Блог

Компенсация за военные сборы

Компенсация заработной платы в за период прохождения сборов

Добрый день! Заканчиваю военную кафедру и призываюсь на военные сборы, одновременно заканчиваю бакалавриат, при этом работаю на пол ставки и имею белую зарплату. Работодатель и я интересуемся, имею ли я право получить компенсацию в виде среднего размера зп за период прохождения сборов от военкомата или нужно брать отпуск за свой счет? Имеет ли право военкомат отказать мне сославшись на 173 ст ТК?

Ответы юристов (2)

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333Финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение):

«а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы:
среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения;
расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
расходов по найму (поднайму) жилья;
командировочных (суточных);».

Выплаты, осуществляемые работодателем, с последующей компенсацией военными комиссариатами.К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 1 и 2 ст. 6 Закона о военной службе относятся:• выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;• возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;• возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;• выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

Минобороны России компенсирует организации понесенные расходы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»».

Средний заработок за время призыва работника на военные сборы выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты — федеральный бюджет. Работодатель в этих отношениях — «промежуточное звено»: сначала такую выплату производит он, а потом после прохождения работником военных сборов) эти деньги ему возмещаются из бюджета.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Выплаты работнику во время военных сборов: вопросы налогообложения и обложения страховыми взносами

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Работника организации призвали на военные сборы. За время прохождения военных сборов организация выплачивает работнику средний заработок. Расходы организации, связанные с выплатой работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, компенсируются организации за счет бюджета.

Предположим, организация-работодатель применяет общую систему налогообложения (ОСН).

Какие налоговые последствия влекут указанные операции (налог на прибыль, НДС, НДФЛ)? Подлежит ли обложению выплачиваемый работнику за время прохождения военных сборов средний заработок страховыми взносами?

Рассмотрим эти вопросы.

Из п. 1 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – «Закон № 53-ФЗ») следует, что призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются частью воинской обязанности граждан Российской Федерации.

Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе (п. 1 ст. 54 Закона № 53-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

В свою очередь ст. 170 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно пп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)) в рассматриваемой ситуации организации за счет средств федерального бюджета компенсируются, в том числе, расходы по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда).

Далее рассмотрим налоговые последствия указанных выплат и компенсаций, а также обязанности по обложению страховыми взносами.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Применительно к отношениям «работодатель-работник» объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу работников в рамках трудовых отношений (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 419, пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Несмотря на то, что в рассматриваемом случае средний заработок выплачивается работнику не собственно за выполнение трудовых обязанностей, а в качестве гарантированной законом сохраняемой за период прохождения военных сборов выплаты, тем не менее, нельзя отрицать, что этот средний заработок выплачивается именно в рамках трудовых отношений. А это уже по общему правилу достаточный признак для признания таких выплат объектом обложения страховыми взносами.

В числе необлагаемых страховыми взносами сумм (ст. 422 НК РФ) рассматриваемые выплаты не названы.

Соответственно, выплачиваемый работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается страховыми взносами в общем порядке.

Данная позиция закреплена, например, в Письмах Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19, совместном Письме ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 № А29-7650/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 № А27-5956/2013, ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 № А12-5954/2013, Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.12.2014 № 308-КГ14-4613, от 11.11.2014 № 309-КГ14-2149, от 30.06.2014 № ВАС-5692/14, от 31.03.2014 № ВАС-3879/14 (несмотря на то, что указанные разъяснения ведомств и судебные решения относятся к периоду действия Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», полагаем, содержащиеся в них выводы актуальны и в настоящее время, поскольку действующие нормы НК РФ предусматривают аналогичное регулирование обложения страховыми взносами).

Тождественная аргументация и следующий из нее вывод полностью применимы и к взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (см.: ст.ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2015 № Ф06-18965/2013 по делу № А12-23499/2014).

Но, обратим внимание, суммы страховых взносов на сохраняемый работнику средний заработок компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета (пп. 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)).

Выплачиваемый организацией работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается НДФЛ в общем порядке (согласно п. 29 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов; но средний заработок за время прохождения военных сборов в числе необлагаемых доходов не назван). Эта позиция подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13.

Таким образом, в рассматриваемом случае у организации возникают соответствующие обязанности налогового агента по НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 6 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль организаций относится, в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Поскольку военные сборы являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, организация вправе учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль сумму начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов.

Другие публикации:  В каких случаях выплачивается детское пособие

Суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в отношении начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов) подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1, пп. 45 п.1 ст. 264 НК РФ).

