Блог

Требования к аукциону на строительство

Оглавление:

В разделе Регулирование контрактной системы в сфере закупок пополнен подраздел «Вопрос-ответ»

Вопрос: Заказчик планирует провести электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ на проведение строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн. рублей. Обязан ли заказчик устанавливать дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99?

Ответ: В соответствии с частью 2 и частью 4 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны предусматривать дополнительные требования к участникам закупок при проведении электронных аукционов, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99, если объектом закупки выступают строительные работы и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. руб., участники электронного аукциона должны обладать опытом выполнения соответствующих строительных работ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик обязан установить требование, предусмотренное пунктом 2 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99. Аналогичной позиции придерживаются также контрольные органы (см. решение УФАС России по Республике Дагестан от 27.04.2015 № 304А-2015 по закупке № 0803200013715000007, решение УФАС России по г. Москве от 23.04.2015 по делу № 2-57-3335/77-15 по закупке № 0373200641615000011, решение Санкт-Петербургского УФАС России от 23.04.2015 по делу № 44-1204/15 по закупке № 0172200002715000068).

Вопрос: При участии в электронном аукционе на строительство медицинского корпуса с начальной (максимальной) ценой свыше 10 млн. рублей участник закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 может подтвердить наличие у него опыта выполнения соответствующих работ только в отношении медицинских объектов капитального строительства либо любых объектов капитального строительства, в том числе мостов, линейных объектов и т.д.?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 в отношении дополнительного требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих работ к слову «соответствующих» дано примечание о том, что соответствующими признаются любые работы, выполненные в рамках одной группы

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 выделено две такие группы:

– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Следовательно, участник закупки вправе предоставить в составе заявки документы, подтверждающие опыт выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту любого объекта капитального строительства.

Вопрос: Победитель электронного аукциона снизил цену на 30%. В качестве информации, подтверждающей его добросовестность, победитель представил заказчику скриншоты личного кабинета поставщика на электронной площадке, на которой были заключены контракты. Как должен поступить в данной ситуации заказчик, учитывая, что данные скриншоты не являются информацией из реестра контрактов?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником контрактов без применения неустоек (штрафов, пеней). При этом в статье 37 Федерального закона № 44-ФЗ не определен конкретный перечень документов, которые должны подтверждать добросовестность участника. В данном случае по информации, содержащейся в представленных скриншотах личного кабинета поставщика на электронной площадке, заказчик должен проверить в реестре контрактов информацию о наличии исполненных контрактов без применения неустоек (штрафов, пеней) и о соответствии указанных контрактов требованиям, установленным в части 3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ. И только в случае признания комиссией заказчика представленной информации о добросовестности победителя электронного аукциона недостоверной (например, сведения о контрактах отсутствуют в реестре контрактов, контракты не исполнены, не соответствуют части 3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ) контракт с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения контракта. В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ решение комиссии заказчика о признании информации недостоверной оформляется протоколом, который размещается в ЕИС и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Вопрос: Государственному бюджетному учреждению (ГБУ), осуществляющему закупки по Федеральному закону № 44-ФЗ, необходимо заключить договор энергоснабжения в соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. При этом в договоре предполагается 3 стороны – заказчик (ГБУ, будущий собственник здания), поставщик электроэнергии и плательщик (генеральный подрядчик по строительству данного здания). Правомерно ли с точки зрения Федерального закона № 44-ФЗ заключить такой договор, где заказчик не является плательщиком?

Ответ: Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации не происходит расходования средств бюджетного учреждения, кроме того, до сдачи объекта строительства электроэнергия потребляется не заказчиком, поскольку здание не передано ему во владение и пользование, а лицом, осуществляющим строительство. С учетом изложенного, представляется, что с точки зрения Федерального закона № 44-ФЗ заключение подобного договора вообще не следует считать закупкой, поскольку заказчик является стороной по договору только номинально и не несет расходов, связанных с его исполнением. Кроме того, данный договор невозможно корректно отразить в реестре контрактов в части источников финансирования, а также в части сведений об исполнении контракта.

Вопрос: Заказчик планирует провести закупку костюмов для работников кухни (код ОКПД 18.21.21.111 – комплекты и костюмы женские, производственные и профессиональные, из хлопчатобумажных тканей). Этот код включен в постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но при этом в наименовании вида медицинских изделий указано: одежда медицинская. Должен ли заказчик в данном случае устанавливать ограничение допуска иностранных товаров?

