Блог

Приказ о специальности врачей

Повышение квалификации врачей: от порядка и программ до специализированных курсов

Медицинские реформы коснулись не только повседневной работы, но и программ повышения квалификации врачей. Почему сертификаты скоро станут не нужны и что их заменит? Для чего нужно будет постоянно учиться и как будет контролироваться этот процесс? Откуда брать баллы, необходимые для допуска к аттестации? Как будут проходить аттестационные экзамены? Ответы на эти вопросы ищите в статье.

Зачем нужно повышать квалификацию

Работа медработника влияет не только на здоровье каждого отдельного человека, но и на общество в целом — это поняли еще древние правители. И, поняв, тут же попытались нормировать работу врача законодательно: первые законы такого рода были созданы еще в древнем Вавилоне и датируются 17 веком до нашей эры. В современной России медицинскую деятельность регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] .

В частности, в законе говорится, что оказывать медицинскую помощь могут только лица, имеющие среднее или высшее медицинское образование. Кроме того, медицинские работники обязаны совершенствовать свои знания и профессиональные навыки не реже, чем раз в 5 лет, обучаясь по дополнительным профессиональным программам. По крайней мере, этого требует приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 № 66н [2] . Точнее — требовал. С 2017 года в систему дополнительного образования медицинских работников вводятся изменения.

Студентов — будущих молодых врачей — уже коснулась отмена интернатуры. Считается, что выпускники, отучившиеся по новым государственным стандартам медицинского образования, должны быть готовы работать врачом первичного звена. И лишь после трех лет на посту терапевта или педиатра поликлиники молодые доктора смогут поступить в ординатуру для получения узкой специализации.

Вторая масштабная перемена затронет уже работающих врачей. На смену сертификату специалиста, который получали после курсов повышения квалификации, приходит аккредитация. Сертификаты, полученные до 2016 года включительно, остаются действительными в течение 5 лет, на которые они были выданы. Их владельцы сразу по истечению срока их действия приступают к НМО. Те же, кто получит сертификаты с 2017 по 2025 год, вступают также в систему непрерывного медицинского образования.

В этой системе на смену сертификации придет аккредитация, во время которой медицинский специалист должен показать, что он не только овладел знаниями и навыками, необходимыми профессионалу в сфере здравоохранения, но и знаком со стандартами медицинской помощи и установленным порядком ее оказания. По крайней мере, так утверждает часть 3 статьи 69 Закона № 323-ФЗ. Порядок и процедуры аккредитации описывают:

  • Приказ Минздрава РФ от 25 февраля 2016 года № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (далее — Приказ № 127н);
  • Приказ Минздрава РФ от 2 июня 2016 года № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалиста» (далее — Приказ № 334н);
  • Приказ Минздрава РФ от 6 июня 2016 года № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».

Итак, согласно закону всего предусматривается 3 вида аккредитации:

  • первичная — ее проходит молодой специалист, только что окончивший медицинское учебное заведение, и только после этого его можно допустить к работе;
  • первичная специализированная — проходится после обучения новому виду медицинской деятельности (получения узкой специализации), представляет собой ординатуру и курсы профессиональной переподготовки;
  • периодическая — повторяется раз в 5 лет на протяжении всей профессиональной деятельности медика.

Аккредитация проходит под видео-и аудиоконтролем и состоит из 3 этапов:

  1. Тестирование. Создается индивидуальный набор из 60 тестовых заданий, в каждом из которых 4 варианта ответа, правильный лишь 1. На прохождение теста дается 90 минут. На сегодня на сайте методического центра аккредитации [3] доступно 3500 тестов по специальности «стоматология» и 3200 вариантов по специальности «фармация».
  2. Оценка практических навыков в симуляционных условиях. Для прохождения экзамена используются фантомы, манекены и другие симуляторы. В 2016 году при аккредитации стоматологов на демонстрацию навыка отводилось 10 минут.
  3. Решение клинических задач. По сути, это собеседование, во время которого специалист проводит разбор трех ситуационных задач (кейсов) на клиническое мышление. На подготовку к ответу отводится 60 минут, на сам ответ — 10 минут.

