Блог

Банкротство учебного заведения

Схема. Предпринимательская деятельность. Несостоятельность (банкротство). Процедура банкротства юридического лица

Схема. Предпринимательская деятельность. Несостоятельность (банкротство). Процедура банкротства юридического лица

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

Схема. Предпринимательская деятельность. Несостоятельность (банкротство). Банкротство гражданина

Схема. Предпринимательская деятельность. Несостоятельность (банкротство). Банкротство гражданина

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

Как распоряжаться деньгами во время процедуры банкротства

Мы не раз отмечали, что одной из особенностей процедуры банкротства физического лица является то, что распоряжаться доходом гражданина во время ведения банкротства будет финансовый управляющий. Многих интересует, как это все происходит на практике. Рассмотрим основные вопросы.

Вопрос: Действительно ли я не буду получать свои деньги, пока идет процедура банкротства?

Да, это действительно так. В распоряжении своими денежными средствами банкротящийся гражданин будет ограничен. Финансовым управляющим будет создан специальный счет, на который будет перечисляться ваша заработная плата, пенсия и другие официальные доходы. А уже с него он будет отдавать денежные средства непосредственно вам.

Вопрос: Могу ли я получать свои деньги в полном объеме?

Во-первых, напомним, что все исполнительные производства будут прекращены и списываться деньги судебными приставами не будут. Это уже вернет вам часть дохода. В процедуре банкротства денежные средства финансовым управляющим будут выдаваться в размере прожиточного минимума на гражданина и его иждивенцев.

В расчете выдаваемой суммы участвуют обязательные расходы, которые необходимо платить ежемесячно. Такие расходы можно исключить из суммы дохода.

К обязательным ежемесячным расходам относятся:

расходы на необходимое лечение и приобретение лекарств (по рецепту врачей);

оплата детского сада и учебного заведения детей;

оплата за возмещение материального ущерба или морального вреда;

аренда жилого помещения и пр.

То есть эти расходы вычитаются из зарплаты или пенсии и прибавляются к сумме прожиточного минимума. Финансовый управляющий перечислит на счет должника сумму, равную сумме прожиточного минимума и обязательных текущих расходов на лекарства, школу, садик и тд.

Хотелось бы отметить, что оплата коммунальных услуг входит в прожиточный минимум и исключена быть не может!

Рассмотрим на примере: Распоряжение деньгами в семье с двумя детьми

Допустим, есть семья из четырех человек. Мама неработающая, папа менеджер с заработной платой в размере 40 000 рублей. Они снимают квартиру, за аренду которой ежемесячно платят 10 000 рублей. У них есть двое детей: один ребенок ходит в школу, другой – посещает детский сад.

На отца оформлено несколько кредитов, по которым семья платить уже не может. Общая сумма долга по всем кредитам и кредитным картам составляет 800 000 рублей. Папа решает подавать заявление на банкротство физического лица.

При сумме общей задолженности более 500 000 рублей, должник обязан подать заявление на банкротство физического лица.

При наличии нескольких кредитов должник должен погашать либо все, либо ни один. Нельзя платить по одному кредиту и не платить по другим.

Папа обращается за банкротством физического лица. Что его ждет?

1. Сначала гражданину необходимо провести диагностику банкротства, чтобы определить полную сумму задолженности и получить сведения о доходах и имуществе семьи. Это позволит сформировать предварительную оценку перспективы проведения банкротства физического лица.

2. Отец запрашивает на работе справку о доходах и предоставляет юристу «ЮрПро» для расчетов.

3. Юрист выполняет расчеты, описывает информацию о текущем финансовом состоянии должника и сумме общей задолженности в специальной справке.

Чтобы рассчитать, сколько денег из заработной платы отца остается на выплату кредитов, юрист сразу вычитает прожиточный минимум на главу семейства (в Челябинской области это 10 608 р. для трудоспособного населения) и его несовершеннолетних детей ( в Челябинской области это 10 221 р. на каждого).

40 000 р. – 10 608 р. – (10 221 р. + 10 221 р.) = 8 950 р.

Таким образом, от заработной платы отца остается уже 8 950 рублей. Кроме того, из этой суммы можно также исключить оплату детского сада за младшего ребенка в размере около 2000 рублей и арендную плату за жилье в размере 10 000 рублей.

8 950 р. – 2 000 р. – 10 000 р. = — 3 050 р.

Посчитав, мы видим, что при такой заработной плате папы, свободных денежных средств для погашения задолженности по кредитам у отца семейства не имеется. Поэтому ввести процедуру реструктуризации долга, чтобы пересчитать сумму ежемесячных платежей на погашение кредитов, невозможно.

4. Юрист сообщает должнику о результатах диагностики: финансовое состояние не позволяет оплачивать кредиты, а из-за отсутствия имущества, его невозможно реализовать в счет погашения долгов, поэтому рекомендуется проведение процедуры банкротства физического лица.

Также в результате диагностики установлено, что во время процедуры банкротства физического лица, зарплата должника будет выдаваться ему финансовым управляющим в полном размере .

Какие перспективы запуска банкротства физического лица?

В процедуре банкротства нашего героя ждут следующие перспективы:

– реструктуризация долга невозможна, поэтому будет введена реализация имущества.

– стадия реализации имущества* пройдет без потерь, поскольку имущества нет.

– освобождение от всех имеющихся задолженностей, т.е. полное списание долгов .

*Стадия реализации имущества вводится независимо от наличия/отсутствия имущества.

Вопрос «Сколько стоит банкротство физических лиц в 2017 году?» является самым популярным среди людей, которые приходят к нам на консультацию. В этой статье мы подробно объясняем, из чего складывается полная стоимость процедуры банкротства физического лица.

Мы не раз отмечали, что одной из особенностей процедуры банкротства физлица является то, что распоряжаться доходом гражданина во время ведения банкротства будет финансовый управляющий. Многих интересует, как это все происходит на практике. Рассмотрим основные вопросы.