Ответ: Нет, не должен, поскольку костюмы для работников кухни не являются медицинскими изделиями. В целом в отношении товаров, на которые распространяется постановление Правительства Российской Федерации № 102, следует отметить следующее. В перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска, указаны медицинские изделия, классифицированные по кодам ОКПД (ОК 034-2007). При этом в названном перечне имеется специальная оговорка о том, что при применении постановления Правительства Российской Федерации № 102 следует руководствоваться как кодом ОКПД, так и указанным в перечне наименованием вида медицинского изделия указанного кода. Данная оговорка означает, что ограничения применяются не ко всем товарам, относящимся к кодам ОКПД, указанным в перечне, а только к видам медицинских изделий, прямо в нем поименованным.

Например, в отношении кода 18.21.21.111 «Комплекты и костюмы женские, производственные и профессиональные, из хлопчатобумажных тканей» ограничения устанавливаются только в случае, если закупается одежда медицинская. При закупке иных костюмов, в том числе для работников кухни, ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 102 не устанавливаются.

Вопрос: Если часть работ в рамках заключенного контракта надлежащим образом выполнена и исполнение обязательств принято заказчиком без замечаний, что подтверждается соответствующими документами, вправе ли заказчик вернуть подрядчику на основании его письменного требования часть суммы обеспечения исполнения контракта, пропорциональную размеру выполненных обязательств?

Ответ: Механизм реализации положений, указанных в вопросе, Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрен. В связи с этим, если порядок возврата части суммы обеспечения не согласован в тексте контракта, необходимо учитывать положения ГК РФ, на которых, в частности, основывается законодательство о контрактной системе в сфере закупок (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 44-ФЗ). С одной стороны, ни глава 23 ГК РФ, ни положения Федерального закона № 44-ФЗ прямо не предусматривают права подрядчика требовать поэтапного возврата ему имущества, предоставленного им в качестве обеспечения исполнения обязательства, по мере выполнения этого обязательства. Вместе с тем Федеральным законом № 44-ФЗ не запрещено включать подобное условие в соглашение об обеспечении исполнения обязательства. С другой стороны, норма части 7 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ предоставляет подрядчику право требовать от заказчика возврата всей ранее внесенной на счет заказчика суммы обеспечения исполнения контракта взамен нового обеспечения.

Другие публикации:  Пенсия работающих пенсионеров с 1 апреля 2019 года

Очевидно, что последствия полной замены большей суммы обеспечения на меньшую и последствия поэтапного (по мере исполнения предусмотренных контрактом обязательств) возврата подрядчику суммы обеспечения фактически одинаковы. Поэтому полагаем, что соглашением между заказчиком и подрядчиком может быть предусмотрен способ поэтапного возврата суммы обеспечения.

Таким образом, если часть работ в рамках заключенного контракта выполнена подрядчиком надлежащим образом и исполнение принято заказчиком без замечаний, что подтверждается соответствующими документами, то часть суммы обеспечения исполнения контракта, пропорциональная размеру выполненных обязательств, может быть возвращена заказчиком подрядчику по требованию последнего.

Когда можно установить дополнительное требование к участникам

Общие положения

Все требования к участникам закупки основные и дополнительные указаны в ст. 31 44-ФЗ.

Дополнительные — это условие допуска поставщика к торгам, устанавливаемое в целях выявления наиболее квалифицированного исполнителя при проведении заказов специализированного характера.

Для доптребований существуют два обязательных условия:

1. Способ определения поставщика: конкурс с ограниченным участием (в т.ч. закрытый), двухэтапный конкурс (в т.ч. закрытый), электронный аукцион. Не могут устанавливаться дополнительные требования к участникам при проведении других процедур.

2. Наименование предмета заказа должно быть включено в перечень, установленный Постановлением от 04.02.2015 №99.

Когда устанавливаются дополнительные требования

Установлены следующие случаи (Постановление от 04.02.2015 №99 ):

1. Работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрация музейных, особо ценных и редких документов, а также работы, услуги, где необходим допуск подрядчиков к учетным базам данных вышеуказанных объектов.
2. Работы строительные (кроме буровых и разведочных работ), если начальная цена более 10 млн. руб.
3. Воинские морские и речные перевозки.
4. Техническое обслуживание, ремонт железнодорожного подвижного состава Вооруженных сил РФ и подведомственных Минобороны организаций.
5. Специализированные закупки, имеющие технически сложный, инновационный, высокотехнологичный характер (к примеру, изготовление оборудования для объектов атомной энергетики, строительство особо опасных, уникальных объектов, если цена для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн. рублей и др. согласно Приложению № 2 Постановления № 99).