Для того чтобы быть допущенным к периодической аккредитации, специалист должен предоставить портфолио — отчет за последние 5 лет о профессиональной деятельности. То есть на смену курсам повышения квалификации, которые проходили раз в 5 лет, приходит непрерывное профессиональное образование врача. Каждый год специалист должен посвятить повышению своей квалификации не менее 50 часов. Организаторы здравоохранения считают, что такая система позволит специалистам непрерывно обновлять знания. Действительно, медицина — наука, в которой информация обновляется очень быстро: появляются новые методы диагностики, лечения, меняется информация об эффективности тех или иных лекарственных средств и держать руку на пульсе приходится постоянно.

Порядок и программы повышения квалификации врачей

Таким образом, за пять лет к моменту прохождения аккредитации специалист должен накопить 250 баллов, где 1 балл равен 1 часу дополнительного профессионального образования. Набирать баллы можно не одномоментно, а постепенно:

  • участвуя в конференциях, семинарах, в том числе дистанционных;
  • участвуя в симуляционных тренингах, мастер-классах;
  • проходя циклы повышения квалификации, как очные с применением дистанционных технологий и без, так и заочные.

Каждый специалист должен зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского образования [4] , где создается личный кабинет, в котором каждый самостоятельно формирует индивидуальный план обучения. Обучающие мероприятия можно выбирать из активностей, информация о которых размещена на порталах. Набранные к аккредитации баллы будут подтверждаться отчетом, сформированном в личном кабинете на том же портале.

Конференции, семинары, мастер-классы могут быть как очными, так и заочными (вебинары). Последние подойдут тем, кто не имеет возможности посещать конференции очно, особенно специалистам, практикующим в отдаленных районах нашей страны.

Но самый удобный способ получения баллов в системе непрерывного медицинского образования — это циклы повышения квалификации. Во-первых, они рассчитаны на 18 или 36 часов, а это 18 или 36 баллов. Во-вторых, они не обязательно должны быть очными. Позволяется и прохождение дистанционного обучения (оно может быть как очным, так и заочным), главное, чтобы организация, осуществляющая образовательную деятельность, была допущена Координационным советом по непрерывному образованию к участию в программе непрерывного медицинского образования, а программа обучения была внесена в перечень образовательных программ (образовательных мероприятий), размещенных на Портале непрерывного медицинского образования.

Курсы повышения квалификации: топ-9 наиболее востребованных специальностей

Вот какие специальности наиболее востребованы на сегодня по данным поисковых систем и какие квалификационные требования предъявляются к врачам этих специальностей:

  1. Косметолог. Квалификационные требования — высшее образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия». Интернатура или ординатура по специальности «Дерматовенерология». Переподготовка по специальности «Косметология».
  1. Физиотерапевт. Высшее образование по специальности «Педиатрия» или «Лечебное дело». Подготовка в ординатуре по специальности «Физиотерапия» — первичная, либо переподготовка — при уже имеющейся другой врачебной специализации.
  2. Стоматолог. Специалитет — высшее образование по специальности «Стоматология». Интернатура или ординатура по специальности «Стоматология общей практики».
  3. Терапевт. Специалитет по этой профессии называется «Лечебное дело», дополнительная подготовка не требуется, за исключением обязательного для всех врачей непрерывного медицинского образования в течение всей профессиональной деятельности.
  4. Рентгенолог. Требуется высшее образование (специалитет) по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», также возможны «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика». Первичная специальная подготовка по специальности «Рентгенология» в интернатуре или ординатуре, также возможна переподготовка с других врачебных специальностей.
  5. Педиатр. В отличие от терапевта, которым может стать только «взрослый» специалист — то есть окончивший ВУЗ по специальности «Лечебное дело», стать педиатром может как человек, изначально выбравший профессию детского врача — специалитет «Педиатрия», так и выпускник лечебного факультета, который готовит будущих терапевтов. В любом случае потребуется профессиональная подготовка в интернатуре или ординатуре по специальности «Педиатрия». А вот переподготовку по этой специальности могут пройти только семейные врачи, то есть прошедшие ординатуру по специальности «Общая врачебная практика (Семейная медицина)». Врачу узкого профиля переучиться на педиатра, минуя этот этап, нельзя.
  6. УЗИ-специалист (специальность «Ультразвуковая диагностика»). Такому специалисту, как и рентгенологу, можно иметь высшее образование не только по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», но и «Медицинская биофизика» или «Медицинская кибернетика». Далее потребуется ординатура по специальности «Ультразвуковая диагностика». Переучиться на эту специальность может любой врач, имеющий узкую специализацию.
  7. Реаниматолог. Точнее, анестезиолог-реаниматолог. Специалитет «Лечебное дело» или «Педиатрия». Интернатура или ординатура по специальности «Анестезиология и реаниматология». А вот переучиться на эту специальность может только врач-нефролог или неонатолог.
  8. Врач ЛФК (специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина»). Ординатура по специальности доступна после получения специалитета «Лечебное дело» или «Педиатрия». Переучиться может любой врач узкой специальности.
Другие публикации:  Книга приказов прием увольнение

Что касается повышения квалификации по данным специальностям на очных курсах, то, как правило, далеко ходить не надо — кафедры постдипломного образования есть практически во всех российских медицинских образовательных учреждениях. Именно на их базе до сих пор проводились курсы повышения квалификации, которые врачи посещали раз в 5 лет перед продлением сертификата.

С заочным обучением ситуация не так однозначна. С одной стороны — часть вебинаров уже есть на Портале непрерывного медицинского образования. Но многие врачи говорят о том, что информации на портале недостаточно для набора нужного количества баллов, поэтому приходится искать другие организации, которые аккредитованы в системе НМО, как, например, курсы АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия».

Итак, как и любые другие профессионалы в области медицины, врачи рассмотренных специальностей должны непрерывно повышать свою квалификацию, раз в 5 лет проходя аттестацию специалиста. Ежегодно необходимо «получать» не менее 50 часов обучения, что приравнивается к 50 баллам. Не менее 70% часов (баллов) должны приходиться на обучение по основной специальности. 30% баллов можно набрать, обучаясь смежным областям.

Где можно повысить квалификацию? Мнение эксперта

Мы попросили ректора научно-технологической академии АНО ДПО СНТА Клишина Антона Алексеевича рассказать, каким условиям должны удовлетворять курсы повышения квалификации:

«В первую очередь, выбирая образовательную организацию, изучите учебные планы и внимательно прочтите договор. Может оказаться, что изначально объявленная сумма взимается, например, за «доступ к порталу». А за каждую лекцию, тест или документ придется платить дополнительно, в результате чего итоговая стоимость возрастет на порядок. Что касается политики нашей академии, то мы предлагаем более 700 образовательных программ за разумную цену, — у нас найдется программа даже для самых узконаправленных тем, а время и интенсивность обучения вы определяете самостоятельно. При этом ценообразование в нашей академии прозрачно, документы успешно принимаются всеми надзорными органами.

Прежде чем переводить деньги на непонятные счета и тем более — различные веб-кошельки, подробно изучите информацию об организации: полное наименование, контактные данные, юридические и банковские реквизиты, обязательно должен быть указан номер образовательной лицензии, проверить подлинность которого можно на сайте Рособрнадзора [5] .

Несложно проверить и сайт организации — для этого существует сервис Whois [6] . Введя в поисковую строку адрес сайта, можно узнать, как давно зарегистрирован домен и кто его владелец. И если сайт принадлежит неизвестному вам лицу — есть повод насторожиться.