В случае когда должнику нечем платить за кредит даже под страхом судебного ареста счетов, есть только один законный способ, как списать долги по кредитным картам. О том, как это сделать читайте дальше.

Сейчас в работе

банкротство физических лиц
на общую задолженность

16 млн. 300 тыс. рублей

Ваш долг больше
500 тысяч рублей?

Заполните анкету и узнайте,
можно ли списать долг.

ЛИКВИДАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Авторы:

Елена Казакова,
группа компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

Обратите внимание, статья опубликована более двух лет назад (14 лет, 12 месяцев, 9 дней). За это время, законодательство могло измениться. Уточнить актуальность данной информации вы можете у наших специалистов, тел.: +7 (495) 287-16-75, 287-16-76.

Ликвидация юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы, — сложный, многоэтапный процесс. А при ликвидации образовательного учреждения возникают дополнительные трудности, связанные с юридической неопределенностью некоторых положений гражданского законодательства. Особенно это касается имущества и прав собственности на него.

Правовой статус НОУ

Сначала определим правовой статус негосударственного образовательного учреждения (далее — НОУ). Гражданский кодекс РФ в статье 120 и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) в статье 9 дают определение учреждения. Им признается некоммерческая организация, созданная собственником для некоммерческой деятельности и финансируемая им полностью или частично.

Некоммерческой же называется организация, не имеющая основной своей целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Закона № 7-ФЗ). Некоммерческие организации создаются для достижения целей, направленных на общественное благо, в том числе – и для образовательной деятельности.

Учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества (п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).

Примечание редакции

Субсидиарной называется ответственность, которую несет лицо в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства, дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. При отказе основного должника удовлетворить требование кредитора, оно может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Это положение обусловлено тем, что имущество учреждению передается собственником (учредителем) на праве оперативного управления. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение осуществляет ограниченные права в отношении переданного ему имущества лишь в пределах, установленных законом и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Например, учреждение вправе продать или сдать в аренду, переданную ему недвижимость только по разрешению собственника. При этом он может изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество у учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, основные признаки НОУ – это:

  • некоммерческая организация, осуществляющая образовательный процесс;
  • НОУ создается учредителем (собственником имущества) в форме учреждения;
  • имущество передается ему на праве оперативного управления;
  • НОУ отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Ликвидация некоммерческого образовательного учреждения — это официальное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Необходимо отметить, что признана банкротом может быть только коммерческая организация (за исключением казенных предприятий), или некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. То есть к учреждениям (и большинству других форм некоммерческих организаций) это понятие не применяется. Это правило закреплено и в нормах Гражданского кодекса РФ, и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако, об образовательных организациях в пункте 8 статьи 39 Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») написано, что они могут быть признаны банкротом на общих основаниях, установленных законодательством о банкротстве. Как и большинство положений специального законодательства об образовании эта норму можно понимать двояко. Либо имеется в виду, что банкротство для них возможно в том случае, если оно вообще возможно для некоммерческих организаций по законодательству о банкротстве, либо, что именно для НОУ банкротство возможно на общих основаниях с юридическими лицами иных организационно-правовых форм. Вероятно, первый вариант толкования более правильный, так как процедура банкротства, урегулированная на сегодняшний день нормами особого законодательства трудно применима для НОУ, учитывая, что ответственность по его долгам несет учредитель. В любом случае, положения Гражданского кодекса РФ являются приоритетными по отношению к специальному законодательству, в том числе и к Закону «Об образовании», и следовательно, признание НОУ банкротом невозможно.

Следовательно, НОУ может быть ликвидировано либо добровольно — по решению учредителей (или органа, уполномоченного на то учредительными документами организации), либо по решению суда. Суд может вынести решение о ликвидации организации из-за отсутствия у нее разрешения (лицензии), либо запрещенной законом или не соответствующей ее уставным целям деятельности. В суд с требованиями о ликвидации образовательного учреждения по таким причинам могут обратиться государственные органы. Например, Министерство образования может потребовать в судебном порядке ликвидировать НОУ за ведение образовательной деятельности без лицензии.

Однако на практике самым распространенным случаем для НОУ является именно добровольная его ликвидация.

Другие публикации:  Можно ли вернуть билеты на автобус

Ликвидация по решению учредителя

Общий порядок добровольной ликвидации юридических лиц изложен в статьях 61 — 64 Гражданского кодекса РФ. Процесс ликвидации можно разделить на следующие этапы:

  • принятие учредителями решения о ликвидации юридического лица и создание ликвидационной комиссии;
  • выявление кредиторов, и принятие мер к возврату дебиторской задолженности;
  • составление промежуточного баланса;
  • удовлетворение требований кредиторов;
  • составление ликвидационного баланса.

Учредитель, прежде чем принимать решение о ликвидации НОУ, должен помнить, что в отличие от большинства организаций, НОУ отвечает по своим обязательствам только имеющимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности, требования кредиторов будут удовлетворены за счет имущества собственника учреждения. Поэтому учредителю необходимо оценить, достаточно ли у самого НОУ денег для расчетов с кредиторами, и не приведет ли ликвидация НОУ к его собственному банкротству или финансовым проблемам.

Наступление банкротства учредителя возможно при следующем варианте развития ситуации. Учредитель, принимая решение о ликвидации НОУ, рассчитал погашение его кредиторской задолженности с учетом имеющихся в наличии у НОУ денежных средств и своевременного возврата дебиторской задолженности. Но часть дебиторов отказалась погасить свои долги. Процесс ликвидации не имеет обратной силы, и кредиторы заявили свои требования, а денег для их удовлетворения не хватает. В этой ситуации кредиторы в соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса РФ имеют право обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части своих требований за счет собственника учреждения. Тогда уже учредитель НОУ за счет своего имущества будет удовлетворять притязания кредиторов.