В свою очередь, денежные средства, полученные организацией в качестве компенсации расходов по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, в целях исчисления налога на прибыль относятся к внереализационным доходам (в числе не учитываемых при определении налоговой базы доходов указанные компенсации в ст. 251 НК РФ не поименованы). Это подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170.

В рассматриваемом случае не происходит реализации товаров (работ, услуг), никакие имущественные права не передаются, в связи с чем определенный в ст. 146 НК РФ объект налогообложения по НДС не возникает. Денежные средства, перечисляемые организации, являются компенсацией расходов на выплату среднего заработка работнику (но не оплатой товаров, работ, услуг, имущественных прав), поэтому НДС не облагаются.

Оформление освобождения от работы и выплаты работникам в связи с военными сборами

Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 .

Важные факты о сборах, на которые могут призвать граждан, находящихся в запасе:

  1. Такие учения могут проходить не чаще, чем 1 раз в 3 года для каждого военнообязанного.
  2. Общая их продолжительность не может превышать 12 месяцев за весь период нахождения в запасе.
  3. Военнослужащие, находящиеся в запасе, в 2019 году в соответсвии с указом президента призываются на сборы на срок до 2 месяцев.
  4. Предельный возраст военнообязанного, которого могут призвать на сборы, — 50 лет (это ограничение для рядовых и сержантов запаса, для офицеров ценз может быть иным).

Работодатель воспрепятствовать призыву не может, ведь участие в этом мероприятии — государственная обязанность гражданина. А значит, его придется на какое-то время освободить от работы. В результате возникают резонные вопросы: как оформить освобождение сотрудника от трудовых обязанностей, нужен ли приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы, нужно ли как-то оплатить ему это время и, соответственно, начислить с выплаты налоги. Давайте рассмотрим, как это сделать правильно, ведь всем этим приходится заниматься бухгалтеру и кадровику.

Освобождение от работы и военные сборы — оформление приказа на работе

Освобождение от работы предусмотрено в статье 170 Трудового кодекса РФ. Что-либо предпринимать нужно только после того, как у работодателя будет отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Извещение работодателю — это составная часть повестки, она остается у работодателя.

  • принесет сам сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель должен вручить повестку сотруднику, оставив у себя извещение. Причем обязательно возьмите с сотрудника расписку в получении повестки. Иначе может случиться, что гражданин не явится в военкомат, а потом заявит, что не получал повестку по месту работы. И тогда, если у работодателя не будет доказательств вручения повестки по месту работы, руководителя или сотрудника, ответственного за воинский учет, военкомат может оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей.

В извещении работодателю будут указаны время начала и окончания военных сборов (то есть период, на который придется освободить сотрудника от работы).

На основании полученного извещения о призыве на военные сборы издается приказ на работе об освобождении сотрудника от труда на это время. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.

При необходимости в этом же приказе можно решить вопрос о возложении на работе обязанностей этого специалиста на другого сотрудника (разумеется, при предварительном согласии этого сотрудника).

Оплата военных сборов работнику в 2019 году производится исходя из его среднего заработка, что нужно отразить в приказе. Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России.

Итак, работника призвали на военные сборы; как оформить приказ, покажет этот пример (форма приблизительная):

Если период отсутствия приходится на отпуск сотрудника, то по его желанию отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено в статье 124 Трудового кодекса РФ. Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в «отпускной» стаж специалиста. Ведь хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется место работы (должность).

Учет отсутствия на работе

Отсутствие сотрудника на работе из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени:

  • (или) буквенным кодом «Г»;
  • (или) цифровым кодом «23».

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу делать не нужно.

Оплата военных сборов работнику 2019

Возмещение организации затрат, связанных с выплатой работнику среднего заработка, производится за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Выплату компенсации производит военкомат на основании представленных работодателем копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить письмо, где указать размер среднего заработка работника. Это письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации. Письмо в военкомат составляется в произвольной форме.

К сожалению, в Правилах не установлен конкретный срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на сборах. В среднем затраченные средства возмещаются из казны приблизительно в месячный срок с момента предоставления документов.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала выплату компенсации производит он, а потом эти деньги ему возмещает бюджет. Тем не менее, выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:

  • НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование ( гл. 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации ; Письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19);
  • взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок отражения в учете самих выплат работникам за время участия в воинских мероприятиях зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны 2 варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем что данные выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная компенсация не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата работодателю за оказанные последним услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности. Однако эта позиция не основана на законе. Ведь деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — компенсация его расходов на выплату среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Поэтому они НДС не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку своего работника по вызову военного комиссариата, то к нему будут применены санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей.

