Блог

Частная собственность на землю в республике беларусь

Статья 12. Собственность на землю, земельные участки

Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь (далее – частная собственность, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом) и в собственности иностранных государств, международных организаций, находятся в собственности государства.

Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.

Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.

Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами.

В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные гражданам Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Кодекса, земельные участки, право частной собственности на которые перешло к ним в установленном порядке, а также земельные участки, предоставленные в соответствии с частью шестой настоящей статьи.

Земельные участки могут предоставляться в частную собственность гражданам Республики Беларусь для:

строительства и (или) обслуживания жилого дома;

обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме, отделенной от других квартир вертикальной стеной и расположенной непосредственно на земельном участке (далее – квартира в блокированном жилом доме);

ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах или в иных населенных пунктах, расположенных на территории соответствующего сельсовета;

Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона либо без проведения аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь в случаях, когда это допускается в соответствии с законодательными актами, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Примечание. В данной статье и статьях 14, 39 настоящего Кодекса в случае наследования земельных участков иностранными гражданами и лицами без гражданства под родственниками понимаются близкие родственники наследодателя; иные лица, находящиеся в родственной связи с наследодателем, имеющие общих предков до прадеда и прабабки; родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки супруга (супруги) наследодателя.

Виды имущественных прав на землю

Имущественные права на землю в Республике Беларусь существуют в следующих видах:

Право постоянного пользования — пользование земельными участками без заранее установленного срока.

Право временного пользования — краткосрочное — до трех лет и долгосрочное — от трех до десяти лет. Президентом Республики Беларусь по отдельным видам пользования земельными участками может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования.

Пожизненное наследуемое владение – предоставляются земельные участки гражданам Республики Беларусь для нужд и в размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (ст.ст. 69 — 73 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Частная собственность – в частной собственности могут находиться земельные участки:

приобретенные гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также переданные гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, когда земельные участки находятся в пользовании, пожизненном наследуемом владении этих граждан или на праве аренды, но с расположенными на них жилыми домами, принадлежащими гражданам на праве собственности) по результатам проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность;

переданные юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями (далее — юридические лица Республики Беларусь), при приватизации объектов государственной собственности, а также негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь по результатам проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, в случаях предусмотренных законодательными актами. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь;

Земельные участки также могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов.

Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в собственность в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 37 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Аренда — арендаторами земельных участков могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации.

Арендодателями земельных участков являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, а также граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности.

Сроки аренды земельного участка определяются договором. При этом сроки аренды земельных участков не должны превышать 99 лет, а аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может быть менее пяти лет.

Форма договора аренды земельного участка утверждена постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 N 292 и от 22.08.2007 №1078 .

В соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 N 74 и от 14.06.2007 №274 с 1 марта 2006 года базовые ставки ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяются местными исполнительными и распорядительными органами исходя из кадастровой стоимости этих участков с применением коэффициентов в зависимости от их целевого назначения.

Предоставление земельных участков в пользование, частную собственность, пожизненное наследуемое владение, передача в аренду, кроме случаев аренды земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь, осуществляются в порядке их отвода.

Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Отвод земельных участков производится на основании решений соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667).

В решениях о предоставлении земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в аренду или собственность указываются цель, для которой они отводятся или передаются, и условия отвода.

Частная собственность на землю в республике беларусь

Нечастная собственность

Впрочем, не все земли могут быть предоставлены в частную собственность. Так, установлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, земельные участки: на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся только в государственной собственности. Как видим, круг земельных участков, которые могут находиться в частной собственности, ограничен.

Де-юре частная собственность на землю в Беларуси существует. Однако де-факто свободного оборота земли нет. Почему? Ответ на этот вопрос попытаемся найти сегодня.

Главным документом, регламентирующим земельные отношения, является Кодекс о земле. В данном документе с недавних пор продекларированы только два права — право собственности на землю и право аренды земельного участка.

Согласно Кодексу, в Беларуси собственниками земельных участков могут быть физические лица, частные юридические лица, иностранные государства и международные организации.

Иностранным государствам земля может быть передана в собственность только для размещения дипломатического представительства или консульского учреждения, а международным организациям — для размещения своего представительства. Этот пункт может показаться самым легким (белорусским посольствам за границей симметрично предлагают лучшие места в собственность). Однако это на первый взгляд. Если, конечно, не вспоминать скандал с выселением дипломатов из посольских резиденций в поселке Дрозды под Минском, по соседству с резиденцией главы государства. Причиной отселения был назван ремонт канализации. Хотя иностранные дипломаты вызвались оказать содействие в проведении ремонтных работ.

Физлица

Чтобы физическим лицам оформить в Беларуси земельный участок в частную собственность, требуется первоначально соответствовать двум условиям — быть либо гражданином Беларуси, либо иностранцем, получившим землю по наследству. Причем во втором случае получить земельный участок по наследству могут только иностранные лица и лица без гражданства, являющиеся родственниками умершего.

Впрочем, физлицам в частную собственность земля предоставляется только для определенных целей. Например для: строительства и (или) обслуживания жилого дома; обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме; ведения личного подсобного хозяйства; коллективного садоводства; дачного строительства.