Если денежных средств и имущества собственника достаточно для погашения «кредиторки», то собственник, пусть с финансовыми потерями, но сохраняет свой статус действующего юридического лица. В противном случае он становится банкротом и может быть ликвидирован по решению суда (ст. 65 Гражданского кодекса РФ). Подробно вся процедура банкротства юридических лиц отражена в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Во избежание возможного банкротства учредителя НОУ целесообразно до вынесения учредителем решения о ликвидации НОУ проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и активов как у НОУ, так и у его учредителей.

Ликвидация по решению уполномоченного органа НОУ

НОУ также может быть ликвидировано по решению органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами НОУ (п. 4 ст. 34 Закона «Об образовании»).

Отказ учредителей от права принимать решение о ликвидации созданного ими юридического лица, хотя и предусмотренный законом, может создать для них рискованную ситуацию. Передав решение этого вопроса к компетенции органов управления НОУ, собственники рискуют потерять контроль над ситуацией, что может создать угрозу их финансовому положению, так как именно учредители НОУ – последняя инстанция для удовлетворения требований кредиторов.

Приведем пример из практики. В уставных документах НОУ высшим органом управления является Попечительский совет. К его компетенции относится принятие решения о ликвидации НОУ. При этом в составе нет ни одного представителя учредителей. На своем очередном заседании Попечительский совет принял решение о ликвидации НОУ, сформировал ликвидационную комиссию, начав тем самым процедуру ликвидации. Учредитель, узнав об этом, выразил свое несогласие, но закон был на стороне Попечительского совета, так как в соответствии и с Гражданским кодексом РФ, и с Законом № 7-ФЗ, и с учредительными документами Попечительский совет был правомочен принимать такое решение. НОУ было ликвидировано.

Для того, чтобы не возникали подобные проблемы, учредителям НОУ рекомендуется внимательно изучать уставные документы. Так же следует обратить внимание на наличие возможных противоречий в компетенции различных органов управления НОУ. Различные органы управления НОУ не могут принимать решения по одним и тем же вопросам. Не допускается наделение полномочиями по принятию решения о ликвидации НОУ, например, Общего собрания учредителей с одновременным наделением аналогичными полномочиями другого органа управления, — например, директора.

Ликвидационная комиссия

После вынесения решения о ликвидации НОУ учредители или орган, принявший решение о ней, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), а так же определяет порядок и сроки ликвидации НОУ. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходит управление делами образовательного учреждения. Ликвидационная комиссия от имени НОУ в случае необходимости выступает и в суде.

Формируя ликвидационную комиссию, в первую очередь следует руководствоваться уставными документами НОУ. В подавляющем большинстве случаев в уставных документах положения, регулирующие деятельность ликвидационной комиссии, носят чисто информационный характер. Это обусловлено тем, что законодательно не закреплены какие-либо специальные требования к членам ликвидационной комиссии. А также тем, что, создавая учреждение, его основатели меньше всего думают о ликвидации. Но если в уставных документах НОУ есть какие-либо специальные требования к членам ликвидационной комиссии (например, в ее состав не может входить директор), то их соблюдение строго обязательно.

Чаще всего ликвидационная комиссия формируется из 3-х человек, и ее работу возглавляет Председатель. Как правило, в ее состав входит директор и главный бухгалтер организации, а так же кто-либо из учредителей или их доверенных лиц.

В большинстве случаев работа в ликвидационной комиссии носит добровольный характер и не оплачивается, особенно это касается представителей учредителя, входящих в ее состав. Но если член комиссии работает на возмездной основе, то с ним заключают гражданско-правовой договор, в котором оговаривают условия оплаты его труда, перечень выполняемых обязанностей, сроки проведения мероприятий по ликвидации и т.д.

Если в состав ликвидационной комиссии входят сотрудники организации, то до момента окончания работы комиссии им начисляют и выплачивают заработную плату.

Порядок работы ликвидатора

В первую очередь, ликвидационная комиссия сообщает о ликвидации НОУ в регистрирующий орган (налоговую инспекцию). Уведомление заполняют по установленной форме и представляют в налоговые органы в течение трех дней с момента вынесения решения о ликвидации. [1]

Затем ликвидатор выявляет кредиторов. Для этого направляет им письменное уведомление и помещает в специализированных печатных изданиях публикации о ликвидации НОУ. В них должен быть указан срок, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования. Этот срок не может быть менее двух месяцев со дня опубликования сообщения. Обратите внимание, что при определении сроков ликвидации, комиссия должна учитывать не только время, которое требуется кредиторам для предъявления своих требований, но и время, необходимое НОУ для их удовлетворения. Учредитель или орган, принявший решение о ликвидации вправе установить любой срок более двух месяцев.

После этого комиссия принимает меры по возврату дебиторской задолженности. Это могут быть как устные или письменные требования, так и подача исковых заявлений в арбитражный суд о возврате задолженности недобросовестными дебиторами. Отметим, что если срок предъявления требований для кредиторов увеличен, то и у ликвидационной комиссии больше времени для принятия мер к возврату «дебеторки».

Далее комиссия рассматривает полученные требования кредиторов. Это позволяет определить количество и очередность удовлетворения их притязаний, а также размер кредиторской задолженности.

После выяснения задолженностей, начинается очень важный этап — составление промежуточного ликвидационного баланса НОУ. В промежуточном балансе отражают финансовое состояние учреждения и перечень требований кредиторов, подлежащих удовлетворению. Также в нем учитывают результаты инвентаризации, которую проводят при ликвидации в обязательном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители или орган, принявший решение о ликвидации. Этот документ обязательно предоставляют в налоговую инспекцию.

Следующий этап — удовлетворение требований кредиторов. Это происходит в течение двух месяцев со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Согласно статье 64 Гражданского кодекса РФ очередность удовлетворения требований кредиторов выглядит следующим образом:

  • в первую очередь удовлетворяют требования граждан, перед которыми ликвидируемое НОУ несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • во вторую очередь рассчитываются по выходным пособиям и оплате труда с лицами, работающими в НОУ по трудовому договору, в том числе по контракту, а так же по авторским договорам;
  • в третью очередь выполняют требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества НОУ;
  • в четвертую очередь погашают задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь рассчитываются с другими кредиторами.