В свою очередь, для самого работника неявка в военкомат без уважительной причины в силу статьи 21.5 КоАП РФ повлечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Уклонение от воинских обязанностей является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 339 УК РФ.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 Закона N 53-ФЗ. Это, к примеру, может быть болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю лучше обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем, как для себя, так и для работника.

Компенсация за военные сборы

Работника призвали на военные сборы. В справке военкомата указано: с 13.11.2011 по 23.11.2011 гг.

За какое количество дней производить выплату среднедневного заработка?

Мое мнение: за 11 дней, так как основанием для выплаты является справка военкомата, в которой четко прописан период.

Мнение военкомата: за 8 дней, так как это количество рабочих дней за этот период, а работодатель должен платить только за период работы. Ссылаются на ст. 170 ТК РФ (где сказано Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.)

Другие публикации:  Приказ о выходном дне 4 ноября 2019

Так как военкомат будет производить возмещение этих сумм, то хотелось бы мотивированно отстаивать свою точку зрения. Помогите с ссылкой на нормативку или разъяснения какие либо по данному вопросу.

Вопрос:Средний заработок работников, проходящих военные сборы, организация определяет путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (часов) по графику работы, пропущенных в связи с прохождением сборов. Например, с 01.09.2008 по 30.09.2008 работник находился на военных сборах. По табелю учета рабочего времени продолжительность рабочего времени в сентябре 2008 года — 192 часа (16 смен по 12 часов в каждой), средний часовой заработок 102 руб. Следовательно, средний заработок за это время составит 19 584 руб. (192 х 102 = 19 584). Военный комиссариат не согласен с таким расчетом. Каков порядок расчета среднего заработка, выплачиваемого работнику за время прохождения им военных сборов, в том числе в случае, когда в отношении работника установлен суммированный учет рабочего времени?

