закрепление представления о гласных звуках.

По рисункам (с. 16—17) дети выделяют в словах начальный звук и доказывают, что он гласный (осы, гласный звук [о]; ива, гласный звук [и]). Учащиеся рассматривают схемы под этими рисунками и объясняют, почему первая клеточка должна быть закрашена в красный цвет.

Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Продолжается анализ слова ива. Дети протяжно произносят второй слог ва и отвечают на вопросы: сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.) Какой гласный? (Звук [a].)

Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так 3 .

При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.

Так же анализируется второй слог слова осы.

Нахождение слияний согласного звука с гласным в словах.

Анализируется слово куры: 1) дети называют изображенный предмет, 2) устанавливают количество слогов в произнесенном слове, 3) протяжно произнося каждый слог, определяют, что в нем два звука, которые образовали слияние согласного с гласным, 4) смотрят, как это показано на схеме, которую вычерчивает на доске учитель, 5) произносят слово, ведя указкой под схемой, 6) выставляют на индивидуальном наборном полотне две карточки со схемами слияний, 7) произносят слово целиком с ударением на первом слоге.

Так же разбирается слово гуси. Дети объясняют, почему к словам куры и гуси даны одинаковые схемы (оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог).

Затем проводится слого-звуковой разбор слова голуби с опорой на схему. Дети сравнивают схему этого слова со схемами предыдущих слов, указывая их сходство и различие (в слове голуби все слоги — слияния, как и в словах куры и гуси, но этих слогов не два, а три).

Проводится игра «Кто больше?». На общеклассном наборном полотне выставляется карточка со схемой , нужно назвать как можно больше имен, состоящих из двух слогов-слияний (Вася, Маша, Ваня, Дима, Катя, Петя, Лена, Люба, Вова, Толя, Витя, Нина и др.).

Выставляется другая схема . Подбираются имена, соответствующие этой схеме (Наташа, Марина, Тамара, Никита, Сережа, Володя, Катюша и др.).

Урок по теме
«Повторение и закрепление пройденного материала».

Составление рассказа по сюжетному рисунку.

Дети рассматривают рисунки (с. 26—27) и определяют, к какому произведению, знакомому детям, каждый из них относится: «Айболит», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк», составляют рассказы по рисункам.

Выделение предложений из текста.

Опираясь на схемы, учащиеся выбирают из своих рассказов предложения из двух, трех, четырех слов. (Звери заболели. Они пришли лечиться. Айболит лечит. Лиса схватилась за живот. Звери ждут своей очереди. Аленушке жалко своего братца.)

Повторение сведений о слиянии согласного звука с гласным.

Проводится игра «Какое слово задумано?». На наборном полотне выставлена схема . Учитель предлагает отгадать по этой схеме, какое слово он задумал.

— Это название цветов, — говорит он. (Слова-отгадки: розы, маки.) — Еще одно слово — название посуды для цветов. (Ответ: ваза.)

Знакомство со слогами, состоящими из слияния двух звуков: гласного и согласного.

Возвращаемся к с. 10 и 18 «Русской азбуки». Предлагаем найти изображение одного и того же животного (кошка или кот).

— Правильный ответ, — скажет учитель, — поможет найти эта схема. (Чертит ее на доске.) Анализируется слово кот.

— Сколько слогов в слове кот? Произнесите. Какое слияние вы слышите? А каким звуком заканчивается слово кот? (Звуком [т].) Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.) Почему? (Потому, что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.)

Значит, в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука, согласный и гласный, слились, образовав слияние; третий звук, согласный, находится за пределами слияния. Произнесите только слияние. Произнесите все слово целиком. (Кот.) Посмотрите, как слово кот обозначено схемой:

Такая же работа проводится над словом мяч.

Занятие внеклассным чтением.

Урок по теме «Слияние согласного звука с гласным»
(закрепление).

Составление рассказа.

По сюжетному рисунку (с. 20) дети составляют рассказ на тему «Как дети помогли папе убирать комнату». По аналогии учащиеся рассказывают, как они помогают дома по хозяйству.

Ученики составляют предложения в соответствии со схемой:

Например: Папа чистит ковер. Дети помогают папе.

Слого-звуковой анализ слов.

