Блог

Мастер делового администрирования требования

Мастер делового администрирования (MBA)

Информация для всех форм обучения

Высшая школа бизнеса – факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Сегодня ВШБ – это три основные программы («Бакалавр», «Магистр», «MBA»), более 500 студентов и почти 1000 выпускников. Для руководителей высшего звена, начиная с 2007 года, существует программа Executive МВА, которая учит не отдельным дисциплинам, а тому, как вести бизнес, чтобы добиваться успеха для компании в целом. Таким образом, в ВШБ МГУ выстроена система непрерывного обучения.

Тесное сотрудничество с ведущими российскими и международными компаниями дает уникальную возможность студентам всех программ уже в процессе обучения получить опыт решения реальных практических задач бизнеса, а после окончания Высшей школы бизнеса МГУ добиться быстрого профессионального роста.

Высшая школа бизнеса МГУ — единственная российская бизнес-школа, вошедшая в списки топ-100 бизнес-школ мира и топ-40 бизнес-школ Европы. Также ВШБ МГУ заняла первое место в рейтинге бизнес-школ журнала «Секрет фирмы».

Основная цель Высшей школы бизнеса МГУ – обучать и готовить студентов к профессиональной карьере менеджера и успеху в бизнесе.

Высшая школа бизнеса МГУ реализует деятельность по следующим основным направлениям:

  • Проведение программы «Мастер делового администрирования (MBA)».
  • Проведение программы Executive MBA.
  • Проведение программ высшего профессионального образования с присвоением квалификаций «Бакалавр» и «Магистр».
  • Проведение краткосрочных и среднесрочных учебных программ для менеджеров российских и иностранных компаний.
  • Проведение теоретических и прикладных научных исследований.
  • Проведение программ международного сотрудничества в области бизнес-образования.
  • Проведение учебных программ для школьников средних школ.

Высшая школа бизнеса МГУ, являясь факультетом Московского университета, выдает дипломы государственного образца с присвоением соответствующей квалификации.

Отличительной особенностью Высшей школы бизнеса МГУ является то, что к проведению учебного процесса привлекаются не только лучшие профессора и преподаватели Московского университета и других ведущих вузов, но и представители деловых структур, добившиеся заметного успеха в бизнесе.

Еще одной важной особенностью Высшей школы бизнеса МГУ является подготовка студентов к работе в условиях глобального мира. Студенты традиционно проходят стажировки в Японии и США, участвуют в ознакомительных визитах и программах студенческого обмена, организуемых зарубежными бизнес-школами — партнерами ВШБ.

Миссия и цель программы «МВА»

Цель: формирование профессиональных менеджеров, обладающих современными знаниями, навыками и умениями в области бизнеса, способных эффективно управлять компаниями на конкурентных рынках.

Обучаясь на программе МВА, студенты:

  • осваивают базовые экономические и управленческие дисциплины;
  • изучают глобальную среду бизнеса;
  • вырабатывают умение принимать стратегические решения;
  • изучают процессы, протекающие внутри организации;
  • научаются эффективному поведению в организации;
  • развивают лидерские качества.

Структура и содержание

Программа МВА является программой дополнительного (к высшему) образования с присвоением дополнительной квалификации в области менеджмента. Квалификация «Мастер делового администрирования» дает право на осуществление нового вида профессиональной деятельности и занятие управленческих должностей высшего и среднего звена на предприятиях и в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность в условиях рынка.

Программа МВА Высшей школы бизнеса МГУ построена в соответствии с утвержденными Министерством образования «Государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам МВА».

Практически все занятия на программе МВА в Высшей школе бизнеса МГУ проводятся с использованием активных методов обучения: практикующих упражнений, анализа конкретных ситуаций, анализа деловых бумаг, деловых игр, обучения действием (action learning), работы в малых группах. Целями такого обучения являются развитие у студентов лидерских качеств, навыков принятия решения и коммуникации, а также обмен опытом между студентами.

Высшая школа бизнеса МГУ предлагает следующие формы обучения на программе «МВА»:

  • очная форма обучения (2 года) — занятия в вечернее время (МВА «Общий стратегический менеджмент»)
  • очно-заочная (модульная) форма обучения (2 года) — занятия в дневное время (МВА «Общий стратегический менеджмент»)
  • Executive MBA (2 года) – занятия в дневное время

После завершения данной программы обучения MBA (кроме MBA-Университет*) выпускникам выдается диплом государственного образца МГУ имени М.В.Ломоносова с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (МВА)» (лицензия МГУ имени М.В.Ломоносова № 0742 от 25.02.2011 г.).

[Нормативные документы]
Государственные требования к профессиональной переподготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)»

Приложение к приказу
Минобразования России
от №
УТВЕРЖДАЮ:
Министр образования
Российской Федерации
В.М.ФИЛИППОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММАМ «МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

1. Общие требования к профессиональной образовательной программе переподготовки менеджеров высшей квалификации «Мастер делового администрирования»

1.1.Настоящие требования определяют содержание профессиональной переподготовки менеджеров высшего уровня с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration, MBA). Требования составлены на основе «Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», утвержденного приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2511 (зарегистрирован в Минюсте России 24.10.2000 № 2424), а также с учетом документа «Принципы Европейского стандарта МВА», одобренного на настоящий момент европейскими странами, включая Россию, и направленного на обеспечение качества подготовки менеджеров высшей квалификации и сближение дипломов выпускников программ МВА в разных странах. Содержание требований разработано с учетом особенностей подготовки менеджеров в России.