Какими документами подтвердить

Заказчику нет необходимости разрабатывать собственные доптребования. Постановление Правительства от 04.02.2015 №99 содержит не только исчерпывающий перечень случаев их установления, но и наименование требования, а также список документов, которыми участники торгов подтверждают свое соответствие.

Дополнительные требования можно разделить на следующие основные группы:

  1. Аналогичный предмету закупки опыт работы. Заказчик должен установить условие о предоставлении поставщиком в составе заявки копий контрактов, актов (в отдельных случаях разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства).
  2. Имущество и оборудование, необходимое для исполнения договора. В подтверждение соответствие поставщик может предоставить как официальные документы органов власти (выписка из реестра прав на недвижимое имущество), документы учета (инвентарные карточки формы ОС-6), договора сделок, так и вправе предоставить оформленный в свободной форме акт (справка, письмо, перечень оборудования с указанием производственных мощностей). Особенностью некоторых заказов является предоставление специальных документов, таких как свидетельства на судно, о праве плавания под Государственным флагом РФ или иного государства, право на оформление уведомления на выполнение ремонта вагонов и др.
  3. Квалифицированные специалисты. Устанавливается требование о предоставлении справки о наличии штата специалистов, имеющих специальное образование и опыт работы, предоставление копий трудовых книжек, дипломов.
  4. Финансовые ресурсы для исполнения контракта и деловая репутация. На сегодняшний день Правительство не установило таких доптребований при проведении торгов.

Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, рассматриваются на первом этапе двухэтапного конкурса, при проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием, и при рассмотрении вторых частей заявок в случае закупки способом электронного аукциона.

Антимонопольная служба по-разному видит нарушения в аукционах на ремонт дорог в Петербурге

ФАС России дважды заставила петербургскую Дирекцию транспортного строительства поменять условия в аукционах на строительство и ремонт дорог. В то же время в двух аукционах с идентичными требованиями в документации УФАС по Петербургу никаких нарушений не нашло.

В первой половине марта Санкт-Петербургское государственное учреждение «Дирекция транспортного строительства»(СПб ГКУ «ДТС») попало под серьезное давление со стороны ФАС России: антимонопольщики нашли два нарушения в аукционах, которые проводит ДТС, и в ближайшем будущем, скорее всего, найдут еще одно.

Федеральной антимонопольной службе не понравилось, что петербургские дорожники ограничили количество возможных участников аукциона, слишком детально прописав требования к материалам, которые должны использоваться в ремонте дорог.

Первым под удар попал аукцион на подключение «Лахта центра» к петербургской сети дорог. На этих торгах будущие подрядчики борются за контракт стоимостью до 1,47 млрд рублей за право сооружения окаймляющих деловой квартал улиц. Антимонопольный орган обнаружил в аукционной документации слишком детальное описание арматуры, которое сразу же сокращает количество возможных участников. ФАС предписала ДТС отказаться от избыточных требований и не учитывать их при принятии решении и выставлении оценок подрядчикам.

ФАС России не понравился и другой аукцион, который проводит ДТС: служба разыгрывает ремонт дорог в северо-восточных административных районах Петербурга за 1 млрд рублей с нарушениями. Здесь дорожники прокололись, когда чересчур подробно описали песок и глину, которые должны использоваться при ремонте. Так же, как и в случае с аукционом на подключение «Лахты», антимонопольщики дали ДТС указание отказаться от чрезмерной строгости при выборе подрядчика.

В поле зрения ФАС аукционы Дирекции транспортного строительства попали после жалоб активиста Общероссийского народного фронта Александра Кулакова.

«В своей жалобе на действия ДТС я также обратил внимание ФАС на то, что контракты слишком крупные. Нужно разделить предмет торгов на меньшие лоты, как этого требует указ президента №618, но ФАС почему-то мои доводы не оценила. Хотя, например, в северо-восточных административных районах Петербурга заказчик в лице ДТС объединил в один контракт ремонт не связанных между собой дорог в трех разных районах города, тем самым увеличив и стоимость работ, и их сложность, что впоследствии опять ведет к ограничению возможного количества участников закупки», — рассказал Александр Кулаков.