Работа проводится по предметным рисункам на с. 20. Учитель чертит на доске схемы слов шкаф, стол. Устанавливается, что в слове шкаф один слог, так как один гласный звук. Всего в этом слове четыре звука. В середине слова слышится слияние двух звуков [ка]. Это обозначено на схеме картинками.

В процессе слого-звукового анализа слова стол выясняется, что в нем четыре звука: согласный [с], слияние двух звуков — [то] и еще один звук [л]; в слове стол один слог, так как один гласный звук, что и показано на схеме красным цветом.

Дети доказывают, что эта же схема соответствует и слову стул. Таким образом, ученики убеждаются, что одна и та же схема относится к трем разным словам, так как каждое из них состоит из согласного, слияния и еще одного согласного звука.

Соотнесение слов и схем.

Упражнение проводится в игровой форме. На доске прикрепляются фигурки кошки, лисы или веселых человечков — Буратино и Незнайки. Учитель говорит:

— Кто-то из них перемешал схемы слов и рисунки. Кто поможет справиться с заданием — подобрать к каждому слову нужную схему?

Рассматриваются рисунки на с. 21 (внизу) или на наборном полотне вперемежку располагаются рисунки (шар, розы, кукла) и схемы к ним.

Проводится слого-звуковой анализ каждого слова по рисункам. Рисунки и схемы располагаются попарно (слева — рисунок с изображением предмета, справа — схема).

Правильность выполнения упражнения проверяется коллективно.

Урок по теме «Гласный звук [а], буква А, а»

Учитель спрашивает, на какие группы можно разделить все звуки. (Гласные и согласные.) Затем по рисунку на с. 18 и 19 (внизу) учитель просит назвать слова, которые оканчиваются на согласный звук (стол, стул, воск, жбан, горшок, кот, мяч, ухват, кровать), потом слова с гласным звуком на конце (шары, розы, мишка, ваза, часы, лавка, скамейка, коза, подушка). Повторяются признаки гласного звука.

Выделение звука [а].

Опираясь на схему, которую учитель заранее нарисовал на доске, дети выполняют слого-звуковой анализ слова астра. На схеме этого слова обозначено, что в нем два слога. Рассматривая рисунок на с. 25, дети произносят слово и убеждаются, что в нем действительно два слога: первый ас и второй тра. Первый слог является ударным.

Первый слог состоит из двух звуков: гласного и следующего за ним согласного. (Внимание детей обращается на то, что это не слияние, так как гласный предшествует согласному.)

Произносим первый слог, подтверждая тем самым правильность схематического его обозначения двумя квадратами. То же самое делаем по отношению ко второму слогу. Он состоит из трех звуков: согласного и слияния согласного с гласным.

Вновь произносится хором исходное слово, затем первый его слог.

— Каким звуком начинается первый слог? Вслушаемся, как он произносится: [а]. Какой он — гласный или согласный? (Гласный.) Почему? (При произнесении звука [а] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград. Образует слог. Особенность его произнесения — рот широко открыт.) Так же анализируется второй слог.

Здесь уместно привести положение, выдвинутое выдающимся русским лингвистом и методистом Е. Д. Поливановым: «Обучая учащихся произношению русских безударных гласных, необходимо всячески использовать графический момент: каждое слово (в котором можно ожидать смешение гласных звуков) должно быть преподнесено аудитории не только в виде слухового впечатления, но, наоборот, главным образом в орфографической своей форме, чтобы и зрительные, и моторные (при написании) навыки поддерживали и облегчали выработку правильного акустического распознавания русских звуков. Использование орфографии в помощь акустическому (и произносительным) упражнению является, таким образом, обязательной и вместе с тем и нелегкой задачей для преподавателя» ( Поливанов Е. Д. Опыт частной методики преподавания русского языка. — 3-е изд. — Ташкент, 1967. — Ч. I. — С. 97). Реализация этого положения особенно значима при введении двух типов чтения — «орфографического» и «орфоэпического», о чем подробнее ниже.

Распознавание звука [а].

Учитель называет ряд слов, в которых имеется или отсутствует изучаемый звук, а дети хлопками сигнализируют о его наличии в слове (тюльпан, василек, флоксы, кактус, фикус, астра).

Указывается место звука в слове (в начале, середине или на конце).