Согласно статье 19 Закона № 7-ФЗ, кредиторам пятой очереди выплаты начинают по истечении месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. То есть, в течение первого месяца выплат должны быть удовлетворены требования первых четырех очередей последовательно. Такое требование вводится для того, чтобы погашение кредиторской задолженности не растягивалось во времени.

Когда все выплаты произведены, составляют ликвидационный баланс. В нем отражают состояние имущества и денежных средств НОУ после расчетов с кредиторами. Учредители, или орган, принявший решение о ликвидации утверждают ликвидационный баланс и представляют его в налоговый орган. Баланс может быть для учредителей как «положительным» (прибыльным), так и «отрицательным» (убыточным). В первом случае учредителю возвращают ранее переданное в оперативное управление имущество. Во втором случае учредитель видит кредиторскую задолженность, которую ему предстоит погасить за счет своего имущества. Ликвидационный баланс не может быть составлен ранее двух месяцев с момента публикации о ликвидации НОУ.

Последний шаг — уведомление налогового органа о ликвидации НОУ. Уведомления подают для внесения в реестры записи о ликвидации НОУ.

Кроме этих основных пунктов, к обязанностям ликвидационной комиссии может быть отнесена передача в архивы налоговых органов бухгалтерской и налоговой отчетности НОУ. А в местный архив — личных дел сотрудников, уничтожение печатей и штампов учреждения, подготовка заявлений о снятии с учета во внебюджетных фондах и др. Закрытием расчетных счетов НОУ в кредитных организациях тоже занимается ликвидатор. О закрытии счетов обязательно уведомляют налоговый орган.

Ликвидация учреждения считается завершенной, а НОУ – прекратившим свое существование, после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно статьям 44 и 49 Налогового кодекса РФ, налоговые обязательства прекращаются только после того, как организация, находящаяся в процессе ликвидации, рассчитается с бюджетом и внебюджетными фондами. Таким образом, пока идет процесс ликвидации, необходимо составлять налоговую отчетность и сдавать ее в налоговые органы в установленные сроки, а также уплачивать все налоги.

Обязанности налоговых органов при ликвидации НОУ

Налоговая инспекция, как регистрирующий орган, тоже имеет определенный круг обязанностей по отношению к ликвидируемому учреждению. Налоговики обязаны:

  1. Принять уведомление о ликвидации НОУ и внести соответствующую запись в реестры, с выдачей свидетельства о получении уведомления.
  2. Назначить дату и время проведения обязательной налоговой проверки. Выездную налоговую проверку в связи с ликвидацией организации, производят независимо от времени проведения предыдущей проверки (ст. 87 Налогового кодекса РФ).
  3. Принять промежуточный ликвидационный баланс НОУ.
  4. Принять ликвидационный баланс НОУ и выдать свидетельство о его принятии.
  5. Снять НОУ с налогового учета и выдать соответствующее свидетельство.
  6. Внести в реестр запись о ликвидации НОУ и выдать свидетельство.
  7. Опубликовать в специализированных изданиях сообщение о ликвидации НОУ.
  8. Принять в архив бухгалтерскую и налоговую отчетность учреждения.

Текущие обязательства при ликвидации НОУ

До внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации, НОУ продолжает свою деятельность. Никто не освобождает НОУ от уплаты налогов, сдачи отчетности и исполнения своих остальных обязательств перед контрагентами. Следовательно, в течение всего процесса ликвидации учреждение продолжает оплачивать коммунальные услуги и арендную плату, производить расчеты с увольняемыми сотрудниками и т.д. Оплата может производиться за счет имеющихся в наличии у НОУ денежных средств, а при их отсутствии текущие платежи переносят в кредиторскую задолженность. В последнем случае требования кредиторов удовлетворяются по общим основаниям в порядке очередности.

Имущество ликвидированного учреждения

Вопросы, связанные с имуществом ликвидированного НОУ, наиболее сложны. Это связано с тем, что имущество учреждение может получать из разных источников, что влечет за собой различие в правах собственности на него. На схеме показаны 2 способа формирования имущества учреждения образования.

В первом случае непосредственная передача собственником имущества может происходить как в момент учреждения НОУ, так и в процессе его деятельности. К такой передаче относится, например, выделение средств по смете в целях финансирования деятельности НОУ. При втором способе имущество НОУ формируется за счет средств от самостоятельной деятельности и различного рода пожертвований, целевых взносов от юридических или физических лиц.

При первом способе формирования движимое и недвижимое имущество передается НОУ лишь в оперативное управление. Согласно пункту 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ НОУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, переданным ему, а так же приобретенным за счет средств, полученных по смете.

При втором способе полученное имущество не является имуществом, переданным в оперативное управление. Это положение подтверждается пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. В нем сказано, что если учреждение имеет право на приносящую доход деятельность, то доходы, полученные от нее, как и приобретенное за счет такой деятельности имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Другие публикации:  Заявление о выходе из ип

Получается, что учреждение образования одновременно обладает двумя различными правами в отношении своего имущества – правом оперативного управления на полученное от собственников имущество, и иным вещным правом на имущество, приобретенное за счет собственных средств.

В данном случае юридическая природа права на приобретенное за счет собственных средств имущество, весьма спорна. Ведь согласно статье 213 Гражданского кодекса РФ учреждение, финансируемое собственником, в принципе не может являться собственником какого-либо имущества. Однако, в соответствии с пунктом 7 статьи 39 Закона «Об образовании», образовательные учреждения имеют право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию. Это же право распространяется и на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности НОУ, а также на доходы от его собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

То есть законодатель сделал исключение из общего правила именно для образовательных учреждений. Но это исключение настолько идет в разрез с общеправовой доктриной о том, что учреждение – это специальная организационно-правовая форма юридического лица, основанная на несобственном имуществе, что представляется несколько спорным. Вероятно, до внесения соответствующих изменений в законодательные акты в части разъяснения природы вещного права всех учреждений на имущество, приобретенное за счет собственных средств, однозначно трактовать это положение сложно.