Еще на три аукциона от ДТС жалобы активиста находятся в стадии рассмотрения. Дирекция транспортного строительства сейчас разыгрывает ремонт дорог в юго-западных районах города за 730 млн рублей, юго-восточных — за 900 млн рублей и северо-западных — за 1 млрд рублей.

Первые две жалобы сегодня признало необоснованными петербургское УФАС, несмотря на то что коллеги из центрального управления антимонопольной службы по идентичным вопросам приняли противоположное решение.

«Иногда бывает, что мнения центрального аппарата ФАС и территориального органа, которым является Санкт-Петербургское УФАС, по, казалось бы, похожим вопросам расходятся. Если рассматривать этот конкретный случай с ДТС, то жалобы действительно идентичны, но закупки разные, а дьявол, как известно, кроется в деталях. Поэтому надо дождаться решения нашего управления в полном объеме, чтобы пояснить разницу в решениях, — отвечают в пресс-службе УФАС по Санкт-Петербургу. — Отдельно хочется отметить, что заявитель — физическое лицо, — уведомленный надлежащим образом, на заседание не явился. Нам этот гражданин хорошо знаком по переписке. В 2017 и 2018 годах он подал в наше управление десятки жалоб. Мы предполагаем, что это так называемый профессиональный жалобщик; тем более что, судя по представленным документам, он не сможет выполнить те работы, торги на которые проводит ДТС».

В петербургском отделении не смогли объяснить, почему одинаковые случаи местная комиссия антимонопольщиков и комиссия центрального управления оценивают по-разному. Александр Кулаков рассказал, что такие случаи уже бывали и тогда суд встал на сторону головного офиса ФАС. Он считает, что причина принятия таких решений в сращивании руководства УФАС региона с местной администрацией, что приводит к принятию незаконных решений в интересах заказчиков, контролируемых руководством региональных администраций.

«Нам нужна ротация руководящего состава УФАС хотя бы раз в 3 года, а также более жесткий контроль деятельности антимонопольной службы со стороны УФСБ и прокуратуры, чего в настоящее время вообще не делается в силу пробела в законодательстве, банальной неграмотности и отсутствия критериев оценки деятельности по предупреждению правонарушений в сфере закупок. Что касается «профессионального жалобщика», то могу сказать: если в УФАС перепутали свои должностные обязанности и не считают помощью помощь активистов путинского Общероссийского народного фронта в борьбе с нарушением закупочного и антимонопольного законодательства, в том числе с нарушениями указа президента РФ от 21 декабря 2017 года №618 о развитии конкуренции, то им пора менять место работы», — добавил Кулаков.

Другие публикации:  Договор на кошку

Претензии активиста к аукционной документации на ремонтные работы в северо-западных районах Петербурга из-за большей начальной стоимости будет рассматривать центральный аппарат ФАС, и несложно догадаться, что он, скорее всего, не будет противоречить сам себе и вынесет такое же решение, как и по аукциону на ремонт дорог в северо-восточных районах города.

В теории ДТС может обжаловать решения антимонопольщиков, однако в службе предпочли сохранить интригу и отказались комментировать свои планы.

Утверждены дополнительные требования к участникам госзакупок

Закон о контрактной системе предъявляет к участнику госзакупок восемь основных требований, которым он обязан соответствовать, если хочет стать поставщиком. Эти требования прямо перечислены в законе № 44-ФЗ. Но в определенных случаях к участникам закупки предъявляются дополнительные, более жесткие требования.

4 февраля постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных товаров, работ, услуг.

Если товары, работы или услуги (ТРУ) относятся к технически или технологически сложным, а также инновационным, высокотехнологичным или специализированным, то выполнить такой госзаказ могут только поставщики, подрядчики или исполнители, имеющие необходимый уровень квалификации. При этом они должны иметь документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

В перечне приводятся 6 случаев:

  1. Выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии
  2. Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации
  3. Выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии
  4. Выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса
  5. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, в случае если НМЦК для государственных нужд превышает 150 млн. руб. и НМЦК для муниципальных нужд превышает 50 млн. руб.
  6. Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если НМЦК превышает 500 000 руб.