Знакомство с буквами А, а.

— Гласный звук можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква а. Посмотрите на верх страницы. Там, в рамочке, напечатаны буквы. Одна заглавная, большая. Учитель просит каждого ученика обратиться к тексту (с. 24—25), который помещен внизу (для умеющих читать). И всем найти в словах буквы а или А и подчеркнуть их снизу черточкой. Некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей пишутся с заглавной буквы. Постепенно вы узнаете, когда то или другое слово надо писать с заглавной, большой буквы. А другая буква строчная, маленькая.

Дети находят букву в классной кассе букв и слогов и в индивидуальных кассах. Для лучшего запоминания начертания букв А, а ученики внимательно рассматривают их, выделяют части, складывают заглавную букву из счетных палочек, находят сходство ее с шалашом, крышей домика и т. п.

— Вспомните, каким цветом на схемах обозначаются гласные звуки. (Красным цветом.) Поэтому и гласные буквы помещены в прямоугольнике красного цвета.

Рассказ по рисунку.

По сюжетному рисунку (с. 25) составляется рассказ о Буратино, которого Мальвина учит писать. Содержание рассказа дополняется ответами на вопросы: какую букву показывает Буратино пудель Артемон? Какая птица нарисована рядом с Мальвиной? Какие цветы растут на клумбе?

Анализ предложения но схеме.

Из составленного рассказа выделяется предложение, состоящее из трех слов, например: Буратино учится писать. Это предложение соотносится со схемой, которую учитель чертит на доске.

Какое слово первое? второе? третье?

Обучение чтению слов с буквой а.

— Давайте узнаем, как зовут девочку, которая держит в руке книгу. В этом нам поможет одна схема, которую я нарисовал на доске, — говорит учитель. — А вот еще одна схема имени другой девочки (открывается схема):

Схема подсказывает, что имя девочки должно состоять из трех звуков. Первый звук один образует слог. Он находится под ударением. А что это за звук, вы узнаете, прочитав букву, которую я подставлю под первый квадратик схемы. Какая это буква? (Буква А.) Какая она: заглавная или строчная? Значит, с какого звука начинается имя девочки? (Со звука [а].) Посмотрите на второй слог. Это слияние. Каким же может быть имя девочки? (Аня, Аля или Ася.)

Урок по теме «Звук [а], буквы А, а (закрепление)».

Дети, отвечая на вопросы учителя, еще раз повторяют важные положения, которые усвоили на предшествующих уроках: на какие две группы делятся все звуки? Как можно определить, что звук является гласным? а согласным? Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? Из каких звуков состоит слияние?

На материале предметных рисунков, подобранных учителем и размещенных на доске (шар, кукла, кубик, мишка, машина, юла, пирамида), выполняются упражнения в определении на слух звука [а]: 1) ученики достают индивидуальные наборные полотна и буквы А, а; 2) учитель указывает на предметные рисунки, а учащиеся шепотом произносят слова — названия предметов, чтобы установить наличие или отсутствие в них гласного звука [а]; 3) если в слове есть звук [а], учащиеся ставят на наборное полотно букву а и поднимают карточку с этой буквой. Задание может быть усложнено: если в слове два звука [а], то ставят две карточки с буквой а.

Другие публикации:  Стоимость осаго на 249 лС

Соотнесение звука и буквы а.

Работа проходит по с. 6 «Русской азбуки» или по предметным рисункам и схемам, которые помещены на доске.

Рассматривается схема, устанавливается слого-звуковой состав каждого из четырех слов и делается вывод: буква а может быть употреблена в словах ландыш, мак, роза; буквы а нет в слове ирис, так как отсутствует звук [а].

Ученики выполняют следующее задание: достают из кассы букв и слогов букву а (3—4 штуки), кладут в соответствующие места под схемами на с. .

Рассказ по сюжетному рисунку.

Составляется рассказ по рисунку на с. 21. К какому произведению можно отнести изображение?

Дети вспоминают стихотворение К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Со слов учителя стихотворение заучивается наизусть.

Упражнение в чтении.