Согласно пункту 7 статьи 63 Гражданского кодекса РФ и пункту 3 статьи 20 Закона № 7-ФЗ имущество учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику учреждения, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами. Но статья 63 Гражданского кодекса РФ не указывает, какое конкретно имущество при ликвидации НОУ должно быть передано собственнику.

Если у ликвидированного НОУ нет имущества, приобретенного за счет собственных средств, то все оставшееся имущество в полном объеме, ранее переданное НОУ учредителем на праве оперативного управления, возвращают учредителю. При этом, согласно статье 39 Налогового кодекса РФ, не возникает реализации и, следовательно, такая передача имущества не подлежит налогообложению.

Если же положения статьи 63 Гражданского кодекса РФ применить в отношении имущества, приобретенного за счет собственных средств НОУ, то получается, что оно может быть передано как собственнику учреждения, так и иным юридическим или физическим лицам, которые указаны в учредительных документах НОУ.

В Гражданском кодексе РФ не содержится и прямых указаний о том, что собственником приобретенного в процессе деятельности учреждения имущества является учредитель НОУ. Это лишь косвенно следует из пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ, где сказано о том, что оно поступает опять же лишь в оперативное управление НОУ. Не ясен и вопрос, каким образом должно распределяться имущество в том случае если учредителей несколько.

Из-за такой неопределенности природы вещного права, которым обладает НОУ на самостоятельно приобретенное имущество, возникает вопрос: каким образом для целей налогообложения трактовать передачу этого имущества учредителю при ликвидации НОУ.

Основным критерием реализации для целей налогообложения статья 39 Налогового кодекса РФ определяет переход права собственности на имущество. Так вот, если следовать позиции, что учредитель становится собственником имущества НОУ в момент его приобретения учреждением, то при передаче этого имущества учредителю в процессе ликвидации не происходит реализации для целей налогообложения. Если же, в соответствии с законодательством об образовании, придерживаться позиции, что это имущество — собственность НОУ, то передача при ликвидации должна оцениваться как безвозмездная передача права собственности на имущество и признаваться для целей налогообложения реализацией.

Еще одним правовым казусом является пункт 10 статьи 39 Закона «Об образовании». Там сказано, что при ликвидации образовательного учреждения его собственные денежные средства и иные объекты за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствие с уставом образовательного учреждения. Эта норма является практически не выполнимой, так как не разрешены вопросы как о собственности образовательных учреждений, так и о нормативном определении понятия «цели образовательного процесса».

Если следовать этому положению буквально, то имущество, полученное НОУ из иных источников и являющееся его собственностью, не может быть переданного учредителю при ликвидации НОУ, если сам учредитель не является участником образовательного процесса.

Получается, что судьба такого имущества должна быть определена в уставе НОУ, так как в противном случае распоряжение ими не представляется возможным. Причем в уставе должна быть оговорка о целевом использовании этого имущества его получателем.

Если же исходить из того, что норма Закона «Об образовании» о закреплении имущества на праве собственности за учреждением не подлежит применению, то собственником этого имущества является учредитель НОУ, и пре передаче проблем не возникает.

Вопросы вызывают и способы выполнения требований кредиторов образовательного учреждения. На схемах приведены варианты погашения кредиторской задолженности НОУ за счет имущества учреждения

Невозможность взыскания кредиторской задолженности за счет имущества учреждения обусловлена следующими причинами:

  1. Учреждение не является собственником переданного ему имущества, так как имущество получено на праве оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ).
  2. Учреждение не вправе распоряжаться имуществом, переданным или приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 Гражданского кодекса РФ). В данном случае денежные средства рассматриваются как имущество.

Как видно из схем, требования кредиторов могут быть обращены только на денежные средства НОУ, полученные от результатов приносящей доход деятельности учреждения, при условии, что учредительными документами было закреплено его право на такую деятельность.

Прекращение образовательного процесса

В случаях прекращения деятельности государственного или муниципального гражданского образовательного учреждения, учащихся переводят в другие учебные заведения (ст. 50 Закона «Об образовании»). Для случая ликвидации негосударственного образовательного учреждения законодательство не содержит никаких разъяснений о том, как быть с обучающимися в нем лицами. Безусловно, необходимо вернуть остатки платы за обучение тем, кто обучался на платной основе. При этом студентов-платников в этом случае следует расценивать как кредиторов пятой очереди. Так же всем обучавшимся необходимо выдать Академические справки, в которых указывают количество прослушанных часов по каждому предмету и полученные оценки. В настоящий момент перевод обучающихся лиц НОУ в другие образовательные учреждения в обязательном порядке не предусмотрен. [2]

Бухгалтерскую и налоговую отчетность при ликвидации юридического лица сдают в архив налоговых органов, сведения о работниках (личные дела, приказы и т.д.) — в местный архив, учредительные документы юридического лица остаются в распоряжении учредителей. А вот куда следует сдать сведения об обучавшихся НОУ лицах, закон не регламентирует. Этот вопрос остается на усмотрение руководителей и учредителей ликвидированного НОУ. Все сведения об обучавшихся лицах можно по собственной инициативе передать в местный архив.

[1] Уведомление составляют по форме, утвержденной постановлением Правительства России от 19 июня 2002 г. № 439.

[2] Формы Академической справки для средних и высших учебных заведений приведены в постановлениях Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г. № 8 и от 30 ноября 1994 г. № 9 соответственно.

Опубликовано:

«Учет в сфере образования», №3, 2004(Отраслевое приложение к журналу «Главбух»)

Банкротство учебного заведения

Крупнейшее российское авиапредприятие массово сокращает сотрудников.

Как сообщает издание «Цензору.Нет», российское авиапредприятие занимающееся выпуском истребителей-бомбардировщиков Су-34 испытывает серьёзные финансовые проблемы. Речь идёт о Новосибирском авиационном заводе, который по данным журналистов, планирует сократить до 50% своих сотрудников и более чем в 2 раза сократить заработные платы. По мнению журналистов, крупнейшему в России авиапредприятию грозит банкротство.

