Блог

Ответственность за нарушение экологического права

Ответственность за нарушение экологического права

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одной из наиболее актуальных проблем современности, решение которой достигается, в том числе, путем неукоснительного соблюдения требований законодательства в природоохранной сфере.

Виды ответственности за нарушения в природоохранной сфере регламентированы Феде­ральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому лица, виновные в совершении природоохранных правонарушений, несут административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность наступает за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда. При этом указанная ответственность возникает только за те правонарушения, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и специальными нормами отраслевого законодательства.

Административная ответственность установлена за совершение правонарушений, посягающих на следующие природные ресурсы: землю (ст. 8.6 – 8.8, 8.12 КоАП РФ), недра (ст. 8.9 – 8.11 КоАП РФ), воды (ст. 8.12.1 – 8.20 КоАП РФ), леса (ст. 8.12, 8.24 – 8.28.1, 8.30 – 8.32 КоАП РФ), животный мир и водные биологические ресурсы (ст. 8.29 – 8.30, 8.33 – 8.39 КоАП РФ), атмосферный воздух (8.21 – 8.23, 8.40 – 8.46 КоАП РФ), правила пользования которыми установлены в рамках экологического законодательства (ст. 7.3 – 7.11, 8.1– 8.5 КоАП РФ).

Наиболее распространенными видами наказания в рамках административной ответственности являются предупреждения, штрафы (от 500 до 1 млн. рублей), административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, конфискация орудий административного правонарушения.

Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений в сфере охраны окружающей среды и предусматривается нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Экологическими преступлениями являются: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод, атмосферы, морской среды (ст. 250-251 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли (ст. 254 УК РФ), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов или их незаконная добыча (вылов) (ст. 256, 257 УК РФ); незаконная охота (ст. 258 УК РФ), незаконная охота, добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258, 258.1 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ), незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 260, 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

За совершение экологических преступлений предусмотрены более суровые наказания в сравнении с наказаниями за другие виды экологических правонарушений: штраф, исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, лишение свободы.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами за невыполнение требований природоохранительного законодательства, вытекающих из их трудовой функции или должностного положения.

Гражданско-правовая ответственность является механизмом охраны окружающей среды и заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне моральный или имущественный вред, причиненный в результате нарушения природоохранного законодательства.

Ответственность за нарушение экологического права

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

· как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

· как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

Ответственность за нарушение экологического права

84. Ответственность за экологические правонарушения

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Другие публикации:  Пособие платит фсс

Ответственность за экологические правонарушения может быть:

1. Дисциплинарной – субъект экологического правонарушения привлекается администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.

2. Материальной – применяется к физическим и юридическим лицам и предусматривается за вред, который причинен экологическим правонарушением. Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке. Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.

3. Административной – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико—экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно—эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.

4. Уголовной – при наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ). Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.

Два вида уголовной ответственности:

1) за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.

2) за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Ответственность за нарушения правил природопользования и требований охраны окружающей среды, которые обобщенно можно назвать экологическими нарушениями, возможна, если она основана на законодательных нормах — предусмотрена административным и уголовным законодательством.

Экологическое правонарушение представляет собой противоправное, наказуемое, виновное деяние (действие или бездействие) юридического либо физического лица, которое противоречит требованиям природно-ресурсного или природоохранного законодательства и посягает на установленный порядок природопользования и охраны окружающей среды.

В зависимости от степени общественной опасности и вида применяемых санкций экологические правонарушения подразделяются на уголовно наказуемые преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданско-правовые нарушения. Существуют уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и специальная ответственность за экологические правонарушения.

Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом (УК) Республики Беларусь за особо опасные экологические правонарушения, признаваемые преступлениями. В УК установлена ответственность за преступления против экологической безопасности и охраны природной среды, к которым относятся: умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов (ст. 263); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов (ст. 264); нарушение требований экологической безопасности (ст. 265); прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ст. 266); непринятие мер по ликвидации последствий нарушения экологического законодательства (ст. 267); сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды (ст. 268); порча земель (ст. 269); уничтожение либо повреждение торфяников (ст. 270); нарушение правил охраны недр (ст. 271); загрязнение либо засорение вод (ст. 272) и нарушение правил водопользования (ст. 273); загрязнение атмосферы (ст. 274); леса (ст. 275); уничтожение либо повреждение леса по неосторожности (ст. 276); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 277); незаконная добыча рыбы или водных животных (ст. 281); незаконная охота (ст. 282). Предусмотрена также ответственность за нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ст. 278), с микробиологическими, другими биологическими агентами и токсинами (ст. 279), борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений (ст. 280), охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 283) и ветеринарии (ст. 284).

Если уголовно наказуемые деяния экологического характера совершены руководящими работниками, ответственность предусмотрена: за злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424); бездействие должностного лица (ст. 425); превышение власти или служебных полномочий (ст. 426); служебный подлог (ст. 427); служебную халатность (ст. 428) или другие должностные преступления.

В качестве наказаний за экологические преступления могут применяться: лишение свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение. Как дополнительное наказание возможна конфискация имущества виновного лица.

В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) содержится глава 7 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры», статьи которой предусматривают административную ответственность за экологические правонарушения, квалифицируемые как административные проступки в силу меньшей опасности, чем экологические преступления.

К экологическим проступкам относятся нарушения права государственной собственности на землю, недра, воды, другие природные ресурсы и объекты (ст. 47 — 501); правил и требований: использования, охраны и защиты земель (ст. 52, 521, 53 — 562, 62, 68, 74), вод (ст. 59 — 61), лесов (ст. 65 — 67, 72, 73, 75, 77), недр (ст. 57, 58), атмосферного воздуха (ст. 78 — 84), фауны, среды обитания животных; проведения охоты и рыболовства (ст. 86, 861 — 864, 87); режима природного заповедания (ст. 862, 88) и др.

Нормой ст. 531 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил захоронения радиоактивных отходов, продуктов и других предметов, загрязненных радионуклидами.

Видами административных взысканий за экологические проступки могут быть: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета как орудия совершения правонарушения, конфискация такого предмета, лишение специального права (охоты, рыболовства и др.), исправительные работы, административный арест.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения может быть договорной, вытекающей из соглашений, и внедоговорной, связанной с фактами совершения таких правонарушений. Данный вид ответственности применяется в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ГК) Республики Беларусь для возмещения экономического и экологического вреда, причиненного природным ресурсам и объектам или окружающей природной среде.

Возможно частичное и полное возмещение данного вреда в стоимостном выражении либо в натуральной форме путем восстановления нарушенного состояния природных ресурсов и объектов или качества окружающей природной среды. Например, это могут быть денежная компенсация затрат на восстановление природного объекта или выполнение правонарушителем работ по восстановлению нарушенных земель, посадке деревьев, воспроизводству животных и т.п.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым кодексом (ТК) Республики Беларусь, уставами отдельных видов транспорта, иными специальными актами и может применяться за экологические дисциплинарные проступки, совершенные работниками предприятий, организаций, иных юридических лиц в процессе выполнения этими работниками своих трудовых обязанностей, связанных с организацией и осуществлением природопользования или охраны окружающей среды.

В качестве мер дисциплинарной ответственности предусматриваются: замечание, выговор, увольнение. Специальными актами допускается перевод на другую работу или должность и др.

Специальная эколого-правовая ответственность предусмотрена природно-ресурсным законодательством за нарушение правил земле- и иного природопользования, охраны природных ресурсов и окружающей среды.

Мерами такой ответственности могут быть прекращение, приостановление или ограничение пользования природными ресурсами и объектами.

Ответственность за нарушение экологического зако­нодательства (эколого-правовая ответственность)

Эколого-правовая ответственность — это правовое последст­вие нарушения экологического законодательства и заключается в применении к нарушителям органами государства установлен­ных в законодательстве мер принудительного воздействия.