1.2. Профессиональная переподготовка по программе «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration, MBA) является дополнительным профессиональным образованием, соответствующим профессиональной переподготовке высшего уровня и дающим квалификацию «Мастер делового администрирования» с правом осуществления нового вида профессиональной деятельности и занятия управленческих должностей в организациях, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в условиях рынка.

1.3. Целью программы является формирование высоко профессиональных менеджеров-практиков, обладающих современными знаниями и навыками, которые позволят перфективно осуществлять руководство организациями или их самостоятельными подразделениями. Программа МВА должна содействовать карьерному росту ее выпускников и успеху деловых организаций в условиях экономических преобразований в России.

1.4. Сферами профессиональной деятельности обладателей квалификации МВА является управление организациями и (или) их структурными подразделениями в любых отраслях бизнеса, предусматривающее самостоятельное решение управленческих задач комплексного, межфункционального характера.

2. Организационные требования по реализации профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования»

2.1. Образовательное учреждение должно определить цель (миссию) программы МВА, учитывающую специфику программы, характеристики групп ее слушателей и получаемые ими от обучения конечные результаты, а также другие целевые установки по программе.

2.2. На обучение по программе МВА принимаются руководители и специалисты с высшим профессиональным образованием (по любой специальности), как правило, имеющие стаж практической работы не менее 2-х лет, избравшие карьеру менеджера в дополнение к своей основной специальности и нуждающиеся с целью занятия руководящих должностей, ускорения своего должностного продвижения или достижения успеха в предпринимательстве в современных знаниях, навыках и умениях в области делового администрирования. На подготовку по программе МВА могут быть приняты также специалисты организаций, состоящие в резерве для занятия руководящих должностей.

2.3. По каждой программе должны быть сформулированы, утверждены руководителем учебного заведения и заранее опубликованы требования к слушателям, поступающим на обучение по программе, которые должны строго выполняться. На программу МВА осуществляется отдельный прием и проводится конкурсный отбор. Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру вступительных экзаменов, тестов или собеседований в соответствии с объявленной миссией (целью) программы.

2.4. Слушателям должно быть гарантировано право на получение информации о правилах приема, содержании и организации обучения по программе до начала конкурсного отбора, а также в начале каждого учебного семестра по всем изучаемым курсам в объеме, позволяющем составить обоснованные суждения по существу возникающих вопросов, а также заблаговременно подготовиться к экзаменационным и контрольным работам.

2.5. Слушатели должны иметь возможность оценивать содержание и уровень организации учебного процесса, а также работу отдельных преподавателей, для своевременного анализа и внесения корректив в учебный процесс. По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться оценка слушателями программы МВА в целом.

3. Требования к содержанию дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования»

3.1. Программа МВА призвана обеспечивать комплексную подготовку профессиональных менеджеров общего профиля, охватывая все основные аспекты управления организацией (как внешние, так и внутренние) в установленном данными требованиями объеме. Общий объем программы МВА должен составлять не менее 1 000 аудиторных часов. По срокам обучения она составляет: для очной формы обучения — не менее 1,5 лет, для очно-заочной формы обучения — не менее 2-х лет.

Узкоспециализированные программы профессиональной подготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т.п.) не должны относится к категории МВА, если их учебно-тематические планы не обеспечивают полноценного изучения всех основных сторон управления предприятием. Однако допускается специализация в рамках программ МВА (типа: МВА — маркетинг, МВА — финансы, МВА — международный бизнес и т.п.) при условии выполнения основополагающих требований по подготовке руководителей общего профиля.

3.2. Учебный план программ МВА должен охватывать основные функциональные области менеджмента, а именно, бухучет, финансы, маркетинг, продажи, управление операциями, информационными системами, право, управление человеческими ресурсами. При этом учебный план должен обеспечивать высокую интеграцию отдельных дисциплин с позиций общего менеджмента и включать курсы по политике и стратегии бизнеса, задания, направленные на решение комплексных проблем организаций и т.п.

Содержание учебных курсов должно не только давать возможность слушателям овладевать прочными теоретическими знаниями и осваивать аналитический инструментарий менеджмента, но и носить практическую направленность, иметь тесную связь с реальным сектором экономики. Учебный план программы должен oспособствовать индивидуальному развитию слушателей посредством формирования таких умений, как принятие решений, командная работа, лидерство, предпринимательство, ведение переговоров, коммуникации и презентации.

Завершающая часть программы содержит набор курсов по выбору, для предоставления слушателям возможности определенной специализации в рамках программы МВА.

3.3. Состав дисциплин по программе МВА должен соответствовать достижению ее миссии (т.е. главной цели) и обеспечивать соответствие содержания и форм обучения конкретной категории слушателей и их запросам.

В качестве типовых требований к содержанию программ МВА устанавливается нижеследующий перечень циклов дисциплин, каждый из которых может складываться из нескольких самостоятельных учебных дисциплин.

3.3.1. Понимание среды бизнеса в ее национальных российских, а также международных аспектах, включая экономические, правовые и институциональные условия хозяйственной деятельности, а также социальные, этические и экологические проблемы бизнеса.

3.3.2. Научные основы бизнеса и менеджмента, в том числе:

  • основы экономической теории (макро- и микроэкономики);
  • финансы и бухгалтерский учет для менеджеров;
  • количественные методы, статистика, информатика;
  • организационное поведение.

3.3.3. Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента, в том числе:

  • общий менеджмент;
  • стратегический менеджмент;
  • управление производством (операциями);
  • маркетинг продукции и услуг;
  • управление человеческими ресурсами;
  • профессиональные навыки менеджера.