Наша организация работает на образовательном рынке более 5 лет и имеет расширенную лицензию № 034268 от Департамента образования города Москвы, выданную 23 октября 2013 года. Каждому слушателю на всем процессе обучения помогает личный куратор. Документы об образовании в течение 3 суток передает курьер лично в руки — в любую точку России, так что можно не опасаться, что почта их потеряет или задержит. Как приятное дополнение, мы высылаем презентабельные деревянные таблички с гравировкой сертификата, которые можно повесить на стену кабинета.

В АНО ДПО СНТА вы можете рассчитывать на круглосуточную техническую и консультационную поддержку — даже из самых дальних от Москвы регионов всегда можно дозвониться и оперативно получить консультацию по любому вопросу».

P.S. С лицензией на осуществление образовательной деятельности АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия», а также с сертификатом на соответствие образовательных услуг системе менеджмента качества ISO 9001, с аккредитацией на право обучения работодателей и работников вопросам охраны труда вы можете ознакомиться на сайте академии.

Лицензия № 034268 от 23 октября 2013 года на осуществление образовательной деятельности выдана Департамента образования города Москвы.

Курсы повышения квалификации — это выгодные инвестиции в свою карьеру и в потенциал компании.

Поскольку курсы повышения квалификации врачей рассчитаны на трудоустроенных людей, как правило, они проводятся без отрыва от работы — дистанционно.

Переподготовка работников здравоохранения расширяет профессиональные и карьерные возможности для врачей практически любого профиля.

Профессиональная переподготовка врачей — это повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Самые востребованные учебные направления в области медицины выглядят следующим образом:

  • лабораторная и клиническая деятельность;
  • косметология;
  • диетология;
  • дерматологическая деятельность;
  • кардиология;
  • менеджмент в сфере здравоохранения.

Узнать больше.

Получить дополнительную специальность или повысить профессиональную квалификацию можно дистанционно.

Специалисты со средним профессиональным и высшим образованием из разных регионов России могут повысить квалификацию и пройти профессиональную переподготовку в рамках курсов, зарегистрированных в НМО.

  • 1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
  • 2 http://www.orgma.ru/files/VRACHU/normativn_docs/prikaz3082012.pdf
  • 3 www.ffos.ru
  • 4 http://edu.rosminzdrav.ru
  • 5 http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_directions/licensing/search_lic/
  • 6 https://www.nic.ru/whois/

Дейст­ви­тель­ность ли­цен­зии у об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции сле­ду­ет про­ве­рять не толь­ко для то­го, что­бы удос­то­ве­рить­ся в ле­ги­тим­нос­ти дип­ло­мов и удос­то­ве­ре­ний, ею вы­да­ва­е­мых. Как сле­ду­ет из со­от­вет­ст­ву­ю­щих пунк­тов статьи 219 НК РФ, для по­лу­че­ния со­ци­аль­но­го на­ло­го­во­го вы­че­та по рас­хо­дам на собст­вен­ное обу­че­ние фор­ма обу­че­ния мо­жет быть лю­бой — оч­ной, оч­но-за­оч­ной, за­оч­ной или да­же дис­тан­ци­он­ной. Глав­ное, что долж­но быть в на­ли­чии, — это до­ку­мен­ты, под­тверж­да­ю­щие фак­ти­чес­кие рас­хо­ды на обу­че­ние, а так­же до­хо­ды, об­ла­га­е­мые НД­ФЛ по став­ке 13%, и обя­за­тель­но — ли­цен­зия уч­реж­де­ния на пра­во осу­щест­влять об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность по ука­зан­ным в ней про­грам­мам обу­че­ния.

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ»

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 6, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333), приказываю:

1. Утвердить Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н «О внесении изменений в Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития 7 июля 2009 г. N 415н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879).

ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 19.12.94 N 286 (ред. от 09.12.99) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ «О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(в ред. — Приказа Минздрава РФ от 09.12.99 N 441)

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утверждаю:

1. Положение о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности (Приложение 1).

2. Инструкцию о порядке изготовления, заполнения и выдачи сертификатов специалиста (Приложение 2).

1. Начальникам управлений медицинской помощи населению (А.Н. Деменков), обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой (М.М. Саповский) разработать положения о враче — стажере и провизоре — стажере к 1 марта 1995 г.

2. Руководителям органов управления здравоохранением, субъектов, входящих в состав Российской Федерации, учебных и научных заведений, учреждений, предприятий, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения Российской Федерации обеспечить соблюдение порядка приема на врачебные и провизорские должности, должности среднего медицинского и фармацевтического персонала лиц, получивших специальную подготовку и звания в учебных заведениях в соответствии с Положением о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности.

3. Приказы Министерства здравоохранения СССР от 13 июля 1989 г. N 418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением 1 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 21 октября 1974 г. N 990″, приложение 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 21 октября 1974 г. N 990 и от 29 апреля 1981 г. N 460 «О порядке направления на стажировку врачей и их последующего допуска к врачебной деятельности» на территории Российской Федерации не применять.

Другие публикации:  Требования к хранению горючих жидкостей

4. Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой.

Министр
здравоохранения РФ
Э.А.НЕЧАЕВ

Приложение 1
к Приказу Министерства
здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
от 19.12.94 N 286

К занятию профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее медицинское и фармацевтическое образование и специальное звание (квалификацию) в Российской Федерации, имеющие диплом и сертификат специалиста, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, — также и лицензию.

Диплом — документ об уровне образования, специальности подготовки и квалификации, выдаваемый образовательным учреждением профессионального образования (высшие и средние медицинские и фармацевтические учебные заведения) различных организационно — правовых форм (государственные, муниципальные, негосударственные), имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную государственным органом управления образованием или по его поручению местным (муниципальным) органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.

Сертификат специалиста — это документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам.

Сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем определенного уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности.

Лицензия — документ государственного образца, выдаваемый лицензионными комиссиями, создаваемыми органами государственного управления субъекта Российской Федерации, и разрешающий специалисту (имеющему сертификат) с учетом его образования, полученных специальности и квалификации, последипломной подготовки, а также действующих Положений о специалистах осуществлять определенные виды профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности на конкретных должностях (Приложения 1, 2).

1.1. Сертификат специалиста выдают государственные медицинские (фармацевтические) образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие последипломную подготовку врачей, фармацевтических работников и специалистов со средним медицинским образованием по Государственным образовательным программам.

Сертификат специалиста действует на всей территории Российской Федерации и подтверждается каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования.

Специалист может иметь несколько сертификатов.

Сертификат специалиста выдается на основании документов, представленных в соответствии с Приложением 3, по специальностям, предусмотренным номенклатурой, утверждаемой Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

1.2. Сертификат специалиста могут выдавать также профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации на основании проверочного испытания, при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

1.3. Экзаменационная квалификационная комиссия создается при государственных медицинских и фармацевтических учебных заведениях, медицинских научно-исследовательских учреждениях, осуществляющих послевузовское или дополнительное профессиональное образование специалиста.

Аналогичные комиссии создаются при профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциациях.

В состав комиссии входят ведущие специалисты здравоохранения и медицинской науки, представители медицинских и фармацевтических ассоциаций. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается руководителем образовательного медицинского, научно-исследовательского учреждения или профессиональной медицинской или фармацевтической ассоциацией.

1.4. К квалификационному экзамену (проверочному испытанию) допускаются лица, прошедшие полный курс обучения в соответствии с программой послевузовского профессионального образования (докторантура, аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация, интернатура), а также лица со средним медицинским и фармацевтическим образованием, не работавшие по специальности более пяти лет и подтвердившие свою квалификацию в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения.

1.5. Лицам, успешно выдержавшим квалификационный экзамен или проверочное испытание, выдается сертификат специалиста установленного образца.

Не выдержавшим квалификационный экзамен (проверочное испытание) выдается справка (Приложение 5).