Ответ: Согласно ст. 170 ТК РФ на время исполнения государственных или общественных обязанностей работодатель освобождает работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) в случаях, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Положениями п. 1 ст. 1, ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон о воинской обязанности) установлено, что пребывающие в запасе граждане могут быть призваны на военные сборы для подготовки к военной службе.
Воинская обязанность является государственной, и в связи с ее исполнением на отношения работника и работодателя распространяются положения ст. 170 ТК РФ.
Частью второй ст. 170 ТК РФ предусмотрено, что за время исполнения государственных или общественных обязанностей работнику выплачивается денежная компенсация государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Кроме того, таким гражданам выплачивается соответствующий оклад по воинской должности (званию) и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
Таким образом, в связи с призывом работника на военные сборы работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) и выплатить ему средний заработок. Выплаченные работнику денежные суммы компенсируются работодателю из бюджета (Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704).
Пунктом 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности», также установлено, что финансовое обеспечение в связи с призывом граждан на военные сборы предусматривает выплату среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Единый порядок исчисления размера средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, установлен ст. 139 ТК РФ.
В то же время, выплата работодателем среднего заработка за время прохождения работником военных сборов предусмотрена Законом о воинской обязанности, т.е. не относится к случаям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.
Как правило, нормативно-правовой акт, предусматривающий необходимость выплаты среднего заработка, содержит специальный порядок его исчисления либо отсылает к порядку, установленному иным документом. В рассматриваемой же ситуации Закон о воинской обязанности содержит указание на необходимость выплаты работодателем среднего заработка, но ни один из нормативных правовых актов, регулирующих вопросы призыва граждан на военные сборы, не устанавливает порядок расчета среднего заработка, выплачиваемого работнику за время прохождения военных сборов.
Поскольку специальной нормы, регламентирующей порядок исчисления среднего заработка, выплачиваемого работникам за время прохождения военных сборов, законодательством РФ не установлено, по нашему мнению, при его исчислении работодателю следует руководствоваться ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение). Аналогичного мнения придерживается и начальник отдела Минздравсоцразвития России Н.З. Ковязина, а также другие специалисты (смотрите: Вопрос: Гражданам за время медицинского освидетельствования для решения вопросов, связанных с призывом на военные сборы или исполнением других обязанностей, касающихся призыва на военные сборы, сохраняется средний заработок в размере не более 1000 руб. (постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26.06.1993 N 605). Какой средний заработок имеется в виду: среднемесячный или среднедневной? («Налоговый вестник», N 11, ноябрь 2006 г.); «Работник на военных сборах» (И.А. Гаврикова, «Зарплата», N 9, сентябрь 2008 г.); «Учитываем изменения в порядке расчета среднего заработка» (Е.Л. Джабазян, «Упрощенная система налогообложения: бу
хгалтерский учет и налогообложение», N 4, апрель 2008 г.)).
Согласно п. 9 Положения при определении среднего заработка используется средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, а также для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.
Средний заработок работника в этих случаях определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
При этом средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
В отношении работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, п. 13 Положения четко определено, что средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска).
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Иными словами, для исчисления среднего заработка используется либо средний дневной заработок, либо средний часовой заработок, если в отношении работников установлен суммированный учет рабочего времени (за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска).
При этом, и в том, и в другом случае средний заработок определяется исходя из количества рабочих дней (часов) по графику работника в периоде, подлежащем оплате.Кроме того, согласно части первой ст. 170 ТК РФ работник освобождается от работы на время выполнения им государственных обязанностей при условии, что эти обязанности исполняются в рабочее время. Из положений этой нормы следует, что цель сохранения среднего заработка в том, чтобы работник не «потерял» в заработной плате за период времени исполнения им государственных или общественных обязанностей. Поэтому, на наш взгляд, исчисление среднего заработка, выплачиваемого работнику за время прохождения военных сборов, исходя из рабочих дней (часов) по графику работника в периоде, подлежащем оплате, не только не противоречит законодательству, но и полностью ему соответствует.
Таким образом, средний заработок, выплачиваемый работнику за время прохождения военных сборов, определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате, а в случае, когда в отношении такого работника установлен суммированный учет рабочего времени, — путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.
Например, с 01.09.2008 по 30.09.2008 работник находился на военных сборах. Работа сменная. В отношении работника установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом — год. В соответствии с графиком сменности работник в сентябре должен был отработать 192 часа (16 смен по 12 часов). Средний часовой заработок, исчисленный в соответствии с п. 13 Положения, составил 102 руб. Соответственно, средний заработок составит 19 584 руб. (102 руб. х 192 ч.).
Как мы поняли из вопроса, в Вашей организации введена сменная работа. В связи с этим считаем необходимым обратить Ваше внимание на следующие моменты.
Продолжительность рабочего времени для каждого работника не должна превышать нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 91 ТК РФ, а именно 40 часов в неделю.
В случае, когда при установлении в организации работы по сменам невозможно соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени, в организации необходимо ввести суммированный учет рабочего времени, при котором норма рабочего времени за отдельные недели, месяцы в учетном периоде может отклоняться от нормального количества часов, но в среднем за учетный период эта норма долж
на быть соблюдена (ст. 104 ТК РФ).
Иными словами, при введении суммированного учета рабочего времени график сменности должен быть составлен так, чтобы продолжительность рабочего времени не превышала нормальной продолжительности за учетный период.
Норма рабочего времени на определенные периоды времени (например, месяц) исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха (п. 2 Разъяснений Минтруда РФ от 29.12.1992 N 65, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 29.12.1992 N 65). Соответственно, в сентябре 2008 года норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составила 176 часов.
Поэтому если в организации не установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом более месяца, то в соответствии с требованиями ТК РФ продолжительность рабочего времени в сентябре 2008 года, предусмотренная графиком работы на этот месяц, не должна превышать 176 часов.
Учетный период не может превышать одного года. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 104 ТК РФ).

Другие публикации:  Оформить корзина цветов

Вывод:
Если в отношении работника не установлен суммированный учет рабочего времени, то средний заработок, который необходимо выплатить ему за время прохождения военных сборов, определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по графику его работы в периоде, подлежащем оплате.
При суммированном учете рабочего времени средний заработок, который необходимо выплатить работнику за время прохождения им военных сборов, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику его работы в периоде, подлежащем оплате.

Оплата за время прохождения военных сборов

Оплата за время прохождения военных сборов

Пока работник на военных сборах, за ним нужно сохранять средний заработок. Так как он только устроился в вашу компанию, средний заработок определяйте с учетом заработанного в сентябре (п. 7 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922).

Как возместить расходы из бюджета

Чтобы возместить средства, выплаченные работнику, пока тот был в военкомате, надо предпринять следующие действия.