3.3.4. Специальные и специализированные дисциплины, предусматривающие углубление знаний и развитие умений по конкретным аспектам ведения бизнеса и управления деловым предприятием в зависимости от целей программы, а также контингента слушателей с учетом их должностного уровня, опыта, отраслевой принадлежности, функциональной специализации и других интересов.

3.4. Изучение перечисленных выше циклов дисциплин должно осуществляться в программах МВА в совокупности не менее чем в течение 1000 аудиторных часов или по циклам дисциплин:

  • среда бизнеса и изучение научных основ бизнеса — не менее 200 часов;
  • базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента — не менее 300 часов;
  • специальные и специализированные дисциплины — не менее 250 часов;
  • участие в компьютерных симуляциях, деловых играх, психологических и иных тренингах, консультациях и обсуждениях результатов прикладных проектов — 250 часов.
Другие публикации:  В азербайджан пенсия 2019

3.5. Программа МВА должна включать задания, предусматривающие формирование профессиональных качеств менеджера на основе:

  • выполнения исследовательских или прикладных проектов, в том числе во время стажировок и практики на управленческих должностях;
  • написания выпускной работы;
  • проведения консультаций и деловых контактов.

Учебное заведение самостоятельно определяет характер и объем работ по освоению новой квалификации. При вечерней и очно-заочной формах обучения учитывается возможность выполнения заданий на рабочем месте.

3.6. В соответствии с охарактеризованным в п. 4.3. типовым перечнем циклов дисциплин изучение научных основ бизнеса (4 цикла дисциплин) и базовых профессиональных дисциплин в области менеджмента (6 циклов дисциплин) не может длиться менее 40 академических часов по каждому из циклов.

Конкретное название и содержание учебных программ по дисциплинам названных циклов, а также содержание и длительность освоения специальных и специализированных дисциплин определяется учебным заведением самостоятельно.

Курсы по выбору должны составлять не менее 30% от объема часов, отведенных на изучение специальных и специализированных дисциплин (75 часов и более на каждого слушателя).

В случае целесообразности, вытекающей из специфики целей программы и контингента обучающихся, пропорции между временем на изучение названных выше циклов дисциплин могут быть изменены в пределах + 25%.

Замена аудиторных занятий на самостоятельную работу не допускается.

При оценке учебных дисциплин по программе МВА должно учитываться соответствие их содержания достигнутому уровню научных знаний, а также адекватное отражение передового опыта управления в отечественной и зарубежной практике.

3.7. Учебное заведение самостоятельно определяет требуемый объем занятий слушателей и программу обучения иностранному языку в зависимости от исходной квалификации слушателей (сверх общего лимита времени в 1 000 часов).

3.8. Выпускная работа по программе МВА должна предусматривать комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями, ее тематика не может быть узко специализированной.

3.9. В программах МВА должно доминировать рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и, в то же время, присутствовать изучение международного бизнеса и зарубежного опыта управления. Соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы.

3.10. Структура и содержание экспериментальных программ МВА с высоким содержанием открытого и дистанционного обучения оценивается по критериям и нормативам, которые должны устанавливаться отдельно.

4. Требования к уровню подготовки выпускников, освоивших дополнительную профессиональную образовательную программу «Мастер делового администрирования»

4.1. Лица, окончившие полный курс по программе МВА и получившие диплом «Мастер делового администрирования», должны достичь профессионального уровня, позволяющего им квалифицированно решать практические проблемы менеджмента и воплощать эти решения в жизнь. Они должны быть подготовленными к осуществлению функций управления на вверенном им участке деятельности и уметь решать профессиональные проблемы в интересах организации в целом.

4.2. Обучение по программе «Мастер делового администрирования» предполагает, что ее выпускник обладает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для занятия соответствующей управленческой должности и основанными на глубоком понимании особенностей рыночной экономики и ее возможностей, функций и экономической роли государства, понимания экологических проблем, осознании социальной ответственности бизнеса и приверженности цивилизованным этическим нормам его ведения. Выпускник российских программ МВА должен ясно осознавать современные проблемы и перспективы социально-экономического развития России.

4.3. В области менеджмента выпускники МВА должны:

понимать сущность бизнеса и стратегического управления в условиях рынка, определять миссию и цели организации, анализировать ее сильные и слабые стороны в конкурентной среде, вырабатывать на этой основе стратегию организации и уметь добиваться ее осуществления;

  • владеть современным аналитическим инструментарием менеджмента, методологией системного подхода к организации, количественными методами в управлении, методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике;
  • разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности организации, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования, анализировать и проектировать работу, по кадровому обеспечению организации;
  • разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности, применять их на практике, знать концепции, принципы и методы формирования систем управления качеством;
  • иметь знания и навыки для эффективного управления человеческими ресурсами в организациях осуществлять планирование и организацию кадровой работы, развивать в себе навыки лидерства, владеть принципами и методами управления конфликтами, формировать организационную культуру и осуществлять организационные изменения.

4.4. В области маркетинга выпускники программы МВА должны:

  • уметь планировать маркетинговые мероприятия в увязке со стратегией предприятия, а также организовывать маркетинговую деятельность, осуществлять ее эффективный контроль, обеспечивать рациональное использование ресурсов в сфере маркетинга;
  • обладать необходимой квалификацией для анализа рынка и рыночной конъюнктуры, изучения поведения потребителей, уметь оценивать конкурентоспособность продукции и вырабатывать мероприятия по ее гарантии, активно использовать ценообразование в конкурентной политике предприятия, организовывать спрос, продажи, эффективный товарооборот, обеспечивать продвижение товаров на рынок, формирование сетей распределения продукции;
  • уметь использовать рекламу, средства массовой информации для формирования положительного общественного мнения (имиджа) о фирме и ее товарах с целью повышения конкурентоспособности и обеспечения эффективной деятельности. 4.5. Менеджеры, имеющие диплом МВА, должны:
  • обладать необходимыми экономическими знаниями, понимать механизм функционирования рынка и экономического поведения производителей и потребителей, уметь формировать экономические цели и стратегии фирмы, оценивать издержки производства с управленческой точки зрения, увязывать деятельность предприятия с макро- и микроэкономическими факторами;
  • владеть методами управления на основе знаний бухгалтерского учета, умения построить и использовать управленческий учет для принятия решений, учитывать и контролировать затраты;
  • обладать глубоким знанием финансов и владеть основами финансового менеджмента, определять рациональную структуру пассивов организации и структуру заемных средств, разрабатывать дивидендную политику, определять основные направления расходования средств в интересах предприятия, формировать наилучшую структуру активов, регулировать кассу и динамику финансовых результатов;
  • уметь формировать и реализовывать инвестиционную политику, осуществлять анализ o и выбор инвестиционных проектов, организовывать их внедрение в практическую деятельность;
  • обладать знаниями и навыками для комплексного оперативного управления оборотными средствами и краткосрочными обязательствами организации, оценивать ценовые, маркетинговые, внутрипроизводственные решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты деятельности.
  • понимать современные тенденции мировой экономики с точки зрения развития экономики России, ориентироваться в вопросах международной конкуренции;
  • обладать основными знаниями и навыками внешнеэкономической деятельности, включая работу с иностранными партнерами, осуществление внешнеэкономических операций и организацию международного бизнеса;
  • уметь организовывать свое время, проводить самоанализ и самоменеджмент;
  • быть способными работать в группах, осуществлять эффективную коммуникацию, деловую переписку, владеть искусством презентаций и ведения переговоров, деловым этикетом, организовывать рациональный образ жизни.

4.8. Слушатели, окончившие обучение по программе МВА, должны продемонстрировать знание иностранного языка на уровне, достаточном для чтения специальной литературы без словаря, а также для делового общения.

4.9. Слушателям, успешно закончившим обучение по программе МВА и прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдаются дипломы государственного образца, утвержденного приказом Минобразования России от 02.11.99 № 754 «Об утверждении формы диплома о дополнительном (к высшему) образовании» (зарегистрирован Минюстом России 28. 01. 2000 № 2065).

5. Требования к условиям реализации программы «Мастер делового администрирования».

5.1. Обучение по программам МВА может осуществляться в очной или очно-заочной (вечерней) формах. По каждой из программ различных форм обучения составляются отдельные учебный и учебно-тематический планы, разработанные учебным заведением, рассмотренные и утвержденные в установленном порядке. Определяется состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ. Должна быть также раскрыта тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам.

5.2. Обучение по программе МВА должно предусматривать интенсивную работу слушателей, основанную на сочетании аудиторных занятий, обширной и структуризованной самостоятельной работы, а также стажировок и практики.

5.3. В программах МВА целесообразно практиковать обучение по индивидуальным планам, главным образом в части, которая касается специализации и курсов по выбору. Допускается зачет ранее пройденных курсов (в объеме не более 500 часов) на уровне, соответствующем требованиям программ МВА (в частности, в рамках дипломов магистров и специалистов по экономическим и управленческим специальностям, дипломов выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров, а также дипломов МВА аккредитованных образовательных учреждений, выданных до 2000 года включительно).

Общий срок обучения по программе МВА при зачете ранее пройденных курсов (по отдельному приему) должен быть не менее 1 года.

5.4. Обучение по программе должны осуществлять высококвалифицированные преподаватели. Не менее 50% из тех, кто участвует в осуществлении программы (по их численности и по объему часов проводимых ими занятий), должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук (исключая из расчета преподавателей иностранного языка) и стаж научно-преподавательской работы не менее 5 лет.

5.5. Базовые курсы по п.4.3.3. должны реализовываться, как правило, штатными преподавателями, при этом, как минимум, 5 из них должны вести курсы длительностью свыше 40 академических часов (допускается суммирование курсов по взаимосвязанной тематике, которые ведет один и тот же преподаватель).

5.6. По программе в целом и по каждой дисциплине должен быть определен полный комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие (на бесплатной или платной основе) для всех обучающихся.

5.7. В процессе обучения по программам МВА должны использоваться активные методы инновационного и поискового обучения, рассматриваться ситуации из российской и зарубежной практики, использоваться новейшие технологии обучения (мультимедийные комплексы, Интернет, интерактивные конференции и т.д.) при этом, удельный вес активных методов в общем объеме занятий определяется миссией (целью) программы и особенностью контингента слушателей. Учебный процесс предусматривает высокий удельный вес обучения в малых группах в общем объеме занятий.

5.8. В учебном заведении должна быть создана постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов, контроля за уровнем преподавания и регулярной аттестации преподавателей, участвующих в работе по программе.

5.9. Слушателям, обучающимся по программе МВА, должна быть предоставлена возможность стажировок на отечественных и зарубежных предприятиях (на бесплатной или платной основе) и оказано содействие желающим в продолжении обучения за рубежом.

5.10. Учебное заведение должно иметь и применять при реализации программы МВА официально установленные им формы и процедуры строгой, объективной и надежной оценки результатов обучения по программе в виде экзаменов, тестов, проектов, курсовых и контрольных работ, преимущественно письменных. Итоговая (а по длительным курсам — промежуточная) оценка должна проводиться по каждой дисциплине.

5.11. Конкретные формы и процедуры оценки знаний (навыков) по каждой дисциплине доводятся до сведения слушателей до начала ее изучения с указанием влияния оценок на итоговую аттестацию результатов обучения по программе МВА.

5.12. В ходе учебного процесса должен быть обеспечен высокий уровень применения эффективных форм контроля за исполнением требований учебного процесса.

5.13. При осуществлении программы предполагается обеспечение эффективного взаимодействия с ведущими бизнесменами и менеджерами, в том числе с выпускниками программы, с целью более глубокого учета требований деловой практики и обеспечения обратной связи.

Другие публикации:  Образец заявление в суд на банк образец

5.14. Образовательное учреждение предусматривает меры по содействию трудоустройству выпускников МВА на управленческие должности, учитывая их пожелания и ситуацию на рынке труда, проводит ознакомление выпускников с базами данных о вакансиях, организует презентации и ярмарки вакансий. В случае необходимости образовательное учреждение выдает выпускнику характеристику -рекомендацию, адресованную работодателю, представляет выпускников в соответствующих деловых кругах и базах данных.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММАМ «МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» (утв. Минобразованием РФ от 09.11.99)
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММАМ «МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» (утв. Минобразованием РФ от 09.11.99)

УТВЕРЖДАЮ
Министр образования
Российской Федерации
В.М.ФИЛИППОВ
9 ноября 1999 года

Настоящие Требования определяют содержание профессиональной переподготовки высшего уровня по программам «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration, MBA) в условиях России.

Требования составлены на основе «Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», а также с учетом документа «Принципы Европейского стандарта MBA», одобренного на настоящий момент европейскими странами, включая Россию, и направленного на обеспечение качества подготовки менеджеров высшей квалификации и сближение дипломов выпускников программ MBA в разных странах. Содержание Требований разработано с учетом особенностей подготовки менеджеров в России.

1.1. Профессиональная переподготовка по программе «Мастер делового администрирования / Master of Business Administration, MBA» является дополнительным профессиональным образованием, соответствующим профессиональной переподготовке высшего уровня и дающим квалификацию «Мастер делового администрирования», которая дает право на осуществление нового вида профессиональной деятельности и занятие управленческих должностей высшего и среднего звена на предприятиях и в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность в условиях рынка.

1.2. На программы MBA принимаются руководители и специалисты с высшим профессиональным образованием (по любой специальности), как правило, имеющие стаж практической работы не менее 2-х лет, избравшие карьеру менеджера в дополнение к своей основной специальности и нуждающиеся с целью занятия руководящих должностей, ускорения своего должностного продвижения или достижения успеха в предпринимательстве в серьезных знаниях, навыках и умениях в области делового администрирования. Программа MBA является программой дополнительного (к высшему) образования с присвоением дополнительной квалификации.

2.1. Образовательное учреждение должно определить цель (миссию) программы MBA, учитывающую специфику программы, характеристики групп ее слушателей и получаемые ими от обучения конечные результаты, а также другие общие целевые установки по программе.

2.2. По каждой программе должны быть сформулированы и заранее опубликованы требования к абитуриентам, поступающим на программу, которые должны строго выполняться. При приеме на программу в обязательном порядке проводится конкурсный отбор, учебное заведение самостоятельно определяет содержание и процедуру вступительных экзаменов, тестов или собеседований по программе в соответствии с объявленной миссией программы, а также с учетом необходимости оценки профессионального уровня, личностного потенциала и уровня знаний иностранного языка.

2.3. Должно быть гарантировано право слушателя на получение информации о правилах приема, содержании и организации обучения по программе до начала конкурсных испытаний, а также в начале каждого учебного семестра по всем изучаемым курсам в объеме, позволяющем составить обоснованные суждения по существу возникающих вопросов, а также заблаговременно подготовиться к экзаменационным и контрольным работам.

2.4. Обучение в малых группах должно составлять высокий удельный вес в общем объеме занятий.

2.5. Слушателям должна быть предоставлена возможность оценивать содержание и уровень организации учебного процесса и работы отдельных преподавателей с регулярностью и детальностью, позволяющей проводить своевременный анализ и вносить коррективы в учебный процесс. По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться детализированная оценка слушателями программы MBA в целом.

2.6. Программа должна иметь своей конечной целью улучшение перспектив трудоустройства выпускников и предусматривать меры по содействию в трудоустройстве для всех желающих.

3.1. Лица, окончившие полный курс по программе MBA и получившие диплом «Мастера делового администрирования» (Положение о дипломе прилагается), должны быть подготовлены к выполнению функций менеджеров высшего и среднего звена управления. При этом менеджеры высшего звена должны уметь рассматривать общие проблемы предприятия, а также функциональные проблемы в сфере своей ответственности с общих позиций предприятия. Менеджеры среднего звена, отвечающие за отдельные участки деятельности, должны, во-первых, быть подготовленными к осуществлению функций управления на вверенном им участке, во-вторых, уметь решать свои проблемы, учитывая общие проблемы делового предприятия.

3.2. Подготовка по программе «Мастер делового администрирования» предполагает, что ее выпускник обладает соответствующими знаниями, определенными навыками (на уровне резерва для занятия соответствующей должности), а также мировоззрением, основанным на глубоком понимании особенностей рыночной экономики и ее возможностей, функций и экономической роли государства, осознании социальной ответственности бизнеса и приверженности цивилизованным этическим нормам его ведения. Он должен понимать сущность, значение и остроту экологических проблем и грамотно подходить к их постановке и поискам решения.

3.3. В области менеджмента выпускники MBA должны понимать сущность бизнеса и стратегического управления в условиях рынка; определять миссию и цели организации; анализировать сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной среде, вырабатывать на этой основе стратегию организации и уметь организовать ее внедрение.

Обладатель диплома MBA должен владеть современным аналитическим инструментарием менеджмента, методологией системного подхода к организации, количественными методами в управлении, методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике.

Выпускник MBA должен уметь анализировать организационную структуру предприятия, разрабатывать структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе делегирования, анализировать и проектировать работы, разрабатывать положения о должностях, другие регламентирующие документы.

Он должен быть способен разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, правильно формировать показатели для этого, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности, применять их на практике, знать концепции, принципы и методы формирования систем «всеобщего управления качеством».

Выпускник MBA должен иметь знания и навыки для эффективного управления людьми в организациях и с этой целью владеть современными концепциями организационного поведения и управления человеческими ресурсами, осуществлять их планирование, организовывать кадровую работу, осуществлять эффективную мотивацию персонала, понимать сущность и развивать в себе навыки лидерства, владеть принципами и методами управления конфликтами, формировать организационную культуру и осуществлять организационные изменения и организационное развитие.

3.4. В области маркетинга выпускник программы MBA должен уметь планировать маркетинговые мероприятия в увязке со стратегией предприятия, а также на оперативном уровне, организовывать маркетинговую деятельность, осуществлять ее эффективный контроль, обеспечивать рациональное использование ресурсов в сфере маркетинга.

Он должен обладать необходимой квалификацией для анализа рынка и рыночной конъюнктуры, изучения поведения потребителей, уметь оценивать конкурентоспособность продукции и вырабатывать мероприятия по ее гарантии, активно использовать ценообразование в конкурентной политике предприятия, организовывать спрос, продажи, эффективный товарооборот, обеспечивать продвижение товаров на рынок, формирование сетей распределения продукции.

Он должен уметь использовать рекламу, средства массовой информации для формирования положительного общественного мнения (имиджа) о фирме и ее товарах с целью повышения конкурентоспособности и обеспечения эффективной деятельности.

3.5. Менеджер высшей квалификации, имеющий диплом MBA, должен обладать необходимыми экономическими знаниями, понимать механизм функционирования рынка и экономического поведения производителей и потребителей, уметь формировать экономические цели и стратегии фирмы, оценивать издержки производства с управленческой точки зрения, увязывать деятельность предприятия с макро- и микроэкономическими факторами.

Важным является владение экономическими методами управления на основе знаний бухгалтерского учета, умения построить и использовать управленческий учет для принятия решений на своем уровне, учитывать и контролировать затраты. Он должен уметь анализировать данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетности предприятия, включая чтение баланса предприятия, для принятия обоснованных управленческих решений.

Выпускник программы MBA должен обладать глубокими знаниями финансов и владеть основами финансового менеджмента, а именно: определять рациональную структуру пассивов предприятия и структуру заемных средств на фирме, разрабатывать дивидендную политику, определять основные направления расходования средств в интересах предприятия, формировать наилучшую структуру активов, регулировать кассу и динамику финансовых результатов.

Он должен уметь формировать и реализовывать инвестиционную политику, осуществлять анализ и выбор инвестиционных проектов, организовывать их претворение в жизнь. Выпускник MBA должен обладать знаниями и навыками для комплексного оперативного управления оборотными средствами и краткосрочными обязательствами предприятия, оценивать ценовые, маркетинговые, внутрипроизводственные решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты деятельности.

3.6. Выпускник программы MBA должен понимать современные тенденции мировой экономики с точки зрения развития экономики России, ориентироваться в вопросах международной конкуренции. Он должен обладать основными знаниями и навыками внешнеэкономической деятельности, включая работу с иностранными партнерами, осуществление внешнеэкономических операций и организацию международного бизнеса.

3.7. Менеджер высшей квалификации должен уметь организовывать свое время, проводить самоанализ и самоменеджмент, быть способным работать в группах, осуществлять эффективные коммуникации, деловую переписку, владеть искусством презентаций и ведения переговоров, организовывать свою жизнь, контролировать здоровье для выполнения своей роли.

3.8. Слушатели, окончившие обучение по программе MBA, должны продемонстрировать знание иностранного языка на среднем уровне, достаточном для чтения специальной литературы без словаря и делового общения.

4.1. Программа MBA должна обеспечивать подготовку профессиональных менеджеров общего профиля, охватывая все основные аспекты управления деловым предприятием (как внешние, так и внутренние) в достаточном объеме и во взаимной увязке. Общая длительность программы MBA для очной формы обучения — не менее 1,5 лет, для вечерней и очно-заочной форм обучения — не менее 2 лет.

Узкоспециализированные программы подготовки менеджеров высшей квалификации (в области финансов, маркетинга, управления человеческими ресурсами и т.п.) не должны относиться к категории MBA. Однако допускается специализация в рамках программ MBA (типа MBA — маркетинг, MBA — финансы, MBA — международный бизнес и т.п.) при условии выполнения нижеперечисленных требований.

