Блог

Требования к железнодорожным цистернам

Оглавление:

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Требования безопасности к специализированным железнодорожным цистернам
Опасные факторы производственной среды. Профилактика травматизма

Цистерна — передвижной сосуд, постоянно установленный на раме железнодорожного вагона, шасси автомобиля (прицепа) или на других средствах передвижения, предназначенный для транспортирования и хранения газообразных, жидких и других веществ. Штуцер — элемент, предназначенный для присоединения к сосуду трубопроводов, трубопроводной арматуры, контрольно-измерительных приборов.

Специализированные железнодорожные цистерны можно заполнять только той жидкостью или тем газом, для перевозки и хранения которого они предназначены. Для безопасного обслуживания и ремонта железнодорожных цистерн в верхней их части, около люка, обеспечивающего доступ во внутреннюю их полость, должен быть устроен помост с металлическими лестницами по обе стороны цистерны, снабженными поручнями. Цистерны должны быть оснащены: вентилями с сифонными трубками для слива и налива груза; вентилем для выпуска паров из верхней части цистерны; пружинным предохранительным клапаном; штуцером для подсоединения манометра; указателем уровня жидкости.

Каждый наливной и спускной вентиль цистерны для сжиженного газа должен быть снабжен заглушкой, позволяющей герметично закрывать отверстия штуцера. После наполнения цистерн газом на боковые штуцеры вентилей должны быть установлены заглушки, а арматура цистерн должна быть закрыта предохранительным колпаком, который, в свою очередь, должен быть опломбирован.

Требования к железнодорожным цистернам

Хостинг сайта временно приостановлен

Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.

В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки. Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

9. Дополнительные требования к цистернам и бочкам для перевозки сжиженных газов

9.1. Общие требования

9.1.1. Железнодорожные цистерны должны быть рассчитаны в соответствии с нормами, согласованными в установленном порядке.

9.1.2. Цистерны и бочки для сжиженных газов, за исключением криогенных жидкостей, должны быть рассчитаны на давление, которое может возникнуть в них при температуре 50 град. С.

Цистерны для сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей должны быть рассчитаны на давление, при котором должно производиться их опорожнение.

Расчет цистерн должен быть выполнен с учетом напряжений, вызванных динамической нагрузкой при их транспортировке.

9.1.3. Цистерны, наполняемые жидким аммиаком температурой, не превышающей в момент окончания наполнения -25 град. С, могут иметь термоизоляцию или теневую защиту.

Термоизоляционный кожух цистерны для криогенных жидкостей должен быть снабжен разрывной мембраной.

9.1.4. У железнодорожной цистерны в верхней ее части должны быть устроены люк диаметром не менее 450 мм и помост около люка с металлическими лестницами по обе стороны цистерны, снабженными поручнями.

На железнодорожных цистернах для сжиженного кислорода, азота и других криогенных жидкостей устройство помоста около люка необязательно.

9.1.5. У каждой автоцистерны должен быть устроен люк овальной формы размером по осям не менее 400 x 450 мм или круглый люк диаметром не менее 450 мм. Для автоцистерны вместимостью до 3000 л люк овальной формы разрешается выполнять размером по осям не менее 300 x 400 мм, а круглой формы — диаметром не менее 400 мм.

У цистерн вместимостью до 1000 л допускается устройство смотровых люков овальной формы размером меньшей оси не менее 80 мм или круглой формы диаметром не менее 80 мм.

9.1.6. На цистернах и бочках изготовитель должен наносить клеймением следующие паспортные данные:

наименование изготовителя или его товарный знак;

номер цистерны (бочки);

год изготовления и дату освидетельствования;

вместимость (для цистерн — в м3; для бочек — в л);

массу цистерны в порожнем состоянии без ходовой части (т) и массу бочки (кг);

величину рабочего и пробного давления;

клеймо ОТК изготовителя;

дату проведенного и очередного освидетельствования.

На цистернах клейма должны наноситься по окружности фланца для люка, а на бочках — на днищах, где располагается арматура.

9.1.7. Для бочек с толщиной стенки до 6 мм включительно паспортные данные могут быть нанесены на металлической пластинке, припаянной или приваренной к днищу в месте, где располагается арматура.

На цистернах с изоляцией на основе вакуума все клейма, относящиеся к сосуду, должны быть нанесены также на фланце горловины люка вакуумной оболочки, причем масса цистерны указывается с учетом массы изоляции с оболочкой.

9.1.8. На цистернах и бочках, предназначенных для перевозки сжиженных газов, вызывающих коррозию, места клеймения после нанесения паспортных данных должны быть покрыты антикоррозионным бесцветным лаком.