При этом размер земельного участка для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается: в городах — до 15 «соток»; в деревнях и поселках городского типа — до 25 «соток». Для коллективного садоводства и дачного строительства предоставляется участок не более 15 «соток». Площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, предоставляемого в сельском населенном пункте, не может превышать 1 гектара.

Причем, определение размера земельного участка отдано на усмотрение местных властей, которые определяют размер земельного участка исходя «из местных условий и особенностей, волеизъявления гражданина, а также требований градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил».

Юрлица

Самая дискуссионная часть касается предоставления земли в частную собственность для юридических лиц. Дело в том, говорит советник по правовым вопросам Международной финансовой корпорации Валерий Фадеев, что «сегодня в Кодексе о земле у юрлиц есть возможность получить землю на правах собственности, но практически никто из них землю так и не получил». Причина — «в законе норма есть, а политической воли еще нет».

Для юридических лиц предусмотрены следующие правовые формы использования земельного участка: право постоянного пользования (без установленного срока); право временного пользования (сроком до 10 лет, 20 лет); право аренды земельного участка (сроком до 99 лет).

Важным условием в данном случае является то, что юрлица должны быть зарегистрированы в Беларуси и не иметь государственной доли в уставном фонде.

Приобрести землю в собственность юрлица могут следующими способами: для строительства объектов — по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, без проведения аукциона — для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), которые находятся на приобретаемой земле, «в иных случаях, предусмотренных президентом Беларуси», поясняет партнер, юрист Glimstedt Belarus Дарья Жук. При этом статус юрлица должен соответствовать заявленным целям. Это значит, что фермерские хозяйства могут получить землю лишь для ведения сельскохозяйственной деятельности; научные организации — для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; религиозные организации — для строительства церквей; организации граждан-застройщиков — для строительства многоквартирных жилых домов и так далее.

До недавних пор в Беларуси не было ни одной частной компании, которая бы владела правом собственности на землю. Но весной этого года президент Беларуси все-таки принял неожиданное решение и впервые передал оманскому инвестору (а если точнее — резиденту Беларуси) в собственность «лакомый кусок» в центре Минска площадью 2,6 га за 10 млн долларов для строительства многофункционального комплекса.

Впрочем, директор Фонда госимущества Наталья Жерносек считает, что этот участок в центре Минска, переданный оманскому инвестору не такой уж и лакомый. «Я думаю, что трудностей с реализацией проекта на этом участке будет достаточно много, потому что на нем расположены и объекты историко-культурного наследия, которые необходимо сохранить, и важные социальные объекты», — отметила она.

Тем не менее сам факт того, что долгое время землю инвесторам выделяли только в аренду, а тут — в частную собственность, вызвал оживленную дискуссию в обществе. Кто-то утверждает, что президент лишь воспользовался своим законным правом, другие утверждают, что это шаг по либерализации рынка земли, третьи — что за оманским инвестором в принципе стоят «наши люди». Очевидно же другое — свободного рынка земли, при котором земельные участки находятся в свободном обороте, до сих в стране не существует. Все вопросы, касающиеся передачи земельных участков в собственность юрлицам, решаются только на уровне президента.

Действительно, сегодня у главы государства есть масса полномочий в области использования и охраны земель. Он определяет единую государственную политику, порядок изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие, устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности.

Однако крупных инвесторов, готовых вкладывать деньги в строительство профильных объектов в Беларуси, настораживает ситуация, когда земля, на которой находится объект, ему не принадлежит. Власти же боятся потерять контроль в масштабных проектах. «Где есть частная собственность, нет места безграничной власти», — говорят в один голос и чиновники, и бизнесмены.

Наталья Жерносек надеется, что в перспективе полноценно заработает рынок по продаже земли в собственность. Пока же, по ее словам, общество для этого еще не совсем созрело. «Продажа земли в частную собственность — это сложный вопрос для белорусского общества, которое 80 лет жило в условиях государственной собственности. Земля всегда была самым дорогим, что есть в стране, и самым ценным. Резко поменять менталитет, думаю, будет очень сложно. Но мы идем в данном направлении», — считает директор Фонда госимущества.

Аренда

Пока «общество не созрело», наиболее распространенной формой землепользования среди юрлиц является аренда земельного участка. Земельный участок может быть предоставлен в аренду любым субъектам хозяйствования — от индивидуального предпринимателя до иностранного юридического лица.

Арендодателями обычно выступают либо госорганы, либо администрации СЭЗ, либо собственники земли. Важным условием при сдаче в аренду земли является сохранение целевого назначения арендуемого земельного участка. Если, например, земельный участок арендодателю был предоставлен для ведения сельского хозяйства, то арендатор не вправе строить на арендуемой земле завод, поясняет Дарья Жук.

Другие публикации:  Срочный договор на бесрочный

Сроки аренды различны. Например, если участок предоставляется для строительства здания, то срок аренды не должен быть меньше срока его строительства. В любом случае, срок аренды не должен превышать 99 лет. Для ведения сельского, крестьянского (фермерского) хозяйства, подсобного сельского хозяйства установлен минимальный срок аренды — 10 лет.

Право на аренду земельного участка также приобретается посредством проведения аукциона. Для некоторых категорий земель аукцион не проводится. Например, при аренде земли для строительства и обслуживания недвижимости, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. человек.

Кроме того, для инвесторов имеются определенные льготы при аренде земельных участков. Так например, арендодатели могут предоставить рассрочку платежа за аренду земельных участков, предоставленных для строительства недвижимости. Рассрочка предоставляется сроком до 5 лет с момента завершения строительства.