При проведении открытого аукциона, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием и закрытого двухэтапного конкурса заказчик обязан прописать дополнительные требования в конкурсной или аукционной документации, если предметом закупки являются:

  1. Работы по сохранению объектов культурного наследия, по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и т п.
  2. Строительные работы, включенные в код 45 ОКПД ОК 034-2007 (кроме разведочных буровых работ), если НМЦК превышает 10 млн. руб.
  3. Оказание транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок.

В постановлении № 99 определен перечень документов, которыми участник может подтвердить свое соответствие установленным требованиям.

При выполнении строительных работ (НМЦК превышает 10 млн. руб.) достаточно копий документов, например, исполненного контракта и акта выполненных работ. А вот при оказании транспортных услуг, связанных с воинскими морскими перевозками — нужно предоставить оригиналы, например, свидетельство о соответствии судна, перевозящего опасные грузы, специальным требованиям.

Обратите внимание, что постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 объединяет в себе положения некоторых НПА, на основании которых ранее заказчики могли предъявить дополнительные требования к участникам в отдельных закупках. Например, постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089, от 28.12.2006 № 813 теперь утрачивают силу.

Дополнительные требования к участникам закупок отдельных товаров, работ, услуг вступают в силу уже 17 февраля 2015 г.

Подготовка требований к материалам для электронного аукциона по 44 ФЗ. Инструкция для Заказчика.

Центр содействия предпринимательству осуществляет подготовку требований к применяемым материалам и товарам со стороны Заказчика для аукционной документации с последующей проверкой форм 2 участников торгов.

Стоимость разработки требований к материалам от 5000 рублей.

Для чего Заказчику предъявлять требования к применяемым товарам и материалам?

Для того чтобы обезопасить себя от использования некачественных товаров и материалов, без соответствующих документов, паспортов качества, сертификатов.

На основании Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

п. 3 ч. 3 ст. 66 первая часть заявки должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Как составить требования к товарам без нарушения действующего законодательства и максимально точно отобразить запрашиваемые функциональные и технические характеристики?

  1. Необходимо определить все используемые материалы при исполнении работ. Сделать это можно, выпустив ресурсную ведомость из сметной программы, в которой была посчитана конкретная смета для ремонта, строительства, благоустройства или прокладки любых инженерных сетей. Аналогично можно определить необходимый для поставки товар.
  2. На каждый материал или товар сегодня есть ГОСТ или ТУ. В данных документах отображены максимальные и минимальные показатели всех функциональных характеристик запрашиваемого материала. Выбрав потребные характеристики, которые влияют на качество исполнения работ, вы отображаете это в требованиях к материалам, виде предлагаемых максимальных и минимальных значений тех или иных характеристик. Количество запрашиваемых Вами характеристик должно точно отображать требования к материалам и не ограничивать конкуренцию между производителями товаров. Требования не должны указывать на конкретный материал или товар. В противном случае, участник, который хотел предложить Вам товар аналог со схожими по функциональным характеристиками может обратится в ФАС с целью привлечь Вас к ответственности за ограничение конкуренции.
  3. При составлении требований к функциональным и техническим характеристикам товаров вы должны пользоваться общепринятыми правилами русского языка и отражать все нюансы в инструкции по заполнению первой(обязательный документ), таким образом, чтобы участники могли точно понять ваши требования. При любых двояких толкованиях вы навлекаете на себя риск жалобы в ФАС, а это может привести к затягивания сроков электронного аукциона и следовательно проведению работ. К тому же при нечеткой инструкции придется постоянно отвечать на запросы и так же, после внесения изменений сдвигать сроки проведения госзакупки. Четкая, понятная и выверенная до единого слова, знака препинания, символа инструкция позволит в отведенные сроки провести закупку с минимальными усилиями от вас.

Если же цель усложнить и запутать участника то, в этом случае рекомендуем более подробно запрашивать характеристики товаров, что увеличит объем работ по подготовке первой части заявки, а при четкой инструкции и без изменения по ходу процедуры госзакупки сократит время и неизбежно приведет к неточностям. Наши специалисты всегда очень точно находят подобные несоответствия при заполнении на скорую руку.

Пример требований к функциональным и техническим характеристиками товаров.