Рассматривается подпись под рисунком (с. 26—27). Дети вспоминают, что значит прочитать гласные буквы. (Их надо назвать.) Индивидуально и хором читают предложение А-а-а! Объясняют его смысл и находят нужную интонацию. (Айболит просит зверей открыть горло и произнести: «А-а-а!» )

По серии рисунков на с. 27 дети вспоминают содержание сказки «Лиса и волк» и рассказывают ее.

Знакомство с «лентой букв».

На с. 24—25 дети рассматривают букву а (вверху). Учитель говорит, что в пустых клеточках будут располагаться буквы, которые они узнают на последующих уроках. Чтобы овладеть письменной речью, надо будет узнать много букв.

Урок по теме «Звук [о], буквы О, о».

Учащиеся называют признаки, по которым гласные звуки отличаются от согласных.

Читают букву а на «ленте». В словах со звуком [а], встречающихся в сказке «Лиса и волк», указывают место этого звука (лиса, дедушка, рыбка, сани и др.).

Услышав звук [а] в произносимых учителем словах (лошадь, дуга, река, прорубь, шуба, хвост и др.), дети поднимают вверх сигнальные карточки с буквой а (или наборное полотно с выставленной буквой а).

Слого-звуковой анализ слова.

По предметному рисунку (с. 30, вверху) и с опорой на схему слова , которая заранее нарисована на доске, выделяется гласный звук [о]. При работе над словом окуни необходимо обратить внимание детей на точное произнесение этого слова: окуни, а не «окони».

— Как узнали, что это окуни? — спрашивает учитель. (На туловище поперечные полосы.)

Слово окуни делится на слоги, находится ударный слог. По схеме характеризуется каждый слог (в первом слоге только один гласный звук; второй слог — слияние; третий — тоже слияние).

Хором произносится первый слог.

— Вслушаемся, как произносится этот звук: [о]. Какой он: гласный или согласный? (Гласный.) Почему? (При произнесении звука [о] выдыхаемый воздух во рту не встречает преград. Особенность звука [о]: при его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются.)

Распознавание на слух звука [о].

Ученикам предлагается самостоятельно назвать слова, где они слышат звук [о]: в начале, середине или на конце слова.

Знакомство с буквами О, о.

Гласный звук [о] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква о. Дети находят букву о в верхнем правом углу с. 29 и отвечают на вопросы:

— Почему изображены две буквы О, о — большая и маленькая? Когда они употребляются?

Ученики находят буквы О, о в кассе букв и слогов (общеклассной и индивидуальной), ставят их на наборное полотно. В тексте на с. 28—29 дети находят слова с буквой О и подчеркивают их.

На с. 30 дети должны найти предметы, в названии которых имеется звук [о], а также предметы, на которые похожа буква о (баранка, колесо, обруч, тарелка). Сравнивают буквы о и а. Замечают, что заглавная и строчная буквы О, о очень похожи между собой и отличаются только величиной.

Рассказ по рисунку.

Составляется рассказ по рисунку (с. 30) о Чебурашке и крокодиле Гене.

Одно из предложений, например Чебурашка жалеет крокодила Гену, берется для анализа и обозначения слов схемами:

Схему, полоску за полоской, записывают на доске четыре ученика, одновременно произнося выделяемое слово.

Упражнение в чтении гласной буквы о.

Учитель чертит на доске схему слова и располагает под красным квадратиком заглавную букву О.

— Эта схема слова — имя девочки. Кто догадался, как зовут девочку? (Оля.) Объясните, как вы догадались.

Учитель подводит детей к ответу: «Мы прочитали первый слог по гласной букве О и добавили еще слог — слияние ля».

Урок по теме «Повторение и закрепление пройденного материала».

Дети вспоминают, что слова делятся на слоги (в слове столько слогов, сколько гласных), что один из слогов является ударным, что звуки бывают гласными и согласными, называют их отличительные признаки.

Проводится упражнение в распознавании звука [о] в словах (учитель называет слова, а ученики, услышав звук [о], поднимают карточку с буквой о, заглавной или строчной): осы, жук, сом, карась, Оля.

Упражнение в соотнесении звука и буквы о.

Проводится игра «Кто точнее обозначит звуки [о] и [а] нужной буквой». Рассмотрев рисунки и схемы на с. 30, дети должны добавить букву о к схемам слов окунь и сом. К схеме слова щука буква о не нужна: отсутствует звук [о].