Основанием эколого-правовой ответственности по общему правилу является экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), причинившее или могущее причинить вред окружающей среде (ее объектам), здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, т.е. охраняемым законом общественным интересам. Такая от­ветственность предусматривает возложение обязанности пре­терпевать неблагоприятные последствия, вызванные соверше­нием экологического правонарушения.

Различают следующие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства: администра тивную, уголовную, гражданскую, дисциплинарную.

Административная ответственность означает примене­ние компетентными органами и должностными лицами в уста­новленном порядке административных взысканий к нарушите­лям в сфере использования природных ресурсов и охраны окру­жающей среды.

Субъектами административных экологических правонару­шений по административному законодательству выступают граждане и должностные лица.

Административная ответственность в области охраны окру­жающей среды применяется специально уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами). Круг таких органов (должностных лиц) определен в КоАП. Органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды Республики Беларусь вправе рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях в области использования и охра­ны земель, недр, поверхностных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также за нарушение норм экологической безопасности и порядка обращения с отходами, выявленных этими органами.

За нарущение законодательства об охране окружающей среды органы административной юрисдикции могут применять следующие взыскания: предупреждение, штраф, конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (например, пра­ва на охоту).

K юридическим лицам, не являющимся субъектами админи­стративных правонарушений, при нарушении требований в об­ласти охраны окружающей среды применяются такие меры, как ограничение или приостановление работы, лишение разреше­ний (лицензий) на занятие определенной деятельностью.

K уголовной ответственности привлекаются лица, винов­ные в совершении преступления против экологической безопас­ности и природной среды.

Преступления против экологической безопасности и при­родной среды — это совершенные умышленно или по неосто­рожности общественно опасные деяния, причинившие или могу­щие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружаю­щей среды, независимо от форм собственности.

Значимость охраны окружающей среды, экологических отношений предопределила выделение отдельного раздела и главы «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст. 263-284).

Ст. 263. Умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов.

Ст. 264. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

Ст. 265. Нарушение требований экологической безопасности.

Ст. 266. Прием в эксплуатацию экологически опасных объ­ектов.

Ст. 267. Непринятие мер по ликвидации последствий нару­шений экологического законодательства.

Ст. 268. Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды.

Ст. 269. Порча земель.

Ст. 270. Уничтожение либо повреждение торфяников.

Ст. 271. Нарушение правил охраны недр.

Ст. 272. Загрязнение либо засорение вод.

Ст. 273. Нарушение правил водопользования.

Ст. 274. Загрязнение атмосферы.

Ст. 275. Загрязнение леса.

Ст. 276. Уничтожение либо повреждение леса по неосторож­ности.

Ст. 277. Незаконная порубка деревьев и кустарников.

Ст 278. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами.

Ст. 279. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами.

Ст. 280. Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений.

Ст. 281. Незаконная добыча рыбы или водных животных.

Ст. 282. Незаконная охота.

Ст. 283. Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и вод­ных животных.

Ст. 284. Нарушение ветеринарных правил.

Необходимо сделать уточнение, что уголовная ответствен­ность за нарушение экологических отношений предусмотрена не только статьями раздела IX главы 26, но и другими нормами УК. Так, например:

Ст. 303. Нарушение правил безопасности горных или строи­тельных работ.

Ст. 305. Нарушение проектов, норм и стандартов при произ­водстве строительно-монтажных работ.

Ст. 308. Несообщение информации об опасности для жизни людей.

Ст. 320. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Ст. 326. Нарушение правил радиационного контроля.

Ст. 336. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

Гражданско-правовая ответственность — это основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонаруши­теля, выражающееся в лишении его определенных имуществен­ных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к экологическому законодательству граждан­ско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей сторо­не имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), причиненный в результате наруше­ния правовых требований по охране окружающей среды.

Другие публикации:  Дзержинские приставы оренбурга

По общему правилу привлечение к административной и уголовной ответственности не освобождает нарушителя от воз­мещения имущественных убытков, причиненных его противо­правными действиями. K регулированию отношений по возме­щению вреда, причиненного экологическими правонарушения­ми, применимы общие положения гражданского права об обя­зательствах вследствие причинения вреда.

Вред, причиненный окружающей среде посредством ее за­грязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разру­шения компонентов природной среды, природных и природно­антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его при­чинившим, добровольно или по решению суда в порядке, уста­новленном законодательством.

Вред, причиненный личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, под­лежит возмещению в полном объеме. Размер и порядок возме­щения вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, оп­ределяются в соответствии с ГК.

Компенсации подлежит и моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружаю­щую среду.

Ответственность за нарушение экологического законодательства (2)

Главная > Реферат >Государство и право

ТЕМА № 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения.

2. Понятие, виды и структура экологических правонарушений.

3. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред.

3.1. Понятие, и виды вреда, причинённого загрязнение и истощение окружающей среды.

3.2. Структура экологического вреда

3.3. Условия наступления гражданско-правовой ответственности.

3.4. Принципы возмещения вреда

3.5. Механизм возмещения вреда

3.6. Механизм возмещения правомерного вреда природной среде.

3.7. Материальная ответственность

4. Экологическое преступление.

5. Административная ответственность за экологические правонарушения.

6. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения.

1. Экологическая ответственность – комплекс правовых и экономических норм, соединяющих в себе соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде. Ответственность наступающая за нарушение норм экологического законодательства.

Функции ответственности за экологические правонарушения:

• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей

• компенсационную, направленную на возмещение потерь в

природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых

• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного

в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Причины экологических правонарушений:

1. несовершенство закона — это прежде всего недостатки действующего законодательства, которые проявляются в трех направлениях: наличие пробелов, несовершенство правовой нормы и противоречивость эколого-правовой нормы;

2. отсутствие экономической основы исполнения эколого-правовой нормы;

3. недостатки организационно-исполнительной деятельности. Правовая норма не действует сама по себе. Для ее применения необходимы активные действия. А у нас функции охраны природы рассредоточены по многим министерствам;

4. господство потребительской психологии. Как показывает практика, причинами многих правонарушений в области охраны природы, особенно браконьерства, могут быть: низкий уровень сознательности, порождающий ложное представление о неисчерпаемости природных богатств; корыстные мотивы; неудовлетворительное обеспечение населения продуктами природы; морально-этическая неподготовленность к правильному поведению в условиях природной среды; безнаказанность лиц, незаконно пользующихся благами природы и т.д.

2.Экологическое правонарушение — это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в стране экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу причинения такого вреда. При этом под экологическим правопорядком понимается система правил, обеспечивающая научно-обоснованное взаимодействие общества и природы.

Состав экологического правонарушения включает в себя: объект, субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны состава экологического правонарушения.

В качестве объекта экологического правонарушения выступают:

• право государственной собственности на природные ресурсы, порядок природопользования и охраны природных объектов;

• права и законные интересы юридических и физических лиц, являющихся природопользователями;

• природная среда как условие жизни на земле, а также сами природные богатства и др.

Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения, учреждения, организации, должностные лица и граждане.

С объективной стороны экологическое правонарушение представляет собой противоправное деяние, совершённое путём действия (нарушение природоохранного законодательства) или бездействия (несоблюдение, невыполнение его требований). К числу основополагающих признаков объективной стороны экологического правонарушения относится причинение вреда природной среде, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением закона и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Экологическое законодательство предусматривает две формы вины: умышленную и неосторожную. Умышленно совершаются: самовольная рубка леса; отстрел диких животных без разрешения; превышение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду ради выполнения производственного плана и др. Неосторожность или небрежность имеют место при несоблюдении правил пожарной безопасности в лесах; пренебрежение правилами применения ядохимикатов в сельском хозяйстве и т.д.

Признаком субъективной стороны являются также мотив и цель правонарушения. Мотив правонарушения — это то побуждение, в силу которого совершается данное правонарушение. Цель правонарушения — это указание на тот результат, к достижению которого лицо стремится.

Классификация экологических правонарушений:

1. В зависимости от объекта правонарушений различают:

1.1.нарушение права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы: совершение противоправных сделок с землей, недрами, водами и иными природными ресурсами; самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие незаконные сделки;

1.2. нарушения порядка рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды: порча сельскохозяйственных и других земель: порча месторождений полезных ископаемых; загрязнение и засорение вод; уничтожение или повреждение леса в результате поджога и т. д.

2. По степени общественной опасности: проступки и преступления

3. В зависимости от вида экологических правонарушений: земельные, горные, водные, лесные; нарушения законодательства об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха.

4. В зависимости от вида применяемых санкций: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая.

3.Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к экологическому законодательству она заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного в ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда. Правила возмещения вреда в качестве юридической ответственности определены статьей 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Возмещение ущерба, причиненного отдельным объектам природы, предусмотрено в экологическом законодательстве: статьей 54 Кодекса о недрах, Законами «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха».

3.1.Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба (вреда): экологический, экономический и социальный:

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности. Можно схематически представить его в виде двух составляющих: натуральных потерь в денежном выражении и затрат на ликвидацию отрицательных последствий или замену деградированных ресурсов.

Социальный ущерб – это ущерб, наносимый, прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, экологически неблагополучными продуктами питания, питьевой водой плохого качества, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения и жизнедеятельности в целом.

При этом экологический и социальный ущербы не подлежат абсолютно точной количественной оценке.

3.2.Составными частями экологического вреда являются:

— ущерб, — упущенная выгода — моральный вред.

1. Экологический ущерб — это любое уменьшение, потери в природе, имуществе, которые оцениваются в денежных суммах, измеряются натуральными показателями. Он, прежде всего, проявляется форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц.

2. Экологический ущерб (вред) часто связан с упущением выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

3. Моральный вред. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РБ моральный вред — испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания. Физические страдания – это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, другие отклонения от обычного состояния здоровья. Нравственные страдания выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения и других психологических переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь.

3.3.Общие основания ответственности за причинение вреда определены в ГК РБ:

• противоправность поведения (действия – незаконная вырубка леса, или бездействия – несоблюдение правил пожарной безопасности),

• наличие вреда. Ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий землетрясений, наводнений и т.п.

• причинная связь между противоправным поведением и наступившим результатом (причинение вреда).

При причинении вреда природным объектам бывает трудно установить причинную связь не только вследствие переплетения действий человека с «поведением природы», но и потому, что некоторые убытки возникают не сразу после причинения вреда — они могут возникнуть, когда к правонарушителю уже нельзя будет предъявить иск об их возмещении. Иногда установить причинную связь между деянием и вредоносным результатом практически не представляется возможным. Например, при загрязнении атмосферного воздуха вы¬явить причинную связь с действием конкретного предприятия не всегда удается. А пока эта связь не выявлена, нет оснований для привлечения лиц к ответственности.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда — в частности, если вред причинен источником повышенной опасности. К источнику повышенной опасности можно отнести предприятие, загрязняющее природную среду. Так как перечня источников повышенной опасности не существует, суд самостоятельно определяет ту или иную деятельность как представляющую повышенную опасность для окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Названные субъекты освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. К действию непреодолимой силы относятся стихийные бедствия или явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.), а также аварии, катастрофы. Владелец источника повышенной опасности может быть также освобожден судом от ответственности полностью или частично, если возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность самого потерпевшего (п. 2 ст. 1083). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения. Исключение при этом составляют случаи, когда вред причинен умышленно.

Наконец, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных

Действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодейст¬вия этих источников (столкновения транспортных средств, перевозящих, к примеру, опасные вещества) третьим лицам, по общим основаниям, предусмотренным в ст. 1079 ГК РФ.

Другие публикации:  Требования к услугам дизайна

Однако, регламентируя порядок и условия возмещения экологического вреда, в целях предупреждения причинения нового вреда ГК РБ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 934). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. При этом суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

3.4.Принципы возмещения вреда

• Обязательность причинителя возместить причиненный вред. Привлечение к уголовной или административной ответственности причинителя вреда не освобождает его от материального возмещения вреда. В эколого-правовых отношениях данный принцип реализуется по формуле «загрязнитель платит», а также существованием особого способа подсчета ущерба при помощи утвержденных такс.