1.6. На основании полученного сертификата специалисту может выдаваться лицензия на определенный вид деятельности комиссиями по лицензированию в соответствии с порядком и условиями, установленными Правительством Российской Федерации.

1.7. Лица, не выдержавшие квалификационный экзамен (проверочное испытание), допускаются к профессиональной деятельности: врачи и провизоры — в должностях стажеров, а средние медицинские и фармацевтические работники — на соответствующих их базовому образованию должностях под руководством специалиста.

1.8. Порядок повторной сдачи экзамена на сертификат специалиста определяется экзаменационной квалификационной комиссией.

Решение экзаменационной квалификационной комиссии может быть обжаловано в соответствующих органах государственной власти и (или) в суде.

1.9. Лица, имеющие сертификат специалиста, срок подтверждения которого не истек, могут проходить усовершенствование по отдельным вопросам в пределах данной специальности с получением свидетельства установленного образца.

1.10. Документы, выданные специалистам образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, до 01.01.95 на основании послевузовского профессионального образования (докторантура, аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация, интернатура), имеют равную юридическую силу с сертификатом специалиста и являются основанием для выдачи лицензии на определенные виды медицинской или (и) фармацевтической деятельности.

2.1. О допуске к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности отдельными категориями специалистов

2.1.1. Лица, окончившие высшие медицинские и фармацевтические учебные заведения, могут получить разрешение (лицензию) на право заниматься определенными видами профессиональной деятельности после прохождения полного курса обучения в соответствии с программой послевузовского профессионального образования (докторантура, аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (первичная специализация — интернатура) и получения сертификата специалиста.

2.1.2. Лица, окончившие средние медицинские и фармацевтические учебные заведения, могут получить разрешение на осуществление профессиональной деятельности на основании диплома о профессиональном образовании и квалификации, а на занятие видами деятельности, требующими дополнительной подготовки, — после прохождения курсов специализации и получения сертификата специалиста.

2.1.3. Специалисты с высшим и средним специальным образованием, допущенные в ранее установленном порядке к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью и работавшие в учреждениях здравоохранения до издания настоящего Приказа соответственно на врачебных, провизорских должностях, должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, сохраняют право на занятие должностей тех же наименований при условии получения сертификата специалиста и лицензии.

2.1.4. Лица, не получившие специальной подготовки и званий в соответствующих средних медицинских и фармацевтических учебных заведениях и допущенные в ранее установленном порядке к работе в должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, сохраняют право на работу в должностях, занимаемых ими до издания настоящего Приказа.

Указанным лицам сертификат специалиста не выдается.

2.1.5. Лица, не завершившие высшего медицинского или фармацевтического образования и получившие справку установленного образца, могут заниматься профессиональной деятельностью под контролем специалиста в порядке, предусмотренном Приложением 4 к настоящему Приказу. На этих же условиях могут быть допущены к занятию профессиональной деятельностью студенты, окончившие 4 и более курсов высших медицинских или фармацевтических учебных заведений.

2.1.6. Преподаватели клинических дисциплин высших и средних учебных заведений и сотрудники научных организаций клинического профиля, выполняющие лечебно-диагностическую работу в образовательных и научно-исследовательских учреждениях, допускаются к медицинской деятельности в порядке, установленном настоящим Положением.

2.1.7. Медицинские и фармацевтические работники при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятия, учреждения и организации направляются на переподготовку руководителем учреждения здравоохранения или органом управления здравоохранением, а в случае высвобождения — также и службой занятости.

Невозможность выполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья подтверждается заключением учреждения медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения (в настоящее время — врачебно-трудовая экспертная комиссия).

При направлении на переподготовку учитывается предшествующее ей базовое образование.