Затем ученики выполняют логическое упражнение: называют признаки рыб, по которым их можно отличать от других животных.

Составление по рисунку на с. 31 рассказа на тему «Сказка о девочке Маше и медведе». Осмысливая содержание рассказа, дети устанавливают, что в рассказе четыре части, что рисунки даны к заключительной части сказки. Предлагается озаглавить каждый эпизод. Учитель подсказывает, что с заданием легче справиться с помощью схем под рисунком. Примерные ответы: 1) Маша попросила посадить ее в лукошко. 2) Медведь принес ее к дому. 3) Собаки прогнали медведя. Медведь убежал. 4) Маша свободна. Снова дома. В последнем случае вычерчивается схема предложения из двух слов:

Упражнение в чтении.

Учащиеся читают начало слов под двумя схемами в соответствии с содержанием составленных предложений-заголовков, пользуясь правилом: «Видишь гласную — называй ее».

Внимание учеников обращается на то, что на схемах гласные звуки обозначены красным цветом. Затем рассматривают подпись под третьей картинкой, вспоминают, что значит прочитать гласные буквы (надо их назвать). После этого индивидуально и хором дети читают предложение.

Занятие внеклассным чтением.

Урок по теме «Звук [и], буквы И, и».

Сведения о гласных и согласных звуках повторяются, как и на предыдущих уроках, в игровой форме.

По «ленте букв» (с. 31) прочитываются изученные буквы. Проводится игра «Поставь буквы правильно». На наборном полотне выставляются карточки с буквами таким образом:

К доске вызывается ученик, чтобы поставить буквы правильно.

Учитель называет несколько слов со звуками [а] и [о], ученики с помощью сигнальных карточек с буквами а и о демонстрируют результат проведенного самостоятельно звукового анализа слов.

К рисункам, расположенным на доске, учащиеся подставляют буквы а и о, анализируя вслух слова — названия предметов: стол, стул, рама, мел.

Выделение гласного звука [и].

Рассматривается рисунок с изображением иголки (с. 32—33) . Дети рассказывают, для чего нужна иголка.

Учитель сообщает: «Шить, резать, пилить, рубить — работа. Иголка — вещь для работы, для труда. Такие вещи называют «инструментами». Слово инструменты учащиеся проговаривают несколько раз. Затем они произносят слово иголка и с помощью схемы , которая заблаговременно начерчена на доске, проводят слого-звуковой анализ этого слова. (В слове иголка три слога. Второй слог ударный. В первом слоге один звук — [и], во втором слоге слияние и согласный звук — [гол], в третьем — слияние согласного с гласным — [ка]. Еще раз произносится первый слог, устанавливается, что он равен одному звуку [и], этот звук гласный, на схеме он обозначен красным цветом. Особенность произнесения гласного звука [и] — рот открыт не широко, губы растянуты.

Распознавание и произнесение звука [и].

Учитель называет несколько слов (игрушка, инструмент, пилка, клещи, рубанок, напильник), ученики хлопками сигнализируют, имеется или отсутствует звук [и] в называемом слове, определяют его место в слове — в начале, середине, на конце.

Знакомство с буквами И, и.

На с. 33 ученики находят буквы И, и, объясняют, почему их две, определяют место буквы и в кассе букв и слогов, ставят букву и на наборное полотно рядом с ранее изученными гласными.

Устанавливается, что заглавная и строчная буквы И, и похожи между собой. Привлеките внимание к старинному изображению буквы И в рукописных книгах, в летописях (с. 33).

Дети выкладывают букву и из трех счетных палочек. Обращается внимание на положение среднего элемента буквы — слева вверх направо.

Прямоугольник с буквами И, и красного цвета, потому что это буквы гласного звука.

В стихотворении «Ивы» дети подчеркивают букву и.

Рассказ по рисунку.

Проводится беседа по сюжетному рисунку на с. 32—33. Содержание рисунка дает возможность вспомнить сказку «Иван-царевич» (или «Царевна-лягушка»).

Выслушивается несколько рассказов учащихся.

Развитие речи учащихся.

