Блог

Утверждение генеральных планов полномочия

Вопрос: Подлежит ли отмене нормативный правовой акт сельского поселения в сфере утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки и т.п., в случае передачи такого вопроса местного значения муниципальному району? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)

Подлежит ли отмене нормативный правовой акт сельского поселения в сфере утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки и т.п., в случае передачи такого вопроса местного значения муниципальному району?

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки и т.п.

При этом частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что вопрос, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ может быть закреплен за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

В случае отсутствия такого закона субъекта Российской Федерации вопрос, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, на землях сельского поселения должен осуществляться муниципальным районом в силу положений части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.

Следует учитывать, что вслед за вопросом местного значения на уровень муниципального района также переходят все полномочия, предусмотренные для его решения.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.

По нашему мнению, рассматриваемый случай попадает под формулировку: «изменения перечня полномочий указанных органов». В связи с этим, полагаем, что при возникновении необходимости нового регулирования соответствующих правоотношений муниципальному району следует разрабатывать и принимать собственный нормативный правовой акт. В этом случае нормативный правовой акт сельского поселения подлежит отмене, но не изменению, новым нормативным правовым актом муниципального района. До отмены нормативные правовые акты сельского поселения сохраняют юридическую силу, и изменение перечня полномочий само по себе не влечет необходимости их отмены.

Комитет Государственной Думы

по федеративному устройству

и вопросам местного самоуправления

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован в разделе «Вопросы и ответы» официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)

Дата обращения к информационному ресурсу — 1 июля 2016 г.

Полномочия в сфере градостроительства переданы региону

Полномочия в сфере градостроительства переданы региону

С 1 января 2019 года полномочия по подготовке, согласованию и утверждению генеральных планов, схем территориального планирования и правил землепользования и застройки будут переданы с муниципального на региональный уровень.

Этими вопросами будет заниматься министерство строительство и архитектуры Архангельской области. Полномочия сохранят только город Мирный и муниципальное образование «Новая Земля».

Соответствующие изменения в областной закон «О реализации государственных полномочий в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» во втором чтении приняли депутаты Архангельского областного Собрания депутатов.

Ко второму чтению поступило 23 поправки от народных избранников, часть из которых была одобрена на сессии, более 160 заключений от глав муниципальных образований и депутатов представительных органов.

Обсуждение – с участием общественников

Вопрос о передаче полномочий в сфере градостроительства обсуждался на координационном совете глав муниципальных районов и городских округов Архангельской области, площадке Ассоциации муниципальных образований и поддержан руководителями городов и районов Поморья.

В соответствии с принятыми поправками обсуждение проектов генеральных планов, правил землепользования и застройки будет проходить с участием согласительной комиссии, в которую войдут и представители органов местного самоуправления, депутатского корпуса муниципальных образований.

Законопроектом также предусмотрены общественное обсуждение и публичные слушания при утверждении документов территориального планирования и градостроительного зонирования и внесении изменений в утвержденные планы, а также широкое информирование населения, в том числе на сайтах органов местного самоуправления. Кроме того, перераспределение отдельных полномочий в сфере градостроительства коснется и сельских поселений.

Нет генплана – нет строек!

Проблема разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования актуальная для большинства муниципальных образований.

Как правило, в районах не хватает квалифицированных специалистов и финансовых ресурсов (по разным оценкам стоимость разработки генерального плана может доходить до 20 миллионов рублей).

В результате по данным на октябрь 2018 года в Архангельской области из 204 генпланов утверждены только 119, из 184 документов градостроительного зонирования – 165 правил землепользования и застройки. При этом многие утверждённые документы не соответствуют требованиям российского законодательства и требуют корректировки. Эта проблема характерна не только для сельских районов, но и крупных городов, в том числе Архангельска и Северодвинска.

Без необходимых документов в сфере градостроительства невозможна застройка территорий, а значит и выполнение нового «майского» Указа Президента России и масштабных национальных проектов.

«Мы не исключаем из процесса муниципальные образования»

— Законопроект направлен на развитие территорий, увеличение инвестиций, выполнение государственных программ по ликвидации аварийного жилья, строительству социальных объектов, приведение всей градостроительной документации к единой нормативной базе во всех муниципальных образованиях, – пояснил Александр Фролов, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике.

Как подчеркнул губернатор Архангельской области Игорь Орлов, передаваемые на уровень региона полномочия в сфере градостроительства, будут обеспечены финансово и ресурсно.