9.1.9. На рамах цистерн должна быть прикреплена металлическая табличка с паспортными данными:

наименованием изготовителя или товарным знаком;

массой цистерны с ходовой частью в порожнем состоянии (т);

регистрационным номером цистерны (выбивается владельцем цистерны после ее регистрации в органе Госгортехнадзора России);

датой очередного освидетельствования.

9.1.10. Окраска цистерн и бочек, а также нанесение полос и надписей на них должны производиться в соответствии с государственными стандартами, техническими условиями на изготовление для новых цистерн и бочек изготовителем, а для цистерн и бочек, находящихся в эксплуатации, — наполнителем.

Окраска железнодорожных пропан-бутановых и пентановых цистерн, находящихся в эксплуатации, и нанесение полос и надписей на них производятся владельцем цистерн.

9.1.11. Цистерны должны быть оснащены:

вентилями с сифонными трубками для слива и налива среды;

вентилем для выпуска паров из верхней части цистерны;

пружинным предохранительным клапаном;

штуцером для подсоединения манометра;

указателем уровня жидкости.

9.1.12. Предохранительный клапан, установленный на цистерне, должен сообщаться с газовой фазой цистерны и иметь колпак с отверстиями для выпуска газа в случае открытия клапана. Площадь отверстий в колпаке должна быть не менее полуторной площади рабочего сечения предохранительного клапана.

9.1.13. Каждый наливной и спускной вентиль цистерны и бочки для сжиженного газа должен быть снабжен заглушкой.

9.1.14. На каждой бочке, кроме бочек для хлора и фосгена, должен быть установлен на одном из днищ вентиль для наполнения и слива среды. При установке вентиля на вогнутом днище бочки он должен закрываться колпаком, а при установке на выпуклом днище кроме колпака обязательно устройство обхватной ленты (юбки).

У бочек для хлора и фосгена должны быть наливной и сливной вентили, снабженные сифонами.

9.1.15. Боковые штуцера вентилей для слива и налива горючих газов должны иметь левую резьбу.

9.1.16. Цистерны, предназначенные для перевозки взрывоопасных горючих веществ, вредных веществ 1-го и 2-го классов опасности по ГОСТ 12.1.007-76, должны иметь на сифонных трубках для слива скоростной клапан, исключающий выход газа при разрыве трубопровода.

9.1.17. Пропускная способность предохранительных клапанов, устанавливаемых на цистернах для сжиженного кислорода, азота и других криогенных жидкостей, должна определяться по сумме расчетной испаряемости жидкостей и максимальной производительности устройства для создания давления в цистерне при ее опорожнении.

Под расчетной испаряемостью принимается количество жидкого кислорода, азота (криогенной жидкости) в килограммах, которое может испаряться в течение часа под действием тепла, получаемого цистерной из окружающей среды при температуре наружного воздуха 50 град. С.

Под максимальной производительностью устройства для создания давления в цистерне при ее опорожнении принимается количество газа в килограммах, которое может быть введено в цистерну в течение часа при работе с полной нагрузкой испарителя или другого источника давления.

9.1.18. Организации, осуществляющие наполнение, и наполнительные станции обязаны вести журнал наполнения по установленной администрацией форме, в котором, в частности, должны быть указаны:

наименование изготовителя цистерны и бочек;

заводской и регистрационный номера для цистерн и заводской номер для бочек;

подпись лица, производившего наполнение.

При наполнении наполнительной станцией цистерн и бочек различными газами администрация должна вести по каждому газу отдельный журнал наполнения.

9.1.19. Цистерны и бочки можно заполнять только тем газом, для перевозки и хранения которого они предназначены.

9.1.20. Перед наполнением цистерн и бочек газами ответственным лицом, назначенным администрацией, должен быть произведен тщательный осмотр наружной поверхности, проверены исправность и герметичность арматуры, наличие остаточного давления и соответствие имеющегося в них газа назначению цистерны или бочки. Результаты осмотра цистерн и бочек и заключение о возможности их наполнения должны быть записаны в журнал.

Другие публикации:  Неустойка по алиментам судебная практика 2019

9.1.21. Запрещается наполнять газом неисправные цистерны или бочки, а также если:

истек срок назначенного освидетельствования;

отсутствуют или неисправны арматура и контрольно-измерительные приборы;

отсутствует надлежащая окраска или надписи;

в цистернах или бочках находится не тот газ, для которого они предназначены.

Потребитель, опорожняя цистерны, бочки, обязан оставлять в них избыточное давление газа не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).

Для сжиженных газов, упругость паров которых в зимнее время может быть ниже 0,05 МПа (0,5 кгс/см2), остаточное давление устанавливается производственной инструкцией организации, осуществляющей наполнение.

9.1.22. Наполнение и опорожнение цистерн и бочек газами должны производиться по инструкции, составленной и утвержденной в установленном порядке.