«Песец добрался и до Новосибирского авиационного завода, выпускающего Су-34. По предварительной информации планируется уволить до 3,5 тыс. (более 50%) сотрудников либо перевести на оклад 17 тыс. руб. (был 40 тыс. руб.)», — приводит цитату издание.

Следует уточнить, что никаких официальных подтверждений этим сведениям представлено не было, однако, с учётом того что речь идёт об украинском издании, аналитики полагают, что сведения носят исключительно провокационный характер и не соответствуют действительности, хотя ранее в Сети действительно появлялись данные о том, что у Новосибирского авиационного завода отсутствуют заказы на производство боевых самолётов.

«Я не думаю что на Украине знакомы с ситуацией лучше, чем в России. Новосибирский авиационный завод им. Чкалова – крупнейшее предприятие ВПК, и потому вести речь о банкротстве очень неуместно», — отмечает аналитик.

Банкротство учебного заведения

Интервью с руководителем магистерской программы «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)» С.А. Карелиной

В 2014/15 учебном году на юридическом факультете МГУ проводится первый набор на магистерскую программу «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)», единственную в России в данной сфере. Мы беседуем с руководителем этой магистерской программы — д.ю.н., профессором кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова С.А. Карелиной.

— Светлана Александровна, что составляет организационно-правовую основу разработки и реализации магистерской программы «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)»?

— Магистерская программа «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)» была утверждена Ученым советом юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в мае 2013 г. Данное решение ознаменовало завершение работы в рамках проекта по подготовке и внедрению магистерской программы «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)», стартовавшего 1 августа 2012 г. на кафедре предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Проект был реализован за счет средств гранта, предоставленного Российско-американским фондом USRF, а также силами большой команды единомышленников, желающих внедрить в образовательный процесс юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова одну из первых магистерских программ в сфере несостоятельности (банкротства). Магистерская программа по несостоятельности (банкротству) была разработана в соответствии с Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», в соответствии с которым указанные университеты обладают особым правовым статусом, в частности, они вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований.

В соответствии с данным полномочием решением Ученого совета МГУ принят собственный образовательный стандарт МГУ по направлению подготовки магистров «юриспруденция». Именно в рамках этого стандарта кафедрой предпринимательского права юридического факультета МГУ была разработана межкафедральная магистерская программа «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)».

Кафедра предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова уже имеет опыт создания подобного рода программ: речь идет о магистерской программе «Корпоративное право», уже несколько лет успешно реализующей базовые и специальные курсы в рамках магистратуры юридического факультета.

— Как Вы думаете, чем в первую очередь предопределена необходимость создания данной магистерской программы? Ведь в России магистерские программы подобного рода отсутствуют.

— Необходимость создания магистерской программы по несостоятельности (банкротству) обусловлена в первую очередь объективными причинами. Это прежде всего необходимость подготовки квалифицированных специалистов в сфере несостоятельности, которые могли бы успешно и качественно реализовывать механизм предупреждения банкротства и эффективно использовать инструменты восстановительного и ликвидационного механизмов. В связи с этим будут особо востребованы те вузы, которые могут предложить соответствующие программы, отвечающие потребностям рынка.

На современном рынке образовательных услуг хотя и имеются некоторые предложения учебных программ и курсов, связанные с правовым регулированием несостоятельности, но считать этот перечень достаточным нельзя. Более того, интегрированная магистерская программа по несостоятельности (банкротству), включающая изучение как собственно института несостоятельности (банкротства), так и смежных с ним дисциплин, например, правовое регулирование особенностей налогообложения в данной сфере, особенности судопроизводства по соответствующим категориям споров, правовое регулирование трудовых отношений, оценочная деятельность, проблемы трансграничной несостоятельности и т. д., в системе высшего образования России отсутствует.

С учетом данных обстоятельств магистерская программа «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)», на мой взгляд, представляет собой качественно новый образовательный продукт на соответствующем рынке образовательных услуг.

— Вы сказали, что это будет качественно новый образовательный продукт, но, наверное, учитывающий уже имеющийся опыт преподавания соответствующей дисциплины на юридическом факультете МГУ?

— Безусловно, это так. До настоящего времени учебная дисциплина, имеющая предметом изучения систему отношений, возникающих в сфере несостоятельности (банкротства), в стенах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова преподавалась в рамках специализации на кафедре предпринимательского права. Смежные с этой учебной дисциплиной вопросы изучаются в курсах гражданского права, гражданского процесса, трудового права, налогового права и других.

Замечу, что на кафедре предпринимательского права преподавание дисциплины «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)» осуществляется с 1996 г. Данный курс обеспечен учебно-методической литературой: программой курса, учебно-практическим пособием «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)», а также монографическим исследованием «Механизм правового регулирования отношений несостоятельности».

Однако разработка самой магистерской программы еще не гарантирует, что она будет пользоваться успехом у студентов, закончивших бакалавриат, а также у практикующих специалистов, решивших повысить свою квалификацию в рамках магистратуры. Актуальным остается вопрос о том, каков потенциал каждой магистерской программы, и в частности, магистерской программы по несостоятельности (банкротству).

— Нас этот вопрос, конечно, также волновал с самого начала. Мы к данной проблеме подошли достаточно серьезно: в рамках проекта по подготовке и внедрению магистерской программы «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)» был проведен социологический опрос, основными задачами которого стали оценка потенциальной емкости спроса на данную программу и определение структуры целевой аудитории ее потенциальных слушателей. Интересен тот факт, что из 319 респондентов (студентов юридического факультета МГУ и иных московских вузов, арбитражных управляющих, сотрудников финансовых и кредитных учреждений, представителей адвокатского сообщества, корпоративных юристов, представителей судейского сообщества) каждый пятый проявил заинтересованность в изучении проблематики несостоятельности (банкротства).