2.1.8. Лица, получившие медицинскую или (и) фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (в том числе в странах СНГ), допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2.2. О допуске к практической (медицинской и фармацевтической) деятельности врачей, провизоров, средних медицинских работников и фармацевтов, не работавших по своей специальности более пяти лет

2.2.1. Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к профессиональной деятельности после дополнительной подготовки (переподготовки) и подтверждения сертификата специалиста или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

2.2.2. Направление специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием на дополнительную подготовку (переподготовку) в медицинские и фармацевтические образовательные и научные учреждения, осуществляющие последипломное образование, производится территориальными органами управления здравоохранением и аптечной службой по представлению руководителя учреждения (организации, предприятия).

Продолжительность дополнительной подготовки (переподготовки) в виде циклов общего усовершенствования определяется учебными планами и программами обучения в зависимости от специальности врача (провизора). На время дополнительной подготовки (переподготовки) специалист зачисляется на должность влача (провизора) — стажера в учреждение здравоохранения (аптечной службы). Время дополнительной подготовки (переподготовки) засчитывается в стаж работы по специальности и в стаж непрерывной работы.

Другие публикации:  Когда работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении

2.2.3. По окончании дополнительной подготовки (переподготовки) специалисты сдают экзамены по специальности экзаменационной квалификационной комиссии.

2.2.4. Специалистам, сдавшим экзамен, выдается (подтверждается) сертификат специалиста.

2.2.5. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной систем здравоохранения и аптечной службы, сдачи квалификационного экзамена в экзаменационной квалификационной комиссии и получения (подтверждения) сертификата специалиста. На время обучения средние медицинские и фармацевтические работники зачисляются в учреждения здравоохранения и аптечной службы на соответствующие их базовому образованию должности с обязательным испытательным сроком в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации.

2.2.6. Лицам, не выдержавшим экзамен, выдается соответствующая справка (Приложение 5). Врачи и провизоры могут работать на должностях врача (провизора) — стажера, а средние медицинские и фармацевтические работники — на должностях, соответствующих их базовому образованию.

2.2.7. Материальное обеспечение иногородних лиц, проходящих дополнительную подготовку (переподготовку), производится по нормам, предусмотренным для иногородних слушателей, направленных на курсы повышения квалификации с отрывом от работы, за счет средств направляющего учреждения.

Начальник Управления кадров
А.И.ТОРОПЦЕВ

Начальник Управления
учебных заведений
Н.Н.ВОЛОДИН

Приложение 1
к Положению о порядке допуска
к осуществлению профессиональной
(медицинской и фармацевтической)
деятельности

Аккредитация врачей

Описание: Группа создана в помощь выпускникам медицинских вузов и факультетов, а также практикующим специалистам.
На страницах будут обсуждаться все нюансы прохождения аккредитации специалистов, Показать полностью… последипломного медицинского образования для получения узкой специальности (ординатура, профессиональная переподготовка), повышения квалификации медицинских работников, а также кадровой политики в здравоохранении.

Квалификационные возможности врачей и провизоров и пути их изменения

«В ординатуру по каким специальностям я могу поступать после окончания медвуза?», «Какую профпереподготовку можно пройти после ординатуры (интернатуры) Показать полностью… по . » — эти вопросы очень часто задают как студенты-медики, так и практикующие специалисты, в том числе в группе «Аккредитация врачей».

Актуальность темы инициировала по-настоящему титаническую работу по переработке приказа №707н Минздрава (в действующей редакции) с целью представить его содержание в наглядной и доступной форме.

Результат в прикрепленном файле. Документ имеет содержание, где указаны соответствующие базовому образованию (специалитет) специальности ординатуры (многие успели получить их через интернатуру). Кликнув по «узкой» специальности, вы перейдете к фрагменту, содержащему список возможных должностей, а также перечень специальностей, по которым можно пройти профпереподготовку уже на базе ординатуры (интернатуры).

Минздрав России обновит номенклатуру должностей и квалификационные требования к специалистам медицинского и фармацевтического профилей

В рамках формирования новых подходов к обучению медицинских и фармацевтических работников Показать полностью… Минздравом России разработаны и подготовлены к общественному обсуждению проекты приказов «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (которым, как предполагается, будет отменен приказ Минздрава России от 7 октября 2015 года № 700н), «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» и «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки».