По с. 34 выполняется задание: распространить предложения. Дети составляют предложение из двух слов (Две иголки; сосновые иголки), затем из трех (Иголки на ветке; иголки у ежа) и, наконец, пытаются составить предложение из четырех слов (Ежик весь покрыт иголками). Если упражнение вызовет интерес, можно предложить распространить предложение дальше, например: Иголки защищают ежика от врагов.

Упражнение в чтении.

Учащиеся получают задание — догадаться, названию какого дерева соответствует схема.

Понятие о многозначности слова.

Рассматривая предметные рисунки на с. 34 (вверху), дети убеждаются, что слово иголки можно употребить по-разному: иголки для шитья, иголки — колючки у ежика, иголки на ветке елки.

Урок по теме «Звук [и], буквы И, и (закрепление)».

Проводится упражнение в распознавании на слух изученных гласных звуков [а], [о], [и]. Ученики должны выставить на наборное полотно те буквы, которые обозначают гласные звуки в произнесенных учителем словах. Один из учеников выполняет эту работу на общеклассном наборном полотне. Например: окунь — о; окуни — о, и; иголка — и, о, а; иголки — и, о, и.

Проверяется, правильно ли в тексте подчеркнуты буквы и.

На наборном полотне вперемежку располагаются заглавные и строчные буквы (И, о, О, а, и, А). Задание — расположить отдельно строчные, отдельно заглавные буквы.

Рассказ по рисунку.

Ученики составляют рассказ по рисунку на с. 35 к сказке «Лиса и журавль».

Упражнение в чтении.

Детям объясняется, что они будут учиться читать предложение из нескольких слов. Но так как они знают еще не все буквы, некоторые слова заменены рисунками.

На доске размещаются рисунки, на которых изображены шарф и шапка. Между рисунками написана буква и. После второго рисунка ставится точка. Учитель сообщает, что дети будут читать это предложение. Учащиеся рассматривают пару предметных рисунков и замечают между ними букву и. Учитель поясняет, что при «чтении» надо называть слова по рисунку. Дети читают: «Шарф и шапка».

Затем упражнение в чтении продолжается на аналогичном материале в «Русской азбуке» (с. 34). Дети вписывают нужную букву.

Особое внимание привлекается к маленькому слову и. Учитель спрашивает, почему на конце предложения стоит точка. Делается вывод, как читается гласная буква (ее нужно назвать).

Упражнение в соотнесении буквы и со звуком [и]. Проводится в форме игры «Кто правильнее» (с. 34): называется предмет и устанавливается, слышится ли в этом слове звук [и], поднимается карточка с буквой и.

Два-три ученика повторно рассказывают сказку по рисункам на с. 35, вносят уточнения и дополнения. Ученикам предлагается назвать встретившиеся при рассказывании сказки слова со звуком [и]. Учитель спрашивает, запомнили ли дети название сказки, слышат ли они в нем маленькое слово («Лиса и журавль»).

Ученики показывают карточки со строчной буквой и.

Чтение по «ленте букв». Ученики рассматривают буквы, расположенные на «ленте букв» (с. 42—43). Узнают все три изученные буквы и выставляют их на наборном полотне.

Урок по теме «Звук [ы], буква ы».

На доске учитель чертит две схемы слов:

Учащиеся отгадывают загадку «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит», объясняют, о каких иголках идет речь. Дети отчетливо произносят слово иголки и отвечают на вопрос, какая из начерченных на доске схем подходит к слову иголки. В заключение под схемой слова иголки помещаются две буквы и — в начале и в конце. Вторая схема стирается.

Проводится игра «Полубуковка»: на наборном полотне размещены буквы а, о, и, нижняя часть которых прикрыта полосками бумаги. Дети должны узнать всю букву по верхней части. Учитель проходит по классу и, наклоняясь к детям, выслушивает ответ каждого ученика, сообщаемый шепотом.

В заключение буквы открываются целиком и прочитываются вновь.

Выделение гласного звука [ы].

Назвав изображенные на с. 36—37 вверху предметы, учащиеся устанавливают сходство и различие слов: колбаса, колбасы, сыр, сыры, краны, часы. Затем учитель на доске рисует мелом один шар, а рядом 2—3 шара и просит назвать эти предметы и найти сходство и различие в словах шар и шары.