Другие публикации:  Как заполнить приказ о назначении директора

Еще одним важным результатом исследования стал вывод о том, что не только стаж работы в сфере регулирования банкротства определяет мотивацию на углубление профессиональных знаний в данной области. Существенное влияние на формирование установок потенциальных слушателей курса оказывает уже имеющийся опыт обучения в рамках специальных курсов, читаемых на юридических факультетах различных вузов. Этот вывод имеет принципиальное значение при ответе на вопросы о том, должны ли и в каком объеме изучаться специальные вопросы (к примеру, касающиеся института банкротства) в рамках бакалавриата или на данной ступени высшего образования речь должна идти только об основах правового регулирования отношений в той или иной сфере. На наш взгляд, идея разработки и внедрения в учебный процесс кафедрой предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова интегрированной магистерской программы «Право и бизнес» создаст основу, некую стартовую площадку, поскольку позволит студентам еще в рамках бакалавриата получить базовые знания в сфере предпринимательского права, в сфере регулирования рыночных отношений, в том числе касающихся несостоятельности (банкротства). Бесспорен тот факт, что участие в обучающих программах в рамках бакалавриата выступит своеобразным катализатором интереса к продолжению обучения по избранной проблематике уже в формате магистратуры.

— И все-таки, почему Вы считаете необходимым готовить узко профильных специалистов в сфере несостоятельности (банкротства)?

— Я уверена, что современный рынок испытывает дефицит в подобных специалистах. Не секрет, что часто на практике интересы того или иного участника дела о несостоятельности (банкротстве) представляет так называемый корпоративный юрист либо адвокат широкого профиля, к сожалению, имеющий отдаленное представление о специфике самого института банкротства и, самое главное, о специфике реализации в банкротном процессе многих правовых институтов, в частности, института оспаривания сделок должника, продажи имущества должника, выпуска дополнительных акций и т. д. Актуальными являются вопросы банкротства финансовых организаций, в частности банков, страховых организаций. Для этой сферы также необходимы специалисты, обладающие специальными знаниями и специальным опытом правоприменения.

И еще на одно обстоятельство мне хотелось бы обратить внимание. Я бы не стала говорить о подготовке узко профильных специалистов, скорее, речь идет о подготовке специалистов, обладающих системным видением межотраслевых связей, дисциплин, причем в сфере не только права, но и экономики, социологии, в частности, в области антикризисного управления, управления рисками, мониторинга платежеспособности организаций, разрешения конфликтов, владеющих знаниями о зарубежном законодательстве и практике правопримения. Одним словом, речь идет о подготовке специалистов в сфере рыночной экономики с углубленной специализацией в области несостоятельности (банкротства).

— Светлана Александровна, учитывался ли при разработке данной магистерской программы опыт преподавания подобных дисциплин в зарубежных вузах?

— Безусловно, подготовка и внедрение магистерской программы по несостоятельности (банкротству) осуществлялись с учетом детального анализа зарубежного законодательства, правоприменительной практики, накопленного опыта преподавания профильных дисциплин в указанной сфере. С учетом этого нам, разработчикам рассматриваемой магистерской программы по несостоятельности (банкротству), трудно переоценить предоставленную возможность познакомиться с организационными, учебно-методическими, материально-техническими и иными основами создания и преподавания соответствующей магистерской программы в Университете Св. Джона (штат Нью-Йорк, США).

Замечу, что значительную часть в общем объеме учебной нагрузки в Университете Св. Джона составляют различные прикладные учебные дисциплины, которые позволяют обеспечить тесную связь доктрины и практики, возможность применить полученные знания в реальной деятельности.

Данный подход близок и нам. Подобное соотношение теоретических и практических подходов при исследовании проблем несостоятельности (банкротства) в рамках указанной магистерской программы позволит магистрантам по результатам ее изучения качественно толковать положения действующего законодательства в рассматриваемой сфере, применять соответствующие положения при решении практических задач, анализировать сложившуюся судебно-арбитражную практику при рассмотрении конкретных ситуаций, анализировать практическую ситуацию и прогнозировать ее развитие с возможностью составления различных моделей поведения участников соответствующих отношений. Помимо этого после изучения данной программы магистрант должен обладать навыками составления различного рода документов, используемых в процессе несостоятельности (банкротства), ведения переговоров, составления экспертных заключений, участия в законотворческих работах, консультирования граждан и организаций по вопросам несостоятельности (банкротства), представительства соответствующих участников процесса несостоятельности (банкротства) в целях разрешения конфликта интересов.

— Кто из преподавателей будет обеспечивать реализацию данной программы?

— Удачное сочетание академических знаний ученых и опыт практиков обеспечат надежную педагогическую основу реализации магистерской программы по банкротству в стенах юридического факультета МГУ. В рамках магистерской программы авторские курсы читают ведущие профессора и преподаватели юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: доктора юридических наук Е.П. Губин, С.А. Карелина, А.М, Куренной; кандидаты юридических наук С.А. Паращук, Е.Г. Афанасьева, А.Е. Молотников, Е.Б. Лаутс, К.В. Кичик, Г.М. Давидян, Е.А. Абросимова; ведущие профессора и преподаватели других факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова или других высших учебных заведений: профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансового менеджмента факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова А.З. Бобылева; доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина А. Мохов; кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета имени О.Е Кутафина Е.Е. Уксусова; кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник АНО «Институт перспективных научных исследований» при Отделении общественных наук РАН Е.Г. Дорохина; кандидат юридических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой трудового, земельного и финансового права Новосибирского юридического института (филиала) Национального исследовательского Томского государственного университета И.В. Фролов; кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры финансового менеджмента факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова О.А. Львова; судья Арбитражного суда г. Москвы, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права П.А. Марков; а также ведущие практикующие специалисты в сфере несостоятельности (банкротства) и смежных с ней дисциплин, в том числе кандидат юридических наук М.Е. Эрлих; кандидат юридических наук, адвокат Б.С. Бруско; кандидат юридических наук, и.о. начальника отдела международного сотрудничества Управления международного права и сотрудничества ВАС РФ Е.В. Мохова; адвокат, арбитражный управляющий Г.Г. Глинка и другие.