— Законопроект нацелен на то, чтобы сформировать единую градостроительную политику и обеспечить развитие региона. Но мы ни в коем случае не исключаем из процесса муниципальные образования. Генплан подразумевает требования к застройке, а что будет строиться, в каком виде, выдача разрешений на строительство, контроль – все это остается на муниципальном уровне. Никаких изменений в этом плане не предполагается, – пояснил губернатор.

Утверждение генеральных планов полномочия

от 23 декабря 2014 года № 197-З

О перераспределении отдельных полномочий между

органами местного самоуправления муниципальных

образований Нижегородской области и органами

государственной власти Нижегородской области

Принят Законодательным Собранием

18 декабря 2014 года

Настоящий Закон в соответствии с пунктом 6-1 статьи 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и частью 1-2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перераспределяет отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

1. Правительство Нижегородской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления городских поселений Нижегородской области (далее — городские поселения):

1) утверждение генеральных планов городских поселений, утверждение изменений в генеральные планы городских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

2) утверждение правил землепользования и застройки городских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

3) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городских поселений документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), кроме полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

4) принятие решений о развитии застроенных территорий;

5) организация и проведение аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, в том числе определение цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;

6) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства за счет средств областного бюджета и (или) по распоряжению Губернатора Нижегородской области в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

7) принятие решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

8) определение порядка сбора, условий и способов вывоза бытовых отходов и мусора.

Другие публикации:  Судебная практика по делам о признании брака недействительным

2. Правительство Нижегородской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления сельских поселений Нижегородской области (далее — сельские поселения):

1) утверждение генеральных планов сельских поселений, утверждение изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

2) утверждение правил землепользования и застройки сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

3) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования сельских поселений документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), кроме полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

4) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства за счет средств областного бюджета и (или) по распоряжению Губернатора Нижегородской области в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

5) определение порядка сбора, условий и способов вывоза бытовых отходов и мусора.

3. Правительство Нижегородской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области (далее — муниципальный район):

1) утверждение схем территориального планирования муниципальных районов, утверждение изменений в схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территории двух и более поселений в границах муниципального района;

3) определение условий и способов утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

4. Правительство Нижегородской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления городских округов Нижегородской области (далее — городские округа):

1) принятие решений о подготовке генеральных планов городских округов и утверждение генеральных планов городских округов, а также принятие решений о внесении изменений в генеральные планы городских округов и утверждение изменений в генеральные планы городских округов, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

2) принятие решений о подготовке правил землепользования и застройки городских округов и утверждение правил землепользования и застройки городских округов, а также принятие решений о внесении изменений в правила землепользования и застройки городских округов и утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

3) принятие решения о подготовке и утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), кроме полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

4) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства за счет средств областного бюджета и (или) по распоряжению Губернатора Нижегородской области в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

5) принятие решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

6) принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий;

8) организация и проведение аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, в том числе определение цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий;

9) принятие решений об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний;

10) подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории;

11) определение порядка сбора, условий и способов вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

5. Правительство Нижегородской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области:

1) перевод земель, находящихся в частной собственности, или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

2) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

а) на территории городского округа город Нижний Новгород — независимо от целей использования земельных участков;

б) на территории иных муниципальных образований — в целях строительства зданий, сооружений, за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам для целей индивидуального жилищного строительства.

Полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, перераспределяются на неограниченный срок.

1. Полномочия, указанные в статье 2 настоящего Закона, осуществляются непосредственно Правительством Нижегородской области или уполномоченными им органами исполнительной власти Нижегородской области.

2. Законы Нижегородской области, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона и регулирующие отношения, связанные с реализацией перераспределяемых полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с реализацией полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей правовым актам, принятым органами государственной власти Нижегородской области при осуществлении полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона.

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Администрация города Бердска

официальный сайт

Полномочия Совета депутатов

  • Главная
  • >
  • Местное самоуправление
  • >
  • Совет депутатов
  • >
  • Полномочия Совета депутатов

Статья 27. Полномочия Совета депутатов

К полномочиям Совета депутатов относятся:

1) принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений, установление порядка учета предложений по проекту решения о внесении изменений в Устав и порядка участия граждан в обсуждении проекта данного правового акта;

2) установление официальных символов города Бердска и порядка их использования;

3) принятие решения о проведении местного референдума, о назначении опроса граждан;

4) назначение голосования по вопросам изменения границ города Бердска, преобразования городского округа;

5) утверждение структуры Совета депутатов, структуры и штатной численности аппарата Совета депутатов, расходов на содержание Совета депутатов в целом и его аппарата;

6) утверждение структуры администрации по представлению главы города;

7) осуществление права законодательной инициативы в Новосибирском областном Совете депутатов;

8) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

9) установление порядка формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; (п. 9 в ред. решения Совета депутатов г. Бердска от 21.12.2006 N 191)

10) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

11) принятие планов и программ развития города Бердска, утверждение отчетов об их исполнении;

12) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Бердска;

13) исключен. — Решение Совета депутатов г. Бердска от 20.12.2007 N 344;

14) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, их финансирования;

15) определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

16) установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

17) утверждение в соответствии с документами территориального планирования городского округа программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

18) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

19) определение порядка участия города Бердска в организациях межмуниципального сотрудничества;

20) осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

21) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;

22) установление нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма;

23) установление учетной нормы площади жилого помещения;

24) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

25) установление категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде;

26) исключен. — Решение Совета депутатов г. Бердска от 21.12.2006 N 191;

27) принятие правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки отдельных категорий граждан;

28) утверждение порядка реализации правотворческой инициативы граждан, организации и проведения публичных слушаний, привлечение граждан к выполнению на добровольной основе социально-значимых для городского округа работ;

29) осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Совета депутатов федеральными законами, законами Новосибирской области и настоящим Уставом;

30) согласование приобретения имущества в муниципальную собственность и отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе имущества муниципальных предприятий и учреждений;

31) согласование распоряжения находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ;

32) установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд; (п. 32 введен решением Совета депутатов г. Бердска от 21.12.2006 N 191)

33) правовое регулирование развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; (п. 33 введен решением Совета депутатов г. Бердска от 20.12.2007 N 344)

34) рассмотрение и одобрение кандидатуры представителя в члены Общественной палаты Новосибирской области, избранного на собраниях граждан и представителей общественных объединений, действующих на территории городского округа; (п. 34 введен решением Совета депутатов г. Бердска от 20.12.2007 N 344)

Другие публикации:  Заявление в страховую компанию ресо

35) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку; (п. 35 введен решением Совета депутатов г. Бердска от 24.12.2009 N 612)

36) заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования о результатах своей деятельности, деятельности администрации города и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов города Бердска. (п. 36 введен решением Совета депутатов г. Бердска от 24.12.2009 N 612)

© 2019 Администрация города Бердска, официальный сайт

Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа

СТ 24 ГрК РФ.

1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

2. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

3. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

4. Утратила силу.

5. Утратила силу.

5.1. Утратила силу.

6. Утратила силу.

7. При наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и статьей 27 настоящего Кодекса.

8. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. Утратила силу.

10. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

11. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

12. Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

14. Утратила силу.

15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

16. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

18. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

19. При подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с частью 6.1 статьи 36 настоящего Кодекса).

20. В целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа создается комиссия в составе:

1) представителя органа местного самоуправления поселения или городского округа;

2) представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ;

3) представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений;

4) представителя федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

5) представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в случае, если предполагается установление границ военных городков;

6) представителя общественной палаты субъекта Российской Федерации;

7) представителя лица, осуществляющего подготовку проекта генерального плана поселения или городского округа.

21. Органы государственной власти, указанные в пунктах 2 — 5 части 20 настоящей статьи, общественная палата субъекта Российской Федерации обязаны представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа кандидатуры представителей для участия в деятельности комиссии в срок не позднее пятнадцати дней со дня поступления запроса органа местного самоуправления поселения, городского округа.

22. К полномочиям комиссии, создаваемой в соответствии с частью 20 настоящей статьи, относятся:

1) подготовка предложений относительно местоположения границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков, военных городков, с учетом площади и количества расположенных в границах таких лесных поселков, военных городков земельных участков, не используемых в целях лесного хозяйства, а также с учетом необходимости размещения в границах таких образуемых населенных пунктов объектов регионального или местного значения в целях соблюдения требований, предусмотренных нормативами градостроительного проектирования;

2) подготовка предложений с учетом предусмотренных лесным законодательством требований по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов относительно видов функциональных зон, устанавливаемых в границах лесных поселков, военных городков, и местоположения их границ;

3) подготовка предложений о сохранении или ликвидации лесного поселка, военного городка с переселением граждан с учетом мнения населения указанных лесного поселка, военного городка. Учет мнения населения лесного поселка, военного городка при подготовке предложений о сохранении или ликвидации лесного поселка, военного городка и о переселении граждан осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для собрания граждан;

4) подготовка предложений относительно местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

23. Порядок деятельности комиссий, создаваемых в соответствии с частью 20 настоящей статьи, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

24. Предложения, указанные в части 22 настоящей статьи, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляются главе поселения, городского округа для учета при подготовке карты границ населенных пунктов и карты функциональных зон в составе генерального плана поселения, городского округа.