Наполнение цистерн и бочек сжиженными газами должно соответствовать нормам, указанным в табл. 16.

Железнодорожные цистерны

В железнодорожных перевозках немаловажную роль играют такие составляющие подвижного состава, как железнодорожные цистерны. Данный вид грузовой емкости имеет большое значение, поскольку в них осуществляется транспортировка всевозможных жидких грузов.

Эксплуатация железнодорожных цистерн

Как правило, под жидкими грузами в данном случае подразумеваются нефть и ее переработки, сжиженный газ или пропан, всевозможные химикаты, кислоты и щелочные составы, другие жидкости. Так же в цистернах могут транспортироваться такие продукты как молоко и молочная продукция, все виды жидких продуктов, патока, а так же не жидкие продукты, такие как мука и цемент.

Как видно из вышеперечисленных разновидностей грузов, железнодорожные цистерны могут иметь некоторые различия. Так они подразделяются на цистерны, у которых есть общие назначения, и на специализированные, которые осуществляют перевозки специальных грузов. Так же цистерны могут в своей конструкции иметь основу в виде рамы, либо могут быть выполнены без рамы. Существуют различия у цистерн и по количеству рабочих осей, так существуют цистерны, которые работают на четырех и на восьми осях. Емкость цистерн так же имеет разные размеры, и варьируется в пределах от шестидесяти тонн до ста двадцати пяти тонн.

Характеристики железнодорожных цистерн

Железнодорожная цистерна, которая осуществляет перевозку простых жидкостей, таких как вода, нефть, химические продукты и другие, не имеющие большого давления жидкости, именуется котлом. Если же перевозимая жидкость находится под давлением, то для ее перевозки используется так называемый вагон-цистерна, называющийся сосудом. Для того что бы предохранить цистерну от порчи и от появления на ее внутренних стенках таких реакций как окисление и от появления коррозийной пленки, цистерны обрабатываются изнутри специальным веществом, которое имеет защитную функцию. Либо данные вещества добавляются прямо в перевозимые жидкости, если это допускается.

Кузов данного вида вагонов имеет цилиндрическую форму, которая закрыта по бокам днищами, вид которых напоминает эллипс. Железнодорожные цистерны оснащаются специальными разгрузочно-погрузочными отверстиями, которые в зависимости от назначения и модели цистерны могут быть различного устройства. Как правило, цистерны, которые используют для перевозок специальных грузов, имею оснащение теплоизоляционными элементами, либо специальным греющим оборудованием, которое предназначается для поддержания нормальной температуры. К тому же цистерны непременно оснащаются таким оборудованием, которое отслеживает состояние перевозимой жидкости.

Железнодорожные цистерны — особенности

Если железнодорожная цистерна имеет больший, чем обычно диаметр, его необходимо упрочнить. Это делается посредством использования таких элементов, как кольца-шпангоуты. Данные элементы, в зависимости от ситуации могут быть установлены либо на поверхности емкости, либо у нее внутри. Железнодорожные цистерны имеют очень широкий диапазон объема, так в зависимости от перевозимых грузов, от модели самой цистерны объемы их могут варьироваться от пятнадцати кубометров до ста двадцати. Как правило, последние вид являются восьмиосными железнодорожными цистернами. Такие цистерны в основном используются для нефтепереработок светлого цвета.

Существует такой вид железнодорожных цистерн, который имеет особое предназначение и именуется узкоколейной цистерной. Объем данного вида емкости не обладает большими размерами и равен порядка двадцати кубических метров. Данный вид цистерн предназначен для транспортировки химикатов и нефтепродуктов по узкоколейной железной дороге. Все виды цистерн имеют в оснащении тормозные установки, которые могут функционировать от пневматических цилиндров.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция распространяется на предприятия, склады и другие пункты и службы, которые отгружают, получают и осуществляют транспортировку серной кислоты в железнодорожных цистернах.

1.2. Под термином «Серная кислота» подразумевается техническая серная кислота следующих видов: х)

а) ГОСТ 2184-77 с изменениями № 1 и № 2; контактная (улучшенная и техническая); башенная, регенерированная, олеум (улучшенный и технический);

б) ГОСТ 667-73 «Концентрированная аккумуляторная серная кислота».

х) В дальнейшем в тексте «Серная кислота»

1.3. В дополнение к настоящей «Инструкции» на каждом предприятии должны быть разработаны инструкции для каждого рабочего места сливо-наливных пунктов, в которых указан порядок действия при нормальной эксплуатации, необходимые меры для предупреждения и ликвидации возможных аварий, четко сформулированы права и обязанности работающего.

Эти инструкции разрабатываются в соответствии с технологическим регламентом каждого сливного и наливного пункта и действующими нормативными документами, утверждаются в установленном порядке.