Недавно белорусский парламент одобрил внесение ряда нововведений в Кодекс о земле. Самыми отличительными моментами для юрлиц является возможность получить во временное пользование земельные участки для добычи полезных ископаемых, также получить в пользование дополнительные земельные участки в случае проведения реконструкции капитальных строений. Передача оманским инвесторам земли в частную собственность и принятие изменений в Кодекс о земле соответствуют курсу либерализации и расширяют возможности оборота земельных участков, отмечают эксперты.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

1. понятие и общая характеристика право собственности на землю
2. земельный участок как объект земельных отношений
3. содержание право собственности на землю
4. право государственной собственности на землю
5. право собственности на землю иностранных государств и международных организаций
6. право частной собственности на землю
7. основания возникновения и прекращения право собственности на землю
8. плата за земельный участок. Кадастровая стоимость земли и земельного участка

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Принятый 11 декабря 1990г. кодекс «о земле» признавал лишь разнообразие и равноправие форм хозяйствования на землю. Кодекс «о земле» устанавливал только государственную форму собственности на землю. В 1993г. был принят закон о право собственности на землю, который коренным образом изменил принцип исключительной собственности государства на землю. Следующий этап регулирования отношений собственности на землю был связан с принятием кодекса «о земле» 4 января 1999г., который предоставил право иностранным государствам и юридическим лицам РБ приобретать земельные участки в собственность при соблюдении ряда условий. Новым этапом реформирования отношений собственности на землю можно назвать принятие кодекс «о земле» 23 июля 2008г. Как юридическая категория собственность на землю представляет собой результат закрепления прав нормами экологических отношений по владению, пользованию и распоряжению землей. Право собственности является одним из основных вещных прав. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения земельной собственности. В субъективном смысле право собственности на землю – это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей в порядке, предусмотренном законодательством. Субъективное право собственности на землю как праву абсолютному противопоставлено определенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемляющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществлять свое право.
В случае нарушения субъективного права собственности оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно конституции государство гарантирует реальную защиту всех форм собственности. В соответствии с ГК распоряжении, пользование и владение землей в той мере, в которой допускается законодательством, осуществляется собственником свободно, если это не нарушает интересы других лиц.

Право собственности бессрочно. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему земельного участка. Абсолютной земельной собственности нет. Законодательством устанавливаются ограничения правомочий собственника – обязанность использовать землю только по целевому назначению, выполняет природоохранные мероприятия. Наиболее существенным образом ограничена частная собственность на землю.

Кодекс «о земле» устанавливает 2 формы собственности на землю:
• Государственная
• Частная
Кроме того земля может находится в собственности иностранного государства и международных организаций. Земля также может принадлежать на праве общей совестной или долевой собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

2. В соответствии с кодексом «о земле» земельный участок – это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматривается в неразрывной связи с расположенным на ней капитальными строениями.

Земельному участку, являющемуся объектом ЗПр, присущи следующие признаки :
1) оборотоспособность – возможность отчуждения земельного участка путем совершения гражданско-правовых сделок либо перехода участка от одного лица к другому в порядке наследования и правопреемства, если земельный участок не изъят из оборота ли не ограничен в обороте.
2) Плоды, продукция, доходы, которые получены в результате использования земельного участка является собственностью субъекта, использующего земельный участок на законном основании.
3) земельный участок может быть признан делимым или неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым. Законодательством допускается слияние смежных, т.е. имеющих общую границу земельных участков при соблюдении следующих условий:
• данные земельные участки имеют одинаковое целевое назначение
• не превышаются предельные размеры земельного участка, установленные законодательством.
• Не нарушаются другие требования законодательства об охране и использовании земель.
4) в качестве объекта ЗПр выступает ограниченный в пространстве земельный участок, границы и место расположение которого установлены в порядке землеустройства
Граница земельного участка – условная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющая земельный участок от другой земли
5) земельный участок относится к недвижимому имуществу
6) земельный участок имеет кадастровый номер – это не повторяющийся на территории РБ номер земельного участка.
7) Все земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением, установленным при предоставлении земельного участка.
Целевое назначение земельного участка – это установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей.

3. В соответствии с ГК собственнику земли принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своим участком. Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства на земельным участком, реального фактического обладания земельным участком, т.е. возможность определять участок как часть своего хозяйства, числить его на балансе. Собственник регистрирует земельный участок, отграничивает его от других земельных участков, закрепляет границы земельного участка на местности.
На основании данного правомочия собственник вправе требовать возврата участка их чужого незаконного владения. Правомочия пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлечения из земельного участка его полезный свойств, при условии соблюдения целевого назначения, установленного при оформлении прав на участок.
Собственнику запрещается самостоятельно изменять целевое назначение земельного участка. При использовании земельного участка не по целевому назначению, а также при не использовании участка по целевому назначению в течении определенного периода времени, к собственнику применяются соответствующие меры юридической ответственности, вплоть до изъятия земельного участка.
Владение землей подразумевает возможность пользоваться ею, а также с учетом имающихся правил использовать ресурсы, находящиеся на ее поверхности и под землей и извлекать пользу.
Правомочие распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять судьбу участка. Распоряжаться принадлежащим ему участком собственник может путем его продажи, мены, дарения, завещания, сдачи в аренду.