Материал — Кирпич керамический одинарный

Должен соответствовать ГОСТ 530-2012. Размер 250Х120Х65мм. Полнотелый или пустотелый. Поверхность граней изделий плоская, ребра – прямолинейные. Марка по прочности должна быть 100.Марка по морозостойкости не менее F50. Класс средней плотности должен быть 1,0-1,4.Водопоглащение не должно быть менее 6%. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) не должна быть более 370 Бк/кг. Группа по теплотехническим характеристикам должна быть: условно-эффективная, эффективная или повышенной эффективности. Средняя плотность, кг/м3, не более 1400. Предел прочности при сжатии, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 10,0. Предел прочности при изгибе, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 1,6. Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии. Вт/(мС) должен быть выше 0,20 до 0,46.

Инструкцию, как заполнять участнику Ваши требования можете взять на нашем сайте в разделе «Полезно знать» или написать самостоятельно. При написании инструкции самостоятельно, очень важно четко ей соответствовать самому при написании требований, дабы избежать дополнительных запросов и разъяснений относительно требований.

Что значит избыточные требования к товарам и материалам?

Многие участники, испытывая трудности при заполнении формы 2, жалуются на избыточные требования со стороны Заказчика, поэтому очень важно запрашивать только те характеристики, которые действительно обоснованны и регламентированы ГОСТ. В этом случае контролирующий орган всегда будет на стороне аукционной комиссии.

Закон не содержит такого понятия, как избыточные требования к используемому при выполнении работ товару.

Другие публикации:  Замена прав на новые госпошлина

ст. 33 «Правила описания объекта закупки» должно носить объективный характер. «В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) ………».

Все требования к материалам или товарам со стороны Заказчика, которые прописаны в нормативно-технической документации обоснованны и должны соблюдаться участниками заказа, а следовательно не могут вести к ограничению конкуренции. Этот факт уже неоднократно подтвержден в решениях ФАС и подобные жалобы, как правило, всегда признаются необоснованными, за исключением случаев грубых нарушений.

Заказывайте подготовку требований к техническим и функциональным характеристикам товаров у нас. Наши специалисты готовят требования к товарам и материалам в строгом соответствии с ГОСТ, СНиП и другими нормативными документами. При проверке первых частей участников мы не пропустим ни одной ошибки и неточности и отклоним с аукциона ваших конкурентов. Понижения на электронных аукционах, подготовленных нашей компанией 0,5% от начальной цены контракта. Гарантия качества предоставляемых услуг- 100%.

Работаем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказать услугу Вы можете, обратившись по телефонам компании или написав письмо на электронную почту.

Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция

Выбор способа определения поставщика

Госзакупки в строительстве проводятся с использованием всех возможных конкурентных способов, описываемых в статье 24 № 44-ФЗ, а также посредством заключения контракта с единственным поставщиком (ст. 93 44 ФЗ).

Если объект закупки — конкретный вид строительных работ по коду ОКПД2 41.2, 42 и 43 (за исключением кода 43.13) — входит в аукционный перечень, установленный ПП РФ № 471-р от 21.03.2016, то заказчик должен проводить электронные аукционы по 44-ФЗ (ч. 2 ст. 59).

Однако не стоит забывать о том, что в аукционном перечне присутствует целый ряд исключений, к которым относится строительство или капремонт:

  • особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
  • искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В соответствии со ст. 48-55 44-ФЗ, заказчик может проводить закупочные процедуры по строительным работам, используя открытый конкурс. Ограничения на проведение открытого конкурса устанавливаются в ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84, 93 ФЗ № 44.

Для того чтобы тендеры (госзакупки строительства) можно было оформить в виде открытого аукциона, необходимо выполнить следующее условие: предмет заказа не должен быть в реестре особо опасных и технически сложных объектов (ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ).

В случае если объект закупки входит в перечень, установленный ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, то должен проводиться конкурс с ограниченным участием. Если же в закупочной документации содержатся сведения о государственной тайне, то проводится закрытый конкурс (ст. 48-55, 85 № 44-ФЗ).

Определение НМЦК контракта

НМЦ на заказы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов определяется в соответствии с методами, установленными действующим законодательством (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ).

Преимуществом пользуется проектно-сметный метод определения НМЦК. Он применяется в следующих случаях:

  • стройка, реконструкция, капитальный ремонт, проводимые согласно разработанной и проверенной ПСД;
  • выполнение работ по сохранению культурного наследия страны;
  • осуществление госзакупки строительства, ремонта зданий, сооружений или помещений.