25. Карта границ населенных пунктов и карта функциональных зон применительно к населенным пунктам, образуемым из лесных поселков, военных городков, подготавливаются с учетом предложений, указанных в части 22 настоящей статьи.

26. При определении границ земельного участка в целях установления границ населенного пункта, образуемого из лесного поселка, военного городка, комиссия учитывает:

1) недопустимость изломанности границ населенного пункта;

2) обеспечение включения в границы населенного пункта объектов социального и коммунально-бытового назначения, обслуживающих население этого населенного пункта;

3) обеспечение плотности застройки территории населенного пункта не ниже 30 процентов. Отступление от указанного требования в сторону понижения плотности застройки в связи с нахождением зданий, сооружений на территориях лесных поселков, военных городков на значительном расстоянии друг от друга и (или) необходимостью размещения объектов социального, транспортного, коммунально-бытового назначения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования допускается по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 24 Градостроительного кодекса РФ

1. Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения или городского округа, предусмотренный в комментируемой статье, принципиально не отличается с точки зрения процедуры осуществления от подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, за исключением следующих особенностей:

Другие публикации:  Договор продажи транспортного средства от юридического лица физическому

а) в отличие от порядка подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, комментируемая статья четко определяет, что решение о подготовке проекта генеральных планов, а также о внесении в них изменений, принимается главой местной администрации, а утверждение генеральных планов – представительным органом поселения или городского округа.

б) в отличие от подготовки схемы территориального планирования муниципального района, генеральные планы поселений и городских округов проходят в обязательном порядке через процедуру публичных слушаний. Протоколы публичных слушаний, а также заключения об их результатах, являются обязательным приложением к проекту генерального плана, а их результаты могут являться основанием для отклонения проекта генерального плана.

в) при наличии на территории поселения (городского округа) объектов культурного наследия происходит не только учет ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон их охраны, но и предусмотрена в ряде случаев обязательность совместной разработки документов территориального планирования (ч.6 ст.27 ГрК РФ).

г) комментируемая статья содержит правовые нормы, определяющие содержание и необходимость региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, на содержании которых следует остановиться подробнее.

2. В настоящее время в градостроительстве, равно как и любой другой современной сфере экономической активности, вопросы эффективности, а также обеспечения экологической, санитарной и пожарной безопасности решаются в большей степени техническими, в меньшей степени планировочными методами (что вызывает сожаление), подчиненными общей задаче обеспечения устойчивого функционирования проектируемого объекта. Эти цели достигаются посредством совершенствования системы нормативов градостроительного проектирования, выступающих в качестве неотъемлемого элемента системы градорегулирования и осуществляемых в целях установления обоснованных пределов использования недвижимости и уточнения содержания природоохранных нормативов, гарантирующих обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения. Содержание нормативов градостроительного проектирования целесообразно определять как на стадии предпроектных разработок, так и в процессе подготовки генерального плана поселения (городского округа). Только тогда генеральные планы станут эффективным инструментом управления развитием территории в целом, и градорегулирования в частности.

Особую актуальность нормативы градостроительного проектирования приобретают в процессе подготовки генеральных планов поселений, отличающихся недостаточно рациональными показателями градостроительного использования территории (выработанных десятилетиями градостроительной практики). Многие поселения Российской Федерации характеризуются наличием территории с крайне низкой плотностью населения. Именно для таких поселений (муниципальных образований) с низкими показателями использования территорий крайне важной является задача разработки, утверждения и использования собственных (местных) нормативов градостроительного проектирования. В зависимости от того, насколько содержание нормативов отвечает целям формирования плотной и функционально насыщенной, структурно разнообразной среды жизнедеятельности, должна оцениваться их значимость в общем содержании государственного и муниципального управления развитием территории. при соблюдении национальных стандартов безопасности, установленных техническими регламентами.

Действующее законодательство предусматривает постепенный переход к новой системе использования нормативов градостроительного проектирования в ходе осуществления градостроительной деятельности. Государственные градостроительные нормативы и правила, предусмотренные старым Градостроительным кодексом РФ, теряют в настоящий момент статус обязательных документов для всех субъектов градостроительной деятельности на территории Российской Федерации (см. комментарий ст.5). Новеллой ГрК РФ является то, что правовое значение ранее существовавших федеральных градостроительных нормативов и правил в современных условиях перешло к региональным и местным нормативам градостроительного проектирования. Согласно ст.7 и ст. 8 ГрК РФ разработка и утверждение названных видов нормативов относится к числу полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Согласно ГрК РФ, теперь федеральные нормативы не предусматриваются.