4. Согласно ст.13 конституции собственность может быть государственной и частной. Ч.6 данной статьи установила, что земли сельскохозяйственного назанчения находятся в собственности государства. Право государственной собственности на землю можно рассматривать с двух позиций:
1) она представляет собой совокупность норм, закрепляющих принадлежность земли государству.
2) Она выступает в качестве меры возможного поведения государства в отношении всех земельных ресурсов республики.
Эта мера поведения раскрывается в принадлежащих государству правомочиях владения, пользования, распоряжения.
В собственности РБ находятся все земли, за исключением земель, преданных в частную собственность иностранных государств или международных организаций. Право по распоряжению государственными землями путем их передачи в пользование, аренду, владение, а также отчуждения собственности в РБ принадлежат областным, районным, городским, сельским и поселковым исполкомам.

В отношении земельной собственности, государство действует как публичный субъект и как частноправовой участник публично-правовых функций государства как собственника земли следует:
• Учет земли
• Контроль за использованием земли
• Привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Все земли РБ подразделяют на категории исходя из основного целевого назначения и независимо от форм собственности. Кроме того все земли подразделяются на виды. Определенные категории и виды земли в силу их особой значимости не могут отчуждаться из собственности РБ. Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:
1) земли сельскохозяйственного назначения
2) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, национального значения
3) земли лесного фонда
4) земли водного фонда
5) земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями.
6) Земли общего пользования

Не подлежат предоставлению в частную собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности на землю, подвергшихся радиоактивному загрязнению, на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, земли, которые в соответствии с утвержденными планами городов и иных населенных пунктов градостроительными проектами, предусмотренные для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность. Данные земли исключены из свободного гражданско-правового оборота. Они могут предоставляется только на условиях владения, пользования или аренды. Предоставляя данные земли для использования государство сохраняет за собой права собственника.

5. В соответствии со статьями 3 и 12 кодекса «о земле», для размещения дипломатических представительств или консульского учреждения иностранного государства в РБ, иностранным государством могут предоставляться земельные участки на праве собственности.
Аналогичным правом пользуются и международные организации для размещения своих представительств. Порядок предоставления земельного участка на указанные цели устанавливает президент РБ.

Кодекс «о земле» предоставил возможность международным организациям приобретать земельные участки в собственность на территории РБ. Иностранные государства вправе приобрести земельный участок в собственность для следующих целей:
1) Для размещения дипломатических представительств
2) Для размещения консульского учреждения

Земельный участок приобретается иностранным государством на основании договора, заключенного с Совмином РБ. Местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения необходимо согласовать с МИДом РБ. Данный земельный участок подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности РБ или когда это предусмотрено соответствующим международным договором.

6. В РБ собственность может быть государственной и частной. Частная собственность в целом выступает в виде собственности граждан и юридических лиц. Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли участникам экономических отношений, кроме государства. Субъектами права частной собственности на землю являются граждане РБ и негосударственные юридические лица.

Объектами права частной собственности на землю граждан РБ являются земельные участки приобретаемые для следующих целей:
• Для ведения личного подсобного хозяйства
• Для строительства и обслуживания жилого дома
• Для коллективного садоводства
• Для дачного строительства
• Для обслуживания зарегистрированной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, квартиры в блокированном жилом доме.

Негосударственные юридические лица РБ, земельные участки находящиеся в государственной собственности могут предоставляется в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам РБ для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений, расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках.
Площадь земельных участков приобретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства не должна превышать 1 га с учетом площади земельного участка, имеющегося при доме в данном населенном пункте.

Площадь иных земельных участков приобретаемых в частную собственность говорится следующее:
1) для коллективного садоводства – до 0,15 га на 1 члена садоводческого товарищества
2) для дачного строительства – до 0, 15 га на 1 члена дачного кооператива
3) для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме – в городе 0,05-0,15 га, в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – 0,15-0,25 га.

Общая площадь земельного участка для строительства и коллективного садоводства законодательством не ограничивается. Ограничение установлено для каждого конкретного участка, таким образом в частной собственности гражданина может находится неограниченное число земельных участков, предоставленных для дачного строительства, садоводства, строительства и обслуживания жилого жома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, но при этом размер каждого отдельного земельного участка не должен превышать норм, установленных ст.36 кодекса «о земле».
Право частной собственности на земельный участок удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации и соответствующей записью в земельно-кадастровых документах.

7. Основаниями возникновения, изменения и прекращения отношений, связанных с правом собственности на землю, является юридические факты (действия, бездействия, события)

Действия – это юридические факты, обстоятельства, возникающие по воле людей, т.е. являющиеся волеизъявлениями. В зависимости от соответствия либо несоответствия праву действия подразделяется на правомерные и неправомерные.

События – один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. К событиям относятся естественные, природные явления, протекающие помимо воли людей.
ТАКИМ ОБРАЗОМ возникновению, изменению или прекращению права собственности на землю как правило предшествуют юридические факты, с которыми право связывает определенные юридические последствия. Данные юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения отношений, связанных с правом собственности на землю.
Субъект права собственности на землю возникает в порядке, установленном в законе и в зависимости от формы земельной собственности.