4.2. Учебный план программ MBA должен охватывать широкий спектр основных функциональных областей менеджмента, а именно: бухучет, финансы, маркетинг, продажи, управление операциями, информационными системами, право, управление человеческими ресурсами. Слушатели должны изучить основы экономики и количественного анализа. Учебный план должен обеспечивать высокую интеграцию отдельных дисциплин с позиций общего менеджмента и включать в себя курсы по политике и стратегии бизнеса и т.п., работу над проектами, направленными на решение реальных проблем делового предприятия, имеющих комплексный характер.

Помимо получения знаний и технических навыков учебный план должен увязывать теорию с практикой. Он должен способствовать индивидуальному развитию слушателей посредством развития таких умений, как принятие решений, командная работа, лидерство, предпринимательство, ведение переговоров, коммуникации и презентации.

Завершающая часть программы должна содержать набор курсов по выбору, чтобы предоставлять слушателям возможность выбора области специализации в рамках программы MBA.

4.3. Состав дисциплин по программе MBA должен соответствовать достижению ее главной цели (т.е. миссии) и обеспечивать соответствие содержания и форм обучения конкретной категории слушателей и их запросам. В качестве типовых требований к содержанию программ MBA устанавливается нижеследующий перечень циклов дисциплин.

Другие публикации:  Компенсация морального вреда при рк

4.3.1. Понимание среды бизнеса в ее национальных и международных аспектах, включая экономические, правовые и институциональные условия хозяйственной деятельности, а также социальные, этические и экологические проблемы бизнеса.

4.3.2. Научные основы бизнеса и менеджмента, в том числе:

— основы экономической теории (макро- и микроэкономики);

— финансы и бухгалтерский учет (эккаунтинг для менеджеров);

— количественные методы, статистика, информатика;

4.3.3. Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента, в том числе:

— управление производством (операциями);

— маркетинг продукции и услуг;

— управление человеческими ресурсами;

— профессиональные навыки менеджера.

4.3.4. Специальные и специализированные дисциплины, предусматривающие углубление знаний и развитие умений по конкретным аспектам ведения бизнеса и управления деловым предприятием в зависимости от целей программы, а также контингента слушателей с учетом их должностного уровня, опыта, отраслевой принадлежности, функциональной специализации и других интересов.

4.4. Изучение перечисленных циклов дисциплин должно осуществляться в программах MBA в совокупности не менее 1000 академических часов или по циклам дисциплин:

— среда бизнеса и изучение научных основ бизнеса — не менее 200 часов;

— базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента — не менее 400 часов; специальные и специализированные дисциплины — не менее 250 часов;

— работа над индивидуальными проектами, профессиональные стажировки и производственная практика — не менее 250 часов.

При этом указывается средняя длительность каждого цикла с возможными отклонениями +/- 25% с учетом специфики целей программы, контингента обучающихся.

4.5. В соответствии с охарактеризованным в п. 4.3 типовым перечнем дисциплин изучение научных основ бизнеса (4 дисциплины) и базовых профессиональных дисциплин в области менеджмента (6 дисциплин) не может длиться менее 40 академических часов по каждой их них.

Конкретное название и содержание учебно-тематических планов по дисциплинам названных циклов, а также содержание и длительность дисциплин в рамках других циклов определяется учебным заведением самостоятельно.

Курсы по выбору должны составлять не менее 30% от объема часов, отведенных на изучение специальных и специализированных дисциплин.

При оценке программ MBA учитывается соответствие учебных программ достигнутому уровню научных знаний и адекватное отражение передового опыта управления в отечественной и зарубежной практике.

4.6. Программа MBA должна включать задания, предусматривающие освоение специальности на основе выполнения самостоятельных работ прикладного характера, включая:

— практику на управленческих должностях;

— выполнение исследовательских или прикладных проектов;

— участие в компьютерных симуляциях и деловых играх;

— написание аттестационной работы.

Учебное заведение самостоятельно определяет характер и объем работ по освоению специальности, при этом суммарные затраты времени на производственную практику и выполнение прикладных проектов должны составлять не менее 15% от общей длительности занятий по программе (но не за счет 750 академических часов, отведенных на изучение базовых и специальных дисциплин), при вечерней и очно-заочной формах обучения с учетом возможности выполнения заданий на рабочем месте. Не допускается замена академических (аудиторных) занятий на самостоятельную работу и на работу над прикладными проектами.

4.7. Учебное заведение самостоятельно определяет требуемый объем занятий слушателей и программу обучения иностранному языку в зависимости от исходной квалификации слушателей (сверх общего лимита времени).

4.8. Аттестационная работа по программе MBA должна предусматривать комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями.

4.9. В программах MBA должно доминировать рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и, в то же время, присутствовать изучение международного бизнеса и зарубежного опыта управления. Соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы.

4.10. Отклонения от охарактеризованных выше типовых нормативов длительности по циклам дисциплин и видам занятий допускаются при применении новых обучающих технологий, но требуют специального обоснования и подлежат утверждению в учебно-методическом объединении по дополнительному образованию в области менеджмента, бизнеса и предпринимательства.

4.11. Структура и содержание программ дистанционного обучения оценивается по критериям и нормативам, устанавливаемым отдельно.

5.1. Обучение по программам MBA может осуществляться в очной или очно-заочной (вечерней или модульной) форме. По каждой из программ различных форм обучения составляется отдельный учебно-тематический план, разработанный учебным заведением, рассмотренный и утвержденный в установленном порядке. В этом плане определяется состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ. Должна быть также раскрыта тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам.