В этом им помогают две схемы

,

начерченные учителем на доске. Чтобы выделить звук [ы] протяжно, произносится слияние ры. После анализа его произнесения делается вывод, что это гласный звук.

Распознавание на слух звука [ы].

Учитель называет слова рыбка, прыгалка, кубик, буквы, а ученики, услышав звук [ы], хлопают в ладоши.

Знакомство с буквой ы.

Дети знакомятся с буквой ы, при этом обращается внимание на то, что заглавная буква ы в русских словах не употребляется. Рассматривается старинное отображение буквы ы (с. 37). Букву ы располагают на наборном полотне. Ученикам предлагается найти и подчеркнуть буквы ы в тексте на с. 36—37.

Составление предложений, объединенных одной темой.

По сюжетному рисунку (с. 36—37) учащиеся составляют предложения так, чтобы они соответствовали схемам под рисунком, например: Мыши ели сыр. Это предложение можно попытаться распространить: Много мышей ели сыр. Предлагается назвать слова, в которых слышится звук [ы]: мыши, сыр. Делается вывод, что гласный звук [ы] без согласного не употребляется, он встречается только в слиянии.

Соотнесение буквы ы со звуком [ы].

Учащиеся помещают букву ы под рисунок «куклы», поскольку в конце этого слова слышится звук [ы] (с. 38).

Разграничение звуков (и букв) [ы], [и], ы, и.

Дети размещают буквы ы и и под рисунками: мишка, мышка, сыр (с. 38).

Урок по теме «Повторение и закрепление пройденного материала».

Впервые проводится упражнение «Словесное рисование»: ученики должны устно нарисовать свою картинку в «альбомах» (на с. 38) вместо знака вопроса. Подсказкой послужат гласные буквы а, о, и, обозначающие начальный звук слов, и ы — конечный звук. Возможный ответ: арбуз, осы, индюк, куры.

Следует так подбирать слова-картинки, чтобы они были объединены тематически и возникла общая картина. Например: аист, озеро, ива, рыбы.

По серии рисунков дети рассказывают сказку «Курочка Ряба» (с. 39).

Работа по «ленте букв».

Учащиеся «читают» все изученные гласные буквы по «ленте букв» (с. 39). Повторяют признаки и особенности произнесения всех изученных гласных звуков.

Занятие внеклассным чтением.

Урок по теме «Гласные звуки и буквы (обобщение)».

На наборном полотне выставляются карточки с буквами, расположенными так:

Нужно поставить буквы правильно.

Соотнесение буквы у со звуком [у].

Игра «Кто будет внимателен»: ученики помещают букву у под соответствующим рисунком (с. 42).

Рассказ по рисунку.

Рассматривается рисунок «Девочка в лесу» (с. 42). Учащиеся вспоминают, когда кричат в лесу «Ау!», и составляют, например, такой рассказ: «Дети были в лесу. Они собирали грибы. Оля заблудилась. Она стала кричать: «Ау!»

Упражнение в чтении.

Слово ау анализируется с помощью схемы.

Примерный ход анализа: «1) в слове ау два слога, каждый из них равен гласному звуку; второй слог ударный; 2) первый звук в слове ау — гласный [а], под квадратиком помещена буква а. Читаем начало этого слова: [а]; 3) второй звук в слове ау — [у]. Под вторым квадратиком — буква у. Теперь мы можем прочитать все слово: ау».

Объясняется, почему клеточки в схемах обозначены красным цветом. Делается вывод: «В слове ау два гласных звука, так как в нем два слога; в слове ау две гласные буквы; чтобы прочитать слово ау, надо подряд (слева направо) назвать одну букву за другой».

Дети вспоминают роль особого знака — восклицательного и пытаются прочитать слова, данные внизу, громко, выражая чувство тревоги.

Повторение изученных гласных букв.

Упражнение выполняется в игровой форме: вместе с Буратино (с. 43) надо взять определенную гласную букву и положить ее рядом с одним из рисунков так, чтобы буква соответствовала звуку.

1 Итоги урока и обобщение изученного проводятся по усмотрению учителя.
2 Здесь и далее буквами в квадратных скобках обозначены звуки. Транскрипция слов и их элементов, используемая в данном пособии, дается для учителя. Дети с транскрипцией не знакомятся.
3 Цвет будет обозначаться так: