Блог

Собственность поурочный план

План-конспект урока по экономике (10 класс) на тему:
урок экономики в 10 классе по теме «Собственность».

конспект урока в 10 классе по экономике (профиль)

Предварительный просмотр:

Урок экономики в 10 классе.

Тема: что такое собственность

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование экономического мышления на основе осмысления понятия собственность.

Задачи: 1) рассмотреть понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности

2) развивать познавательную активность, социальный опыт.

3) формировать экономическую грамотность.

Содержание: понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности, изменение форм собственности, приватизация.

Самостоятельная работа по разделу «Главные вопросы экономики» в форме теста.

  1. Изучение нового материала

Постановка проблемных вопросов.

Когда мы говорим «собственность», то подразумеваем, что что-то принадлежит кому-то. каждый ли человек вправе быть собственником? Всегда ли это одно лицо? Все ли, что нас окружает может быть собственностью? Какие права и обязанности у собственника?

В течение этого урока мы попытаемся ответить на все вопросы.

Из истории появления собственности.

Собственность ( от слова «собь» — пожитки, имущество и «собность» — обладание вещью.

Как только первобытный человек взял в руки палку, то она стала его собственностью. Все, что человеку доступно становится объектом собственности. Так образуется индивидуальная и групповая собственность. С развитием государства появляется государственная форма собственности.

Феодальное общество – земля и орудия ее обработки собственность владельца-феодала.

Капитализм – средства производства – собственность владельца капитала.

В некоторых странах все формы собственности были сведены к одной – государственной, что оказалось неэффективно.

Так что же такое собственность?

Запись определения в тетради.

Собственность есть отношение между человеком или группой людей, с одной стороны и предметами, вещами, объектами с другой стороны. Они заключаются в том, что человек или группа людей присваивает вещи, объекты себе, отчуждая их от других людей.

Собственники – субъекты права собственности.

Это- 1) отдельная личность

2) группы ( объединения):семья, трудовой коллектив, социальная группа, общественная организация и т.д.

3) общество в целом.

Объекты собственности – это, что принадлежит субъекту.

— земля, земельные участки, угодья

— основные производственные фонды

-деньги, ценные бумаги

-духовно-интеллектуальные и информационные ценности

Беседа по вопросам.

  1. Какие формы собственности вы знаете? 2) В чем отличие частной от государственной? 3) А что такое форма собственности?

Запись в тетрадь.

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый прежде всего тем, кто является субъектом собственности, то есть собственником. Обучающиеся приводят примеры.

Например, субъект – государство, форма собственности – государственная.

Субъект гражданин, форма собственности – частная и т.д.

Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу

Собственность поурочный план

Цели: ознакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности; подвести учащихся к пониманию важности имуще­ственных отношений в жизни современного общества; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (собственность, имущественные отношения, предприни­мательство, гражданское право, договор, купля-продажа, аренда), домашнее задание.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

— Как отношение к труду характеризует человека?

2. Для этого подумайте над вопросами:

— Какую роль играет труд в жизни человека и общества?

— Как в народном творчестве отражена роль труда в жизни человека?

— Что такое трудолюбие?

— Почему общество отрицательно относится к тунеядству?

— По каким причинам возникает спор о степени важности умствен­ного и физического труда для человека? Каково ваше мнение по этому вопросу?

— Почему важно сочетание умственного и физического труда?

3. Сделайте вывод.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

— Каким образом регулируются трудовые отношения между работ­ником и предприятием?

2. Для этого подумайте над вопросами:

— В каких документах отражено право человека на труд?

— Как вы понимаете право человека на справедливую зарплату?

— Где человек может осуществлять трудовую деятельность?

— Какими документами регулируются трудовые отношения между работником и предприятием?

— Что такое занятость?

— Кого можно отнести к занятым гражданам?

— Кого закон признает безработным?

— Что такое трудовой договор? Почему и работник и предприятие бывают заинтересованы в заключении трудового договора?

— Что такое социальное партнерство и коллективный договор?

— Почему важно соблюдать дисциплину труда?

— Какую роль играют профессиональные союзы на предприятиях?

3. Сделайте вывод.

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

— Какие права и льготы имеют работающие несовершеннолетние?

2. Для этого подумайте над вопросами:

— Могут ли устроиться на работу несовершеннолетние?

— Какой будет продолжительность рабочего дня для лиц младше 16 и 18 лет? Почему?

— Какие льготы в продолжительности рабочего дня предоставляются несовершеннолетним на период учебы в школе?

— Существуют ли еще какие-либо льготы для работающих несовер­шеннолетних?

— Почему предприятия не заинтересованы в приеме на работу не­совершеннолетних?

— На каких работах запрещено использовать труд несовершенно­летних?

— Что такое трудовая книжка?

2. Работа с классом (на выбор учителя)

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

2. Трудовые отношения

3. Трудовой договор

5. Социальное партнерство

6. Трудовая книжка

А.Добровольное соглашение между ра­ботником и работодателем

Б. Согласование интересов работников и работодателем по вопросам регули­рования трудовых отношений

A. Отношения между людьми в процес­се трудовой деятельности

Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность

Д. Лицо, не имеющее работы и постоян­ного заработка, зарегистрированное в службе занятости

Е. Объединение работников предприя­тия, для защиты своих интересов в рамках действующего трудового законодательства

1-Д; 2-В; 3-А; 4-Е; 5-Б; 6-Г.)

— Составьте условия трудового договора, который устроил бы:

а) работника предприятия;

(Ребята выполняют задание.)

Существуют ли между участниками договора противоречия? (Да.) Найдите способы разрешить их. (Чтобы их разрешить необходимо идти на взаимные разумные уступки в рамках социального партнерства.)

Почему несовершеннолетнему трудно найти работу? ( Не­совершеннолетний имеет право на более короткий рабо­чий день, более продолжительный отпуск, пониженные нормы поднятия тяжестей и т. д., что невыгодно рабо­тодателю.)

Фронтальный опрос класса

Чем трудолюбие отличается от тунеядства? (Трудолюбие положительное моральное качество, характеризующее рас­положение личности к трудовой деятельности. Тунеядст­во отрицательное моральное качество, характеризующее отвращение к труду.)

Какой труд более важен, умственный или физический? (Важность умственного и физического труда для чело­века одинакова. Академик И.П. Павлов говорил, что чув­ствовал себя удовлетворенным, когда «соединял голову с руками».)

Что такое занятость? ( Это деятельность граждан, не про­тиворечащая законодательству и приносящая им, как пра­вило, заработки.)

— С какого возраста законодательство разрешает заниматься самостоятельной трудовой деятельностью? (С разрешения одного из родителей с 14 лет.)

В чем важность соблюдения трудовой дисциплины? ( Она обеспечивает благоприятные условия для работы, точ­ность технологического процесса. Ее соблюдение — обязан­ность работника.)

Как работник предприятия может повысить свою квалифика­цию? (В процессе получения дополнительного образования, дополнительных профессий.)

2. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 28-30, отзывы одноклассников

1. Имущественные отношения.

3. Собственность и предпринимательство.

Задача для учащихся: выяснить, почему необходимо регу­лировать имущественные отношения? Что значит быть собст­венником? Может ли любой человек заниматься предпринима­тельством?

1. Рассказ учителя об имущественных отношениях (в объеме учебника)

Задание для учащихся: выяснить роль имущественных от­ношений в жизни общества. ( Имущественные отношения — это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность (ча­стную , государственную, муниципальную, общественных органи­заций).) Заполнить схему, приведенную ниже.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 254—257) или учебник 2 (с. 97-101).

Задание для учащихся: объяснить, что такое право собствен­ности. Кому может принадлежать собственность? Как становятся собственником?

3. Беседа по прочитанному тексту

Право собственности — совокупность правовых норм, закре­пляющих и охраняющих принадлежность имущества отдельным лицам или коллективам и основанные на этом полномочия собст­венника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Владение — фактическое обладание вещью. Пользование—извлече­ние из имущества полезных свойств. Распоряжение — возможность изменения принадлежности, состояния, назначения имущества. «. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» ( Конституция РФ, ст. 8).

Собственниками или субъектами права собственности в нашей стране могут быть граждане, юридические лица, государство и ор­ганы местного самоуправления (см. схему ниже).

Собственником можно стать:

• изготовив самостоятельно вещь с соблюдением закона;

• в результате использования имущества, полученных плодов, продукции, доходов;

• получив по наследству в соответствии с завещанием или законом имущества умершего;

• покупая имущество или получая его в подарок;

Другие публикации:  Купил полис осаго а он не действует

• в законном порядке приобретая право собственности на имущество, не имеющее собственника;

• став членом потребительского кооператива и выплатив пол­ностью свой пай-взнос.

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом

Учебник 1 (с. 257-259) или учебник 2 (с. 102-104).

Задание для учащихся: определите, какими качествами пред­принимателя обладает продавец в стихотворении С.В. Михалкова. Соблюдал ли продавец права потребителя? Какую цель ставит пе­ред собой предприниматель?

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

— Хозяин, продашь нам корову свою?

— Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

— Не много ли просишь, старик, за нее?

-Да где наживаться! Вернуть бы свое!

— Уж больно твоя коровенка худа!

— Болеет, проклятая. Прямо беда!

— А много ль корова дает молока?

— Да мы молока не видали noKai .

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

— Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

— Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

-Да так ли! Уж выглядит больно худой!

— Не очень жирна, но хороший удой.

— А много ль корова дает молока?

— Не выдоишь за день — устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

— Зачем я, Буренка, тебя продаю? —

Корову свою не продам никому —

Такая скотина нужна самому! [37]

5. Беседа по проделанной работе

— Что такое предпринимательство?

— Как можно стать собственником?

— Какой закон защищает интересы покупателя?

— Какие виды собственности вы знаете?

— Почему в нашей стране появились разные формы собствен­ности?

— Почему необходимо регулировать имущественные отно­шения?

— Что значит быть собственником?

— Может ли любой человек заниматься предпринимательством? Домашнее задание

1. Прочитать § 40 учебника 1 (с. 253-259) или § 12-13 учеб­ника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

— Каким образом гражданское право регулирует имуществен­ные отношения?

— Как человек может распоряжаться своей собственностью?

— Почему общество не может обойтись без предпринима­тельства?

3. Выполните в тетради задание 4 на с. 260 учебника 1 или практикум на с. 102, 105 учебника 2.

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме:
8 класс. Обществознание. Урок на тему «Собственность»

  • Плак-конспект урока на тему «Собственность» , презентация к уроку содержит нагдядный материал (основные термины, схемы), а также практические задания по теме (ситуативные задачи).

Предварительный просмотр:

8 класс. Обществознание.

Урок №___ Собственность.

Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества и материальных благ.

Это отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом, в основе которых лежит право на собственность.

Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть гражданского права, регулирующего куплю-продажу, пользование, взятие в аренду, дарение, наследование и многое другое.

Собственность – это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

— это совокупность правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных благ конкретным людям – собственникам.

У каждого человека имеется собственность: квартира, дача, автомобиль или мобильный телефон.

Собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению, а также имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону (продать, подарить, обменять и т.д.).

В российском гражданском праве традиционным является представление о праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий:

Субъекты и объекты собственности

Субъекты собственности – это отдельные лица, их ассоциации, трудовые коллективы, социальные группы, общество в целом, владеющие ресурсами или факторами производства.

Объекты собственности – то, чем владеет собственник и результаты производства – блага.

Субъекты права собственности

— коллективная

Каким образом человек становится собственником?

Право собственности возникает:

— в результате изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов;

— в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы);

— в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа, обмен);

— в результате наследования или правопреемства, дарения;

— в законном порядке приобретение права собственности на имущество, не имеющее собственника: по праву первого нашедшего бесхозную вещь (находка, клад);

— по праву давности владения.

Способы приобретения собственности:

Право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку.

Конституция РФ ст. 35:

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется

Вы получили учебник в школьной библиотеке. В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения?

Проанализируйте эту ситуацию.

Проанализируйте ситуации, связанные с судебной защитой права собственности и имущественных интересов лиц, и определите применительно к каждой ситуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером.

С и т у а т и в н ы е з а д а ч и:

1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.

3. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.

Домашнее задание: § 13, вопросы (устно).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт.

Материал урока систематизирует и обобщает знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях.

Архив содержит сценарий урока, презентацию и самоанализ проведённого урока.

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме «Оксиды».

В рамках акции проводимой в России создан конспект урока для 8 класс на тему Час кода — 2015 год.

Открытый урок в 8 классе по алгебре на тему «Квадратичная функция и ее график» .

Разработка урока «Право собственности и его виды».

Столичный учебный центр
г. Москва

Конспект урока по обществознанию.

Тема: Право собственности и его виды.

Цели: 1) создать представления о праве собственности;

2) формировать умения анализировать, развивать мышление;

3) воспитывать правовую грамотность.

Домашнее задание: № 6,

Понятия: имущественные права, право собственности, вещное право, интеллектуальная собственность.

1. Имущественные права.

2. Право собственности.

3. Основания возникновения права собственности.

4. Право собственности на землю.

5. Понятие права интеллектуальной собственности.

Что такое договор?

Порядок заключения, изменения и расторжения договора.

Отдельные виды обязательств.

Изложение. Тема, цели, домашнее задание.

Имущественные права – это права участников имущественных правоотношений, то есть отношений, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением имуществом.

Виды имущественных прав:

1)вещные (право собственности)

2)обязательственные (право на возмещение ущерба)

3)право авторов (на вознаграждение)

2. Понятие права собственности.

Собственность как экономическая категория появилась с возникновением человеческого общества.

Собственность — это господство людей над вещью

Право собственности — совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Содержание права собственности складывается из трех правомочий – владения, пользования и распоряжения.

Владение — обладание вещью. Даже находясь на расстоянии.

Пользование – предполагает возможность извлекать из вещи ее полезные свойства. Пользоваться может и не владелец.

Распоряжение – возможность определять юридическую судьбу вещи (продавать, дарить, завещать).

Субъектами права собственности могут быть физические и юридические лица, РФ, ее субъекты, муниципальные образования.

Виды собственности: 1) частная собственность, 2) государственная собственность, 3) муниципальная собственность.

Объекты федеральной собственности:

национальные богатства страны

объекты функционирования федеральных органов власти (казна, золотой запас, валютный фонд)

прочие объекты (военная техника, спиртовая продукция, стратегические материалы)

Основания возникновения права собственности.

Существуют первоначальные и производные основания приобретения права собственности.

Первоначальные основания – если вещь никому не принадлежала, если вещь найдена (если за 6 месяцев не найдется хозяин вещи, то нашедший становится ее владельцем), право собственности по давности владения: 15 лет недвижимое имущество, 5 лет движимое.

Производные способы – национализация или приватизация, реквизиция – изъятие имущества в случае аварий, эпидемий с выплатой стоимости, конфискация – безвозмездно, договор купли — продажи.

Вещное право – совокупность правомочий в отношении имущества.

Другие вещные права: сервитуты (право пользования чужим имуществом в определенных пределах), право пользования земельным участком, право хозяйственного владения, право оперативного управления имуществом.

Другие публикации:  Доплата за категорию педагогам с 1 сентября 2019г

4. Право собственности на землю.

Это владение, аренда, продажа, сервитут – линии электропередач, трубопровода, водоснабжение.

Понятие права интеллектуальной собственности.

Право интеллектуальной собственности – собственность на результаты творческой деятельности.

Группы объектов права интеллектуальной собственности:

— объекты авторского права (произведения науки, литературы)

— объекты смежного права (исполнения, фонограммы)

— объекты патентного права (изобретения, модели, образцы)

— средства индивидуализации (товарные знаки, наименования)

— нетрадиционные объекты (селекционные достижения, ноу-хау).

Предметом гражданского оборота выступают не названные объекты, а права на них.

Интеллектуальные права – виды прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Исключительные права – право автора осуществлять действия…

Реклама – использование средств массовой информации для распространения сведений о фирме, товарах.

Собственность. Право собственности

Урок предполагает формулирование темы учащимися при помощи фразы из известного произведения. Постановка проблемы осуществляется через противоречие, заданное в цитате Ж.Ж. Руссо. Работа с определениями, первоисточниками, видеофрагментом. Формы работа: групповая, индивидуальная, парная. В качестве закрпелния использована технология кейса (создание ситуаций на практическое применение теоретических знаний)

Просмотр содержимого документа
«Собственность. Право собственности»

Тема: Собственность. Право собственности.

  • Существуют законы, которые … безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».
  • (Ж.-Ж. Руссо)

Что есть собственность? Для чего нужна собственность?

  • Собственность – это принадлежность вещей, духовных и материальных ценностей определенным лицам. (Л.Н. Боголюбов)
  • Собственность – правовое обладание имуществом (А.И. Кравченко)
  • Собственность — это отношение между различными субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей. (Юридический словарь)

Работа с источником в группах Ознакомьтесь с Конституцией

  • Глава 1
  • А) Какие основные формы собственности признаны в Конституции 1 ряд
  • Глава 2
  • Б) Каковы права гражданина России в отношении собственности? 2 ряд
  • В) Что может быть в частной собственности и при каких условиях? 3 ряд

Способы приобретения собственности

  • Продумайте в группах как гражданин может получить собственность и проиллюстрируйте это примерами.
  • Сформулируйте ответ и представьте его в виде схемы

Способы получения собственности

Проанализируйте видео фрагмент

  • 1. О каком процессе, связанном с собственностью идет речь в фильме?
  • 2. Когда начался этот процесс в России?
  • 3. Что означает этот процесс?
  • 4. Какая ситуация с собственностью наблюдалась в СССР до его распада?

  • Приватизация (лат. privatus — частный) — передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность
  • Национализация – процесс передачи частной собственности государству.

  • 1. Какие формы собственности признаны в РФ
  • 2. Как гражданин может получить собственность?
  • Соотнесите ситуации и права собственника

Маша купила машину, но у нее нет прав, поэтому машина стоит в гараже

Бабушка подарила квартиру внуку

Максим купил мотоцикл и разъезжает на нем по городу

  • Семья из 4 человек – родители, двое детей (сын – 19 лет, дочь – 14 лет) решили улучшить свои жилищные условия, продав свою 3-х комнатную квартиру. Нашлись покупатели, которые согласны купить их квартиру.
  • Хозяева-продавцы— Какие условия им необходимо соблюсти, чтобы продать недвижимость?
  • Покупатели– Какие советы вы дадите покупателям, прежде чем приобрести квартиру?

  • Существуют законы, которые … безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».
  • (Ж.-Ж. Руссо)

Собственность поурочный план

Цели и задачи: познакомить с имущественными отношениями; характеризовать основные формы собственности.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий имущественные отношения, собственность, право собственности; описывать формы собственности, основания приобретения права собственности; характеризовать имущественные отношения; оценивать роль государства в защите собственности; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; 3) познавательные: давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Экономическая система, основанная на широком использовании ручного труда и натуральном обмене:

1) рыночная экономика

2) традиционная экономика

3) командная экономика

4) централизованная экономика

2. Из двух суждений: а) технология — это знание о том, как производить товар; б) использование новых технологий производства позволяет повысить конкурентоспособность предприятия:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Из двух суждений: а) смешанная экономика — это современное хозяйство большинства стран мира; б) смешанная экономика в состоянии решить проблему ограниченности ресурсов:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов:

1) натуральное хозяйство

2) альтернативная стоимость

3) издержки производства

4) экономическая эффективность

5. Характерный признак традиционной экономики:

1) высокая производительность труда

2) удовлетворение минимальных потребностей

3) использование новых технологий

4) государственное регулирование

6. Из двух суждений: а) командная экономика — экономическая система СССР; б) командную экономику характеризует государственная собственность на средства производства:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Основные вопросы экономики:

1) когда производить?

2) для кого производить?

3) где производить?

4) что производить?

5) как производить?

6) сколько производить?

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Собственность возникла на заре развития человечества. Вначале она выражалась в индивидуальном, а потом и в коллективном присвоении древними людьми своей добычи. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах.

Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.

Так что же такое собственность? Каковы ее основные виды и формы? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Собственность».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

1. Имущественные отношения.

3. Формы собственности.

4. Защита права собственности.

— Что значит быть собственником?

— Должна ли быть собственность священна и неприкосновенна?

IV. Работа по теме урока

1. Имущественные отношения

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «имущество»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «имущество».)

Запись в тетради

Имущество — это совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся во владении человека, семьи, группы лиц, организации или государства в целом, которыми они могут распоряжаться.

Имущественные отношения — это отношения по поводу имущества, в основе которых лежит право собственности.

Имущественные отношения подразделяются на два вида:

1) принадлежность имущества правовому субъекту (лицу, группе лиц, предприятию и т. д.);

2) переход имущества от одного правового субъекта к другому.

Первая группа рассматривает как отношения по изменению имущества владельца либо вида своей собственности, так и временную передачу его лицам, не являющимся собственниками (например, по договору аренды). Ко второй группе относятся отношения, порожденные гражданско-правовыми договорами, наследованием.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «собственность»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске.)