5.2. Обучение по программе MBA должно предусматривать весьма интенсивную работу слушателей, основанную на сочетании аудиторных занятий и обширной самостоятельной работы, а также стажировок и практики. Самостоятельная работа в целом должна быть по количеству часов не меньше объема аудиторной работы и быть структурированной по заданиям и контролю за их исполнением.

5.3. В программах MBA должно практиковаться обучение по индивидуальным планам, главным образом в части, которая касается специализации и курсов по выбору. Допускается зачет ранее пройденных курсов (в объеме не более 500 часов) на уровне, соответствующем требованиям программ MBA (в том числе диплом MBA вузов, аккредитованных до 2000 года включительно, дипломы магистров или дипломированных специалистов аккредитованных вузов по соответствующим специальностям, дипломы выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров).

Общий срок обучения по программе MBA при зачете ранее пройденных курсов для дневной формы не может быть менее 7 мес., при очно-заочной (вечерней или модульной) не менее 1 года.

5.4. Обучение по программе должны осуществлять высококвалифицированные преподаватели. Не менее 50% из тех, кто участвует в осуществлении программы (по их численности и по объему часов проводимых ими занятий), должны иметь ученую степень докторов или кандидатов наук (исключая из расчета преподавателей иностранного языка) и стаж научно-преподавательской работы не менее 5 лет.

5.5. Базовые курсы по программе должны читаться, как правило, штатными преподавателями, при этом как минимум 5 из них должны читать курсы (за исключением иностранного языка) длительностью свыше 40 академических часов (допускается суммирование курсов по взаимосвязанной тематике, которые читает один и тот же преподаватель).

5.6. По программе в целом и по каждой дисциплине должен быть определен полный комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие (на бесплатной или платной основе) для всех обучающихся по программе.

5.7. В процессе обучения по программам MBA должны использоваться активные методы инновационного и поискового обучения, рассматриваться ситуации из российской и зарубежной практики, удельный вес которых в общем объеме занятий должен определяться миссией программы и контингентом слушателей.

5.8. В учебном заведении должна существовать постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов, контроля за уровнем преподавания и регулярной аттестации преподавателей, участвующих в работе по программе.

5.9. Слушателям, обучающимся по программе MBA, должна быть предоставлена возможность стажировок на отечественных и зарубежных предприятиях (на бесплатной или платной основе) и оказано содействие желающим в продолжении обучения за рубежом.

5.10. Учебное заведение должно иметь и применять на программе MBA официально установленные им формы и процедуры строгой, объективной и надежной оценки результатов обучения по программе в виде экзаменов, тестов, проектов, курсовых и контрольных работ, преимущественно письменных. Итоговая (а по длительным курсам — промежуточная) оценка должна проводиться по каждой дисциплине.

В совокупности программа MBA должна обеспечить проверяемый уровень квалификации, соответствующий требованиям, перечисленным в п. 3.

5.11. Конкретные формы и процедуры оценки занятий (навыков) по каждой дисциплине должны быть доведены до сведения студентов до начала ее изучения с указанием влияния оценок на итоговую аттестацию результатов обучения по программе MBA.

5.12. В ходе учебного процесса должен быть обеспечен высокий уровень посещаемости занятий, применяться эффективные формы контроля за исполнением требований учебного процесса и предприниматься своевременные меры в случаях серьезных нарушений установленных требований со стороны слушателей.

Приложение N 1
к Государственным требованиям
к подготовке менеджеров высшей
квалификации по программам
«Мастер делового администрирования»

1. Диплом менеджера «Мастер делового администрирования» / «Master of Business Administration», MBA (далее — MBA) по форме является дипломом о дополнительном (к высшему) образовании, свидетельствующем о профессиональной переподготовке с присвоением дополнительной квалификации, удостоверяющим право специалиста на ведение профессиональной деятельности в области менеджмента в высшем и среднем звеньях управления предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.

2. Диплом MBA свидетельствует о профессиональной переподготовке специалиста в области общего менеджмента. Его обладатель является менеджером широкого профиля, подготовленным к управлению предприятием или его структурным подразделением, а также к осуществлению управленческих функций в определенной отрасли или функциональной сфере с позиций предприятия (структурного подразделения) в целом.

3. Программа MBA в рамках государственных требований обучения общему менеджменту может иметь специализацию типа: MBA — управление производством, MBA — маркетинг, MBA — международный бизнес, MBA — малый и средний бизнес, MBA — туризм и т.п., о чем должно быть указано в дипломе.

Наличие специализации создает преимущество для ведения профессиональной управленческой деятельности по профилю специализации.

4. Перечень должностей, согласно «Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», ОК 016-94, дата введения: 01.01.1996, для которых прежде всего рекомендуется переподготовка высшего уровня для приобретения квалификации MBA, приводится в Приложении N 2.

5. Право на обучение по программам MBA получают образовательные учреждения, как государственные, так и негосударственные, имеющие лицензию на ведение профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации по программам MBA. Лицензия выдается Министерством образования Российской Федерации.

Диплом MBA государственного образца выдается образовательным учреждением при наличии государственной аккредитации.

6. Диплом MBA государственного образца выдается слушателям, выполнившим все требования учебного плана и прошедшим государственную итоговую аттестацию, которая осуществляется в соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов.

Начальник Управления
послевузовского и дополнительного
профессионального образования
В.В.БЕЗЛЕПКИН

Приложение N 2
к Государственным требованиям
к подготовке менеджеров высшей
квалификации по программам
«Мастер делового администрирования»