Установление требований к участникам закупки по 44-ФЗ

Единые требования к участникам тендера устанавливаются согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Такие работы могут быть сопряжены со специализированной деятельностью подрядчика, поэтому заказчику может потребоваться разрешительная документация — допуск СРО или же специальная лицензия. Для некоторых видов может потребоваться лицензия от МЧС, например, при тендере на монтаж средств обеспечения пожарной сигнализации. Организация-заказчик имеет право установить данное требование в закупочной документации, так как предметом закупки являются строительные работы, для проведения которых необходима данная лицензия (письмо Минэкономразвития России № Д28и-290 от 20.02.2015). С 01.07.2017 свидетельства СРО отменены, подтвердительной документацией служит выписка из реестра членов СРО, действительная в течение 1 месяца.

В закупочной документации на капитальное строительство по 44-ФЗ также устанавливаются и дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ). Они фиксируются для подтверждения финансовых возможностей подрядчика, наличия оборудования, необходимого для выполнения строительных работ, практического опыта в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также наличия квалифицированных специалистов в подрядной организации.

Если закупаются работы, включенные в коды ОКПД2 41.2, 42, 43 (за исключением 43.13), НМЦ которых превышает 10 млн руб., в электронном аукционе отмечается специальное дополнительное требование о необходимости наличия опыта в данных видах деятельности (не менее трех лет до момента подачи заявки на участие в тендере). Стоимостная величина предыдущих контрактов не должна быть менее 20 % от НМЦК, установленной закупочной документацией (п. 2 приложения № 1 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).

Требования к участникам по 223-ФЗ

Так как с 01.07.2017 допуск СРО больше не требуется, согласно п. 10 ст. 4 223-ФЗ, в закупочной документации необходимо указывать информацию, которая установлена положением о закупке организации-заказчика. Среди единых требований отмечаются обязательные условия о подтверждающей документации либо лицензии (при необходимости) в заявке подрядчика. Подтверждающим документом будет являться выписка из реестра членов саморегулируемых организаций сроком действия в один месяц с даты выдачи.

Дополнительные требования также могут быть расширены и установлены в соответствии с положением о закупочной деятельности организации.

Закупочная документация

Обязательно в составе ЗД должна присутствовать проектно-сметная документация, так как вся строительная и ремонтная деятельность осуществляется на основании ПСД. Все сметные документы размещаются в полном объеме. Если в документах заказа размещен полный комплект ПСД, то рабочую документацию, подготовленную на основе сметного расчета, можно не публиковать. Организация-заказчик обязана разместить ЗД с приложениями в корректном для чтения формате.

Объединение лотов

Соединение нескольких лотов строительных работ в единый возможно только в том случае, если данные строительные услуги технологически и функционально связаны со строительством и если данное соединение не ведет к непосредственному ограничению конкуренции. При этом заказчик должен грамотно обосновать такое объединение, иначе это будет являться серьезным нарушением.

На основании п. 16.1 ст. 34 44-ФЗ, организация-заказчик имеет право заключать госконтракты на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. В проекте ПП РФ, утверждающем регламент заключения таких контрактов, указано, что заключение объединенных контрактов предусматривается, если:

  • деятельность по проектированию и строительству ведется с применением эффективной с экономической точки зрения ПСД;
  • указанные работы выполняются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, в том числе и целевыми.

Особенные контракты

Ст. 110.2 44-ФЗ устанавливает ряд особенностей при заключении и исполнении госконтрактов на строительство:

  • в контрактах на изыскательские и проектные работы в обязательном порядке включается условие о принадлежности исключительных прав на результат работ РФ (конкретному субъекту страны);
  • Правительство РФ может устанавливать для подрядчика тип деятельности и ее объем, которые исполнитель должен выполнить самостоятельно;
  • фактическим результатом контрактов на проектные и изыскательские работы является ПСД или инженерная документация, а контрактов на строительство и реконструкцию объектов — возведенный или отремонтированный (реконструированный) объект строительства;
  • в госконтракте на строительные работы необходимо вносить условие о поэтапной оплате, объемные показатели которых детерминируются на основании ст. 743 ГК РФ, а сама оплата производится на основании графика выполненных работ и в размере, установленном контрактными отношениями;
  • графики разрабатываются в соответствии с методикой, определяемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • после сдачи и приемки результатов выполненных строительных работ и подписания соответствующих актов заказчику необходимо отправить документы на получение заключения строительного надзора в течение 10 рабочих дней;
  • после получения заключения от органа строительного надзора заказчик должен направить полученную документацию в уполномоченные органы для введения объекта строительства в эксплуатацию в течение 10 рабочих дней.