— Светлана Александровна, какие курсы составят содержательную часть магистерской программы по несостоятельности (банкротству)?

— Учебный план программы объединяет обязательный (общенаучный) и профессиональный циклы, а также курсы, предлагаемые в рамках вариативной части.

В рамках обязательной части предусмотрены следующие курсы:

  • Теоретические основы института несостоятельности (банкротства)
  • Теория и практика арбитражного управления
  • Особенности несостоятельности (банкротства) особых категорий должников
  • Защита прав участников отношений несостоятельности (банкротства)
  • Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражных судах
  • Трансграничное банкротство
  • Несостоятельность (банкротство) корпораций и рынок финансовых услуг
  • Антикризисное управление в финансовой сфере
  • Вопросы трудового права в отношениях несостоятельности (банкротства) и др.

Не менее интересные курсы предусматривает вариативная часть программы:

  • Юридическая техника и правовое моделирование в сфере несостоятельности (банкротства)
  • Особенности продажи имущества должника в процессе несостоятельности (банкротства)
  • Оспаривание сделок должника в процессе несостоятельности (банкротства)
  • Этика банкротства. Противозаконные действия в сфере банкротства
  • Особенности несостоятельности (банкротства) Германии
  • Институт банкротства по законодательству США и др.

— Каковы, на Ваш взгляд, оптимальные формы обучения в рамках данной магистерской программы?

— Замечу, что один из вопросов, обсуждавшихся в ходе знакомства с учебно-методическими аспектами преподавания в Университете Св. Джона соответствующей магистерской программы, касался форм обучения в рамках магистерской программы. В Университете Св. Джона занятия проходят преимущественно в очной форме. Данный подход соответствует и нашим представлениям о формах обучения в стенах МГУ. Именно очная форма, на наш взгляд, является необходимым условием получения качественного образования в лучших традициях Московского университета.

Помимо традиционных форм преподавания в виде лекций (с привлечением презентационного материала), на мой взгляд, серьезное внимание следует уделять аудиторным занятиям в форме семинарских занятий. Небольшая наполняемость академических групп и использование таких форм обучения, как тренинги, дискуссии, работа в исследовательских группах, позволят обеспечить достаточно успешное и эффективное применение полученных знаний на практике, оценить результаты исследовательской работы и выработать наиболее эффективные модели поведения участников соответствующих отношений и различные варианты разрешения практических ситуаций.

Значительное внимание будет уделяться и самостоятельной работе магистрантов. Полагаю, что самостоятельные занятия слушателей данной программы должны занимать существенное место в общем объеме учебной нагрузки. При этом такая форма обучения должна реализовываться в тесном контакте с научным руководителем, который осуществляет индивидуальное руководство не только всей исследовательской работой магистранта, но и его деятельностью в рамках соответствующего учебного курса.

Во время визита в США определенный интерес у российских ученых вызвал курс по трансграничному банкротству, проводимый в интерактивной форме в восьми университетах США и Мексики. Данная форма обучения представляется перспективной и для юридического факультета МГУ, поскольку поможет значительно расширить аудиторию слушателей магистерской программы за счет студентов других вузов России и зарубежной аудитории.

— Какие возможности может открыть данная программа для реализации системы непрерывного образования на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова?

— Одной из задач внедрения магистерской программы по несостоятельности (банкротству) на юридическом факультете МГУ является создание системы непрерывного образования, включая возможности повышения юридической квалификации практикующих юристов. Рассматриваемая магистерская программа может создать качественную основу для этого. Адвокаты, арбитражные управляющие и другие практикующие специалисты в области банкротства могут получить сертификат о повышении квалификации на базе магистерской программы. Причем, как представляется, для юридического факультета МГУ речь может идти как о продолжительной (в течение года), так и о непродолжительной (в течение 2–3 месяцев) программе дополнительного образования. Заметим, что опыт реализации в течение двух месяцев подобного рода программ дополнительного образования («Юрист компании», «Корпоративный юрист») уже имеется на кафедре предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Значительный интерес с точки зрения практической реализации внедряемой магистерской программы по банкротству может представить программа для иностранных студентов, желающих получить степень магистра в стенах юридического факультета Московского университета.

— Одним из важнейших моментов для любой магистерской программы и ее слушателей является та поддержка, которую получат выпускники в развитии своей карьеры. Как Вы видите решение данного вопроса в рамках магистерской программы по несостоятельности (банкротству)?

— Я согласна с тем, что это один из наиболее сложных и важных вопросов при реализации любой магистерской программы. Речь может идти о различных вариантах его решения: прямая поддержка со стороны администрации и преподавателей программы по несостоятельности (банкротству), предоставление помощи специально созданным для этого на факультете Центром карьеры, сотрудничество с ведущими судьями и адвокатами, реализация специальных программ поддержки выпускников, осуществляемых ассоциацией выпускников юридического факультета и кафедры предпринимательского права и т. д. Данные формы сотрудничества обеспечат основы постоянного взаимодействия выпускников и обучающихся магистрантов, по сути, создавая банк содействия карьере, в который будет стекаться вся информация о возможностях трудоустройства. Кроме того, представляется перспективным создание консультативного совета, членами которого могли бы стать ведущие ученые, судьи, адвокаты, арбитражные управляющие и иные практикующие юристы, специализирующиеся в области несостоятельности (банкротства).

— Каков порядок зачисления в магистратуру юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова?

— Для обучения в магистратуре принимаются лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста. Отбор осуществляется на конкурсной основе.

Экзамен проводится в письменной форме в рамках экзаменационных вопросов, размещенных на сайте факультета.

Мы ждем думающих магистрантов, умеющих отстаивать собственную точку зрения и способных видеть перспективу.