Основаниями возникновения права государственной собственности на землю служит НПА. В настоящее время основанием возникновения права государственной собственности на землю является:
• Решение местного исполкома а выкупе земельного участка из частной собственности в государственную собственность
• Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка из частной собственности в собственность РБ.
• Заявление гражданина, юридического лица о добровольной безвозмездной передаче земельного участка из частной собственности в собственность РБ.
Основанием прекращения права государственной собственности является решение соответствующего госоргана о передаче земельного участка в частную собственность, собственность иностранного государства или международной организации.

Другие публикации:  Жалоба на проект

Основаниями возникновения права частной собственности на землю являются:
• Административно-правовые акты, т.е. решения госоргана о передаче земельного участка в частную собственность
• Гражданско-правовые сделки с земельным участком, в том числе приобретение участка с аукциона
• Постановление суда, устанавливающее право собственности на землю
Новизной земельного законодательства является возможность приобретения права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени, предусмотренного ст.44 кодексом «о земле». Так граждане РБ, у которых отсутствуют документы на земельный участок или которые используют земельный участок, граница и размер которого на местности не совпадают с данными параметрами по документам, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течении 15 и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе.

Право частной собственности на земельный участок прекращается по решению областного, минского городского, сельского поселкового исполкома в соответствии с его компетенцией по постановлению суда:
• При отчуждении земельного участка у лица, которое в соответствии с законодательными актами не могут являться собственником земельного участка
• При добровольной передаче земельного участка в государственную собственность
• При изъятии земельного участка для государственных нужд
• При ликвидации негосударственного юридического лица РБ
• В случае смерти гражданина
• В случае, предусмотренном ч.9 ст.50 кодекса «о земле»
• При признании земельного участка бесхозяйным

Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:
• При неуплате земельного налога, по истечении 2 налоговых периодов
• При использовании земельного участка не по целевому назначению
• При признании пустующего жилого дома бесхозяйными передаче его в собственность соответствующей АТЕ, изъятии ветхого жилого дома, незавершенного строительства жилого дома, дачи у собственника путем выкупа АТЕ или передаче соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов
• Если гражданин в течении 1 года, а негосударственное юридические лицо в течении 6 месяцев со дня получения свидетельства о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка.
• При неосуществлении мероприятий по охране земли
• При утрате гражданства РБ
• При выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении 1 года со дня прекращения членства в товариществе, кооперативе
• При конфискации земельного участка
• При несоблюдении наследниками срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.
Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от госоргана собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства.

8. За земельный участок находящийся в государственной собственности, и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств взимается плата. Земельный участок предоставляется по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставленных по результатам аукциона. При предоставлении земельного участка в частную собственность по результатам аукциона, их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже кадастровой стоимости. По обоснованной просьбе госоргана, предоставление земельного участка в частную собственность, имеют право принять решение о предоставлении рассрочки внесения платы, ее части за земельный участок, но не более чем на 2 года, за исключением случаев предоставления земельного участка в частную собственность по результатам аукциона.
Кадастровая оценка земли, земельного участка – это определение кадастровой стоимости земли, земельного участка на определенную дату.
Кадастровая стоимость земли – это расчетный показатель стоимости единицы площади земли в оценочной зоне, выделенной на землях, равноценных по стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка – это расчетная денежная сумма, отражающая его по целевому назначению и включенная в регистрационную стоимость земельного участка государственного земельного кадастра.
Результаты кадастровой оценки утверждаются местными исполкомами. Кадастровая стоимость определяется в белорусских рублях на дату оценки. Кадастровая оценка земли населенных пунктов проводится по состоянию на 1 января года ее проведения. Последующая кадастровая оценка проводится не позднее чем через 5 лет. В процессе кадастровой оценки происходит оценочное зонирование земли. Предусмотрено деление земель на оценочные зоны.

Закон Республики Беларусь от 16.06.1993 №2417-XII «О праве собственности на землю»

(Документ утратил силу)

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Настоящий Закон устанавливает формы земельной собственности, основания возникновения, изменения и прекращения частной собственности на землю, регулирует порядок осуществления прав и обязанностей собственников земли.

Статья 1. Собственность на землю

Земля в Республике Беларусь находится в собственности Республики Беларусь (государственная собственность), а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — в собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) (частная собственность) и иностранных государств.

Возвращение земли иностранным государствам, юридическим и физическим лицам, утратившим право собственности на нее до принятия настоящего Закона, или их правопреемникам (наследникам) не допускается. Эти лица могут получить землю в собственность на общих основаниях.

Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

Право частной собственности на землю удостоверяется соответствующим исполнительным и распорядительным органом, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах с последующей выдачей Государственного акта на право собственности на землю.

Статья 2. Государственная собственность на землю

В собственности Республики Беларусь находятся все земли, за исключением земель, переданных в частную собственность и в собственность иностранных государств и не отчужденных после этого в собственность Республики Беларусь.

Земли, находящиеся в собственности Республики Беларусь, передаются в пользование (аренду), владение, а также отчуждаются из собственности Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь, а в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством, — Советом Министров Республики Беларусь или местными исполнительными и распорядительными органами.

Право владения и право пользования землей (аренда земли) колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными предприятиями и организациями независимо от форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами гарантируются государством согласно действующему законодательству.