Новая номенклатура должностей дополнена разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр» в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой; введен ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации (эрготерапевт, кинезотерапевт, медицинский психолог), а также должность «врач-ординатор».
Предусмотренная проектом приказа градация специальностей направлена на обеспечение медицинских и фармацевтических работников широким спектром образовательных траекторий, при котором каждый из специалистов получит право на изменение специальности в соответствии со своими предпочтениями, а также позволит им в сокращенные сроки получить право замещать должности медицинских и фармацевтических работников через профессиональную переподготовку с учетом кадровых потребностей регионального здравоохранения. Исключение специальностей из номенклатуры не предусматривается, вместе с тем вводится новая специальность «Физическая и реабилитационная медицина», отнесенная к группе базовых.

Актуализация Квалификационных требований связана с необходимостью уточнения ряда требований к квалификации врачей и провизоров, которые были дополнены профессиональным сообществом при разработке отраслевых профессиональных стандартов.
Источник: Минздрав России

Укомплектованность медиками поликлиник будут спасать нацпроектом

Количество врачей в подразделениях, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, снижается в России с 2016 года и, по последним данным, Показать полностью… составило 79% от необходимого при 85,9% еще три года назад. Власти рассчитывают, что вернуться к этим показателям удастся лишь к 2021 году благодаря реализации нацпроекта «Здравоохранение», который призван преодолеть застарелый кадровый дефицит в отрасли.

На протяжении последних двух лет укомплектованность медорганизаций врачами снижается — еще три года назад, в 2016 году, она была заметно выше, следует из данных нацпроекта «Здравоохранение». Укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в 2017 году составляла 79,7%, а в 2018 году, который является базовым для нацпроекта,— 79%, тогда как в июле 2017 года Минздрав сообщал, что укомплектованность поликлиник врачами в 2016 году составляла 85,9%. Отметим, что в 2014–2015 годах дефицит врачей участковой службы уже оценивался Высшей школой экономики в 25–30%, а нагрузка на них на местах вдвое превышала штатную.

Исправить положение власти рассчитывают за счет федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (один из восьми федеральных проектов, входящих в состав национального).

В 2019 году степень заполнения штатных мест в клиниках должна вырасти до 81%, в 2021 году — до 86%, к 2024 году — до 95%, следует из данных нацпроекта.

При этом в первичном звене (оказание первичной медико-санитарной помощи участковыми терапевтами, участковыми педиатрами, врачами общей практики) дефицит врачей должен быть к 2024 году устранен почти полностью — власти намерены поднять укомплектованность до 99%, при том, что 2017 году она составляла 78,8%.

По планам Белого дома, численность врачей за шесть лет заметно вырастет: в 2017 году она составляла 548 тыс. человек. К 2021 году она должна вырасти на 4,3%, до 572 тыс. человек, а в 2024 году по отношению к 2017 году — на 9,4%, до почти 600 тыс. Численность медработников среднего звена составляла в 2017 году 1,26 млн, а к 2024 году должна вырасти на 9,4%, до 1,38 млн. Минздрав в последние годы развивает систему целевой подготовки медицинских специалистов. Так, согласно данным нацпроекта, число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медработников должно вырасти в 17 раз — со 109 тыс. человек на 2017 год до 1,8 млн человек к 2024 году. При этом доля специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, вырастет за шесть лет в 55 раз — с 2,1% до 114%.

Что касается доходов врачей, то по итогам девяти месяцев 2018 года, по данным Минздрава, средняя зарплата у врачей составила 73,6 тыс. руб., среднего медперсонала — 36,4 тыс. руб. и младшего медперсонала — 33, 5 тыс. руб. при средней зарплате по России за девять месяцев 42,3 тыс. руб., по данным Росстата.
Источник: Коммерсантъ