К инструкциям прилагаются необходимые схемы с нанесением оборудования, трубопроводов, арматуры, приборов контроля.

1.3.1. Инструкции должны пересматриваться в сроки, установленные «Инструкцией о порядке разработки, согласования и утверждения ведомственных нормативных документов в Министерстве по производству минеральных удобрений» ВСН 08-06, утвержденной Минудобрений СССР 12.11.1986 года.

1.3.2. При изменении технологического процесса слива или налива цистерн или аппаратурного оформления до внедрения изменений должны быть внесены соответствующие коррективы в регламент и инструкции по рабочим местам.

1.3.3. Сроки приведения существующих сливо-наливных узлов в соответствии с требованиями настоящей инструкции определяются предприятием по согласованию с технической инспекцией ЦК профсоюза рабочих химической и нефтехимической промышленности.

1.4. Все работники, поступающие на работу, связанную со сливом или наливом кислоты, должны подвергаться медицинскому освидетельствованию, а затем периодическим осмотрам в соответствии с «Инструкцией по проведению обязательным, предварительных и периодических медицинских осмотров рабочих».

1.5. Обслуживающий персонал, осуществляющий операции по сливу и наливу серной кислоты, промывке, осмотру и ремонту цистерн обязан пройти теоретическое и производственное обучение на рабочем месте; инструктаж по технике безопасности, проверку знаний в соответствии с «Положением о порядке проведения инструктажа, обучения и проверки знаний по технике безопасности работающих на предприятиях, в организациях и учреждениях Министерства по производству минеральных удобрений, утвержденного приказом Минудобрений СССР от 03.09.84 года № 472.

1.6. Работники, показавшие на очередной проверке неудовлетворительные знания, могут быть оставлены в занимаемой должности руководителем предприятия на срок не более трех месяцев, в течение которого они должны повторно пройти проверку знаний в экзаменационной комиссии.

1.7. Предприятия-получатели цистерн с серной кислотой несут ответственность за неправильную эксплуатацию цистерн, находящихся на их территории, за неполноту слива и несвоевременный возврат цистерн, за неукомплектованность и неисправное состояние их при возврате на железнодорожную станцию приписки.

1.8. Должностные лица предприятий, осуществляющих налив железнодорожных цистерн серной кислотой, а также слив их, виновные в нарушении настоящей «Инструкции» несут личную ответственность независимо от того, привело или не привело это нарушение к аварии или несчастному случаю.

Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных нарушать «Инструкцию», самовольное возобновление работ, остановленных органами Госгортехнадзора СССР или Технической инспекцией труда, а также непринятие этими лицами мер по устранению нарушений, которые допускаются в их присутствии подчиненными или должностными лицами или рабочими, являются грубейшими нарушениями «Инструкций».

1.9. Виновные в нарушении требований настоящей «Инструкции», в зависимости от степени вины могут привлекаться к:

— уголовной ответственности в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

Постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований «Инструкции» возлагается на администрацию.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ЦИСТЕРНАМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ

2.1. «Серная кислота» по степени воздействия на организм человека в соответствии с СН 245-71 относится к веществам высокоопасным — 2-му классу опасности.

2.2. Серная кислота перевозится в специальных цистернах моделей 15-1548, 15-1424, 15-1401, 15-1402 (отраслевой каталог «Вагоны СССР», 1984 г.).

В порядке исключения по согласованию Министерства путей сообщения СССР и Минудобрений СССР допускается перевозка серной кислоты в цистернах других моделей.

2.3. Перевозка осуществляется в цистернах МПС, а также в цистернах, принадлежащих грузоотправителям и грузополучателям, или находящихся у них в арендном пользовании. Собственные и арендованные цистерны должны быть приписаны к станции отправления или назначения.

2.4. Цистерны для перевозки серной кислоты должны иметь отличительную окраску и трафареты.

2.5. Цистерны, принадлежащие предприятиям, допускаются к обращению по железнодорожным путям, входящим в общую сеть железных дорог СССР, в установленном порядке («Инструкция о порядке курсирования вагонов по железной дороге Союза ССР» ЦД-2436 от 26 апреля 1966 года).

2.6. При приписке к станции налива кислотных цистерн работниками дороги совместно с представителем предприятия налива составляется акт в трех экземплярах с точным описанием состояния цистерн на момент приписки, указанием основных размеров и перечислением имеющихся съемных частей.

Другие публикации:  Требования к производству смр

Подлинный акт хранится в делах станции приписки, второй экземпляр — у начальника вагонного депо, третий — у предприятия приписки цистерн.

3. ПОДГОТОВКА ЦИСТЕРН К НАЛИВУ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ

3.1. Перед подачей цистерн для налива персоналом железнодорожной станции, обслуживающим предприятие-наполнитель, проверяется исправность ходовой части, крепления котла к ходовой части.