• Полное возмещение причиненного вреда (ст.933 ГК РБ), т.е. взыскание как экономического вреда в виде реального ущерба и упущенной выгоды, так и вреда экологического в объеме, доступном для исчисления.

• Ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный по вине их работников (ст.937 ГК РБ) Названный принцип полностью распространяется и на эколого-правовые отношения, служит надежной гарантией возмещения причиненного вреда, ибо отдельные граждане — причинители вреда, работающие на предприятии, могут оказаться не платежеспособными в смысле возмещения вреда.

• Солидарная ответственность при совместном причинении вреда (Ст.949 ГК РБ). Применение данного принципа в эколого-правовых отношениях дает возможность усилить гарантии компенсации вреда и также проследить весь механизм причинения вреда, проектировщики, изыскатели, эксперты и т.д. Суд, хозяйственный суд решает вопрос о возмещении вреда обязан определить степень вины каждого субъекта правонарушения и принять меры к его взысканию.

• Вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда (ст. 934 ГК РБ). Признание за промышленными предприятиями статуса источника повышенной опасности дает право судам взыскивать причиненный вред, несмотря на наличие «объективны причин», на которые обычно ссылаются ответчики (отсутствие средств, вина проектировщика, завода изготовителя, плохой работы сооружений).

3.5. Механизм возмещения вреда

Законодательством предусмотрен судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда, причинённого здоровью и имуществу человека:

1. Внесудебный порядок реализуете рядом способов:

• добровольное возмещение. Данный способ возмещения вреда на практике встречается редко.

• посредством страхования риска причинения экологического вреда. В тех случаях, когда вред причинён объектами окружающей среды, нельзя ставить вопрос об ответственности и обязанности возместить вред. В таком случае возможно заключение договора личного или имущественного страхования. По которому, в страховое возмещение включено: компенсация вреда, причинённого жизни и здоровью людей, и стоимость утраченного (повреждённого имущества).

• административный порядок. Он применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. Граждане, которые проживают в районах, признанных в установленном порядке неблагополучными в экологическом отношении, пользуются определенными льготами: бесплатное медицинское обследование, санаторно-курортное лечение, обеспечение на льготных условиях лекарственными и медицинскими средствами, получение пособий. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

2. Судебный порядок. Реализуется, как правило, через исковое производство по делам о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причинённого загрязнением или другими негативными последствиями антропогенной деятельности. В порядке искового производства возмещается вред, который носит эпизодический характер. Такой порядок не приспособлен для случаев массового возмещения вреда здоровью. Для этого предусмотрен административный порядок.

Ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает добровольный и судебный порядок возмещения вреда природной среде.

Добровольное исполнение обязанностей не является юридической ответственностью. Юридическая ответственность наступает лишь тогда, когда применяется государственное принуждение. Поэтому добровольное возмещение убытков, равно как и возврат в добровольном порядке продукции природной среды (или уплата ее стоимости в случае невозможности возврата) как неосновательно приобретенной, не является ответственностью.

ГК РБ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении. Однако реальное возмещение в натуре допустимо не во всех случаях. Так применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли; при восстановление лесных массивов — посредством новых посадок древесных культур. Применение реального возмещения вреда возможно, если:

• восстановление объективно возможно и

• правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы.

При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами и методиками, установленными законодательством Республики Беларусь, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды (ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды»). Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Методы (способы) определения вреда, причиненного природным объектам:

• В случае, когда природный объект уничтожен, поврежден, приведен в непригодность и восстановить его невозможно (отстреляно животное, выловлена рыба, срублено дерево и т.п.) применяется таксовый метод исчисления размера убытков. Требовать возмещения вреда вправе только специальные органы, на которые государством возложены функции охраны окружающей среды. Таксы устанавливаются уполномоченными государствен¬ными органами. Так Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 581 «Об усилении ответственности за нарушение правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты» — таксы по объектам животного мира; ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 октября 1993 г. N 750 «О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ» — таксы по лесному хозяйству.

Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены:

— по лесному хозяйству – за каждое уничтоженное или повреждённое дерево или кустарник, — по объектам животного мира и по рыбным запасам – по отдельным видам животных

Таксы — заранее исчисленный и зафиксированный в твердой денежной сумме размер ущерба, причинённый природным объектам. В состав такс включен такой компонент, как затраты на восстановление природных объектов, даже в тех случаях, когда компенсация убытков практически невозможна ввиду необратимости некоторых природных процессов.

Несмотря на наличие штрафных моментов в таксах ущерба, их нельзя отождествлять со штрафом как мерой административного воздействия по следующим причинам:

1. основное назначение, такс — возмещение вреда. Ответственность в виде такс наступает только в случаях причинения ущерба неправомерным использованием природных объектов, и размер такс зависит от размера причинен¬ного вреда. Штраф же налагается независимо от того, причинен ли правонарушителем вред, а его размер не соизмеряется с величиной вреда, если таковой причинен.

2. уплата штрафа не освобождает от возмещения убытков, а взыскание сумм, исчисленных в соответствии с таксами ущерба, полностью возмещает убытки.

3. взыскание сумм ущерба по таксам производится в судебном порядке.

• Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

• По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

3.6.Механизм возмещения правомерного вреда природной среде.

Экологическое законодательство устанавливает случаи, когда предусмотрено возмещение потерь и убытков, вызванных правомерными действиями природопользователей.

1. Так, при изъятии или временном занятии земель сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства для целей, не связанных с ведением сельского или лесного хозяйства, предполагаемые землепользователи или собственники должны возместить так называемые потери сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства. Порядок их возмещения регулируется постановлением СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8 сентября 1999 г. N 1397 «О ВОЗМЕЩЕНИИ ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА». В нем указано, что предприятия, учреждения и организации, которым отводятся изымаемые сельскохозяйственные угодья (лесные угодья) для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства (лесного хозяйства), а также предприятия, учреждения, организации, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением из оборота сельскохозяйственных угодий (лесных угодий) или переводом их в менее ценные угодья, до отвода земельного участка в натуре перечисляют средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного производства (лесохозяйственного производства), на специальный счет областного Совета депутатов. Размеры потерь определяются по нормативам возмещения потерь сельскохозяйственного производства и коэффициентам к ним. При этом учитываются месторасположение земельных участков, качество почв, интенсивность сельскохозяйственного производства, степень мелиоративного обустройства земель. Размеры потерь лесохозяйственного производства определяются по нормативам возмещения потерь лесохозяйственного производства и коэффициентам к ним, учитывающим защитные, водоохранные и другие природоохранные функции лесов.

2. При изъятии земельного участка у собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора постановлением Правительства от 25 марта 1992 г. «О возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан» предусматривается их возмещение в полном объеме (включая затраты, произведенные за счет собственных средств, на улучшение качества земли за время владения и пользования земельными участками исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду). Возмещению подлежат и затраты по восстановлению зданий и сооружений, поврежденных в результате просадок земной поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых, а также дополнительные затраты на осуществление мер защиты размещаемых в установленном порядке на площадях залегания полезных ископаемых зданий и сооружений от возможных просадок земной поверхности. Указанным постановлением утверждено Положение о порядке возмещения таких убытков. В соответствии с ним предприятия, организации, учреждения и граждане, деятельность которых влечет ограничение прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или же ухудшение качества ближайших земель, компенсируют убытки землевладельцам, землепользователям, в том числе арендаторам в полном объеме. Размеры таких убытков определяются оценочными комиссиями соответствующих исполнительных ко¬митетов. Компенсация убытков осуществляется в бесспорном порядке. В случае же возникновения споров, связанных с компенсированием убытков и определением их размеров, вопросы разрешаются судом в соответствии с его компетенцией.