ГрК РФ уточняет вопросы распределения компетенции между региональным и местным уровнями управления и определяет, что система нормативов градостроительного проектирования рассматривается как составная часть системы нормативно-технических документов в строительстве. Порядок разработки, регистрации, утверждения и введения в действие нормативов градостроительного проектирования устанавливается уполномоченными органами публичной власти.

На уровне субъектов Российской Федерации могут разрабатываться региональные нормативы градостроительного проектирования, в которых учитывается специфика региона в части природно-климатических условий, социально-демографических, национально-бытовых различий, систем расселения населения, а также конкретных региональных особенностей использования и охраны земель. Региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, действуют на их территориях и обязательны для выполнения всеми субъектами градостроительной деятельности. Затем на муниципальном уровне в обязательном порядке разрабатываются местные нормативы градостроительного проектирования, утверждаемые муниципальным правовым актом и устанавливающие порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях соответствующих муниципальных образований. Такая последовательность вытекает из ч.6 комментируемой статьи, ибо для установления неких параметров «не ниже» региональных, необходимо иметь их в наличии.

При разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования следует иметь в виду, что по своему содержанию они не должны противоречить друг другу, а в случае возникновения коллизий между ними таковые должны разрешаться в соответствии с нормами ГрК РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Важным критерием, обязательным при их разработке, является то, что уровень требований местных нормативов градостроительного проектирования к качеству условий жизнедеятельности человека на территории муниципальных образований не должен быть ниже предусмотренного региональными нормативами. Реализация данного требования позволит обеспечить прогнозируемые (нормируемые) условия жизнедеятельности с определенными показателями, в первую очередь социальные стандарты, включая необходимые параметры пространственной организации территории с учетом необходимости охраны здоровья населения, обеспечения безопасности его проживания, сохранения культурного наследия, удовлетворения материально-бытовых потребностей различных групп населения, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также обеспечение надежности технических решений, инженерных систем на территории.

Как следует из норм комментируемой статьи, характерными особенностями региональных и местных нормативов градостроительного проектирования является отражение в них социально-экономических преобразований на конкретной территории и усложнение критериев оценки ее градостроительной организации. Основной направленностью требований рассматриваемых нормативов является повышение устойчивости развития поселений и городских округов, безопасности условий жизнедеятельности, учет новых механизмов градорегулирования и землепользования.

3. Утверждаемые нормативы градостроительного проектирования устанавливают конкретные параметры (стандарты) благоприятности условий жизнедеятельности человека. Взаимодействие указанных параметров в нормативах градостроительного проектирования субъектов РФ и органов местного самоуправления имеет особое значение.

Разработка региональных нормативов включает в себя последовательное осуществление логически связанных между собой операций: проведения научно-исследовательских работ по обоснованию норм; экспертизы, утверждения и опубликования нормативов; контроля за их соблюдением; формирования и ведения учета данных нормативов; оценки и прогнозирования последствий их применения. При разработке документов территориального планирования муниципальных образований наибольшую значимость приобретают такие аспекты нормирования, как планировочная организация территории поселения или городского округа; плотность застройки территории; социальные нормативы; санитарно-гигиенические и экологические требования.

При разработке региональных нормативов градостроительного проектирования учитывается определенный комплекс требований, обусловленный совокупностью экологических, социально-экономических, инженерно-технических, градостроительных факторов.

Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в случае принятия Градостроительного кодекса субъекта РФ данному вопросу может быть посвящена отдельная статья (ряд статей). Аналогичные процедурные вопросы по местным нормативам градостроительного проектирования определяются муниципальными правовыми актами.

4. В соответствии с условиями формирования рыночных отношений в сфере градостроительного регулирования требуется уточнение перечня нормативных показателей организации территории. Наряду с известными видами нормативов в современных условиях на местном уровне все большее распространение получают нормативы плотности застройки территорий и доступности объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.

Нормативы плотности застройки (в процентах) и использования территорий (измеряемые в коэффициентах), а также нормативы доступности объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктур устанавливаются исходя из социальных нормативов и федеральных нормативных документов по строительству, включая технические регламенты (до их введения строительные нормы и правила), а также региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, местных нормативов, утвержденных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Нормативы допустимой плотности застройки и использования территорий, а также доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур устанавливаются с учетом экономических и социальных факторов, региональных особенностей и местных условий. При невозможности соблюдения указанных нормативов в районах реконструкции сложившейся застройки соответствующие нормативы уточняются по согласованию с органами государственного контроля и надзора с учетом обеспечения снижения пожарной опасности и улучшения санитарно-гигиенических условий проживания населения.