На предприятии-наполнителе перед наливом производится осмотр цистерн, проверяется состояние покраски и наличие трафаретов.

Обнаруженные дефекты устраняются персоналом предприятия-наполнителя, после чего производится дополнительный осмотр.

Результаты осмотра записываются в специальную книгу. Одновременно составляется заключение о годности цистерн для наполнения серной кислотой, которое передается на склад серной кислоты при подаче цистерн под налив.

3.2. Начальник склада серной кислоты или начальник смены, механик или мастер по ремонту оборудования цеха и аппаратчик-наливщик производят осмотр каждой поданной под налив сернокислотной цистерны. При осмотре проверяется внешнее состояние котла.

3.3. После внешнего осмотра визуально проверяется наличие в цистерне остатков серной кислоты. При этом проверяющий обязан перед проверкой надеть противогаз, резиновые перчатки, страховочный пояс (приложение 1), руководствоваться п. 7.3.

При обнаружении в цистерне газов или жидкости лаборатория производит их анализ, и, если окажется необходимым, цистерна передается на пункт промывки и дегазации с последующим внутренним осмотром представителями предприятия.

3.4. Остаточную «серную кислоту» из цистерны откачивают в свободное хранилище технической кислоты.

3.5. Результаты осмотра и заключение о годности цистерны для наполнения ее серной кислотой записываются в специальную книгу, которая хранится вместе с журналом наполнения.

3.6. При удовлетворительном состоянии цистерны и наличии оформленных соответствующим образом документов цистерну подают под налив серной кислоты.

4. НАЛИВ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ В ЦИСТЕРНЫ

4.2. Наполнение цистерн серной кислотой производится из хранилищ склада, состав и концентрация кислоты в которых должны отвечать требованиям действующих стандартов. При начале налива кислоты из каждого хранилища в обязательном порядке производится анализ кислоты из каждой первой цистерны от всей партии.

4.3. Переход наливщика с площадки наливного пункта на поданную под налив железнодорожную цистерну производится по переходному мостику, опускаемому на горловину цистерны при помощи грузоподъемных механизмов. Количество переходных мостиков на площадке наливного пункта должно соответствовать количеству точек налива. Мостик устанавливается вплотную к площадке цистерны, предназначенной для обслуживания наливного устройства (люка) и имеет ограждающий борт.

Работы на мостике должны выполняться с использованием средств индивидуальной защиты: иметь при себе фильтрующий противогаз, резиновые перчатки, предохранительные очки, суконный костюм (приложение 1).

4.4. Налив кислоты может производиться двумя способами: «Закрытый способ», «Открытый способ».

4.4.1. Налив олеума в цистерну модели 15-1424 должен осуществляться закрытым способом.

4.5. «Закрытый» способ. Налив кислоты производить посредством сливо-наливного устройства, расположенного в средней части котла цистерны (см. рис. 1). При «закрытом» способе наливщиком выполняются следующие операции:

4.5.1. Открыть крышку штуцера сливо-наливного устройства и подсоединить к его фланцу наливную коммуникацию.

4.5.2. Открыть крышку патрубка на люке и при наливе олеума подсоединить к его фланцу шланг отвода газов, вытесняемых кислотой из цистерны при наливе.

4.5.3. При наливе обслуживающий персонал должен следить за уровнем «серной кислоты» в цистерне и не допускать перелива.

Места налива должны быть оборудованы автоматическим отключением при наполнении.

Допускается вместо автоматического отключения узлов заливки кислоты световая и звуковая сигнализация по максимальному уровню заполнения цистерн.

4.5.4. После наполнения цистерны кислотой отключить и отсоединить наливную и газовую коммуникации. Закрыть на кислотостойких прокладках и опломбировать крышку на фланце трубы сливо-наливного устройства и крышку на фланце патрубка люка.

4.6. «Открытый» способ. Налив кислоты производится в люк, расположенный на котле цистерны (см. рис. 2).

4.6.1. Открыть крышку люка, над открытым люком навесить наливную трубу, после чего открыть задвижку или клапан наливного кислотопровода.

4.6.2. После наполнения цистерны кислотой до достижения уровня, соответствующего весу, указанному на котле цистерны, закрыть задвижку (клапан) на наливном кислотопроводе, наливную трубу повернуть и установить вдоль железнодорожного полотна.

4.6.3. При наливе олеума «открытым» способом на открытый люк цистерны опустить наливную трубу, снабженную крышкой. В крышке имеется штуцер, который гибким шлангом соединен с вакуум-линией для отсоса серного газа.