Статья 3. Право собственности на землю иностранных государств

В собственности иностранных государств находятся земельные участки, предоставляемые им для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения в порядке, предусмотренном статьей 12, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 4. Право собственности на землю граждан Республики Беларусь

В собственности граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь или приравненных к постоянно проживающим в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, находятся земли, собственниками которых в соответствии с земельным законодательством являются физические лица, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — также физические лица — собственники юридических лиц.

Статья 5. Право собственности на землю юридических лиц Республики Беларусь

В собственности юридических лиц Республики Беларусь, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, находятся земли, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона, предоставленные им в собственность в соответствии со статьей 14 настоящего Закона и не отчужденные после этого в собственность государства либо физического лица.

Статья 6. Право на землю собственников юридических лиц

Государственные и частные предприятия, а также другие юридические лица, которые не могут быть собственниками имущества, имеют право приобрести землю в собственность своих собственников (государства, юридического или (и) физического лица).

Это юридическое лицо осуществляет полномочия собственника земли в тех границах, которые определены настоящим Законом для юридических лиц — собственников земли.

Статья 7. Право собственности и пользования на землю иностранных юридических и физических лиц

Иностранные юридические лица (их собственники) могут быть собственниками земельных участков на территории Республики Беларусь в тех же случаях и на тех же условиях, что и юридические лица Республики Беларусь (их собственники).

Иностранным государствам, юридическим и физическим лицам, международным организациям и объединениям земля может предоставляться на праве пользования по договору аренды сроком до 99 лет в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Статья 8. Права и обязанности земельных собственников и их юридических лиц

Граждане Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные, которые приобрели землю в собственность (в том числе в собственность своих собственников), в соответствии с целевым назначением земли имеют право:

самостоятельно хозяйствовать на этой земле;

собственности (полного хозяйственного ведения, оперативного управления) на посевы и посадки сельскохозяйственных и других растений, полученную на этой земле продукцию и доходы от ее реализации, если иное не предусмотрено законодательством либо договорами между собственником (уполномоченным им юридическим или (и) физическим лицом) и иными юридическими и физическими лицами;

использовать в установленном порядке для нужд хозяйства существующие на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

возводить в установленном порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения;

проводить в установленном порядке оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водоемы;

получать в случаях, предусмотренных земельным законодательством Республики Беларусь, полную компенсацию затрат на повышение плодородия почвы;

отчуждать в случаях, предусмотренных настоящим Законом, земельный участок (его часть), сдавать в залог, аренду, передавать его в наследство или в порядке правопреемственности, а также передавать во временное пользование в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, юридические лица, в том числе иностранные, которые приобрели землю, обязаны:

эффективно использовать эту землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности;

осуществлять предусмотренные законодательством мероприятия по охране земель;

своевременно вносить земельный налог;

не нарушать права других земельных собственников, землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов.

Статья 9. Земельные участки, которые могут находиться в собственности граждан

В собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для:

ведения личного подсобного хозяйства;

строительства и обслуживания жилого дома;

юридических лиц, собственниками которых являются физические лица.

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать размеров, установленных частью второй статьи 54 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Площадь земельных участков, приобретаемых в собственность граждан для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства, определяется в каждом случае согласно статьям 53 и 54 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Статья 10. Земельные участки, которые могут находиться в собственности юридических лиц (их собственников)

В собственности юридических лиц (их собственников), в том числе иностранных, на основании решения Президента Республики Беларусь или уполномоченных им органов могут находиться:

земли, предоставленные для эксплуатации приватизированных объектов производственного назначения и объектов по оказанию услуг;

земли, предоставленные для строительства и эксплуатации необходимых Республике Беларусь предприятий при осуществлении инвестиционных проектов.

Статья 11. Земли, не подлежащие отчуждению из собственности Республики Беларусь в собственность граждан и юридических лиц (их собственников)

Не подлежат передаче в собственность граждан Республики Беларусь для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства:

земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);

земли транспорта и связи;

земли, предоставленные для нужд обороны;

земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;

земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

сенокосы, пастбища и другие угодья населенных пунктов, используемые для общих нужд населения;

земельные участки, предоставленные или предоставляемые гражданам для целей, указанных в части первой статьи 9 настоящего Закона, если в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки городов и других населенных пунктов предусмотрено иное целевое использование этих участков;

служебные земельные наделы;

земли населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Перечень таких населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Юридическим лицам (их собственникам) не отчуждаются земли, не соответствующие требованиям статьи 10 настоящего Закона.

Статья 12. Порядок отчуждения земель в собственность иностранных государств для дипломатического представительства и консульского учреждения

Для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь, в том числе для размещения резиденции руководителя такого представительства (учреждения), иностранное государство может приобрести в собственность земельный участок, если:

в соответствии с законодательством иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории иностранного государства;

одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство гарантирует Республике Беларусь право приобретения в собственность земельного участка на территории этого иностранного государства для тех же целей;

это предусмотрено международным договором Республики Беларусь.

Земельный участок для постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения приобретается иностранным государством на основании договора, заключенного с Советом Министров Республики Беларусь, а в отношении резиденции руководителя такого представительства (учреждения) — также на основании договора с гражданином Республики Беларусь — собственником земли. При этом местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения согласовывается с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Статья 13. Порядок передачи земель, находящихся в собственности Республики Беларусь, в собственность граждан Республики Беларусь

Земли, находящиеся в собственности Республики Беларусь, указанные в частях первой, второй и третьей статьи 16 Кодекса Республики Беларусь о земле, передаются в собственность граждан Республики Беларусь соответственно сельскими, городскими (поселковыми), районными исполнительными и распорядительными органами.