Познакомьтесь с определениями понятия «собственность».

Собственность — принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности (Большой экономический словарь).

Собственность — 1) как экономическая категория представляет собой общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами — индивидуумами и коллективами — предметов природы, естественных и созданных трудом; 2) как юридическая категория означает принадлежность имущества определенным лицам — индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (Юридический словарь).

Собственность — система отношений между людьми по поводу принадлежности средств и результатов производства (Словарь бизнес-терминов).

Другие публикации:  Как оформить принудительное лечение от алкоголизма

Мы видим, что в определении понятия «собственность» ключевое слово — «принадлежность». Отношения собственности — основа любой экономической системы. Отношение собственности — это система исключений из доступа к материальным и не материальным ресурсам, т. е. если определенные ресурсы принадлежат одному субъекту (собственнику или группе собственников), то они не могут принадлежать никому другому.

Некоторые ученые полагают, что собственность — это проявление биологической природы человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения, наследственно.

— Работая с п. 2 § 19 учебника, определите понятия «владение собственностью», «распоряжение собственностью» и «использование собственности» и запишите их в тетрадь.

Запись в тетради

Владение собственностью — фактическое обладание вещью (имуществом), дающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на него.

Использование собственности — это извлечение из имущества полезных свойств.

Распоряжение собственностью — возможность изменения ее принадлежности, состояния, назначения, включая полную или частичную передачу прав на имущество другим лицам.

— Работая с п. 2 § 19 учебника, назовите и охарактеризуйте субъекты права собственности.

(Проверка выполнения задания.)

— Изучив таблицу и дополнительный материал, охарактеризуйте формы собственности.

Абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.

Обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и ответственность собственника. Собственник может сам трудиться, а может привлекать наемный труд. За деятельность своего предприятия он отвечает всем своим имуществом

Квартира, дача, частное предприятие

Собственность, формальным собственником которой является общество как коллективный неорганизованный субъект. Средства и результаты производства принадлежат всему обществу. Результаты общего труда коллективно присваиваются всеми работниками.

В экономической эффективности проигрывает частной собственности, имеющей ответственного хозяина и стимулы к ее рациональному использованию

Заводы и фабрики в СССР и в других социалистических странах

Совместная собственность членов трудового коллектива. Возникает за счет как объединения имущественных, денежных взносов, так и распределения выкупленной трудовым коллективом собственности на соответствующие доли. Единственный собственник — сам коллектив, а его члены имеют право на определенную часть дохода, на участие в управлении, изъятие своей доли (в денежном выражении) при выходе из коллектива

Товарищества, кооперативы, общая собственность собственников многоквартирного дома (крыша, подъезд, подвал)

Предполагает непосредственную деятельность центральных органов власти. В Российской Федерации это федеральная собственность и собственность субъектов РФ

Государственные предприятия, природные ресурсы, объекты историко- культурного наследия, имущество Вооруженных сил

Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления

Детский сад, школа, поликлиника

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

4. Защита права собственности

— Работая с п. 4 § 19 учебника, определите, каким образом человек становится собственником.

(Проверка выполнения задания.)

К сожалению, находятся люди, которые нарушают права собственности, присваивая чужое имущество.

Существует несколько правовых способов защиты права собственности:

1) требование собственника к тому, кто владеет его имуществом, о том, чтобы оно было возвращено;

2) требования собственника об устранении препятствия в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом;

3) требование собственника имущества о констатации того факта, что он является собственником спорного имущества.

В первом случае собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать о незаконности своего владения, возмещения всех доходов, извлеченных этим лицом за все время владения вещью. Недобросовестный владелец возвращает собственнику все доходы, полученные им от пользования вещью, начиная с того времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности своего владения либо когда получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

— Используя прием «Мозговой штурм», предложите способы защиты права собственности.

(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует на доске основные из них. Составляется перечень.)

V. Подведение итогов урока

Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке — пифосе. Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном. Аристипп утверждал, что нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу.

— Согласны ли вы с Аристиппом?

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Объясните, как вы понимаете высказывание Пифагора, приведенное на с. 167 учебника.

2. Выполните задания 1—3 рубрики «В классе и дома» на с. 166, 167 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

1. Прочитать § 19 учебника.

2. Выполнить задания 4 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 167 учебника (на выбор).