4.6.4. Если знаки, надписи или поверхность котла цистерны загрязнились во время налива, грузоотправитель обязан своими средствами протереть поверхность котла и восстановить видимость знаков и надписей.

4.6.5. После налива кислоты, грузоотправитель обязан закрыть крышку люка цистерны на кислотостойкой прокладке, тщательно завернуть барашки и опломбировать цистерну.

4.7. На наполненную кислотой цистерну ОТК предприятия выдает паспорт, являющийся разрешением на отправку цистерны потребителю.

4.8. В цехе-наполнителе цистерны серной кислотой должен вестись журнал наполнения цистерны, в котором записываются: железнодорожный номер цистерны; дата наполнения; вес серной кислоты, залитой в цистерну.

4.9. Срок налива с маневровыми работами для всей одновременно поданной партии цистерн, согласованный с количеством точек налива по фронту, определяется договором между предприятием и железнодорожной станцией.

5. ПЕРЕВОЗКА СЕРНОКИСЛОТНЫХ ЦИСТЕРН ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

5.1. Ответственность за исправность котла и арматуры, за правильность наполнения цистерн возлагается на завод-наполнитель.

5.2. Цистерны с серной кислотой или олеумом отправляются к потребителю по полным перевозочным документам (железнодорожная накладная с указанием номера аварийной карточки), сертификату. Порожние цистерны направляются по полным перевозочным документам.

5.3. При обнаружении в пути следования течи кислоты, неисправная цистерна должна быть немедленно отцеплена и отведена на изолированный путь.

6. СЛИВ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН

6.1. Для осмотра, приемки и слива сернокислотных цистерн администрация завода-истребителя должна выделить ответственных лиц соответствующей квалификации. При сливе кислоты действуют те же правила, что и при наливе, указанные в пункте 4.1 «Инструкции».

6.2. Ответственный представитель завода-потребителя производит осмотр цистерн с серной кислотой и дает заключение об их готовности к сливу.

6.3. Для слива серной кислоты на заводе-потребителе должен быть оборудован специальный пункт слива.

6.4. Слив кислоты может производиться двумя способами: «закрытым» способом, «открытым» способом.

6.4.1. Слив олеума из цистерны модели 15-1424 должен осуществляться «закрытым» способом.

6.5. «Закрытый» способ слива кислоты производится насосом или передавливанием сжатым воздухом.

6.5.1. При сливе насосом: открыть крышку штуцера сливо-наливного устройства и подсоединить к нему сливную коммуникацию от насоса раскачки кислоты. Открыть крышку патрубка на люке и подсоединить к его фланцу коммуникацию сжатого воздуха с избыточным давлением не более 2,0 кгс/см 2 . Подать воздух для осуществления первоначального подпора продукта (залива насоса) (см. рис. 3).

После начала работы насоса отсоединить коммуникации сжатого воздуха и произвести слив продукта до полного освобождения котла цистерны.

6.5.2. При сливе передавливанием:

а) серной кислоты

— к патрубку подачи воздуха подсоединить коммуникацию сжатого воздуха с избыточным давлением не более 2,0 кгс/см 2 ;

— коммуникация сжатого воздуха долина быть оснащена свечою с вентилем для сброса давления, расположенной между запорным вентилем и присоединительным концом коммуникации и закрытой в момент слива (рис. 4);

— давление в котле поддерживать до полного слива продукта;

— слив кислоты производится посредством сливо-наливного устройства;

После слива кислоты:

— прекратить подачу сжатого воздуха в котел цистерны и перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха;

— плавно открыть вентиль на свече сброса давления;

— отсоединить коммуникацию сжатого воздуха;

— к патрубку с откидной заглушкой для отвода газов подсоединить коммуникацию отвода газов;

— коммуникация отвода газов соединяется с газовой ловушкой, орошаемой моногидратом и одновременно служит для сброса давления после слива;

— к патрубку подачи воздуха подсоединить коммуникацию сжатого воздуха с избыточным давлением не более 2,0 кгс/см 2 . Перекрыть вентиль на линии сброса газов и открыть вентиль на подаче сжатого воздуха и поддерживать давление в котле до полного слива продукта;

— после слива олеума:

— прекратить подачу воздуха в котел цистерны;

— открыть вентиль на коммуникации отвода газов и сбросить давление;

— отсоединить коммуникацию сжатого воздуха.

6.6. При сливе кислоты «открытым» способом: открыть люк цистерны, опустить сливную трубу (сифон), зарядить при помощи вакуум-насоса (см. рис. 5) продуктом из сливаемой цистерны и насосом произвести слив продукта до полного освобождения котла цистерны.

6.7. Грузополучатель после слива продукта обязан:

6.7.1. Нейтрализовать котел цистерны снаружи от подтеков продукта, протереть до ясной видимости знаки и надписи на котле.