Другие публикации:  Заключение брака в великобритании

Передача производится по заявлению гражданина после внесения платы за землю.

Граждане, имеющие во владении и пользовании земельные участки, предоставленные им до принятия настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства, приобретают один из этих участков по льготной цене в соответствии с частью второй статьи 16 настоящего Закона.

Также по льготной цене приобретают в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Республики Беларусь.

Во всех остальных случаях земельные участки приобретаются в собственность по нормативной цене, устанавливаемой согласно части первой статьи 16 настоящего Закона, и по договорной цене (не ниже нормативной), если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Граждане, указанные в части третьей настоящей статьи и не подавшие заявление до 1 января 2000 года, теряют право на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене.

По обоснованной просьбе гражданина местный исполнительный и распорядительный орган может отсрочить внесение платы (ее части) за земельный участок, приобретаемый в собственность, но не более чем на два года.

До полного внесения платы за землю гражданину запрещается отчуждать ее, а также сдавать в аренду и в залог.

Порядок, определенный настоящей статьей, не распространяется на отчуждение земельных участков юридическим лицам, собственниками которых являются граждане Республики Беларусь.

Статья 14. Порядок передачи земель в собственность юридических лиц (их собственников) из собственности Республики Беларусь

Передача земли в собственность юридических лиц (их собственников), в том числе иностранных, из собственности Республики Беларусь осуществляется за плату в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Земля приобретается за счет средств соответствующего юридического лица.

Статья 15. Порядок осуществления сделок с земельными участками

Сделки по отчуждению земельных участков, находящихся в собственности Республики Беларусь, совершаются на основании письменного решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов.

Сделки по отчуждению земельных участков, не находящихся в собственности Республики Беларусь, совершаются в письменной форме, нотариально удостоверяются и регистрируются соответственно в сельском, городском (поселковом), районном исполнительном и распорядительном органе.

Собственники земельных участков, приобретенных для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства, имеют право отчуждать земельные участки соответствующим местным исполнительным и распорядительным органам и гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земель в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь. Жилые дома, дачи и садовые домики могут отчуждаться гражданам Республики Беларусь, которые могут быть собственниками таких участков, только вместе с земельными участками, если они находятся в частной собственности, в размерах, предусмотренных соответственно частью первой статьи 53 и частью первой статьи 54 Кодекса Республики Беларусь о земле, кроме случаев продажи строений на снос.

Отчуждение земельных участков, приобретенных гражданами в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, производится по разрешению местных исполнительных и распорядительных органов и при сохранении целевого назначения земель.

В случаях приобретения жилого дома, дачи, садового домика в собственность лицом, не имеющим права получения в собственность земельного участка, имеющего отношение к такому строению, этот участок выкупается у собственника соответствующим исполнительным и распорядительным органом за плату по ценам, действующим на момент выкупа.

Если бывший собственник жилого дома имеет другой дом в том же населенном пункте и постоянно проживает в нем, он может сохранить в собственности земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в размерах, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Закона.

Статья 16. Цена земли

Нормативная цена земли при продаже ее соответствующими исполнительными и распорядительными органами устанавливается Советом Министров Республики Беларусь исходя из качества земли и ее месторасположения.

Льготная цена земли устанавливается в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за эту землю, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» на момент выкупа.

Средства, поступающие от продажи земли, отчуждаемой из собственности Республики Беларусь, направляются в специальный внебюджетный фонд соответствующей административно-территориальной единицы, а при продаже юридическим лицам — в республиканский бюджет и используются на охрану земель, повышение их качества, землеустройство и социальное развитие территорий.

В случаях, если законодательством не установлена льготная, нормативная или иная фиксированная цена на землю, участники сделки определяют цену на земельный участок по договоренности. При отчуждении земли из собственности Республики Беларусь цена на нее не может быть ниже нормативной, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Статья 17. Наследование и правопреемственность в отношении земельных участков

Наследование и правопреемственность в отношении земельных участков осуществляются согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Земельный участок не передается по наследству или правопреемникам в случаях, когда ни один из наследников (правопреемников) не может быть собственником земли. В этих случаях земельный участок переходит в собственность Республики Беларусь, а наследники (правопреемники) получают денежную компенсацию, равную сумме, выплачиваемой при осуществлении выкупа соответствующих земельных участков. Вместо компенсации наследникам (правопреемникам) по их желанию соответствующие земельные участки предоставляются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в пользование (аренду) при сохранении их целевого назначения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 18. Залог (ипотека) земельного участка

Земельные участки, находящиеся в собственности граждан Республики Беларусь и юридических лиц (их собственников), в том числе иностранных, могут являться предметом залога только в качестве обеспечения своевременного возврата банковского кредита.

В случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обязательства банк-залогодержатель имеет право от имени залогодателя реализовать при сохранении целевого назначения земельный участок соответствующему исполнительному и распорядительному органу либо физическому или юридическому лицу, которое может быть собственником такого участка, и из вырученной суммы удовлетворить свои претензии к залогодателю.