В первую очередь компания должна выставить счет, а также на официальном бланке написать письмо на адрес военкомата. В письме надо указать сведения о фактических расходах и свои банковские реквизиты. Далее необходимо приложить копии документов, подтверждающих расходы. К таким документам относятся приказ и расходный ордер на выплату работнику среднего заработка, справка из военкомата о времени прохождения военных сборов, извещение работодателя о призыве сотрудника. Все эти бумаги заверяются подписью руководителя или его заместителя, а также печатью компании.

Нужно ли удержать НДФЛ с суммы среднего заработка, выплачиваемой за время военных сборов сотруднику организации

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

Сотрудник организации на время прохождения военных сборов освобождается от работы. При этом за ним сохраняется место работы и выплачивается средний заработок (по месту постоянной работы). Об этом сказано в статье 170 Трудового кодекса РФ и пункте 2 статьи 6 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

Закрытый перечень доходов, с которых не нужно удерживать НДФЛ, приведен в статье 217 Налогового кодекса РФ. В частности, от НДФЛ освобождены следующие доходы граждан, призванных на военные сборы:
— денежное довольствие;
— суточные;
— другие суммы, полученные по месту прохождения военных сборов.

Об этом сказано в пункте 29 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Средний заработок, выплачиваемый за время военных сборов по месту постоянной работы, в этом перечне не поименован. Следовательно, НДФЛ с него нужно удержать.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 ноября 2009 г. № 03-04-05-02/13, от 26 июля 2006 г. № 03-05-01-04/227 и ФНС России от 19 апреля 2007 г. № 04-1-02/310.

(Из БСС «Система Главбух»)

Полный перечень выплат, которые не облагаются страховыми взносами, приведен в статье 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. На выплаты, которые не указаны в этом перечне, страховые взносы начисляются в обязательном порядке (письмо Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. № 647-19). В частности, не поименованы в перечне, а следовательно, облагаются страховыми взносами компенсации за задержку зарплаты, а также суммы среднего заработка, выплачиваемые сотрудникам:
в период прохождения ими военных сборов;
— за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (для сотрудников-доноров);
— за время вызовов в суд, прокуратуру, к следователю и т. п. (в качестве свидетелей, потерпевших и т. п.);
— за дополнительные выходные дни, предоставляемые родителям детей-инвалидов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19.

(Из БСС «Система Главбух»)

Как отразить в бухучете начисление сотруднику среднего заработка за время военных сборов

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

В такой ситуации для начисления сотруднику среднего заработка используйте счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование счета 76 объясняется так. Военкомат компенсирует организации выплаченный сотруднику средний заработок за время военных сборов в размере фактически произведенных расходов (подп. 2 п. 2, п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704). Следовательно, у организации есть уверенность в том, что после завершения этой операции уменьшение экономических выгод не произойдет. Поэтому в бухучете нужно отразить не расходы, а дебиторскую задолженность военкомата. Такой вывод следует из пунктов 2 и 16 ПБУ 10/99.

Использование счета 70 связано с тем, что начисления за время военных сборов – это государственные гарантии, связанные с оплатой труда (ч. 2 ст. 170 ТК РФ).

В бухучете начисление сотруднику среднего заработка за время военных сборов отразите проводками:

Дебет 76 Кредит 70
– начислен средний заработок сотруднику, проходящему военные сборы;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– удержан НДФЛ с суммы среднего заработка;

Дебет 70 Кредит 50 (51)
– выплачен сотруднику средний заработок;

Дебет 51 Кредит 76
– получена компенсация от военкомата.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 70 и 76).

Как оплачивается работнику период нахождения на военных сборах?

Сотрудник был на сборах с 07.09.2017 по 09.09.2017 включительно, штамп в справке есть на 3 дня по графику, сотрудник работает на пятидневке. Сколько дней по среднему необходимо оплатить работодателю по военным сборам, все 3 дня или только дни по графику?

Организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).

Прохождение военных сборов, на которые гражданин был призван в установленном порядке, является обязанностью гражданина РФ (П. 1 ст. 1, Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».

Подтверждением времени пребывания сотрудника на военных сборах является справка военного комиссариата (по форме согласно приложению 2 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333.

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Осуществленные расходы (в виде суммы среднего заработка и соответствующих начислений на фонд оплаты труда) компенсируются работодателям за счет средств федерального бюджета в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ).

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов.

Учитывая вышеизложенное, организация обязана не только освободить работника от работы на время призыва на военные сборы, но и выплатить ему средний заработок за время прохождения работником военных сборов, т.е. дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе.

Итак, организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).