6.7.2. Под крышки люка, штуцера сливного устройства, патрубка подачи сжатого воздуха установить кислотостойкие прокладки.

6.7.3. Закрыть и опломбировать крышку люка сливного устройства.

6.8. Срок слива с маневровыми работами для всей одновременно поданной партии цистерн определяется договором между предприятиями и железнодорожной станцией.

7. ПРОМЫВКА, ОЧИСТКА, ВНУТРЕННИЙ ОСМОТР И ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ

7.1. Промывка и очистка цистерн из-под серной кислоты допускается при наличии данных анализа, подтверждающих необходимость промывки. Время, необходимое для очистки и промывки цистерн, устанавливается договором между железной дорогой и предприятием-наполнителем и должно быть оговорено в инструкции по рабочему месту.

7.2. Промывка и очистка железнодорожных цистерн производится на специальном пункте для промывки цистерн, по утвержденной руководством предприятия инструкции.

Другие публикации:  Генеральная доверенность цена екатеринбург

Производить промывку сернокислотных цистерн на неприспособленных площадках запрещается.

При отсутствии на предприятии-наполнителе пункта промывки, сернокислотные цистерны передают на пункт промывки железнодорожных цистерн, обслуживающий предприятие-наполнитель. Промывка цистерн долина производиться с соблюдением мер безопасности и сохранности цистерн, согласно утвержденной инструкции, действующей на пункте промывки.

7.3. Внутренний осмотр котла цистерны должен проводиться в соответствии с заводской инструкцией, разработанной с учетом требований: «Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ», утвержденной Госгортехнадзором СССР 20 февраля 1985 года, «Правил перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и в бункерных полувагонах», утвержденных в 1966 году и дополненных в 1975 году.

7.4. Прием котла цистерны от пункта промывки производится ОТК предприятия, что должно быть оформлено в «Журнале о принятии котла».

7.5. Перед направлением кислотных цистерн для производства ремонта котла (или перед осмотром котла цистерны) предприятие налива кислоты обязано очистить котел цистерны, нейтрализовать и промыть его. На обработку цистерн перед ремонтом предоставляется время, устанавливаемое договором железнодорожной станции и предприятия. Предприятие налива обязано выдать начальнику станции приписки справку о промывке и дегазации цистерн и полной безопасности производства работ внутри котла цистерны.

7.6. О принятых мерах по устранению дефектов котла и арматуры цистерны, обнаруженных при осмотре, должны быть сделаны соответствующие записи в «Журнале дефектов цистерн».

8. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1. Все работающие на сливо-наливных предприятиях и предприятиях промывки и очистки цистерн должны знать свойства сорной кислоты и олеума, способы индивидуальной защиты от воздействия серной кислоты и олеума, уметь их применять и оказывать доврачебную помощь пострадавшим (Приложение 1). Например: в случае попадания кислоты на тело необходимо пораженный участок промыть большим количеством воды, используя аварийный душ и раковину самопомощи и обратиться в здравпункт.

8.2. Случаи производственного травматизма должны расследоваться и регистрироваться в порядке, предусмотренным «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 13 августа 1982 г. № 11-6.

8.3. При возникновении в пути следования аварийной ситуации из-за неисправности цистерны начальник станции, где отцеплена, извещает по телеграфу (по телефону) грузоотправителя или грузополучателя, или ближайшее предприятие налива или слива кислоты, которые обязаны немедленно по получению извещения о течи цистерны, оказать техническую помощь в ликвидации аварийной ситуации.

Причины аварии определяются комиссией. Убытки от аварии возмещаются организацией, ответственной за создание аварийной ситуации.

8.4. Каждое предприятие, производящее слив или налив кислоты, должно разработать план ликвидации аварии в соответствии с «Методическими указаниями по составлению планов ликвидации аварийных ситуации и аварий на предприятиях министерства химической промышленности СССР и Министерства по производству минеральных удобрений СССР, утвержденными в 1980 году.

Не допускаются к работе лица, не ознакомленные с планом ликвидации аварии и не знающие его в части, относящейся к месту их работы.

8.5. Газоопасные работы должны проводиться обученным производственным персоналом (членами ДГСД) под контролем газоспасательной службы. При отсутствии на предприятии ГСС организация контроля за проведением газоспасательных работ возлагается на начальника цеха, в котором проводятся эти работы, или на лицо, его замещающее с привлечением газоспасательной службы.

Сторонние организации при выполнении газоопасных работ обязаны руководствоваться инструкцией предприятия-заказчика, а также «типовой инструкцией о порядке безопасного проведения ремонтных работ на предприятиях Министерства по производству минеральных удобрений «ТИ-МУ-87», утвержденной Постановлением Госгортехнадзора СССР № 7 от 16 марта 1987 года.