Залог земельного участка осуществляется только при наличии согласия государственных органов, уполномоченных предоставлять соответствующий земельный участок в частную собственность. Реализация заложенного земельного участка осуществляется на основании решения суда.

Заклад земельного участка запрещается.

Статья 19. Аренда земельного участка

Собственники земельных участков, приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, на период временной нетрудоспособности (сроком до одного года), обучения на дневных отделениях учебных заведений, прохождения действительной срочной воинской службы и военных сборов могут передавать земельные участки в аренду гражданам Республики Беларусь. В случаях наследования таких же земельных участков несовершеннолетними наследниками допускается передача участков в аренду другим гражданам законными представителями наследников под контролем соответствующих исполнительных и распорядительных органов до приобретения наследниками полной дееспособности.

Собственники земельных участков, приобретенных для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства, могут передавать их гражданам в аренду при условии сохранения целевого назначения земель, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком в размерах, предусмотренных соответственно частью первой статьи 53 и частью первой статьи 54 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Юридические лица при передаче в аренду недвижимого имущества или (и) предприятия вместе с этим имуществом или (и) предприятием должны передавать в аренду соответствующие земельные участки, находящиеся в собственности арендодателя (его собственника).

Статья 20. Основания прекращения права собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) и иностранных государств на землю

Право собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) и иностранных государств на земельный участок (его часть) прекращается путем передачи земельного участка (его части) в собственность Республики Беларусь в случаях добровольного отчуждения земли соответствующему исполнительному и распорядительному органу и принудительного изъятия земельного участка, а также в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 15, частью второй статьи 17 и частью второй статьи 18 настоящего Закона.

Статья 21. Случаи, при которых допускается принудительное изъятие земельных участков

Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности и в собственности иностранных государств, осуществляется по решению суда:

для государственных или общественных нужд;

при систематическом невнесении земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь;

в случаях утраты гражданства Республики Беларусь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц, при котором эти лица приравниваются к лицам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, согласно законодательным актам Республики Беларусь, если собственниками соответствующего земельного участка могут быть только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к ним;

в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с частью пятой статьи 15 настоящего Закона;

при использовании земли не по целевому назначению;

при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет — в остальных случаях;

при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

при использовании земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

в случае ликвидации юридического лица, для осуществления деятельности которого был предоставлен земельный участок (для юридических лиц (их собственников)).

Земельный участок, предоставленный в собственность иностранного государства, подлежит принудительному изъятию также в случаях, если аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности Республики Беларусь.

Положения частей первой и второй настоящей статьи не распространяются на земельные участки, предоставленные в собственность иностранного государства для дипломатического представительства или консульского учреждения. Соответствующие земельные участки подлежат принудительному изъятию только в случаях, если это предусмотрено соответствующим международным договором.

Решение о принудительном изъятии земельного участка за нарушение земельного законодательства принимается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения предупреждения от уполномоченного лица собственник (его юридическое лицо) земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

Статья 22. Порядок передачи земель, находящихся в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных государств, юридических лиц (их собственников), в собственность Республики Беларусь

Передача земель, находящихся в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных государств, юридических лиц (их собственников), в собственность Республики Беларусь производится после их выкупа и возмещения в полном объеме убытков согласно статье 107 Кодекса Республики Беларусь о земле, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

При изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд вместо выкупа по желанию собственника ему предоставляется в собственность равноценный земельный участок для строительства на новом месте физическими или юридическими лицами, для которых отводятся земельные участки, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых вместе с земельным участком.

Допускается добровольное безвозмездное отчуждение земельного участка, находящегося в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных государств, юридических лиц (их собственников), в собственность Республики Беларусь.

Выкуп земельных участков, предоставляемых после изъятия сельскими и городскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами, осуществляют соответствующие органы, а других земельных участков — районные исполнительные и распорядительные органы.

Выкуп земельных участков, а также возмещение убытков производятся за счет средств юридических и физических лиц, которым предоставляются изымаемые земельные участки, в сроки, установленные судом, но не свыше трех месяцев со дня изъятия этих участков.

Выкуп земельных участков, не предоставляемых непосредственно после выкупа юридическим и физическим лицам, производится за счет средств соответствующего местного бюджета (при выкупе у юридических лиц (их собственников) — за счет средств республиканского бюджета) в течение трех месяцев с момента передачи земельного участка в собственность Республики Беларусь.

При выкупе собственнику отчуждаемого земельного участка возмещаются расходы, связанные с улучшением качества земли, за исключением случаев изъятия за использование земли не по целевому назначению, систематического невыполнения мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли, использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки. Порядок возмещения указанных расходов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

При выкупе земель, изымаемых при систематическом невнесении земельного налога, из суммы выкупа удерживается задолженность по налогам, а при выкупе земель, изымаемых при использовании не по целевому назначению, неиспользовании по целевому назначению, неисполнении требований природоохранного режима, использовании земель способами, ведущими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологического состояния, возмещаются убытки, связанные с восстановлением качества земель, в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Статья 23. Платежи за земельные участки, находящиеся в частной собственности

Граждане Республики Беларусь и юридические лица, в том числе иностранные, которые приобрели землю в собственность, облагаются ежегодно земельным налогом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 24. Порядок рассмотрения споров, связанных с правом собственности на землю

Все споры, связанные с правом собственности на землю, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 25. Международные договоры

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.