Блог

Союз договор бога с человеком

Союз договор бога с человеком

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М .: Академический проект, 2006. –1256 с.

ЗАВЕТ – договор или союз Бога с человеком. Библия состоит из Ветхого 3. и Нового 3. В Ветхом 3. говорится о нескольких договорах Бога с людьми. Первый дого­вор был заключен Богом с Адамом и Евой (Быт. 1:28- 31; 2:16-17). Однако люди его нарушили, за что были изгнаны из Эдема. Так был совершен первородный грех. В дальнейшем люди не переставали грешить. Дети Адама и Евы совершили грех братоубийства: Каин убил Авеля (Быт. 4:1-16) и др. Тогда Бог решил расторгнуть договор с людьми и устроил потоп, от которого спасся только праведник Ной со своими сыновьями. С ними Бог заключил второй договор (Быт. 9:1). Третий дого­вор Бог заключил с Авраамом (Быт. 12:1-3), четвер­тый – с Моисеем, когда дал ему на горе Синай десять заповедей (Исх. 20:1-17) и разъяснение законов жиз­ни богоизбранного еврейского народа (Исх. 21,22,23). Пятый договор был заключен царем Давидом (2 Цар. 23:5). Шестой 3. был заключен между Богом и граждан- ско-храмовой общиной в послепленный период в 458-457 до н. э. (Неем. 9:38). Закон, данный евреям Богом, согласно «Слову о Законе и Благодати» митрополита Илариона , – это закон для рабов. Новый 3. говорит о Божественной благодати для детей Божьих. Митропо­лит четко противопоставляет ксенофобию автохтон­ных религийу в частности иудаизма , универсальному гу­манизму христианства. В Новом 3. Библии говорится о седьмом 3. Бога с человечеством через крестную жер­тву Иисуса Христа. Суть этого договора излагает Иисус в Нагорной проповеди (Мф. 5,6,7). В исламе считается, что восьмой 3., установленный Аллахом с людьми че­рез его пророка Мухаммада , сформулирован в первой суре Корана. (См. также: Договор между человеком и Бо­жеством в религиозных представлениях).

Союз договор бога с человеком

Какие значения включает в себя слово завет в Священном Писании?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Слово завет (евр. берит – договор, союз, обещание) в священных библейских книгах понимается как союз Бога с человеком. В Ветхом Завете оно употребляется 285 раз. Согласно христианскому богословию, Бог дает человеку откровение, а человек сознательно и свободно принимает эти истины верою и разумом, стараясь осуществить их в своей жизни при помощи Божественной благодати. Этот завет Бога с человеком получил начало еще в раю (см.: Быт. 2: 15–18), хотя впервые в Священном Писании это слово встречается позже, когда Бог заключил завет с патриархом Ноем: «с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6: 18). Затем завет подтверждался во времена последующих патриархов, особенно во времена Моисея, в Синайском законодательстве (см.: Гал. 4: 24).

В новозаветных священных книгах греческое слово диатеке (завет) встречается 33 раза. До пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа завет Бога с человеком не содержал о себе полноты откровения Божества человечеству. Ветхий Завет (см.: 2 Кор. 3: 14) был тенью и прообразом откровения, данного в Новом Завете (см.: Лк. 22: 20; 1 Кор. 11: 25; Евр. 8: 7–8; 9: 4; 12: 24). Поэтому принято различать два завета – Ветхий и Новый, последний является продолжением древнего. Иисус Христос является Основателем и Ходатаем Нового Завета и вместе с тем – Целью и Исполнением обетования и всего Ветхого Завета (см.: Лк. 22: 20; 1 Кор. 11: 25).

Радуга и завет Бога с человеком

Ной сложил из камней жертвенник. Затем он взял несколько животных и птиц и принес их в жертву Богу. Господу была угодна эта жертва, и Он сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Бог благословил Ноя и сыновей его и сказал им: «Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа и не будет уже потопа на опустошение земли… Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею… Когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке … и вспомню завет вечный между Богом и между всякой душою живою… Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякой плотью, которая на земле».

Перечень заветов (договоров) Бога с людьми

Всё Священное Писание — это сверхъестественное нераздельное Божие Откровение, составляющие «единое тело истины» (прп. Ефрем Сирин) или единый Завет Бога с человечеством. В то же время необходимо понимать, что, несмотря на единство и богодухновенность всей Библии, Богу было угодно открыть Себя, сообразуясь с духовными и интеллектуальными способностями и дарованиями человечества. Оставаясь неизменным, Бог соразмерно уровню их понимания постепенно и непрерывно раскрывал учение о Мессии. Это и нужно показать в лекциях.

Другие публикации:  Залог и его виды в римском праве это

Таким образом, единый Завет Бога с людьми распадается на несколько этапов.

Прежде всего, он разделяется на два Завета — на «Завет первобытный» или «дел» и «Завет благодати» или «восстановленный». Их разделяет грехопадение Адама.

Началом Завета дел со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества. Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены (Быт.3:15). Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. Завет дел — это союз между Богом и Адамом, по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение — смерть.

Восстановленный Завет, начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. Завет благодати — это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и современные верующие входят в завет благодати.

Этот Завет в свою очередь делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего.

Ветхий Завет, имея началом Первоевангелие (Быт.3:15), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом — через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя, (как это видно из 1 Пет.3:18-20, 4:4-7), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах.

Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, был нарушен в Египте, но затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о Завете патриархальном — до Моисея и о Завете подзаконном — от Моисея до Христа.

Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично — при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей. В период последнего завета, заключённого при Ездре, окончательно прекратилось правление династии Давида, в Иерусалиме и Иудее воцарился идумей — Ирод. Наконец, пришёл в мир Искупитель, Которого с нетерпением ждало человечество и Который заключил Новый Завет.

Заве́т – союз (соглашение, договор) двух или более сторон, в котором определены их взаимные цели и обязанности.

В Библии под Заветом понимается союз Бога и человека с целью спасения человека Богом в вечности и познание человеком Бога при условии соблюдения Божественных заповедей (Авраам, Ной, Моисей).

Под Заветом также понимаются и сами книги, в которых изложено соглашение Бога и человека (книги Ветхого и Нового Завета).

Библейскую историю можно рассматривать как цепь заветов, или соглашений, в которые Бог вступал с патриархами, пророками, царями, избранным народом, Церковью и всем миром. В крещении человек становился участником истории спасения и членом завета.

Завет — это прочное, накладывающее взаимные обязательства, соглашение между двумя людьми, договор. Бог Сам предложил Своему народу заключить с Ним завет: это Он дал людям обетования и поставил условия, которые им необходимо выполнить. (Это не был договор между двумя равными сторонами, когда условия предварительно обсуждаются и согласовываются.)

Идея имеет основополагающее значение для взаимоотношений Бога и человечества. Завет подразумевает, что один человек клянется служить и помогать другому или взаимное обещание обоих, заключающих завет, помогать друг другу. Клятва заставляет заключивших завет быть верными слову. Если же одна из сторон нарушит завет, не сдержав своего обещания, последствия для нее будут самые серьезные.

В Ветхом Завете само слово (древнееврейское \Hebrew, бэр\’ит) встречается в различных контекстах, например:

1. Завет Бога с Ноем и его близкими ( Быт

6:18; 9:8—17 ), завет Бога с Авраамом и его потомками ( Быт

2. Завет (договор), заключавшийся между двумя вождями: между Авимелехом и Исааком ( Быт

26:26—31 ), между Ахавом и Венададом ( 3

3. Союз любви между Ионафаном и Давидом, поклявшимися друг другу в вечной дружбе ( 1

Иногда завет заключался между двумя людьми или группами людей более или менее на равных основаниях. В этом случае договаривающиеся стороны могут обсудить условия договора и прийти к взаимоприемлемому соглашению. В других случаях, напротив, один из договаривающихся явно слабее другого. Точно так же и при завете Бога с людьми: Господь Сам решил, что даровать нам, и что мы в ответ должны сделать для Него.

Завет всегда заключается с целью сделать отношения между двумя договаривающимися сторонами ближе. Как правило, обе они принимают на себя обязательства помогать друг другу в определенных вещах, например, обещают прекратить бороться друг с другом или наладить взаимную торговлю. Заключая завет с Авраамом, Бог обещал благословить его потомство ( Быт

Другие публикации:  Приказ минтруда россии 652н от 2209 2019 г

15:18; 17:7—8 ); Он не требовал от Авраама каких-либо ответных обязательств, но повелел ему и всем его потомкам мужского пола принять обрезание в ознаменование заключения завета с Ним ( Быт

Бог несколько раз повторил Свои обетования потомкам Авраама (народу Израилеву). Освободив их от египетского рабства, Он привел их к горе Синай, где дал им закон, предписывавший, как поступать в будущем во исполнение завета. Народ Израиля клятвенно обещал исполнять закон ( Исх

24:3, 7 ). Представители двенадцати колен (племен) этого народа принесли жертвы и Моисей окропил половиной крови жертвенных животных жертвенник, а другой половиной — народ ( Исх

24:6, 8 ). Окропив частью крови жертвенник (символизирующий Бога), а частью — людей, он ознаменовал завет, заключаемый народом Израиля с Богом. Отныне они стали Его избранным народом. Торжественное заключение завета часто открывалось подобного рода официальной церемонией.

К сожалению, народ Израиля часто нарушал свои обещания, нарушая данный ему закон. Поэтому Бог открыл через Своих пророков, что Он заключит с людьми новый завет и даст им закон, который . В Ветхом Завете важнейшее место, говорящее об этом обетовании Божием, содержится в Книге пророка Иеремии 31:31—34.

1. Основное значение слова в Новом Завете

В Новом Завете слово почти всегда так или иначе соотносится с различными заветами, упоминаемыми в Ветхом Завете, в частности с Божиим заветом с Авраамом, с заветом, заключенным Богом с Моисеем на горе Синай и с новым заветом, об обетовании которого возвестил пророк Иеремия.

Греческое слово diaj’hkh , диат\’еке\/ в Новом Завете явно подразумевает такое соглашение, при котором условия выдвигаются только одной стороной, поскольку договор на равных обозначался бы другим греческим словом — sunj’hkh , сюнт\’еке, где приставка сюн-\/ недвусмысленно указывает на совместность и обоюдность принятия условий.

а. Ссылка на завет Бога с Авраамом

е. будучи милостивым к предкам нашим, Он со Своей стороны сохранил обетования Свои, данные Им при заключении завета с Авраамом. Кроме того, здесь слово означает клятву и обещание исполнить взятые на себя обязательства.

е. вы — те, кто получит то, что через пророков Своих Бог обещал даровать и те, кого Он благословил, заключив с ними завет.

е. Бог заключил завет с Авраамом и в ознаменование этого установил ритуал обрезания.

б. Ссылка на завет Божий с Моисеем на горе Синай

Здесь и и являются выражениями фигуральными, подразумевающими ссылку на книгу, в которой записан Закон Божий, данный Им Моисею при заключении с ним завета на горе Синай.

Ковчег завета представлял собой священный деревянный ларец. Он, в частности, был предназначен для того, чтобы в нем хранились святыни, связанные с заключением завета, в первую очередь — скрижали завета, на которых были записаны десять заповедей.

11:19 , а также примечание по Евр

9:15—20 (раздел 2 ниже).

в. Ссылка на совокупность заветов, заключенных Богом (с Авраамом, с Моисеем и, наконец, со всем избранным народом).

Здесь имеется в виду и завет Бога с Авраамом и завет, заключенный на горе Синай, а, возможно, и другие заветы, упомина\-ющие\-ся в Библии.

Возможно, ссылка на подразумевает завет Бога с Авраамом, а также повторение Богом Своего обетования потомкам Авраама.

г. Ссылка на Новый Завет

Когда Иисус говорит о крови в связи с заветом, Он напоминает тем, кто Его слушает, ритуал, совершенный после заключения завета на горе Синай ( Исх

24:8 ). Он сравнивает Кровь, которую Он собирается пролить на кресте, с жертвой, принесенной на Синае во утверждение завета и ознаменовавшей вступление его в силу. Точно так же Его Кровь должна ознаменовать вступление в силу Нового Завета.

Здесь говорится не о , а о . Именно так, в соответствии с многочисленными древними редакциями этого текста, данное место передается в большинстве переводов. Но даже если бы в оригинальном тексте слово и отсутствовало бы, совершенно очевидно, что Иисус имел в виду именно Новый Завет. Сравните с тем, как переданы эти Его слова в Лк

В новозаветных текстах новый завет часто сравнивается с заветом, заключенном на горе Синай:

Павел и другие апостолы были призваны Богом на проповедь Нового Завета. Согласно завету, заключенному на Синае, люди должны были соблюдать законы, записанные Моисеем, тогда как в Новом Завете ими руководит Святой Дух.

Здесь апостол Павел упоминает о том, что Авраам имел двух сыновей: одного от рабыни (по имени Агарь), другого от свободной женщины (Сарры). На этом примере он показывает, что Ветхий Завет, заключенный на горе Синай, напоминает рабство, поскольку требует от народа Божия соблюдения законов, в отличие от Нового Завета, основанного на обетовании Божием. В Послании к Евреям он называет Новый Завет (греч. kre’itton , кр\’ейттон): Евр

Другие публикации:  Льготы многодетным на катке вднх

Варианты перевода слова :

Подбирая слово или выражение, эквивалентное слову , проверьте, нет ли в местной культуре аналогичного понятия. В Новом Завете важнейшими его компонентами являются:

(1) обещание сильного оказать помощь слабому, требуя от него в ответ заверения в преданности,

(2) взаимные обещания, связывающие обе договаривающиеся стороны в тесный союз,

(3) соглашение, подразумевающее взаимную преданность обеих сторон. Об этом свидетельствует клятва и официальная церемония, подтверждающая, что соглашение вступило в силу.

Возможно, в некоторых языках существует какое-либо слово или идиома, означающая понятие . В других, вероятно, необходимо специально сконструировать соответствующую формулу, например:

договор в пользу кого-то

В некоторых переводах использовано слово, означающее . Однако прежде чем остановить свой выбор именно на нем, необходимо убедиться, не подразумевает ли оно договора между двумя равными сторонами, предварительно обсуждающими условия и приходящими к взаимоприемлемому варианту. Как уже объяснялось выше, это не соответствует понятию в новозаветных текстах. Выбранное вами выражение должно означать обещание сильного (Бога) помочь слабому (людям).

2. Особые случаи использования слова в Новом Завете

В Новом Завете встречаются разные варианты использования греческого слова диат\’еке (завет). Вне библейского контекста это слово означает любое законное соглашение, заключенное одним человеком с другим. Чаще всего такой договор переводится как или , когда человек письменно изъявляет свою волю, чтобы после его смерти его собственность была передана определенному лицу, указанному в завещании.

9:15—20 слово диат\’экэ в значении или противопоставляется тому же слову в значении Бога с человеком.

В данном случае, когда речь идет о (греч. диат\’экэ), нельзя с уверенностью сказать, имеет ли апостол Павел в виду предсмертное завещание или какой-либо другой официальный документ выражающий волеизъявление человека, согласно которому что-то, принадлежащее ему, передается какому-то иному лицу. В обоих случаях смысл высказанной апостолом Павлом мысли не меняется. Когда человек изъявляет волю передать кому-то какую-то часть своей собственности, если подтверждающий это документ составлен в соответствии с законом, он потом уже не может его изменить. Если речь идет о завещании, оно юридически вступает в силу после смерти того, кто его составил. Но раз вступив в силу, оно уже не подлежит обжалованию или изменению. Апостол Павел утверждает, что то же самое можно сказать о завете Бога с Авраамом, который вступил в силу, как только Бог его заключил ( Быт

15:17—18 ) и после этого уже не мог быть изменен.

Здесь автор использует одно и то же греческое слово в двух разных значениях: и . В стихах 16—17 он иллюстрирует свою мысль примером из повседневной жизни: обычаями, связанными с завещанием.

Другие слова для сравнения:

В Новом Завете встречаются еще два более общих слова в значении .

(греч. >epaggel’ia , эпангел\’иа)

Заключая завет с Авраамом, Бог дал ему несколько особых обетований, т.

е. Он твердо обещал, например, что отдаст потомкам Авраама землю Ханаанскую ( Быт

12:7; 13:14—17 ; Деян

7:17 ), что умножит потомство патриарха ( Быт

4:20 ), а также, что весь народ получит через Авраама Его благословение ( Быт

15:8 ). Поэтому ассоциируется с , например в Гал

6:15, 17 или как в Рим

Кроме того, слово употребляется в Новом Завете для обозначения Божиих откровений, записанных в книгах ветхозаветных пророков и раскрывающих Его волю по отношению к Его народу. Так Он обещал им послать Спасителя, Который должен искупить народ Его ( Деян

Завет с Авраамом также иногда называется ( Лк

1:73 ). Клятва подразумевает обещание, данное с призыванием какой-либо высшей власти, как правило, Бога, в свидетельство того, что это заявление истинно. Если же это не так, клятвопреступника должна поразить кара. Цель клятвы — подтвердить правдивость своих слов ( Евр

6:16 ). Когда же клянется Сам Бог, истинность утверждения подтверждает сама Его Природа ( Евр

6:13—18 ). (Таким образом, любое заявление Божие может быть определено как клятва, поскольку Бог не может солгать.)