8.6. В случае загазованности, приточная вентиляция в производственных помещениях должна быть отключена и полностью прекращены все работы по наливу и сливу до ликвидации аварийной ситуации.

8.7. Внутренний осмотр котла цистерны должен проводиться в соответствии с п. 7.3.

Для освещения во время очистки и внутреннего осмотра должны применяться переносные светильники напряжением не выше 12 вольт. Включение и выключение светильника производить вне цистерны. Работающих должно быть не менее 2-х человек.

8.6. Сливо-наливные пункты должны быть оборудованы водопроводом с резиновыми шлангами для тушения пожара или пожарными рукавами и стволами.

8.9. Заполнение или слив кислоты из цистерны или группы цистерн производить при закрепленных колесах на рельсовом пути тормозными башмаками с двух сторон (или со стороны уклона).

8.10. При аварийном проливе кислота собирается в химзащищенном поддоне, из которого стекает в приямок, и насосом перекачивается в специальный резервуар для кислых сточных вод.

При проливе на ровном незащищенном участке кислота нейтрализуется известью или содой (предусматривается сухая уборка).

8.11. Во время налива или слива кислоты работающих должно быть не менее 2-х человек, нахождение посторонних лиц возле цистерны при наливе или сливе не допускается.

8.13. При необходимости выполнения маневровых работ, налив или слив кислоты должен быть прекращен, сливо-наливные устройства разобраны, крышки наливных люков закрыты и приматы барашками, переходные мостики подняты.

8.13. Наличие и возможность опасности, и способы, которыми можно предупредить или уменьшить ее воздействие на работающих, должны быть обозначены сигнальными цветами и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.

При въезде и выезде цистерн из склада должны подаваться сигналы: днем — звуковой, ночью — световой и звуковой. Звуковая и световая или цветовая сигнализация должна находиться в зонах видимости и слышимости обслуживающего персонала.

8.14. Электрогазосварочные работы разрешается производить на железнодорожных цистернах только после слива кислоты, промывки и продувки котла цистерны воздухом или инертным газом и анализа на отсутствие горючих газов в цистерне.

8.15. Работы в цистернах проводятся при полностью открытых люках и воздухообмене, обеспечивающем нормальный воздушный режим в зоне работ. При их проведении оформляется наряд-допуск на проведение газоопасных работ, согласно «Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ, утвержденной Госгортехнадзором СССР 20 февраля 1985 г., разрешение на проведение огневых работ, в соответствии с требованиями «Типовой инструкции по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах», утвержденной Госгортехнадзором СССР 07.05.74 г.

Начальник Главного производственного управления

6.2. Требования, предъявляемые к железнодорожным цистернам

6.2.1. Цистерны, предназначенные для перевозки СУГ, должны быть специальной конструкции и изготовлены в соответствии с требованиями ПБ 10-115.

6.2.2. Внешние отличительные признаки цистерн для перевозки СУГ: цистерна окрашена в светло-серый цвет, вдоль боковой оси цистерны нанесена красная полоса с надписью «Пропан», «Огнеопасно».

6.2.3. На раме цистерны должна быть приварена металлическая табличка со следующими надписями:

— товарный знак или наименование завода-изготовителя;

— номер цистерны по списку завода-изготовителя;

— год изготовления и дата освидетельствования;

— масса цистерны в т;

— величина рабочего и пробного давления в МПа (кгс/см2);

— срок следующего освидетельствования.

6.2.4. Цистерна должна иметь следующую арматуру:

— два угловых вентиля для слива и налива жидкой фазы СУГ (окрашены в коричневый цвет с желтыми поперечными полосами);

— один угловой вентиль для паровой фазы СУГ (окрашен в коричневый цвет);

— сигнальный вентиль для контроля уровня заполнения цистерны (окрашен в красный цвет);

— вентиль контроля максимального наполнения (окрашен в зеленый цвет);

— вентиль контроля опорожнения цистерны;

— вентиль для слива воды;

— сбросной предохранительный клапан;

— узел для крепления манометра.

6.2.5. Вся арматура, кроме узла для крепления манометра, должна быть расположена на крышке люка, закрыта защитным колпаком, который при отправке цистерны пломбируется отправителем, а при возвращении ее — потребителем СУГ.

Каждый вентиль цистерны, предназначенный для слива и налива СУГ, должен иметь заглушку, а сливной — пломбу поставщика.

6.2.6. В отгрузочных документах на цистерны должны быть указаны:

— масса налитого в цистерну СУГ;

— температура, при которой производился налив СУГ в цистерну;

— процентное содержание компонентов в смеси;

6.2.7. СУГ, прибывший в цистерне, должен соответствовать ГОСТу, что проверяется по записи в отгрузочных документах.